план урока "Рубка металла"
методическая разработка на тему

Крупеня Людмила Анатольевна

Для мастера п/о

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvernutyy_urok_rubka.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Клинцовский технологический техникум»

Методическая разработка

На тему:

Выполнение операции «рубка листового металла по губкам тисков и на плите»

Специальность: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию

Электрооборудования»

     

                                         

                                                                          

                                                                     Выполнила: мастер п/о                                                                                           Крупеня Л. А.                            

                                         

2013 год

Пояснительная записка

Урок разработан по профессии « электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Цели и задачи  разработки направлены на:        

- рациональную организацию проведения уроков производственного обучения   по теме.

- Развитие у учащихся знаний при проведении вводных инструктажей и использование этих знаний, умений и навыков при выполнении практических самостоятельных работ.

При излучении данной темы на уроках производственного обучения, учащейся должны знать назначения слесарной операции, назначения инструмента и приспособлений,  процесс выполнения слесарной  работы  по теме: «Рубки листового металла по губкам тисков», уметь применять на практике знания, полученные на вводном инструктаже, уметь пользоваться инструментом и приспособлениями, правильно и качественно выполнять слесарные операции.

План

урока производственного обучения по профессии

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования» в гр. Э - 157 мастера п\о Крупеня Л. А.

Тема №3: Слесарные и слесарно-сборочные работы.

Тема урока: Выполнение операции «рубка листового металла по губкам тисков и на плите»

Цель урока:

Образовательная: научить учащихся пользоваться слесарным инструментом и правильно выполнять операцию

Развивающая: формирование навыков работы учащихся при выполнении операции «рубка листового металла по губкам тисков и на плите».

Воспитательная: воспитание внимательности, ответственности, трудовой дисциплины.

Материально – техническое обеспечение урока:

  1. Слесарный верстак
  2. Инструкционная карта
  3. Карточки - задания
  4. Учебный элемент 01 – 14
  5. Зубило
  6. Молоток
  7. Кернер
  8. Предохранительный щиток
  9. Защитные очки

!0. Плакат «рубка металла»

Ход урока

I Организационная часть урока – 5 мин.

  1. Доклад дежурного о наличии учащихся на занятии и отметка в журнале.
  2. Внешний вид учащихся и подготовка к уроку.

II Вводный инструктаж – 40 мин.

     2.1) Сообщение темы и цели урока.

     2.2) Устный опрос учащихся по вопросам пройденной темы:

- назначение операция «разметка»

- инструмент и материалы, применяемые при «разметки»

- подготовка заготовки

- последовательность нанесения рисок

- деление окружности на равные части

- накернивание углублений

2.3) Индивидуальная работа учащихся с контрольными карточками (Цапов И.; Тихонин Д.)

2.4) Объяснение нового материала с практическим показом.

        Объяснение проводится в виде лекции, сопровождаемой практическим показом          

        и записями отдельных моментов:

- назначение операции «рубка металла»

- применение операции «рубка»

- инструмент и приспособления, применяемые при работе

- техника «рубки»

- приемы «рубки» (разрубание металла, вырубка заготовок из листового металла)

- техника безопасности при «рубке» металла

2.5) Закрепление нового материала путем опроса учащихся:

- техника «рубки»

- приемы «рубки»

- техника безопасности при выполнении операций

2.6) Задания на урок:

а) Изучить инструкционную карту

б) Выполнить рубку листового металла по разметочным линиям по губкам тисков

в) Выполнить вырубку заготовок из листового металла

III Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование – 320 мин.

Слежу, чтобы учащиеся организованно приступили к работе, раздаю инструмент и материалы для работы. Постоянно делаю обходы рабочих мест учащихся с целью оказания им практической помощи при выполнении задания.

Во время обхода рабочих мест слежу за соблюдением правил т/б, за порядком на рабочих местах, за правильным выполнением рубки металла, за умением учащихся пользоваться инструментом.

При обнаружении часто встречающихся ошибок дополнительно провожу групповой инструктаж.

Особое внимание уделяю работе учащихся Шитому С.; Можаеву А.; Попкову Е.

Выполнив рубку металла по разметочным рискам по губкам тисков, учащиеся приступают к вырубке заготовок из листового металла.

Принимаю и оцениваю работы учащихся.

Сдача инструмента и рабочих мест.

