МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
статья на тему
В последние годы в связи с развитием систем телекоммуникаций и предприятий телекоммуникационной отрасли, внедрением систем «Умный дом» в строительной отрасли, усложнением технических средств систем пожарной и охранной сигнализации в адрес образовательной организации начали поступать заказы на специалистов в области радиоэлектроники по различным отраслям.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_oktyabr_2015.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Авт. О.П.Костромитинова
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
Радиоэлектроника – самая быстрорастущая отрасль в мире, в которой реализуется большое число инновационных проектов. Темп роста промышленности за последние 30 лет составил, в среднем, около 8% в год. Ожидается, что к 2025 году объем мирового рынка радиоэлектроники составит 4 трлн долларов. [1]
На протяжении 10 лет основным направлением образовательного процесса по специальности 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» была подготовка специалистов, осуществляющих ремонт бытовой радиоаппаратуры.
В последние годы в связи с развитием систем телекоммуникаций и предприятий телекоммуникационной отрасли, внедрением систем «Умный дом» в строительной отрасли, усложнением технических средств систем пожарной и охранной сигнализации в адрес образовательной организации начали поступать заказы на специалистов в области радиоэлектроники по различным отраслям. Одним из заказчиков выступило предприятие ООО «Технологии безопасности - Ачинск», осуществляющее монтаж систем охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.
Перед образовательной организацией была поставлена задача - подготовить студентов – практикантов, обладающих общими и профессиональными компетенциями и готовыми к определенному виду трудовой деятельности на основе качеств, отобранных специалистами предприятий:
- достаточные практические и теоретические знания и навыки;
- развитые профессиональные качества, необходимые для выполняемой работы (инициативность, организаторские способности и т. д.);
- высокая работоспособность;
- коммуникабельностью (умением слышать и слушать), не вызывать отрицательных эмоций у собеседника.
Главные претензии к студентам – практикантам, а в последующем и к выпускникам — низкая самооценка, невысокие жизненные притязания, нежелание реализовать себя в жизни. [2]
На пути подготовки специалистов в области радиоэлектроники возникает множество трудностей, самая большая проблема - недостаточно современной технической базы, оборудование, как правило, устаревшее, тем более что оборудование устаревает в течение трех лет, и постоянное обновление требует больших финансовых вложений.
Образовательная организация заключила партнерские соглашения со всеми ведущими предприятиями города Ачинска: ОАО Ростелеком, ООО СиНТ, ООО Оптикс Тел, ООО Технологии безопасности – Ачинск, ООО Интермедиа, ОАО Электроника, ООО Центр технического обслуживания, ООО РУС – ИНЖИНИРИНГ и т.д.
Все студенты специальности распределяются по местам практики по 3 человека, где практически за каждым закреплен наставник, реализуется индивидуальный подход в образовании.
По окончанию производственной практики студенты 3 курса специальности 210414 представляют отчеты по производственной практике, защита отчетов проходит в форме дискуссии. Обсуждаются следующие вопросы:
- характеристика деятельности предприятия, организация основного и вспомогательного производства;
- конкурентоспособность предприятия;
- организация труда на предприятии; форма заработной платы, условия работы;
- качество услуг и спрос на них;
- уровень организации труда;
- психологический климат в компании.
В результате обсуждения 70% обучающихся определяются с направлением дальнейшего практического обучения, а 50% студентов определяются с темой своих будущих дипломных проектов по местам прохождения практики.
Так как предприятия заинтересованы в молодых специалистах, то осуществляют информационно-методическую поддержку и предоставляют техническую документацию для предварительной подготовки студента – практиканта. В результате студент - практикант имеет возможность изучить оборудование и технологии профессиональной деятельности еще до начала прохождения практики.[3]
Руководители практики от колледжа осуществляют мониторинг оборудования на базах практики (аппаратура Eltex, ИКМ-4ДМ, Гранит-4,8,12, Сигнал-20, С-2000 и т.д.), осуществляют подборку материалов для предварительной подготовки студентов совместно с работодателями.
В результате совместной работы «руководитель практики от колледжа – студент-практикант – работодатель» выстроилась траектория освоения профессиональных компетенций в рамках конкретного предприятия. Например, на предприятии ООО «Технологии безопасности - Ачинск» студент-практикант осуществлял сборку, монтаж и демонтаж устройств, блоков и приборов системы охранно-пожарной сигнализации, при этом совершенствовал уровень освоения профессиональных компетенций: ПК 1.1. Использовать технологии, техническое оснащение и оборудование для сборки, монтажа и демонтажа устройств, блоков и приборов различных видов радиоэлектронной техники, а именно системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения; ПК 1.2. Эксплуатировать приборы для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ; ПК 1.3. Применять контрольно-измерительные приборы для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.
