Разработка интегрированных занятий дисциплин общепрофессионального цикла по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»
методическая разработка

Кондратьев Михаил Юрьевич

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а компетентностные подходы. Под обучением, основанном на общих и профессиональных компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в структуре модульных программ, которые требуют серьёзного методического обеспечения.

 Для повышения качества обучения в учреждениях СПО применяют различные формы проведения занятий, где наиболее эффективными считаются занятия, с применением активных методов обучения.  Одной из таких форм являются интегрированные занятия.

Интегрированное занятие - это особый тип занятия, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. На таком занятии всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированные занятия могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, а могут включать лишь отдельные составляющие содержания дисциплин, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины.   

Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета

Любое интегрированное занятие связано с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. Системообразующий фактор является главным в организации занятия, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

           Объект исследования:  интегрированные занятия в учреждениях СПО.

Предмет исследования: разработка интегрированных занятий  дисциплин общепрофессионального цикла по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»».

 Цель исследования: разработать интегрированные занятия  дисциплин общепрофессионального цикла по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» как эффективные формы повышения качества обучения студентов технического профиля.

Гипотеза исследования: интегрированные занятия в образовательном процессе СПО будут эффективны при условии тщательного анализа материала интегрируемых дисциплин; определении компетенций дисциплин которые будут включены в данное занятие и  позволит преподавателям повысить качество обучения и интерес студентов к дисциплинам. Студенты же, в свою очередь,  получат более глубокое представление об изучаемых дисциплинах и межпредметных связях.

 

 

Задачи исследования:

1.                Проанализировать психолого-педагогическую и  профессионально-методическую литературу по  проблеме  исследования.

2.                Изучить понятие «интегрированные занятия» с учетом специфики учебного процесса в учреждениях СПО технического профиля.

3.                Разработать и внедрить интегрированные занятия  дисциплин общепрофессионального цикла в условиях Якутского колледжа связи и энергетики имени П. И. Дудкина

4.                Составить методические рекомендации по организации интегрированных занятий в учреждениях СПО технического профиля.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

-      научные исследования в области управления качеством образования             (В.Г. Казанович, В.А. Кальней, Э.М. Коротков, В.И. Круглов,                    М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, В.А. Сластенин и др.);

-       положения Болонской декларации;

- принципы компетентностного подхода в образовании                      (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, О.Н. Олейникова, А.В. Хуторской и др.);

-      монография: Формирование целостной среды для профессионально-личностного развития студентов (Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов)

Для решения поставленных задач, использовались следующие методы педагогических исследований:

1.                Теоретические - теоретический и  сравнительный анализ литературы по теме исследования, систематизация, аналогия научных фактов, моделирование;

2.                Эмпирические  - педагогическое наблюдение, диагностические методы (опросы, тестирования), метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическая и практическая значимость: заключается в том, что разработанные занятия могут быть использованы в образовательном процессе  учебных заведениях СПО по профилю.

   База исследования: группы специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» дневного отделения  Автономного учреждения РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И. Дудкина».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глава 1 Теоретическое обоснование  учебно-методического обеспечения для учреждений СПО в контексте ФГОС

1.1 Теоретические аспекты учебного процесса в учреждениях СПО в условиях ФГОС третьего поколения

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) изменило требования к качеству образования, темпам модернизации образования, определило новые для Российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Новая структура Федеральных государственных образовательных стандартов утверждена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ.

Одним из важнейших изменений в системе образования, является практико-ориентированный подход к организации учебного процесса, что позволяет студентам решать задачи их профессионального самоопределения. Учебные практики, начиная с первого курса, формируют у студентов профессиональные навыки и умения. Согласно требованиям ФГОС доля часов практики должна составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества часов обучения, предусмотренных учебными планами специальностей. Основным средством реализации практико-ориентированной направленности предметов в системе профильного обучения является практико-ориентированные задачи. Сформированность умений, приобретаемых студентами при решении подобных задач, позволяет им самостоятельно ставить задачи прикладного и профессионального характера, анализировать результаты решения в зависимости от направления корректировки условия задачи, что, несомненно, важно в процессе реализации практико-ориентированного обучения предметов.

 Отмена вступительных испытаний и общедоступность СПО, определенная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ, не позволяет на этапе приема в профессиональные образовательные организации объективно оценить уровень школьной подготовки абитуриентов. Только в результате входного мониторинга по общеобразовательным дисциплинам выявляется уровень знаний поступивших в колледж студентов.

