Викторина по энергосбережению «Поколение энергоэффективных»
методическая разработка

Малышева Екатерина Викторовна

Данная методическая разработка предназначена для проведения игры викторины по энергосбережению «Поколение энергоэффективных» среди студентов IV курса специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Викторина проводится в рамках декады специальности при методической поддержке Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче

Вид: внеклассное открытое мероприятие.

Время: 45  минут.

Место проведения: аудитория.

Цели:

  • расширение знаний участников викторины по теме «Энергосбережение и повышение энергоэфффективности», а также изучение современных энергоэффективных технологий, применяемых в различных отраслях экономики;
  • стимулирование познавательного интереса к теме бережного и рационального отношения к энергоресурсам и применения в дальнейшем в повседневной жизни полученных знаний;
  • неформальное общение преподавателей и студентов

В задачи проведения мероприятия входят:

  • развитие творческого потенциала, кругозора участников;
  • поддержка и развитие интеллектуально и творчески одарённых детей;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к теме энергосбережения;
  • выявление обучающихся, которым в дальнейшем интересно участие в городских, региональных и всероссийских мероприятиях/конкурсах по теме «Энергосбережение и повышение энергоэффективности».

Краткое описание. В викторине участвуют две команды. Участники должны пройти 4 раунда. В процессе викторины команды зарабатывают баллы. В конце игры та команда, которая набрала большее количество баллов, выигрывает.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vikttorina_ob_energosberezhenii.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

        Министерство образования РФ

ГАПОУ СО Краснотурьинский индустриальный колледж

Методическая разработка

классного часа

Викторина по энергосбережению

«Поколение энергоэффективных»

Автор: Малышева Е.В.

ЦК механико-теплотехнических                                                           дисциплин

Краснотурьинск

2018 г

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ        3

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ        4

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ        14


АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка предназначена для проведения игры викторины по энергосбережению «Поколение энергоэффективных» среди студентов IV курса специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Викторина проводится в рамках декады специальности при методической поддержке Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче

Вид: внеклассное открытое мероприятие.

Время: 45  минут.

Место проведения: аудитория.

Цели:

  • расширение знаний участников викторины по теме «Энергосбережение и повышение энергоэфффективности», а также изучение современных энергоэффективных технологий, применяемых в различных отраслях экономики;
  • стимулирование познавательного интереса к теме бережного и рационального отношения к энергоресурсам и применения в дальнейшем в повседневной жизни полученных знаний;
  • неформальное общение преподавателей и студентов

В задачи проведения мероприятия входят:

  • развитие творческого потенциала, кругозора участников;
  • поддержка и развитие интеллектуально и творчески одарённых детей;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к теме энергосбережения;
  • выявление обучающихся, которым в дальнейшем интересно участие в городских, региональных и всероссийских мероприятиях/конкурсах по теме «Энергосбережение и повышение энергоэффективности».

Краткое описание. В викторине участвуют две команды. Участники должны пройти 4 раунда. В процессе викторины команды зарабатывают баллы. В конце игры та команда, которая набрала большее количество баллов, выигрывает.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

1. Организационный момент

 Ведущий приветствует участников викторины, объявляет цели и задачи мероприятия. Участники викторины заранее разбиваются на 4 команды. Необходимо распечатать 4 изображения и разрезать их (варианты: региональные энергетические объекты, оборудование, фото известных деятелей). Общее количество кусочков фотографий должно совпадать с количеством учащихся. Затем разложить порезанные кусочки фото на стол, предварительно перевернув изображением вниз и перемешать их. Каждый участник должен взять один элемент. Те студенты, элементы которых соединились в одну картину, являются участниками одной команды.

Ведущий:

Уважаемые участники, члены жюри и гости нашего мероприятия! Мы собрались, чтобы провести викторину «Поколение энергоэффективных». Мероприятие проходит в рамках декады специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» при методической поддержке фестиваля ВместеЯрче. Цель игры -  расширить знания участников викторины по теме «Энергосбережение и повышение энергоэфффективности», повысить познавательный интерес к теме бережного и рационального отношения к энергоресурсам и применения в дальнейшем в повседневной жизни полученных знаний;

Игру оценивает жюри в составе: (ведущий представляет жюри).

Произведем деление на команды.

