МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
статья на тему

Костромитинова Олеся Павловна

В последние годы в связи с развитием систем телекоммуникаций и предприятий телекоммуникационной отрасли, внедрением систем «Умный дом» в строительной отрасли,  усложнением технических средств систем пожарной и охранной сигнализации в адрес образовательной организации начали поступать заказы на специалистов в области радиоэлектроники по различным отраслям.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_oktyabr_2015.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Авт.  О.П.Костромитинова

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

Радиоэлектроника – самая быстрорастущая отрасль в мире, в которой реализуется большое число инновационных проектов. Темп роста промышленности за последние 30 лет составил, в среднем, около 8% в год. Ожидается, что к 2025 году объем мирового рынка радиоэлектроники составит 4 трлн долларов. [1]

На протяжении 10 лет основным направлением образовательного процесса по специальности 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» была подготовка специалистов, осуществляющих ремонт бытовой радиоаппаратуры.  

В последние годы в связи с развитием систем телекоммуникаций и предприятий телекоммуникационной отрасли, внедрением систем «Умный дом» в строительной отрасли,  усложнением технических средств систем пожарной и охранной сигнализации в адрес образовательной организации начали поступать заказы на специалистов в области радиоэлектроники по различным отраслям. Одним из заказчиков выступило предприятие ООО «Технологии безопасности - Ачинск», осуществляющее монтаж систем охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.

Перед образовательной организацией была поставлена задача - подготовить студентов – практикантов, обладающих общими и профессиональными компетенциями и готовыми к определенному виду трудовой деятельности на основе качеств, отобранных специалистами предприятий:

  • достаточные практические и теоретические знания и навыки;
  • развитые профессиональные качества, необходимые для выполняемой работы (инициативность, организаторские способности и т. д.);
  • высокая работоспособность;
  • коммуникабельностью (умением слышать и слушать), не вызывать отрицательных эмоций у собеседника.

Главные претензии к студентам – практикантам, а в последующем и к выпускникам — низкая самооценка, невысокие жизненные притязания, нежелание реализовать себя в жизни. [2]

На пути подготовки специалистов в области радиоэлектроники возникает множество трудностей, самая большая проблема - недостаточно современной технической базы, оборудование, как правило, устаревшее, тем более что оборудование устаревает в течение трех лет, и постоянное обновление требует больших финансовых вложений.

Образовательная организация заключила партнерские соглашения со всеми ведущими предприятиями города Ачинска: ОАО Ростелеком, ООО СиНТ, ООО Оптикс Тел, ООО Технологии безопасности – Ачинск, ООО Интермедиа, ОАО Электроника, ООО Центр технического обслуживания, ООО РУС – ИНЖИНИРИНГ и т.д.

Все студенты специальности распределяются по местам практики по 3  человека, где практически за каждым закреплен наставник, реализуется индивидуальный подход в образовании.

По окончанию производственной практики студенты 3 курса специальности 210414 представляют отчеты по производственной практике, защита отчетов проходит в форме дискуссии. Обсуждаются следующие вопросы:

  • характеристика деятельности предприятия, организация основного и вспомогательного производства;
  • конкурентоспособность предприятия;
  • организация труда на предприятии; форма заработной платы, условия работы;
  • качество услуг и спрос на них;
  • уровень организации труда;
  • психологический климат в компании.

В результате обсуждения 70% обучающихся определяются с направлением дальнейшего практического обучения, а 50% студентов определяются с темой своих будущих дипломных проектов по местам прохождения практики.

Так как предприятия заинтересованы в молодых специалистах, то осуществляют информационно-методическую поддержку и предоставляют техническую документацию для предварительной подготовки студента – практиканта. В результате студент - практикант имеет возможность изучить оборудование и технологии профессиональной деятельности еще до начала прохождения практики.[3]

Руководители практики от колледжа осуществляют мониторинг оборудования на базах практики (аппаратура Eltex, ИКМ-4ДМ, Гранит-4,8,12, Сигнал-20, С-2000 и т.д.),  осуществляют подборку материалов для предварительной подготовки студентов совместно с работодателями.

В результате совместной работы «руководитель практики от колледжа – студент-практикант – работодатель»  выстроилась траектория освоения профессиональных компетенций в рамках конкретного предприятия. Например, на предприятии ООО «Технологии безопасности - Ачинск» студент-практикант осуществлял сборку, монтаж и демонтаж устройств, блоков и приборов системы охранно-пожарной сигнализации, при этом совершенствовал уровень освоения профессиональных компетенций: ПК 1.1. Использовать технологии, техническое оснащение и оборудование для сборки, монтажа и демонтажа  устройств, блоков и приборов различных видов радиоэлектронной техники, а именно системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения; ПК 1.2. Эксплуатировать приборы для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ; ПК 1.3. Применять контрольно-измерительные приборы для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.