Основными  целями  системы  среднего  профессионального  образования (СПО) являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания  образования,  т.  е.  от  того,  как  поставлен  процесс  овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности. Все это определяет необходимость исследования и внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС, формирование профессиональных компетенций студента.

Обеспечение качества профессионального образования в сложившихся условиях возможно при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий. Их важность была осознана в России еще в 80-х годах ХХ века в поисках эффективных систем обучения, а реальная технологизация отечественного среднего профессионального образования активизировалась с введением ФГОС.

Проблема образовательных технологий исследована в большом количестве работ (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, А.К. Колеченко,               В.М. Монахов, А.А. Факторович, М.А. Чошанов) и в диссертационных исследованиях (С.А. Ефимова, В.Г. Казанович, Н.Н. Михайлова,                И.В. Муштавинская). В этих исследованиях, проведенных в конце ХХ – начале ХХI века, доказана необходимость существенной реконструкции образовательного процесса на технологических основаниях, раскрыты отличительные признаки образовательных технологий, системы их проектирования и оценки эффективности. В большинстве работ образовательная технология рассматривается как достаточно обязательная и строгая последовательность операций, определяющих запланированный педагогический результат, в частности, требуемый уровень качества образования.

На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияет  большое  число  факторов:  педагогическое мастерство  преподавателя,  его  квалификация  и  энтузиазм,  материальная  база учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, требования национально-регионального компонента и учебного заведения.  Важнейшую  роль  играет  наличие  учебно-методической документации,  отвечающей  требованиям   ФГОС,  и  комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию.

Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время был  принят  ряд  нормативно-распорядительных  документов  Минобразования, а позднее Минобрнауки РФ, в которых выдвинуты новые  требования  к  структуре  и  содержанию  учебно-методического обеспечения учебного процесса, введены новые критерии показателя государственной аккредитации высших и средних профессиональных  учебных  заведений  –  «Методическая  работа».  В частности,  установлено,  что  все  учебные  дисциплины  основных образовательных  программ  должны  быть  обеспечены  учебно-методическими комплексами  (УМК); в преподавании всех дисциплин является обязательным использование инновационных методов в образовательном процессе. Поэтому от построения содержания  обучения  зависят  подготовка  специалиста  и  его  образованность:  чем  качественнее  учебно-методическая  (программная)  документация, тем больше достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист. Естественно, что для достижения цели  – создания качественного учебно-программного материала  требуется  много  усилий  преподавателя-предметника,  большой временной ресурс, порой растягивающийся на годы, проведение научной работы и просто самообразование.

На  формирование  содержания  обучения  влияют  такие  формы мыслительной деятельности, как анализ и самоанализ полученных результатов  (знаний, умений и навыков студентов), поиск зависимости между усвоением теоретического материала, приобретением практических  умений  и  навыков  и  тематическим  планированием либо межпредметными связями, а также уровнем сложности дисциплины.  Все  это  позволяет  грамотно  корректировать  учебно-методическую  (программную)  документацию,  добиваясь  тем  самым образовательных целей.

Любой,  даже  начинающий,  преподаватель-предметник  должен понимать значимость учебно-методической документации. Поэтому важное место в методической работе отводится вопросам комплексного методического обеспечения государственных образовательных  стандартов  СПО,  которые  предусматривают  разработку учебно-методических  комплексов  специальностей,  освоение  технологий  обучения  и  внедрение  инновационных  педагогических технологий.  Качество  и  результативность  образовательного  процесса  повышаются,  если  его  учебно-методическое  обеспечение осуществляется  комплексно,  то есть включает  в  себя  разработку  и создание  системы  нормативной  и  учебно-методической  документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса.


1.2 Интегрированные занятия как  эффективная форма  образовательного процесса  в учреждениях СПО  технического профиля

Согласно  классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный занятие относится к группе технологий                     «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

В основе предметно - классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У обучающихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность межпредметных связях учебных дисциплин.

Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения»  педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе   «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования.

В отечественной педагогике это движение представлено ленинградской школой межпредметников и ведущим автором работ на эту тему профессором Максимовой В.Н., а так же свердловской  школой, оформившейся в международную Таватуйскую школу-семинар по педагогической интеграции под руководством интеграции под руководством автора книги. В настоящее время по разным причинам тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин  перестала быть научно актуальна, а решение реально существующей проблемы оказалось переданным учителю. А между тем 70-80-е годы дали оригинальные работы по описанию самих межпредметных связей и технологий их установления практиками в ходе учебной  работы. Появились новые типы занятий, в частности, интегрированное занятие, называемое также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло существа дела.

Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрывают отдельные аспекты проблемы интеграции и показывают ее комплексный характер. Идеи межпредметных связей и их переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками педагогов различных эпох: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.


1.3.Проектирование  занятий дисциплин

Интегрированное занятие - это особый тип занятия, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком занятии всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированные занятия могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание  дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета.

К использованию интегрированного занятия преподаватели прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных занятий, но прежде чем решиться на интегрированное занятие, надо обратить в союзника преподавателя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим педагогам предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Они должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных занятий.

Самое узкое место интегрированного занятия - это технология взаимодействия преподавателей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; всё занятие может вести один преподаватель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного занятия тоже может быть разной. Это зависит от того, какой объём учебного материала предстоит выдать студентам. Любое интегрированное занятие связано с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на занятиях можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные знания и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном занятии, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации занятия, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

 Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые  изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности педагог определяет:

  • свои мотивы проведения интегрированного занятия и его цель;
  • состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
  • ведущий системооообразующий и вспомогательные компоненты;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность)  расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки обучающимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с преподавателем интегрируемого предмета;
  • критерии оценивания эффективности занятия;
  • форму записи подготовленного занятия;
  • формы и виды контроля полученных знаний обучающихся на данном  занятии.


Выводы по первой главе

Несомненно, разработка интегрированных занятий это процесс трудоёмкий, требующий особого умения педагогов грамотно объединить и систематизировать интегрируемый материал учебных дисциплин или модулей, однако данный тип занятия будет являться инновацией для студентов. А всё новое – это интересно, это привлечет главным образом, их внимание, повысит интерес к изучаемым дисциплинам и  в итоге позволит получить более широкие знания и умения, то есть повысить их профессиональную компетентность.

При грамотном подходе к планированию, подготовке и созданию интегрированных занятий, использовании различных активных методов и средств обучения можно достичь очень высоких показателей качества обучения, что является основным показателем учебного процесса.


Глава 2. Педагогическое обеспечение разработки  интегрированных занятий дисциплин общепрофессионального цикла  по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

2.1. Краткая характерстика учебно-образовательной среды Якутского колледжа связи и энергетики имени П. И. Дудкина

Для реализации ФГОС нового поколения в колледже были разработаны и утверждены основные профессиональные образовательные программы по специальностям. Также приведена в соответствии с требованием ФГОС нормативная база образовательного учреждения, должностные инструкции работников образовательного учреждения. Определен список учебников и учебных пособий, методических ресурсных материалов, используемых в образовательном процессе, разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС.

Современные тенденции в экономике, быстрая смена технологий и совершенствование технического оснащения производства, активное внедрение в процесс производства информационно-коммуникационных технологий ставят перед колледжем новые задачи, направленные на подготовку высококвалифицированного специалиста, готового к постоянному обновлению своего профессионального образовательного уровня, умеющего технически грамотно мыслить, рационально и эффективно трудиться.

Коллектив Якутского колледжа связи и энергетики имени Петра Ивановича Дудкина выбрал стратегическую цель - обеспечение нового качества образования на основе:

  • внедрения различных форм и траекторий образования, в основе которых лежит идея развития личности, готовой к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника;
  • активного внедрения и оптимизации использования информационных технологий в образовательном процессе;
  • реализации образовательных программ по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
  • подготовки специалистов, ориентированных на освоение смежных видов деятельности, мобильных, ответственных за организацию и результаты труда.

В этих условиях кардинально изменилась роль заказчика услуг - потенциального работодателя. Все это привело к необходимости актуализации основных и дополнительных образовательных программ СПО, в использовании инновационных форм и методов обучения; в создании комфортной и привлекательной практико-ориентированной среды обучения и воспитания, отвечающей современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, запросам отдельной личности и отрасли в целом.

Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь, структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

В настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки, привлечении к оценке работодателя.

В соответствии с новыми образовательными стандартами, оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций, носящих профессиональный характер. И выражается через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, выражающиеся в умения вести диалог, получать и передавать информацию различными способами и другие.

Так как оценка должна носить комплексный, интегративный характер, в колледже была разработана методика определения показателей оценки, позволяющая подразделить их по различным формам контроля: текущего, промежуточного и итогового. Это было сделано для того, чтобы избежать дублирования как в формах оценки, так и в методах оценки для различных этапов контроля. Были выявлены наиболее актуальные в модульно-компетентностном обучении формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: экзамен (устный, письменный, практический и т.д.); аттестация; защита проекта (индивидуального, группового). А в соответствии с отобранными формами были определены методы, наиболее отвечающие задачам комплексной оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: экспертное наблюдение; экспертная оценка; собеседование (интервьюирование); анкетирование; тестирование; презентация.