Познакомимся с участниками игры (капитаны представляют команды). На столе представлены порезанные кусочки изображений. Каждый участник должен взять один элемент. Те студенты, элементы которых соединились в одну картину, являются участниками одной команды. Каждая команда садится за отдельный стол. Чтобы различать команды, присвоим им цвета: желтый, зеленый, синий и красный

Начинаем игру.

I раунд: «Энергетика страны»

  1. Задание

Вспоминаем аббревиатуры электростанций. На экране и на листах, которые лежат на столе, показаны аббревиатуры, командам необходимо расшифровать их. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Первая ответившаякоманда получает 3 дополнительных балла, вторая  - 2 балла, третья – 1 балл. Если команды выполнили задание одновременно, то все получают высший балл.

Для готовности командам дается время 5 минуты.

Аббревиатуры электростанций и их расшифровка

  • Атомные электростанции (АЭС)
  • Тепловые электростанции (ТЭС)
  • Гидроэлектрические станции (ГЭС)
  • Ветроэлектростанции (ВЭС)
  • Солнечные электростанции (СЭС)
  • Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ)
  • Государственная районная электростанция (ГРЭС)

Задание 2

Участники перед собой видят карту России (на экране и на листах на столе). У каждой команды находится список известных электростанций России. Командам необходимо указать кружочком место расположения объекта на карте. Задание допускает пользование интернет-ресурсами.

За каждую верно указанную электростанцию команда получает 3 балла. Для готовности командам дается время 5 минут.

Вариант для 1 команды:

Ответ  (регион, где располагается станция)

1

Саяно-Шушенская ГЭС

Республика Хакасия

2

Балаковская АЭС

Саратовская область

3

Белоярская АЭС

Свердловская область

Вариант для 2 команды:

Ответ  (регион, где располагается станция)

4

Дягилевская ТЭЦ

Рязанская область

5

Шатурская ГРЭС

Московская область

6

Маркинская ВЭС

Ростовская область

Вариант для 3 команды:

Ответ  (регион, где располагается станция)

7

Братская ГЭС

Иркутская область

8

Билибинская АЭС

Чукотский автономный округ

9

Калининская АЭС

Тверская область

Вариант для 4 команды:

Ответ  (регион, где располагается станция)

10

Губкинская ТЭЦ

Белгородская область

11

Новомосковская ГРЭС

Тульская область

12

ВЭС Тюпкильды

Республика Башкортостан

  1. Республика Хакасия (Саяно-Шушенская ГЭС). Подсказки: это - Республика. Регион расположен в Сибирском федеральном округе. Граничит с Кемеровской областью, Красноярским краем, Республикой Тывой и Республикой Алтай.
  2. Саратовская область (Балаковская АЭС). Подсказки: входит в состав Приволжского федерального округа. На юге граничит с Волгоградской областью, на западе — с Воронежской и Тамбовской областями, на севере — с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница России с Казахстаном. Общая протяжённость границ составляет свыше 3500 км.
  3. Свердловская область (Белоярская АЭС). Подсказки: входит в состав Уральского федерального округа. Граничит на западе с Пермским краем, на севере с Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Тюменской областью, на юге с Курганской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан.
  4. Рязанская область (Дягилевская ТЭЦ). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Граничит: на севере с Владимирской областью, на северо-востоке — Нижегородской областью, на востоке — Республикой Мордовия, на юго-востоке — Пензенской областью, на юге — Тамбовской и Липецкой областями, на западе — с Тульской областью и на северо-западе — с Московской областью.
  5. Московская область (Шатурская ГРЭС). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Граничит на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке и востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской, в центре — с городом федерального значения Москвой. Показать: флаг и герб.
  6. Ростовская область (Маркинская ВЭС). Подсказки: входит в состав Южного федерального округа. На востоке граничит с Волгоградской областью, на севере — с Воронежской, на юге — с Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкия, на западе — с Донецкой и Луганской областями.
  7. Иркутская область (Братская ГЭС). Подсказки: входит в состав Сибирского федерального округа. Граничит на западе с Красноярским краем, на северо-востоке с Якутией, на востоке с Забайкальским краем, на востоке и юге с Бурятией, на юго-западе с Тувой.
  8. Чукотский автономный округ (Билибинская АЭС). Подсказки: это - Автономный округ. Располагается в Дальневосточном федеральном округе. Граничит с Якутией, Магаданской областью и Камчатским краем. На востоке имеет морскую границу с США.
  9. Тверская область (Калининская АЭС). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Смоленской и Псковской областями.
  10. Белгородская область (Губкинская ТЭЦ). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Расположен в юго-западной части России в 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной.
  11. Тульская область (Новомосковская ГРЭС). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа Граничит: на севере и северо-востоке — с Московской, на востоке — с Рязанской, на юго-востоке и юге — с Липецкой, на юге и юго-западе — с Орловской, на западе и северо-западе — с Калужской областями.
  12. Республика Башкортостан (ВЭС Тюпкильды). Подсказки: это - Республика. Входит в состав Приволжского федерального округа. Граничит с Пермским краем, Свердловской, Челябинской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой.

