Методическая разработка открытого урока на тему: « Обратная связь в усилителях».
методическая разработка по теме

Ермолаева Вера Георгиевна

 Обратная связь в усилителях- это технология , позволяющая влиять на качественные характеристики электронных усилитей в нужном направлении, поэтому важна последовательность в изучении темы от простого к сложному с применением эффективных образовательных технологий.Это изучение видов обратных связей по причинам возникновения, по способам подачи на вход усилителя, по способу снятия с нагрузки, умение вводить и хв  схему и прогнозировать ожидаемый эффект от их действия, давая полную их характеристику по предлагаемым методикам  определения вида и знака обратной связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)
  2. Якутский колледж связи и энергетики

«Технологическая карта с методической структурой урока на тему  «Обратная связь в электронных усилителях»

Номинация «Технологическая карта учебного занятия по дисциплине Электронная техника»

Ермолаева Вера Георгиевна

преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Аннотация

«Технологическая карта с методической структурой урока на тему  «Обратная связь в электронных усилителях»

В.Г.Ермолаева, преподаватель Якутского

колледжа связи и энергетики имени П.И. Дудкина, г.Якутск

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их качественного уровня.

  1. Актуальность: Разработка направлена на удовлетворение требований образовательного стандарта настоящего момента;
  2. Значимость: Организация эффективного компетентностно- ориентированного образовательного процесса.
  3. Инновационность: Эффективное сочетание АМО и технологии модерации с мультимедийными  инновационными технологиями в решении образовательных задач на всех этапах занятия.

Цели и задачи:

1.Познавательная– расширение профессионального кругозора:

 - формирование основных знаний и понятий по теории обратных связей;

- изучение видов О.С., методики определения вида О. С. и способов их технической реализации;

2. Развивающая- развитие логического творческого мышления:

- развитие логики анализа, технического мышления при определении вида О.С.,

 -развитие мотивации к образованию, к саморазвитию через  практическую профессиональную  направленность  обучения; навыков самоконтроля усвоения

3.Воспитательная- осознание системности в обучении:

 - воспитание самоорганизации   в процессе обучения и  осознания необходимости системного подхода к учебному процессу;

-формирование стремления к росту профессиональной компетенции;

Технологическая карта с методической структурой урока по теме «Обратная связь в электронных усилителях» несет в себе форму организации учебного процесса и его методического аппарата обеспечения в рамках учебной образовательной единицы- урока. Разработка основана на применении авторской технологии, профессионально ориентирована, раскрывает наиболее эффективные  формы и методы образовательной деятельности; профессиональная направленность обучения проявила себя как основной способ мотивации деятельности.

Активное сочетание АМО и технологии модерации с мультимедийными  инновационными технологиями в решении образовательных задач обеспечило  создание условий образовательной  деятельности, контроля  и рефлексии на всех её этапах, формирование  и развитие общих и профессиональных компетенций в едином образовательном процессе.

          Ожидаемые/ Полученные результаты: Апробация активной инновационной образовательной технологии, форм, методов и средств обучения подтвердила результативность её в решении задач повышения эффективности образовательного процесса в части формирования компетенций.

План занятия

на тему  «Обратная связь в электронных усилителях»

Тип занятия: комбинированныйурок

Форма занятия: проблемная лекция с элементами частичного поиска,

Метод  проведения: проблемный, АМО и технология модерации

Цели занятия и задачи:

1.Познавательная– расширение профессионального кругозора:

- формирование основных знаний и понятий по теории обратных связей;

- изучение видов О.С., способов их технической реализации и оценки влияния на качественные показатели усилителей;

- изучение методики определения вида О.С. в схеме усилителя;

2. Развивающая-развитие логического творческого мышления:

-развитие логики анализа при определении вида О.С.,

-развитие технического мышления и способности творчески использовать приобретенные знания;

- формирование и развитие общих и начальных профессиональных ,  рефлексивно-оценочных компетенций и исследовательских компетенций ;

-развитие мотивации к образованию, к саморазвитию через  практическую профессиональную  направленность  обучения;

-  развитие навыков самоконтроля усвоения знаний;

3.Воспитательная- осознание системности в обучении: 

 -воспитание самоорганизации   в процессе обучения;

 -воспитание осознания необходимости системного подхода к учебному процессу и заинтересованности  через    развитые  межпредметные связи;

- формирование стремления к росту профессиональной компетенции;

-создание условий для развития общих компетенций:

-воспитание навыков коммуникативного общения;

- развитие способности к сотрудничеству, работе в группе.