Для обеспечения прозрачности процедуры экзамена квалификационного, учитывая отсутствие в настоящий момент конкретных методических рекомендаций, в колледже было разработано Положение о квалификационном экзамене. Программа квалификационного экзамена разрабатывается, в соответствии с Положением, непосредственно по каждому профессиональному модулю

Провести квалификационный экзамен без использования налаженного механизма взаимовыгодного социально-экономического партнерства колледжа с ведущими предприятиями города просто невозможно, как невозможно произвести оценку освоения вида профессиональной деятельности без работодателя. Работодатель участвует как в разработке программы квалификационного экзамена на стадии согласования процедуры экзамена и собственно оценочных материалов, так и в самой процедуре оценки. Это обеспечивает соответствие содержания и качества профессиональной подготовки специалистов и высококвалифицированных рабочих требованиям ФГОС СПО, запросам личности, потребностям современного рынка труда.

Особенно велика роль работодателя при оценке сформированности профессиональных компетенций в процессе комплексной демонстрации освоенных практических умений на рабочем месте или в среде, имитирующей рабочее место, когда дается оценка навыкам и умениям, необходимым для быстрой адаптации к условиям реального производства. Для установления обратной связи образовательному учреждению необходимо «слышать» потребности рынки труда, превращать услышанное в образовательные результаты на всех уровнях организации образовательных ресурсов, формировать образовательные программы для получения результатов.


2.2.Фрагменты интегрированных занятий  по дисциплинам «Электрорадиоизмерения»  «Электротехника» и «Электронная техника»

Аннотация

 на тему:  «Искажения сигнала в электронных усилителях и способы их оценки»

«Технологическая карта с методической структурой интегрированного урока на тему  «Искажения сигнала в электронных усилителях и способы их оценки»

М.Ю. Кондратьев, Ермолаева В.Г, преподаватели Якутского колледжа связи и энергетики имени П.И. Дудкина, г.Якутск

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их качественного уровня.

  1. Актуальность: Разработка направлена на удовлетворение требований образовательного стандарта настоящего момента;
  2. Значимость: Организация эффективного компетентностно - ориентированного образовательного процесса.
  3. Инновационность: Интеграция содержания дисциплин Электронная техника и Электрорадиоизмерения с эффективным сочетанием активных методов обучения и технологии модерации с мультимедийными  инновационными технологиями в решении образовательных задач на всех этапах занятия.

Цели и задачи:

1.Познавательная –  расширение профессионального кругозора:

 - формирование основных знаний и понятий по теории искажения сигналов;

- изучение видов и  причинискажения сигналов,

- освоение методики испособов оценки искажений и их практической реализации;

2. Развивающая - развитие логического творческого мышления:

- развитие логики анализа,технического мышления при определении вида искажений и причин их возникновения;

-развитие практических навыков  выбора и применения контрольно- измерительной аппаратуры при оценке искажений;

 -развитие мотивации к образованию, к саморазвитию через  практическую профессиональную  направленность  обучения;

- развитиенавыков самоконтроля усвоения через рефлексию деятельности.

3.Воспитательная - осознание системности в обучении:

 -воспитание самоорганизации   в процессе обучения и  осознания необходимости системного подхода к учебному процессу;

-формирование стремления к росту профессиональной компетенции;

Технологическая карта с методической структурой урока по теме «Искажения сигнала в электронных усилителях и способы их оценки» несет в себе форму организации учебного процесса и его методического аппарата обеспечения в рамках учебной образовательной единицы – интегрированного занятия. Разработка основана на применении авторской технологии, профессионально ориентирована, раскрывает наиболее эффективные  формы и методы образовательной деятельности; профессиональная направленность обучения проявила себя как основной способ мотивации деятельности.

Активное сочетание активных методов обучения и технологии модерации с мультимедийными  инновационными технологиями в решении образовательных задач обеспечило  создание условий образовательной  деятельности, контроля  и рефлексии на всех её этапах, формирование  и развитие общих и профессиональных компетенций в едином образовательном процессе.

Полученные результаты: Апробация активной инновационной образовательной технологии, форм, методов и средств обучения подтвердила результативность её в решении задач повышения эффективности образовательного процесса в части формирования компетенций.