II раунд: «Чемпионы энергосбережения»

Продолжительность раунда: 10 минут. Участники должен ответить на 5 вопросов. В данном конкурсе команда может заработать 10 баллов.

Вариант для 1 команды

Вариант для 2 команды

Кол.

баллов

Вопрос и варианты ответа (курсивом отмечен правильный ответ)

Кол.

баллов

Вопрос и варианты ответа

1

2 балла

Какой из этих источников энергии является возобновляемым:

  • Уголь
  • Газ
  • Ветер
  • Нефть

1

2 балла

Назовите единицу измерения электрической мощности?

  • Килоджоуль (Кдж)
  • Километр (км)
  • Киловатт (Квт)
  • Мегобайт (Мб)

2

2 балла

Какая из ламп наименее эффективна?

  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Светодиодная лампа
  • Ртутная лампа

2

2 балла

Какая из ламп имеет больший срок работы?

  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Светодиодная лампа
  • Ртутная лампа

3

2 балла

Что из перечисленного не является способом экономии тепла в квартире:

  • Установка теплорегуляторов на батареях.
  • Утепление окон.
  •  Установка энергосберегающих окон.
  • Регулярные проветривания через открытые окна

3

2 балла

Какой из показателей обозначаем самый высокий класс энергоэффективности бытового прибора?

  • Класс A 
  • Класс B
  • Класс C
  • Класс D

4

2 балла

Английская аббревиатура, которая используется для обозначения термина «светодиод»:

  • LED
  • ABC
  • USA
  • BBC

4

2 балла

Период времени суток, когда населению предоставляется наибольшая скидка за потребление электроэнергии при установке многотарифного счетчика:

  • 07.00-10.00
  • 10.00-17.00
  • 21.00-23.00
  • 23.00-07.00

5

2 балла

Во сколько раз современная светодиодная лампа эффективней лампы накаливания?

  • В 1,5 – 2 раза
  • В 3 - 5 раз
  • В 7 -10 раз
  • В 15 -20 раз

5

2 балла

На каких видах станций вырабатывается больше всего электроэнергии в России:

  • Гидроэлектростанции
  • Атомные электростанции
  • Теплоэлектростанции
  • Солнечные электростанции

Вариант для 3 команды

Вариант для 4 команды

Кол.

баллов

Вопрос и варианты ответа (курсивом отмечен правильный ответ)

Кол.

баллов

Вопрос и варианты ответа

1

2 балла

Какой из этих источников энергии является невозобновляемым:

  • Ветер
  • Геотермальные источники
  • Природный газ
  • Солнце

1

2 балла

Назовите единицу измерения Энергии

  • Километр (км)
  • Киловатт (Квт)
  • Килоджоуль (Кдж)
  • Мегобайт (Мб)

2

2 балла

Какая из ламп наиболее эффективна?

  • Лампа накаливания
  • Галогенная лампа
  • Светодиодная лампа
  • Энергосберегающая лампа

2

2 балла

Какая из ламп наиболее прочная?

  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Светодиодная лампа
  • Ртутная лампа

3

2 балла

Что из перечисленного не является способом экономии тепла в квартире:

  • Остекление балкона.
  • Утепление стен.
  •  Установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления.
  • Установка в осветительных приборах ламп накаливания

3

2 балла

Какой из показателей обозначаем самый низкий класс энергоэффективности бытового прибора?

  • Класс A
  • Класс B
  • Класс C
  • Класс D

4

2 балла

В каком году в РФ был принят Федеральный Закон Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности?