Квалификационная характеристика темы

Знать:

*Назначение и классификацию видов О.С.

*способы организации видов обратных связей и их влияние на качественные показатели ;

Уметь:

*Провести анализ влияния обратных связей на качественные показатели

*Применять методику определения вида О.С. при чтении схем и при их проектировании;

*Реализовать  в электрической схеме обратную связь требуемого вида;

Иметь представление:

*О роли и месте профессиональных знаний в профессиональной деятельности, о применении О.С.;

Быть способным: Осуществить выбор типа О.С. и ввести ее целенаправленно.

Формируемые компетенции: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Методическая цель занятия: Используя инновационный  тип обучения, АМО и технологию модерации, обучение построить на базовых знаниях предыдущих тем, активизировать познавательную творческую деятельность через СРС, решение конкретных познавательных задач, побуждающих к самостоятельному поиску; через профессиональную направленность обучения и использование компьютерных технологий создать условия формирования общих и начальных профессиональных компетенций. Изучение нового материала осуществляется  с целью применения в лабораторном исследовании и практической профессионально ориентированной работе в последующем  ВПД-  Настройка и регулировка узлов и блоков радиоэлектронной техники.

Методы и приёмы:

- проблемный метод ( приём- выдвижение гипотез  и их решение) ;

- метода эвристического диалога в форме проблемной лекции с элементами частичного поиска;

- метод словесной передачи информации ( приём- эвристическая беседа);

-метод наглядной передачи информации, зрительное восприятие (приём-компьютерная презентация);

- метод репродуктивный ( приём- работа по алгоритму, по предложенной методике);

- метод учебного исследования ( приём-решение контрольного задания профессионально- ориентированного);

- метод опережающего обучения ( приём- СРС конспект темы);

метод проблемного изложения, метод персонифицированного изложения, диагностико-корректирующее персонифицированное изложение.

- метод интерактивный- АМО и технология модерации ( приёмы- рефлексия деятельности на каждом этапе обучения, мониторинг деятельности);

- метод Шаталова ( приём- структуризация темы, многократное повторение Применение опорных конспектов, структурно- логических схем  );

- методы получения информации через практическую деятельность студентов

( самостоятельная, групповая, исследовательская работа);

- метод актуализации знаний ( приём стартовой актуализации  опорных знаний);

-  методика использования здоровьесберегающих технологий ( приём- смена характера деятельности);

- метод рефлексии и оценочного рейтинга ( прием- решение рейтинговых заданий, анализ контрольных заданий слайд-презентация, самоанализ), как метод фиксации и оценивания результата;

- методы контроля ( приём- самопроверка, самооценка, контрольный слайд, взаимопроверка, промежуточная рефлексия, устный фронтальный опрос);

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа малыми группами

.Межпредметные связи: внутрипредметные и межпредметные связи ЭТ со специальными дисциплинами: ЭПУС, РПрУ, Электротехника, МДК 02.02. Методы настройки и регулировки устройств и блоков радиоэлектронных приборов, ПМ.03. Проведение диагностики и ремонта различных видов РЭТ

Материально-техническое оснащение занятия :

  1. Авторское методическое пособие «Методика определения вида и знака
  2. О. С.» , включая электронный вариант, установленный в компьютерном классе по локальной сети;

 2. Демонстрационный комплект: слайды и раздаточный тематический материал,  рейтинговые контрольные задания, опорный конспект темы

3. Мультимедийное оборудование, Презентация темы исследования

4.Вайсбурд В.П., «Электронные приборы и усилители», М.:Связь,2007 г

5. Цыкина А. В. , « Электронные усилители», М.:Связь,1987 г.,288 с., стр.(30-45),(267-273)

Структура урока. Этапы урока.

1.Организационная часть урока:

 (слайд 1,2,3,4,) Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока   2 мин.                        