План занятия

на тему   «Искажения сигнала в электронных усилителях и способы их оценки»

Тип занятия: интегрированный урок

Форма занятия: проблемная лекция с элементами частичного поиска,

Метод  проведения: проблемный, активных методов обучения и технология модерации

Цели занятия и задачи:

1.Познавательная– расширение профессионального кругозора:

- формирование основных знаний и понятий по теории искажения сигналов;

- изучение видов искажений в схеме усилителя, методики определения вида и  причин их возникновения;

- оценка влияния искажений на качественные показатели усилителей;

- изучение способов их практической оценки с применением измерительных приборов и технической реализации;

2. Развивающая - развитие логического творческого мышления:

-развитие логики анализа при определении вида искажений и причин их возникновения;

-развитие технического мышления и способности творчески использовать приобретенные знания;

- формирование и развитие общих и начальных профессиональных, рефлексивно-оценочных и исследовательских компетенций;

-развитие мотивации к образованию, к саморазвитию через  практическую профессиональную  направленность  обучения;

-  развитие навыков самоконтроля усвоения знаний на этапах рефлексии деятельности.

3.Воспитательная - осознание системности в обучении:

 -воспитание самоорганизации   в процессе обучения;

 -воспитание осознания необходимости системного подхода к учебному процессу и заинтересованности  через    развитые  межпредметные связи и их интеграцию;

- формирование стремления к росту профессиональной компетенции;

-создание условий для развития общих компетенций:

-воспитание навыков коммуникативного общения;

- развитие способности к сотрудничеству, работе в группе.

Квалификационная характеристика темы

Знать:

  • Назначение и классификацию видов искажений и причины их возникновения
  • Способы оценки величины искажений, их влияние на качественные показатели электронных устройств;
  • Средства измерений и правила их эксплуатации при решении измерительных задач.
  • Основные методы измерения электрических и радиотехнических величин.

Уметь:

  • проводить анализ влияния искажений на качественные показатели ЭУ,
  • применять методику определения вида возможных искажений  при чтении схем и при их проектировании;
  • реализовать  в электрической схеме коррекционные технологии для уменьшения искажений конкретного вида до допустимых норм;
  • применять измерительную технику и четко следовать алгоритму измерений
  • измерять параметры и характеристики электрорадиотехнических цепей и компонентов;
  • исследовать формы сигналов, измерять параметры сигналов;
  • пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой;

 

Иметь представление:

  • О роли и месте профессиональных знаний в профессиональной деятельности в части оценки искажений и их ослабления;

Быть способным: Осуществить выбор коррекционной технологии по снижению искаженийи ввести ее целенаправленно с мониторингом изменения искажений средствами измерительной техники.

В части освоения вида профессиональной деятельности в специальности РЭТ: Выполнение настройки, регулировки и проведение стандартных, сертифицированных испытаний устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники  начинается формированиеи соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники

ПК 2.2. Анализировать электрические схемы изделий радиоэлектронной техники.

ПК 2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

ПК 2.4. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.

ПК 2.5. Использовать методики проведения испытаний различных видов радиоэлектронной техники.

Формируемые компетенции:

ПК 3.1. Проводить обслуживание аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Методическая цель занятия: Используя инновационный  тип обучения в виде интеграции в образовательной деятельности, АМО и технологию модерации, обучение построить на базовых знаниях предыдущих тем, активизировать познавательную творческую деятельность через СРС, решение конкретных познавательных задач, побуждающих к самостоятельному поиску; через профессиональную направленность обучения и использование компьютерных технологий создать условия формирования общих и начальных профессиональных компетенций. Изучение нового материала осуществляется  с целью применения в  исследовательской деятельностии практической профессионально ориентированной работе в последующем  ВПД -  Настройка и регулировка узлов и блоков радиоэлектронной техники.

Методы и приёмы:

- проблемный метод ( приём- выдвижение гипотез  и их решение) ;

-метода эвристического диалога в форме проблемной лекции с элементами частичного поиска;

- метод словесной передачи информации (приём-эвристическая беседа);

-метод наглядной передачи информации, зрительное восприятие (приём -компьютерная презентация);

- метод репродуктивный (приём-работа по алгоритму, по предложенной методике);

- метод учебного исследования (приём-решение профессионально - ориентированного контрольного задания);

-  метод опережающего обучения (приём - СРС конспект темы);

- метод проблемного изложения, метод персонифицированного изложения, диагностико-корректирующее персонифицированное изложение.