  • 2009
  • 1998
  • 2013
  • 1995

4

2 балла

Период времени суток, когда населению предоставляется наибольшая скидка за потребление воды:

  • 07.00-10.00
  • 10.00-17.00
  • 21.00-23.00
  • такой скидки не существует

5

2 балла

Какие источники энергии применяются в нашем городе для энергоснабжения светофоров?

  • Энергия солнца
  • Энергия ветра
  • Геотермальная энергия
  • Гидроэнергия

5

2 балла

Что из перечисленного не способствует экономии электроэнергии?

  • Установка датчиков движения в системе освещения
  • Установка светодиодных ламп
  • Установка ламп накаливания
  • Установка многотарифных электросчетчиков

        III раунд: «Факты, цифры, даты»

Продолжительность раунда: 5минут

Командам необходимо ответить на вопросы, которые напечатаны на листе. В каждом вопросе ответ – это цифра или дата. Участникам дается подсказка – таблица с цифрами. Каждая цифра - это правильный ответ на вопрос. Таблица находятся на распечатанном листе у команды и дана на экране.

За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Количество правильных ответов равно количеству баллов, которые получит команда за данный конкурс.

Вариант вопросов и таблица с ответами для команды №1

261

10

7

100

80

2009

261 – ??? номер закона Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

7 - Выделяют ??? основных классов энергоэффективности для бытовой (промышленной) техники.

80- Энергосберегающие лампы экономят до ??? % электроэнергии

10 - Зарядное устройство без телефона потребляет до ??? % электроэнергии впустую

100  –  На продажу какой мощности ламп накаливания действует запрет в России? Свыше ??? Вт.

2009 – ??? год подписания закона Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

IV раунд: «Энергоаудит»

Продолжительность раунда: 10 минут

Командам предстоит ознакомиться с отчетами главных энергетиков социального учреждения и сетевого комплекса по проведенным в течение года мероприятиям в рамках энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Задача команд – найти в отчете мероприятия, которые способствуют энергосбережению. За верный ответ – 15 баллов, за каждую ошибку минус 1 балл

Задание для команды №1 (курсивом отмечены правильные ответы)

Отчет Петрова Петра Алексеевича – главного энергетика детского сада «Солнышко»

  1. Установлены энергосберегающие лампы для наружного освещения.
  2. В открытых коридорах постелены ковры.
  3. Установлены светорегуляторы.
  4. Утеплены окна.
  5. Двери облегчены, убран утеплитель.
  6. В учебных классах окна завешены плотными шторами.
  7. Утеплены стеновые конструкции.
  8. На всех подоконниках установлены цветы с высокой и пышной листвой.
  9. Установлены теплоотражающие экраны за батареями.
  10. Заключены контракты на поставку воды
  11. Закуплены энергоэффективные плиты в столовой.
  12. К основному зданию подстроен спортивный зал.
  13. Производится регулярное мытье окон.
  14. Проведена разъяснительная работа с сотрудниками учреждения по энергосбережению.
  15. На втором и третьем этажах на лестничных площадках обновлены перила. Установлены перила из красного дуба.

Задание для команды №2

Отчет Васечкина Василия Алексеевича – главного энергетика сетевого комплекса № 1

  1. Установлена система энергосберегающего освещения на подстанциях.
  2. Закуплены 15 вездеходов для электротехнического персонала.
  3. Применены режимные мероприятия: регулирование напряжения в сети.
  4. Осуществляется контроль за выполнением графиков осмотра электрооборудования.
  5. Выполнение на регулярной основе текущих ремонтов электрооборудования.
  6. Выполнение планово-предупредительных ремонтов электрооборудования.
  7. Внедрена автоматизация диспетчеризации сети (АСУ ТП).
  8. Установлены приспособления и оборудования, способствующие отбору тепла от трансформаторов для обогрева зданий распределительных устройств.
  9. Для электротехнического персонала закуплена новая рабочая одежда в светлых тонах.
  10. В помещениях утеплены окна.
  11. Осуществлена покраска внешней поверхностей дверей подстанций в светлый цвет.
  12.  Внедрена система автоматическое закрывание внешних дверей на объектах комплекса
  13. Проведены уроки по электробезопасности с не электротехническим персоналом.
  14. Установлена систем подогрева приточного воздуха теплом от вытяжной вентиляции (при использовании электрокотлов).
  15. Регулярное выполнение профилактических испытаний электрооборудования.