В рамках освоения ПМ.02 этот же студент-практикант планирует осуществлять настройку, регулировку и проводить стандартные и сертифицированные испытания устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники, а именно, устройств сбора и обработки данных, блоков резервного питания, приёмно-контрольного оборудования и периферийных устройств системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.

 На завершающем этапе обучения технический отдел предприятия предоставит техническую документацию на приёмно-контрольное оборудование, блоки резервного питания и др., изучив которую практикант сможет усовершенствовать уровень освоения профессиональных компетенций в рамках ПМ.03: ПК 3.1. Проводить обслуживание аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники, на примере устройств системы охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения; ПК 3.2. Использовать алгоритмы диагностирования устройств и блоков радиоэлектронной техники; ПК 3.3. Производить ремонт радиоэлектронного оборудования, например ППК Сигнал – 20 или РИП-24 и т.д.

Еще одним важным социальным партнером является красноярский филиал ОАО «Ростелеком». Ежегодно 30% студентов,  обучающихся по специальности 210414, проходят практику на данном предприятии. Совместно с инженерами предприятия была разработана программа производственной практики для специальности 210414, содержание которой направлено на поэтапное освоение профессиональных компетенций и приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей. Практика выстроена таким образом, чтобы практиканты по ПМ.01 осуществляли монтаж и сборку линейных сооружений, абонентского и станционного оборудования многоканальной системы телекоммуникаций,  по ПМ.02  - осуществляли настройку и испытание этого оборудования, в рамках ПМ.03 – проводили техническую диагностику и последующий ремонт станционного оборудования и системы электропитания связи УЭПС. Технический отдел предприятия предоставляет  имеющуюся литературу, техническую и другую документацию.

Руководителям практики от образовательного учреждения удается обеспечить индивидуальный подход к каждому практиканту, максимальное выполнение им разделов типовой программы производственной практики и высокую результативность.  [4]

Анализируя трудоустройство выпускников специальности 210414 за 2012-2015 гг. приведем статистику: трудоустроились на местах баз практики сразу по окончанию обучения – 10%; трудоустроились на местах баз практики после прохождения службы в ВС РФ – 25%; остались в ВС РФ по контракту по профилю специальности – 10%;трудоустроились на профильных предприятиях – 30%; продолжили обучение – 10%; трудоустроились не по профилю специальности – 10%; не определились – 5%.

Итогом тесного взаимодействия и сотрудничества с предприятиями-работодателями преподаватели специальности осуществляют пересмотр и корректировку программ профессиональных модулей и программ практик с учетом требований работодателей и оборудования предприятий – баз практик. При этом работодатель получит специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после получения диплома. [5]

Список используемых источников

  1. Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2012 N 2396-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139234/ a1bb643b469453352ff475ae18fadf22a303b11c/
  2. Требования работодателей к системе профессионального образования Е.М.Авраамова, И.Б.Гурков, Ред.: Т.Л.Клячко, Г.А.Краснова Москва: МАКС Пресс, 2006, cерия "Управление. Финансы. Образование"
  3. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. пособие/ В. А. Скакун.- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007.-  320 с.
  4. Джебран Д. Х. Что работодатели ожидают от выпускников вузов. [Электронный ресурс], режим доступа: http:// info@student-cz
  5. Лазарев Г. И. Молодой специалист на рынке труда: ожидания выпускника и взгляд работодателя. [Электронный ресурс], режим доступа: http://prof.center@vvsu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине МАТЕМАТИКА Специальность 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 КУРС 2 СЕМЕСТРпо дисциплине    МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы.Рассмотрен  на заседании предметной (цикловой) комиссии  ЦК МАТ...

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Математика СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

Пояснительная записка.Критерии оценки  Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ЕН.01.Математика в форме зачёта....

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА для специальности11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (на базе 11 классов)

1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине математика 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)2. Состав КОС для текущего контроля знаний, умений ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02. 02 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ» (по отраслям) (базовая подготовка) (2 СЕМЕСТР)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...

Вопросы к зачету для специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (на базе 11 классов)

Вопросы к зачету для специальности11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)(на базе 11 классов) для группы 1ОРТ11-3....

Разработка интегрированных занятий дисциплин общепрофессионального цикла по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных обра...