-метод интерактивный - АМО и технология модерации (приёмы- рефлексия деятельности на каждом этапе обучения, мониторинг деятельности);

- метод Шаталова (приём- структуризация темы, многократное повторение применение опорных конспектов, структурно- логических схем);

- методы получения информации через практическую деятельность студентов

( самостоятельная, групповая, исследовательская работа);

- метод актуализации знаний ( приём стартовой актуализации опорных знаний);

-  методика использования здоровьесберегающих технологий ( приём- смена характера деятельности);

- метод рефлексии и оценочного рейтинга ( прием- решение рейтинговых заданий, анализ контрольных заданий слайд-презентация, самоанализ), как метод фиксации и оценивания результата;

- методы контроля ( приём- самопроверка, самооценка, контрольный слайд, взаимопроверка, промежуточная рефлексия, устный фронтальный опрос);

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа малыми группами

Межпредметные связи: внутрипредметные и межпредметные связи Электронная техника с дисциплинами: Электрорадиоизмерения, ЭПУС, РПрУ, Электротехника, МДК 02.02 Методы настройки и регулировки устройств и блоков радиоэлектронных приборов, ПМ.03. Проведение диагностики и ремонта различных видов РЭТ

Материально-техническое оснащение занятия :

  1. Авторское методическое пособие «Искажения в усилителях »

Ермолаева В.Г.,ЯЭТС

2. Демонстрационный комплект: слайды и раздаточный тематический материал,  рейтинговые контрольные задания, опорный конспект темы

3. Мультимедийное оборудование, Презентация темы исследования

4.Вайсбурд В.П., «Электронные приборы и усилители», М.:Связь,2007 г

5. Цыкина А. В. , « Электронные усилители», М.:Связь,1987 г.,288 с., стр.(30-45),(267-273)

6. Шишмарёв В.Ю. Электрорадиоизмерения: практикум. Издательство: ACADEMIA, 2010г., серия: Среднее профессиональное образование.

7.Шишмарёв В.Ю. Средства измерений. ACADEMIA, 2011г., серия: Среднее профессиональное образование.

8. Хрусталёва З.А., Парфёнов С.В. Электрические и электронные измерения в задачах, вопросах и упражнениях. ACADEMIA, 2011г., серия: Среднее профессиональное образование.

Структура урока. Этапы урока.

1.Организационная часть урока:

 (слайд 1,2,3,4,) Сообщение темы урока, постановка цели и задач  интегрированного урока 2 мин.                        

2.Вводная часть урока:

2.1 Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса с целью формирования мотивации изучения темы:

Определяем место темы «Искажения сигнала в электронных усилителях и способы их оценки» в разделе Электронные усилители:

 Применяя метод опережающего обучения, с целью начального самостоятельного формирования мотивации изучения темы, было сформулировано домашнее задание предварительной самостоятельной работы: Сформировать понятие искажения сигнала, Изучить причины искажений сигнала, проявление факта искажения сигнала в УЗЧ, влияние на качество работы усилителей, при записи и воспроизведении.  Способы ослабления их влияния.

8 мин

Анализ СРС      

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Модератор, применяя метод проблемного изложения, переходя на персонифицированное изложение, организует решение проблемной ситуации в пользу технического решения проблемы, формируя мотивы познавательной деятельности. Именно конструктивные технологии позволят с минимальными затратами времени и средств достигнуть требуемых качественных показателей усилителей.

Демонстрация осциллограмм от генератора –типовой стандарт качества формы и искаженного на выходе усилителя, с генератора импульсных сигналов и искаженного с выбросами по-  переднему и заднему фронту .

Дать примеры проявления искажений на практике опросом: искажения в телевизионных приемниках: выбивание строк (срыв строчной синхронизации- причина – совпадение частот ТВ канала и рации –связной передатчик, бегут кадры срыв кадровой синхронизации,  сварка- высокочастотная помеха-наводка; в блоках питания—при плохой фильтрации питающего напряжения-на осциллографе изображение тянет по синусоиде.

Вывод: много внешних факторов

Работа с опорным конспектом:

Искажение сигнала- это отличие формы сигнала на выходе от формы сигнала на входе схемы электронного устройства.

Есть и внутренние причины:

   Структурная схема электронного усилителя: (слайд 5)2 мин

 Назначение отдельных блоков ЭУ; Основные качественные показатели  Э У  

Схема электрическая принципиальная усилительного каскада:(слайд 6)3 мин

-назначение элементов в схеме усилителя, какие элементы могут стать причиной искажений формы сигнала   и ухудшения качества работы-те через которые проходит сигнал (искажения, Д.Р.Ч., чувствительность), температурная   зависимость;: Нет идеальных устройств, хороши уже те, в которых искажения не мешают выполнению основных функций

.Вопрос: Как можно получить ЭУ с требуемыми качественными  показателями, а значит с допустимыми искажениями

2.2 ПРОБЛЕМЫ:1. Как оценить величину искажений в ЭУ, чтобы стремиться к обеспечению допустимых норм.3 мин

2.Каким способом эти нормы искажений обеспечить.