IV Заключительный инструктаж – 20 мин.

Краткий анализ урока:

  1. Достигнутые успехи (усвоение нового материала)
  2. Допущенные ошибки (разбор типичных ошибок, состояние трудовой дисциплины на уроке, соблюдение правил т/б).
  3. Выставляю оценки учащимся, анализируют их, отмечаю учащихся наиболее успешно справившихся с заданием.

Задание на дом: Конспект в тетради Н.И. Макиенко «Слесарное дело» Стр. 176 – 192.

конспект

Рубка металла

Рубка- слесарная операция, при которой с помощью режущего инструмента (зубила) и ударного инструмента (слесарного молотка) с заготовки или детали удаляются лишние слои металла или заголовка разрубается на части. Рубка производится в тех случаях, когда по условиям производства не требуется высокая точность обработки.

Рубка применяется для удаления (срубания) с заготовка больших неровностей, снятия твердой корки, окалины, острых углов кромок, для вырубания шпоночных пазов, срубания головок заклепок при их удалении.

Инструменты и приспособления, применяемые при рубке:

1.Слесарное зубило - металлический стержень, изготавливают из инструментальной углеродистой стали. Зубило состоит из трех частей: рабочей, средней и ударной.

Рабочая часть представляет собой стержень с клиновидной режущей частью на конце, заточенной под определенным углом.

Ударная часть сделана суживающейся кверху, вершина ее закруглена. За среднюю часть зубила держат при рубке.

Зубило бывают длинной 100,125,160,200 мм.

Ширина режущей кромки равна 5,10,16,20 мм.

2. Крейцмейсель - предназначен для вырубания узких канавок, шпоночных пазов.

Отличаются от зубила более узкой режущей кромкой.

3. Слесарный молоток- с квадратным и круглым бойком. Для каждого вида работ подбирают молоток разной массой.

4. Слесарный верстак - для закрепления заготовки для обработки.

Техника рубки

Зубило берут в левую руку за среднюю часть на расстоянии 15-20 мм от конца ударной части. Удары наносят правой рукой. Левая рука только держит зубило в определенном положении, сильно сжимать в руке зубило не надо. Молоток берут правой рукой за ручку на расстоянии 15-30 мм от конца, обхватывая четырьмя пальцами и прижимая к ладони, большой палец накладывая на указательный, крепко сжимая всеми пальцами. Все пальцы остаются в таком положении при замахе и при ударе.

Этот способ называется «нанесение кистевого удара без разжатия пальцев». Также существуют и другие виды ударов6 «нанесение с разжатием пальцев», «кистевой удар», «локтевой удар» и «плечевой удар». Сила удара должна соответствовать характеру работы, а также массе молотка (чем тяжелее молоток, тем сильнее удар).

Разрубание металла. При разрубании металла зубило устанавливает вертикально. Листовой металл толщиной до 2 мм обычно разрубают с одного удара, а металл более 2 мм надрубают примерно на половину толщины с обеих сторон, а затем ломают, перегибая его поочередно в одну и другую стороны.

Вырубка заготовок из листового металла. После разметки контура изготовляемой детали заготовку кладут на плиту и производят вырубку (не по изготовляемой разметки, а отступив от нее 2-3 мм). Зубило устанавливаем наклонно так, чтобы лезвие было направлено вдоль разметочной линии, зубилу предаем вертикальное положение наносим молотком легкие удары, надрубая контур. Затем рубим по контуру нанося более сильные удары. При перестановке зубила часть лезвия оставляют в порубленной канавке, а зубило из наклонного положения опять переводят вертикальное и наносим следующий удар.

Рубка по разметочным рискам.

На заготовку предварительно наносим риски на заданном расстоянии, а на торцах делаем скосы (фаски под углом 450), которые облегчают установку зубила и предупреждают откалывания края при рубке хрупких материалов. Заготовку зажимают в тисках так,  чтобы были видны разметочные риски. Рубят строго по разметочным рискам. Первый удар наносят при горизонтальном положении зубила, дальнейшую рубку при на клоне зубила 25-30 градусах.

Инструкционная карта

Тема: Рубка металла по разметочным рисками на уровне губок тисков.

Цель: Научиться пользоваться инструментом, приемам закрепления деталей в тисках, разрубать и порубать заготовки, технике нанесения ударов.