В рамках освоения ПМ.02 этот же студент-практикант планирует осуществлять настройку, регулировку и проводить стандартные и сертифицированные испытания устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники, а именно, устройств сбора и обработки данных, блоков резервного питания, приёмно-контрольного оборудования и периферийных устройств системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.
На завершающем этапе обучения технический отдел предприятия предоставит техническую документацию на приёмно-контрольное оборудование, блоки резервного питания и др., изучив которую практикант сможет усовершенствовать уровень освоения профессиональных компетенций в рамках ПМ.03: ПК 3.1. Проводить обслуживание аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники, на примере устройств системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения; ПК 3.2. Использовать алгоритмы диагностирования устройств и блоков радиоэлектронной техники; ПК 3.3. Производить ремонт радиоэлектронного оборудования, например ППК Сигнал – 20 или РИП-24 и т.д.
Еще одним важным социальным партнером является красноярский филиал ОАО «Ростелеком». Ежегодно 30% студентов, обучающихся по специальности 210414, проходят практику на данном предприятии. Совместно с инженерами предприятия была разработана программа производственной практики для специальности 210414, содержание которой направлено на поэтапное освоение профессиональных компетенций и приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей. Практика выстроена таким образом, чтобы практиканты по ПМ.01 осуществляли монтаж и сборку линейных сооружений, абонентского и станционного оборудования многоканальной системы телекоммуникаций, по ПМ.02 - осуществляли настройку и испытание этого оборудования, в рамках ПМ.03 – проводили техническую диагностику и последующий ремонт станционного оборудования и системы электропитания связи УЭПС. Технический отдел предприятия предоставляет имеющуюся литературу, техническую и другую документацию.
Руководителям практики от образовательного учреждения удается обеспечить индивидуальный подход к каждому практиканту, максимальное выполнение им разделов типовой программы производственной практики и высокую результативность. [4]
Анализируя трудоустройство выпускников специальности 210414 за 2012-2015 гг. приведем статистику: трудоустроились на местах баз практики сразу по окончанию обучения – 10%; трудоустроились на местах баз практики после прохождения службы в ВС РФ – 25%; остались в ВС РФ по контракту по профилю специальности – 10%;трудоустроились на профильных предприятиях – 30%; продолжили обучение – 10%; трудоустроились не по профилю специальности – 10%; не определились – 5%.
Итогом тесного взаимодействия и сотрудничества с предприятиями-работодателями преподаватели специальности осуществляют пересмотр и корректировку программ профессиональных модулей и программ практик с учетом требований работодателей и оборудования предприятий – баз практик. При этом работодатель получит специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после получения диплома. [5]
Список используемых источников
- Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2012 N 2396-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139234/ a1bb643b469453352ff475ae18fadf22a303b11c/
- Требования работодателей к системе профессионального образования Е.М.Авраамова, И.Б.Гурков, Ред.: Т.Л.Клячко, Г.А.Краснова Москва: МАКС Пресс, 2006, cерия "Управление. Финансы. Образование"
- Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. пособие/ В. А. Скакун.- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007.- 320 с.
- Джебран Д. Х. Что работодатели ожидают от выпускников вузов. [Электронный ресурс], режим доступа: http:// info@student-cz
- Лазарев Г. И. Молодой специалист на рынке труда: ожидания выпускника и взгляд работодателя. [Электронный ресурс], режим доступа: http://prof.center@vvsu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине МАТЕМАТИКА Специальность 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 КУРС 2 СЕМЕСТРпо дисциплине МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы.Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии ЦК МАТ...
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Математика СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»
Пояснительная записка.Критерии оценки Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ЕН.01.Математика в форме зачёта....
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА для специальности11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (на базе 11 классов)
1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине математика 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)2. Состав КОС для текущего контроля знаний, умений ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02.02 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ (ПО ОТРАСЛЯМ) (НА БАЗЕ 11 КЛАССОВ) (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Рабочая программа учебной дисциплины математика разработана на основе Федерального государст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02. 02 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ» (по отраслям) (базовая подготовка) (2 СЕМЕСТР)
Рабочая программа учебной дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ разработана на основе Федерального государственного образовательно...
Вопросы к зачету для специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (на базе 11 классов)
Вопросы к зачету для специальности11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)(на базе 11 классов) для группы 1ОРТ11-3....
Разработка интегрированных занятий дисциплин общепрофессионального цикла по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»
Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных обра...