Отчет Петрова Петра Алексеевича – главного энергетика детского сада «Ветерок»

  1. Установлены энергосберегающие лампы для внутреннего
  2. Установлены датчики движения.
  3. Утеплены двери.
  4. Окна покрашены, убран старый утеплитель.
  5. В учебных классах установлены жалюзи, защищающие от солнечного света.
  6. Установлены теплоотражающие экраны за радиаторами отопления.
  7. Утеплены межлитные наружные швы.
  8. На всех подоконниках установлены цветы с высокой и пышной листвой.
  9. В центре зала установлены три дополнительные опоры, выкрашены в зеленый цвет.
  10. Отключается часть освещения в помещениях на время обеденного перерыва или послеобеденного сна.
  11. Заключены контракты на поставку воды
  12. Закуплена энергоэффективная техника и посуда в столовой.
  13. К основному зданию пристроен актовый зал.
  14. Производится постоянная очистка от пыли светильников.
  15. Проведена разъяснительная работа с сотрудниками учреждения по энергосбережению.

 Отчет Васечкина Василия Алексеевича – главного энергетика сетевого комплекса № 2

  1. Установлена система энергосберегающего освещения в бытовых помещениях.
  2. Применены режимные мероприятия: отключение избытков установленной мощности.
  3. Осуществляется контроль за выполнением графиков осмотра электрооборудования.
  4. Заменены провода на самонесущий изолированный провод.
  5. Выполнение на регулярной основе текущих ремонтов электрооборудования.
  6. Внедрена автоматизированная система управления режимами работы электрической сети.
  7. Проведены дни открытых дверей для учащихся старших классов средней образовательной школы на объектах комплекса.
  8. Проведены мероприятий по борьбе с воровством электроэнергии.
  9. Установлены приспособления и оборудования, способствующие отбору тепла от трансформаторов для обогрева зданий распределительных устройств.
  10. Для электротехнического персонала закуплена новая рабочая одежда в светлых тонах.
  11. В помещениях утеплены двери.
  12. Осуществлена покраска внешних стен подстанций в светлый цвет.
  13.  Внедрена система автоматическое закрывание внешних дверей на объектах комплекса
  14. Установлена систем подогрева приточного воздуха теплом от вытяжной вентиляции (при использовании электрокотлов).
  15. Регулярное выполнение профилактических испытаний электрооборудования.

Подведение итогов


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ)
  2. Фейнмановские лекции по физике: В 9 томах Автор: Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Издательство: Мир. Год издания: 1965.
  3. Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования. Г.М. Михеев, Москва Издательский дом "Додэка-ХХI".
  4. Большая иллюстрированная энциклопедия знаний. Кракан М. Издательство: БММ. Год издания: 2011.
  5. «Википедия» - общедоступная интернет-энциклопедия.
  6.  http://energourok.ru/
  7. https://вместеярче.рф/materialy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование энергоэффективного мышления студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Внедрение изучения «умных технологий» в дисциплину дает возможность студентам  познакомиться не только с самими новыми технологиями, но и с методами энергосбережения и улучшения  экологическ...

Энергоэффективные светодиодные системы

Давайте переходить на энергосберегающие технологии – высказал свое предложение действующий президент Российской Федерации В.В. Путин. Ну что ж, партия сказала – и из продажи пропали лампочки накаливан...

Разработка урока "Энергоэффективное освещение и бережное отношение к энергетическим ресурсам"

Разработка урока "Энергоэффективное освещение и бережное отношение к энергетическим ресурсам"...

Урок энергоэффективности и энергосбережения

Оборудование: компьютер, презентация, лампа накаливания, лампа энергосберегающая, лампа светодиодная.Цель урока: информировать учащихся о разных типах ламп, способах экономии электричества в быту....

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

В данной статье авторы акцентируют внимание на то, что для всех обучающихся профессиональных образовательных организаций английский язык специальности – это серьезный фундамент для будущей произ...

Аннотация к беседе: "Энергоэффективность"

Аннотация к беседе: "Энергоэффективность" содержит основные направления проблем энергосбережения и рекомендации по их решению....

Статья "Создание модели энергоэффективного малоэтажного административного здания, а так же системы вентиляции и кондиционирования в нем"

Актуальность и целесообразность строительства энергоэффективных административно-бытовых зданий в России является одним из свежих до конца не раскрытых направлений. Естественно, для создания таких здан...