Материально- техническое оснащение урока:

Слесарный верстак, тренировочные приспособления, слесарный молоток, зубило, заготовки металла с разметкой.

Порядок выполнения работы

  1. Изучить инструкционную карту.
  2. Зажать и выверить заготовку в тисках так, чтобы разметочная риска была параллельна губкам тисков и выше на размер части заготовки, уходящей в стружку.
  3. Левой рукой взять зубило за среднюю часть на расстоянии 20-25 мм. от конца ударной части; сильно сжимать зубило не надо, его нужно только держать и направлять в определенное положение по месту рубки.
  4. Молоток взять правой рукой за ручку на расстоянии 15- 30мм. от ее конца; ручку обхватить четырьмя пальцами и прижать к ладони;

большой палец наложить на указательный, а все пальцы крепко сжать.

                                

  1. Принять правильную рабочую позу.
  2. Рубку выполнять по горизонтальным рискам.
  3. Удары должны быть меткими (приходиться прямо по вершине закругленной части зубила).

Разрубание металла на плите

  1. Разместить мелом места разрубания с обеих сторон заготовки металла.
  2. Установить заготовку на плите.
  3. Установить зубило вертикально на риску и нанести удары мо

  1. Перегибая заготовку в разные стороны, осторожно переломить ее на ребре плиты или в тисках.
  2. Проверить правильность выполнения задания.
  3. Сдать работу на проверку.

Техника безопасности при работе

  1. При выполнении работы быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и не отвлекать других.
  2. Внимательно изучить содержание работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
  3. Запрещается работать неисправным и неправильно заточенным инструментом.
  4. Пользоваться только исправным инструментом.
  5. Рукоятка слесарного молотка должна быть хорошо закреплена и не иметь  чистую гладкую поверхность.
  6. Зубило не должно иметь косых и сбитых затылков, трещин и заусенцев; боковые грани не должны иметь острых ребер.
  7. Следить за тем, чтобы обрубаемые куски металла отлетали в сторону.
  8. Не удалять стружку с обрубленной поверхности и плиты руками, пользоваться щеткой.
  9. В случае ранения или недомогания прекратить работу, известить мастера и обраться в медпункт.

Критерии  оценки качества при выполнении задания

Оценки

Показатели

5″

Оценка рубка металла выполнения по всем требовании

4″

Рубка не по разметочной линии на 1 мм

3″

Рубка не по разметочной линии более 1мм

2″

Нарушение правил  т/б

Контрольная карточка – задания

I Письменно ответить на вопросы:

  1. Назначения операции «разметка»
  2. Инструмент, применяемый при «разметке»
  3. Последовательность нанесения разметочных линий
  4. Техника безопасности при «разметке»

II Произведите на бумаге деление окружностей части:

- на три равные части

- на восемь равных частей.  

Использование литературы

1. Б.С.Покровский, В.А.Скакун «Слесарное дело»; Москва Академия 2008 г.; Стр. 68-78

2. Б.С.Покровский «Слесарно–сборные работы»; Масква Академия  2009 г. Стр. 33

3. В.Ю. Новиков « Слесарь–ремонтник»; Масква   Академия    2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия производственного обучения по теме "Правка и гибка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Правка и гибка металла" МДК. 01.01 Подготовка металла к сварке, профессионального модуля ПМ.01 Подготовительно сварочные работы. В плане отра...

План занятия производственного обучения по теме "Рубка и резка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Рубка и резка металла" МДК.01.01 "Подготовка металла к сварке", профессионального модуля ПМ.01 "Подготовительно-сварочные работы". ...

План занятия производственного обучения по теме "Опиливание металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Опиливание металла" МДК.01.01 "Подготовка металла к сварке", профессионального модуля "Подготовительно-сварочные работы"....

План-разработка урока учебной практики "Гибка металла" слесарный курс.

План-разработка урока учебной практикиТема урока: «Гибка металла».Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.Учебные цели урока:обучающая: углубить теоретические знания и прио...

Методическая разработка плана урока тема "Металлы"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеСаратовской области «Марксовский политехнический колледж» План занятия Преподаватель: Букаева Багия ШнебулатовнаУ...

План урока "Правка и рихтовка металла"

Методика подбора нужного инструмента.  Научить учащихся пользоваться слесарным инструментом и правильно выполнять правку и рихтовку листового металла....