2.Вводная часть урока:

2.1 Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса с целью формирования мотивации изучения темы:

Определяем место темы О.С. в разделе ЭУ:

   Структурная схема электронного усилителя: (слайд 5)                          2 мин

 Назначение отдельных блоков ЭУ; Основные качественные показатели  Э У  

Схема электрическая принципиальная усилительного каскада:(слайд 6)  3 мин

-назначение элементов в схеме усилителя, какие элементы могут стать причиной искажений сигнала   и ухудшения качества работы: (искажения, Д.Р.Ч.), температурная   зависимость;

2.2 ПРОБЛЕМА: Как можно получить ЭУ с требуемыми качественными  показателями?

Гипотезы:

1. Изменить схему и повторить полный расчет ЭУ,                                    3 мин

2 .Заменить  элементную базу на другуюпо типу…,                                                              

3. Проанализировать факторы, влияющие на качество работы, предложить

применение конструктивных технологий его обеспечения.

ВЫВОД:В схемах ЭУ качественные показатели можно обеспечить в требуемых значениях двумя способами, дополняющими друг друга: правильным выбором номиналов элементов и  конструктивными методами: введением обратных связей, коррекцией.

 МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Модератор, применяя метод проблемного изложения, переходя на персонифицированное изложение, организует решение проблемной ситуации в пользу технического решения проблемы, формируя мотивы познавательной деятельности. Именно конструктивные технологии позволят с минимальными затратами времени и средств достигнуть требуемых качественных показателей усилителей.

3.Теоретическая часть урока.

Изложение нового материала. Работа с опорным конспектом.

За счет  структуризации темы по методу В. Шаталова идет концентрация внимания студентов на узловых моментах темы, участие в обсуждении, следуя логической последовательности анализа. Применяем проблемный метод изложения, что наилучшим образом организует работу группы, обеспечивает включенность всех в познавательную деятельность и создаёт условия рефлексии деятельности и её мониторинг в технологии модерации.

3.1 О.С. в усилителях. Структурно-логическая схема.( слайд 7)-обзор      4 мин

   Объемное представление структуры темы  «Обратная связь в ЭУ» Преподаватель определяет продолжительность работы по теме, логическую последовательность в изучении теории О.С., область  практического применения в РЭА, формируя мотивацию её  изучения.

3.2Классификация видов О.С.по причине возникновения (слайд 8)                3 мин

Внутренняя- физические особенности УЭ…….. ( актуализация опорных знаний, внутри предметные связи «ЭТ»); паразитная О.С.- непредусмотренные связи;

 Применяя метод опережающего обучения, с целью начального самостоятельного формирования мотивации изучения темы, было сформулировано домашнее задание предварительной самостоятельной работы: Изучить виды паразитных О.С., влияние на качество работы усилителей. Способы ослабления их .,

Фронтальный опрос.«Виды паразитных О.С. Способы ослабления»      8 мин

Анализ СРС      

Внешняя- вводимая в ЭУ..;

Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений

Рефлексия-собеседование: Анализ влияния видов О.С.накачественные      4мин

(слайд 9)показатели ЭУ.Формулировка выводов по результатам обсуждения

3.3 Внешняя обратная связь

3.3.1 (слайд 10) Структурная схема ЭУ с О.С ( параметры, определения)  5 мин

Запись в опорном конспекте, завершение неполных определений, параметры внешней О.С.

3.3.2(слайд 11)  Классификация видов внешней О.С.- Общая схема5 мин

3.3.3( слайд 12 )Виды внешней О.С. по количеству охватываемых каскадов. Обзор, обучение, продуктивный диалог.       Запись в опорном конспекте.

 Закрепление: Рейтинговое задание- работа малыми группами                                    

ВВЕСТИ В СТРУКТУРНУЮ СХЕМУ ЭУ ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ ПО ЗАДАНИЮ.                                                                                                     5 мин

3.4( слайд 13,14,15).Виды внешней О.С. по способу снятия и по способу введения О.С.

