Работа куратора в совершенствовании воспитательного процесса, как фактор профессионального и личностного становления молодежи
статья на тему

Куратор - профессиональная роль,  функции куратора, накопленный опыт работы куратора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сильченко Ольга Викторовна,

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский

индустриальный колледж», г. Белгород

Работа куратора в совершенствовании воспитательного процесса, как фактор профессионального и личностного становления молодежи

Аннотация: куратор - профессиональная роль,  функции куратора, накопленный опыт работы куратора.

В настоящее время в обществе формируется потребность в новом типе личности специалиста, повышаются требования к уровню развития личности профессионала в любой сфере деятельности. Эта личность, наряду с высокой профессиональной компетенцией, должна обладать самостоятельностью, практичностью, динамичностью, способностью быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, хорошей обучаемостью, продуктивностью и стремлением к профессиональному росту. Все это делает вопрос о совершенствовании системы среднего профессионального образования особенно актуальным.

Куратор - преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью обучающихся, связанной с колледжем. Куратор (от лат.curator - попечитель), лицо, которому поручено наблюдение. Относя кураторство к профессиональной сфере деятельности педагога, считается, что его важными профессиональными качествами должны быть:

  • педагогическая эрудиция;
  • педагогическое целеполагание;
  • педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
  • педагогическая интуиция;
  • педагогическая наблюдательность;
  • педагогический оптимизм;
  • педагогическая находчивость;
  • педагогическое предвидение;
  • педагогическая рефлексия.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Современный студент стал более свободным и независимым, но вот культурный уровень несколько снизился.

Приходя в новое учебное заведение, студент многого не понимает, может с легкостью пропускать занятия, поэтому встречая каждую группу нового набора, куратор с самого начала должен убедить студента, что на сегодняшний день для него учеба - первостепенная задача. Вместе с преподавателями  куратору необходимо побудить интерес у обучающихся к специальности.

Трудности первокурсников связаны с новыми требованиями, как к организации учебного процесса, так и к содержанию обучения. На начальной стадии индивидуальная работа требует от куратора большого внимания к диагностике личности. На помощь приходит анкетирование и анализ самооценки духовного, интеллектуального, физического развития обучающихся. Кроме анкет ведутся наблюдение за обучающимися, индивидуальная и коллективные беседы.

Роль куратора с разными курсами различная, и круг задач довольно большой. Общие функции куратора на весь период обучения группы:

- организационная,

- информативная,

- коммуникационная,

- контролирующая (административная),

- творческая.

1. Организационная функция. Она заключается в том, что по семестрам каждого учебного года происходит планирование учебно-методической и воспитательной работы совместно с группой. Намечаются проведение собраний курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, культурно-массовых мероприятий. При необходимости в план вносятся коррективы. Куратор оказывает помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления.

2. Информативная функция. Информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

Куратор знакомит студентов с подробной информацией о правилах, установленных в колледже, с правами, предусмотренными Конституцией РФ, об общественных организациях, функционирующих в колледже.

3. Контролирующая функция. Заключается в том, что куратор организует контроль за учебной работой и успеваемостью студентов своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледжа. Эта функция особенно важна на младших курсах. При этом проводится систематическое обсуждение в группе текущей успеваемости и итоги аттестации студентов за каждый месяц.

По итогам работы группы проводится индивидуальная работа со студентами, имеющими неудовлетворительную аттестацию. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий. При необходимости работа проводится с родителями, привлекается к работе и администрация колледжа. На основе анализа проводится работа по укреплению учебной дисциплины

Контроль со стороны куратора за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание (при необходимости) старосты группы.

Куратор координирует свою работу с комендантом общежития, в котором проживают студенты.

4. Коммуникационная функция. Коммуникация - это обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; формирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с администрацией колледжа.

Куратор  проводит в группе умелую систематическую работу по антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию студентов, работу по пропаганде здорового образа жизни, иногда своим личным примером.

5. Творческая функция. Творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями. Организация предполагает участие куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы. Эта функция определяется желанием куратора быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри.

Основной задачей куратора является:

Формирование личности будущего специалиста путем объединения усилий преподавателей, родителей и студентов с целью выполнения всех учебно-воспитательных задач через систему работы по следующим направлениям:

1.Развитие навыков самообразования.

2.Формирование дружного, жизнедеятельного коллектива группы, в котором создаются надлежащие условия для развития способностей и наклонностей личности студента;

3.Формирование активной гражданской позиции студента.

Куратор студенческой группы должен владеть вопросами:

- основ педагогики и психологии, культуры труда и служебной этики;

- основ делопроизводства, составления, оформления, ведения и применения организационно-методических документов по учебному процессу со студентами;

- работы на компьютере в качестве пользователя.[1, стр 55]

Ежегодно каждый куратор заполняет социальный паспорт группы. Для его заполнения проводится большая предварительная работа - анкетирование, при котором выявляются индивидуальные особенности, интересы и склонности студентов, состояние здоровья, их семейное положение и жилищно-бытовые условия. На основе анализа анкетных данных у куратора формируется общее представление о социальном положении, чтобы при необходимости обратить внимание на трудности и проблемы в семье.

Каждый куратор систематически проводит работу по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства, организации учебного времени, быта, бюджета студентов.

Особенности воспитательного процесса меняются от курса к курсу. У всех кураторов имеются рекомендации по организации воспитательного процесса на каждом курсе, и каждый с условием социальности группы придерживается методике планирования своей работы.

Воспитательная работа к выпускной группе больше сводится к адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным условиям профессиональной деятельности. Студентам предоставляется большая самостоятельность, многие совмещают учебу с работой (оформляя индивидуальный учебный план - если студент подрабатывает) и функция куратора сводится к активному формированию студентами индивидуального стиля деятельности, приобретения способности учиться, жизненно необходимой в непрерывном образовании.

Многие студенты отмечают, что решение спорных вопросов по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. На старших курсах он не так много уделяет внимания студенческой группе, но студенты всегда знают к кому обратиться; а куратор узнает группу лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Таким образом, куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. На протяжении обучения в колледже эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении.

Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из обучающихся разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.

Список использованных источников:

  1. Коджаспирова Г. М.,Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- M.: Изд. центр «Академия»,2009г
  2. http://проф-обр.рфi/blog/osobennosti_raboty_kuratora/2012-11-27-35