Гипотезы к 1:

1.Анализ через математический расчет( но трудно учесть разброс и нестабильность параметров элементов и их практическое влияние

2. Проведение эксперимента с использованием контрольно- измерительной аппаратуры

Гипотезы к 2:

1. Изменить схему и повторить полный расчет ЭУ,

2 .Заменить  элементную базу на другуюпо типу…,                                                              

3. Проанализировать факторы, влияющие на качество работы, предложить применение коррекционных технологий его обеспечения.

ВЫВОД:В схемах ЭУ качественные показатели можно обеспечить в требуемых значениях двумя способами, дополняющими друг друга: правильным выбором номиналов элементов и  конструктивными методами: введением обратных связей, коррекцией искажений. И подтвердить это контрольными измерениями параметров качества.

3.Теоретическая часть урока.

Изложение нового материала. Работа с опорным конспектом.

За счет  структуризации темы по методу В. Шаталова идет концентрация внимания студентов на узловых моментах темы, участие в обсуждении, следуя логической последовательности анализа. Применяем проблемный метод изложения, что наилучшим образом организует работу группы, обеспечивает включенность всех в познавательную деятельность и создаёт условия рефлексии деятельности и её мониторинг в технологии модерации.

3.1 Искажения в усилителях. Структурно-логическая схема.( слайд 7)-обзор4 мин

   Объемное представление структуры темы «Искажения сигнала в электронных усилителях и способы их оценки » Преподаватель определяет продолжительность работы по теме, логическую последовательность в изучении теории искажений сигнала, форм искаженных сигналов, способах оценки и   практического применения устройств измерительной техники, формируя мотивацию её  изучения.

3.2 Классификация видов искажений по причине возникновения (слайд 8)3 мин

Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений

Линейные искажения- это частотные и фазовые, связанные с  ……..:

Дать понятие гармонический сигнал…. Рисунок до 5 гармоник, анализ:

Гармонический сигнал сложный, состоит из…….

Причины1.физические особенности УЭ…….. ( актуализация опорных знаний, внутри предметные связи «ЭТ»); Внутренняя О. О.С на высоких частотах через малое реактивное сопротивление емкости коллекторного перехода;

Рефлексия-собеседование: Анализ влияния видов О.С.накачественные  4мин

(слайд 9)показатели ЭУ. Формулировка выводов по результатам обсуждения:

Вывод: Все типы усилительных элементов обладают емкостными свойствами, поэтому……….

Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений,

Причины 2.реактивные элементы схем L,C,у которых сопротивление зависит от частоты сигнала, поэтому разные гармоники частоты передают……

Проводится анализ цепочекR,C, трансформатора на линейные искажения.    Вывод Запись в опорном конспекте.

 Закрепление: Рейтинговое задание- работа малыми группами

Оценить     влияние цепочек элементов L,C; L,Rна линейные 5 минискажения , применяя аналитические выраженияXL,Xc.  

( МПС Электротехника)

Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений,

Вывод: Если реактивный элемент стоит в цепи последовательной передачи , то влияет на тех частотах, на которых имеет большое сопротивление, так как именно эти гармоники частоты передает на выход с ослаблением амплитуды, что в целом и приводит к искажению формы сигнала на выходе усилителя, а если стоит параллельно выходу, то …..

Фазовые искажения- это….,связанные и реактивными элементамиL,C…., поэтому….задерживают на разные промежутки времени…

Групповая промежуточная рефлексия. Мониторинг деятельности 3 мин

( слайд контрольный ) Какие элементы в данной схеме электронного усилителя могут стать причиной частотных и фазовых искажений ( на каких частотах)

Организована физкультминутка, с целью снять эмоциональное и умственное напряжение,   что особенно хорошо перед изучение практико-ориентированных вопросов применения темы 1 мин

Часть 4:

Качественные показатели для оценки линейных искажений .Их оценка.

4.1. Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса с целью формирования мотивации изучения темы:

Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений,

1.Диапазон рабочих частот- это ……,определяется по уровню привязки 0,707 в НАЧХ, уровень слышимых и не слышимых искажений.( слайд )             3 мин

Идеальная, реальная НАЧХ.