 ( МПС- «Электротехника»)

Групповая промежуточная рефлексия. Мониторинг деятельности      3 мин

 Как нужно подключиться к ЭУ, чтобы уменьшить выходное и увеличить входное сопротивление

ВЫВОД: Самый лучший вид О.С.- это О.О.С. по напряжению последовательного типа…

Закрепление: Рейтинговое задание-работа малыми  нгруппами                                      

ВВЕСТИ В СТРУКТУРНУЮ СХЕМУ ЭЛЕКТРОННОГО УСИЛИТЕЛЯ    5мин

ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ ПО ЗАДАНИЮ. КАКОЙ ВИД О.С. ПОЛУЧИЛИ.

Организована физкультминутка, с целью снять эмоциональное и умственное напряжение,   что особенно хорошо перед изучение практико-ориентированных вопросов применения темы                                                                                1 мин

Модератор организует работу группы по типу лекции с элементами продуктивного диалога, предлагая авторскую методическую разработку «Методика определения вида и знака обратной связи»  в практических схемах электронных устройств, продолжая  активно визуализацию изучаемого материала c  применением ИКТ

3.5 ( слайд 16) Виды внешней обратной связи. ( для подготовки к  П.З)    3 мин

3.6 (слайд 17,18) Учебная лекция с элементами продуктивного диалога. Методика определения вида О.С. Технология работы по методике              6 мин

ПРИМЕР:

3.6(слайд19,20) Методика определения знака О.С. Технология работы по предложенной методике                                                                                     4 мин                                                                                                        

ПРИМЕР: Учебная лекция с элементами продуктивного диалога;

3.7( слайд 21) Обобщение. Рефлексия деятельности . Принципиальная схема ЭУ                                                                                                                       10 мин                                  

Закрепление: Рейтинговое задание-работа малыми группами

Задание: Какие виды обратных связей возможно существуют в данной   12 мин принципиальной схеме усилителя?

В карте заданий указать виды О.С. и элементы их создающие

-Решение рейтингового задания проверить по контрольному слайду ( слайд22)          

  Провести анализ ответа  обсуждение                                                       10 мин

-По предложенной бальной рейтинговой системе оценки знаний подсчитать суммарное количество балловпо трем заданиям. Сообщить 2 минпреподавателю                                                            

4. Обобщение по уроку

4.1 Закрепление нового материала.

 Рефлексия деятельности Проводится  в форме продуктивного диалога, во время которого повторяются основные положения теории О.С.                  5 мин применительно к практическим схемам усилителя, дается общая оценка работы группы по рейтинговому заданию.

4.2Практическое применение обратных связей.( слайд23)                           3 мин

5. Заключительная часть урока

5.1 Подведение итогов. Рефлексия. Обобщение. Анализ степени усвоения  темы        

                                                                                                                               5 мин

5.2  Сообщение оценок - перевод баллов воценки                                           1 мин

5.3 Домашнее задание:                                                                                        1 мин

  • 1.Закрепление материала:

   В предложенной схеме дать описание вида внешней обратной связи по предложенной методике;

  • 2. Творческое задание: Ввести в схему О.С. с целью снижения нелинейных искажений (пояснить выбор типа О.С.и способа введения);
  • 3. Подготовка к практическому занятию:

     А.В. Цыкина «Электронные усилители», стр., 30-35 4. Окончание урока

.

Преподаватель спец. дисциплин _______________/Ермолаева В.Г./

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Психологическая оценка группы

Группа ЭСС-21: 54% состава группы - студенты из улусов РС (Я), наличие языкового барьера, обученность группы 50-60% базовая. Анализ типа восприятия показал, что группу составляют 10% студентов с развитым левым полушарием и 20% с правым полушарием, остальные без явного преобладания, поэтому группу можно отнести к среднему типу восприятия, т.е необходимо, чтобы в объяснении преобладал предметно-образный материал. Необходимо комбинировать возможности запоминания через символы и целостное образное восприятие. Психодиагностика памяти показала, что все виды памяти необходимо стимулировать. Скорость запоминания, как и объемы памяти сильно отличаются, значит дозировать как объемы материала, так и время в процессе обучения. Чтобы обеспечить усвоение трудной и особенно практически значимой темы, решено: - максимально использовать мультимедийные технологии, чтобы максимально активизировать все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная); - методически обеспечить урок полным комплектом учебного раздаточного материала; - применить метод коллективного обучения; создать условия для развития рефлексивно- оценочных способностей.      

Преподаватель спец. дисциплин _______________/Ермолаева В.Г./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...