2. Коэффициент частотных искажений- показывает во сколько раз…

Расчетные формулы…

4.2. Практико-ориентированная технология оценки частотных свойств электронных устройств

4.2.1 Выбор измерительных средств для оценки частотных качественных показателей : милливольтметр В3-38, Г3-103, электронный усилитель с коррекцией АЧХ Обзор, обучение, продуктивный диалог

Схема соединений для снятия нормированной амплитудно-частотной характеристики:( слайд )             3 мин

4.2.3 . Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса с целью формирования мотивации изучения темы:

Как определить цену деления по шкале измерительного прибора,

Как выставить частоту сигнала на ГНЧ,

Где контролировать уровень входного сигнала и выходного напряжения усилителя. Как оценить погрешность измерения

Таблица1 без коррекции АЧХ

F,гц

Uвых

Y

Y- нормированный коэффициент усиления

Y=Uвых/Uвых на частоте 1000 гц

4.2.2 Порядок пользования измерительными приборами:

Таблица2 с коррекцией АЧХ на ВЧ- L коррекция

F,гц

Uвых

Y

Практико-ориентированное задание: Групповая деятельность по вариантам заданий

  1. Построить НАЧХ усилителя с коррекцией АЧХ. Оценить Д.Р.Ч. построением на АЧХ
  2. Построить НАЧХ усилителя без коррекции АЧХ Оценить Д.Р.Ч. построением на АЧХ
  3. Определить границы частотного диапазона.

4.Рассчитать коэффициент частотных искажений на частоте 100000 гц

5.Сделать вывод об эффективности технологии измерительной практики, в  профессионально ориентированной  деятельности. ( показать цифровой вольтметр в измерительном процессе)

Закрепление: Обобщение. Рефлексия деятельности.

Рейтинговое задание-работа малыми группами10 мин

( слайд) Принципиальная схема усилителя с коррекцией АЧХ

По схеме эксперимента определить: какие элементы стали причиной искажений на ВЧ (по пути прохождения сигнала), что стало причиной улучшения свойств на ВЧ – роль какого элемента вы увидели в расширении Д.Р.Ч.

Технология работы по методике определения элементов, влияющих на искажения

Модератор организует работу группы по типу лекции с элементами продуктивного диалога, предлагая отдельные моменты анализа в соответствии с авторской методической разработкой «Искажения сигнала в усилителях»  в практических схемах электронных устройств, продолжая  активно визуализацию изучаемого материала c  применением ИКТ

-Решение рейтингового задания проверить по контрольному слайду ( слайд22)          

  Провести анализ ответа  обсуждением                                                    3 мин

-По предложенной бальной рейтинговой системе оценки знаний подсчитать суммарное количество балловпо трем заданиям. Сообщить преподавателю

2мин

                                                         

5. Обобщение по уроку

5.1 Закрепление нового материала.

 Рефлексия деятельности:

Проводится  в форме продуктивного диалога, во время которого повторяются основные положения теории искажений сигнала в электронных устройствах  и способах их практической оценки.5 мин

применительно к практическим схемам усилителя, дается общая оценка работы группы по рейтинговому заданию.

6. Заключительная часть урока

6.1 Подведение итогов. Рефлексия. Обобщение. Анализ степени усвоения  темы        

 и формирования компетенций 5 мин

6.2  Сообщение оценок - перевод баллов воценки 1 мин

6.3 Домашнее задание: 1 мин

  • 1.Закрепление материала:

   В предложенной схеме дать описание элементов, влияющих на линейные искажения по предложенной методике;

  • 2. Творческое задание: Как изменить параметры этих элементов с целью снижения искажений на НЧ и ВЧ А.В. Цыкина «Электронные усилители», стр., 30-35 4.

Окончание занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине МАТЕМАТИКА Специальность 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 КУРС 2 СЕМЕСТРпо дисциплине    МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы.Рассмотрен  на заседании предметной (цикловой) комиссии  ЦК МАТ...

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Математика СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

Пояснительная записка.Критерии оценки  Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ЕН.01.Математика в форме зачёта....

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210414 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

В последние годы в связи с развитием систем телекоммуникаций и предприятий телекоммуникационной отрасли, внедрением систем «Умный дом» в строительной отрасли,  усложнением технических средств сис...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА для специальности11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (на базе 11 классов)

1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине математика 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)2. Состав КОС для текущего контроля знаний, умений ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 11.02. 02 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ» (по отраслям) (базовая подготовка) (2 СЕМЕСТР)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...

Вопросы к зачету для специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (на базе 11 классов)

Вопросы к зачету для специальности11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)(на базе 11 классов) для группы 1ОРТ11-3....