Открытый урок по теме: «Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок»
план-конспект урока
Методическая разработка учебного занятия по теме: "Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок" для профессии 110800.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйстаенном производстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 50.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области«Татарский политехнический колледж »
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок».
Профессия110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Татарск 2018
Тема: Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.
Цель урока:Сформировать у обучающихся знания в области предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок в рамках ПК 1.3. Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.
Задачи:
- Образовательная: Сформировать знания по способам предупреждения и устранения дефектов, возникающих при работе асинхронных электродвигателей;
Закрепить знания по видам дефектов электродвигателей и причинам их возникновения;
Систематизировать знания в области устройства асинхронных электродвигателей.
Развивающая: способствовать развитию способностей организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК. ); научить осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
- Воспитательная: прививать обучающимся интерес к дисциплине,пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса (ОК. ).
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Время:90 минут
Наглядность на уроке:мультимедиа презентация, раздаточный материал, учебный модуль.
Список используемой литературы:
- А.П. Коломиец, Г.П. Ерошенко, В.М. Росторгуев и др. Устройство, ремонт и обслуживание электрооборудования в сельскохозяйственном производстве: Учебник для нач. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.
- П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов. Электротехника: Учебник для нач. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272с.
- Основные неисправности трёхфазных асинхронных электродвигателей и способы их устранения. Интернет ресурс: Охрана труда. Код доступа: http://trudova-ohrana.ru/
Ход урока.
1.Организационный момент:2мин.
1 слайд:
У.: Здравствуйте, присаживайтесь. Я рад, что Вы в полном составе собрались на сегодняшнем занятии по учебной дисциплине «Технология монтажа, технического обслуживания и ремонта электрооборудования в сельскохозяйственном производстве». Так как сегодня отсутствующих нет, а на столах я вижу полную готовность к уроку, то мы можем начать наш сегодняшней разговор.
2 слайд:
В процессе сегодняшнего урока вы, работая со мной, будете получать жетоны трёх степеней.
Жёлтый – ответ на вопрос или выполнение задания первого (минимального) уровня сложности.
Синий – ответ на вопрос или выполнение задания второго уровня сложности.
Красный – ответ на вопрос или выполнение задания третьего (максимального) уровня сложности.
Чем больше разнообразных жетонов вы наберёте к концу урока, тем выше будет ваша оценка за урок.
Обучающиеся слушают учителя.
3, 4 слайды
У.: Информацию о полученных жетонах заносите в таблицу самопроверки, записывая первую букву цвета, полученного вами жетона. В конце урока мы подведём итоги вашей работы и подсчитаем оценку, которую вы заработали за урок.
Итак, давайте начинать. И первое на чём мы остановимся, будет ваше домашнее задание.
Обучающиеся слушают учителя.
2. Проверка домашнего задания:10 мин.
У.: Итак, для проверки усвоения вами знаний по предыдущей теме я предлагаю вам выполнить несколько заданий:
5 слайд
Фронтальный опрос группы:
Предлагаю вампокорить гору знаний ответив на вопросы трёх уровней сложности:
- 1,2 – вопросы первого уровня сложности, за него даётся жетон жёлтого цвета.
- 3, 4 – вопросы второго уровня сложности, за него даётся жетон синего цвета.
- 5, 6 – вопросы третьего уровня, за него вы получаете жетон красного цвета.
6 слайд
Вопросы:
1. Что называютасинхронным электродвигателем?
Ответ: машинупеременного тока, у которой скорость вращения ротора зависит от нагрузки.
2.Назовите две главные части асинхронного двигателя.
Ответ:статор, ротор.
3.Дайте определение понятию статор, из чего он состоит?
Ответ: Статор – неподвижная часть электрической машины. Состоит из станины, к которой с внутренней стороны крепятся главные полюсы. На каждый главный полюс помещают катушки обмотки возбуждения, которые соединяют последовательно.
4. Дайте определение понятию ротор. Какой вид он имеет?
Ответ: Ротор – подвижная часть машин постоянного тока, также называется якорем, обычно имеет вид цилиндра собранного из листов магнитной стали. В цилиндре имеются пазы, куда закладывается обмотка якоря.
5. Объясните принцип действия асинхронного двигателя.
Ответ: принцип работы асинхронного двигателя основан на использовании вращающегося магнитного поля. Трёхфазная обмотка статора создаёт в пространстве ротора вращающееся магнитное поле. Магнитное поле пронизывает магнитную систему ротора и наводит в обмотке ротора ЭДС индукции, которая, в свою очередь, создаёт вихревые токи в роторе. Эти токи взаимодействуют с магнитным полем статора, появляется электромагнитная сила и происходит вращение ротора.
6. Перечислите основные факторы, влияющие на надёжность работы электродвигателей в сельскохозяйственном производстве?
Ответ:
- сезонность использования в работе.
- неблагоприятный температурный режим.
-неблагоприятные влажныеусловия окружающей среды.
-попадание посторонних предметов в машину вместе с перерабатываемым сырьём.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, учитель раздаёт жетоны за правильные ответы.
У.Молодцы, вы верно справились с предложенным заданием, ответили на все вопросы и покорили гору знаний, но пока вы совершали восхождение на олимп знаний двое ваших товарищей попробовали себя в роли юных электриков и выполняли задания игры «Причина – следствие».
7 слайд
В случаи абсолютно верного выполнения ребята получат жетон красного цвета, если выполнили два задания из трёх – жетон синего цвета, если выполнили только одну часть задания – жетон жёлтого цвета.
В процессе проверки задания вы также можете исправлять ошибки, возникшие у наших электриков в ходе выполнения предложенной им работы, ваши ответы будут оцениваться жетонами синего цвета.
Цель игры: по возникшей неисправности асинхронного двигателя определить возможные причины возникновения этой неисправности.
8 слайд
Бланк с заданиями – 1 электрика:
Неисправность | Возможные причины |
Электродвигатель не трогается с места | ? |
Перегрев статора | ? |
Снижение числа оборотов электродвигателя | ? |
Бланк с ответами на задание – 1 электрика:
Неисправность | Возможные причины |
Электродвигатель не трогается с места | 1.обрыв в сети питания 2. перегорели предохранители силовой цепи или цепи управления 3.неправильно соединены выводы обмотки статора (начало и конец) 4. перегрузка электродвигателей |
Перегрев статора | 1.произошло повреждение изоляции между отдельными листами стали 2.произошло витковое замыкание 3.короткое замыкание на корпус одной из фаз обмотки |
Снижение числа оборотов электродвигателя | 1.перегрузка электродвигателя 2.неправильное включение обмотки статора 3.возник обрыв одной из фаз обмотки ротора или произошло нарушение контакта цепи ротора |
9 слайд
Бланк с заданиями – 2 электрика:
Неисправность | Возможные причины |
Перегрев электродвигателя | ? |
Перегрев ротора | ? |
Снижение числа оборотов электродвигателя | ? |
Бланк с заданиями – 2 электрика:
Неисправность | Возможные причины |
Перегрев электродвигателя | 1.перегрузка электродвигателя 2.понизилось напряжение электросети питания 3.проблема с вентиляцией 4.ротор касается статора |
Перегрев ротора | 1.замыкание обмотки ротора 2.нарушение контакта в щёточном аппарате ротора 3.возросло сопротивление обмотки ротора |
Снижение числа оборотов электродвигателя | 1.перегрузка электродвигателя 2.неправильное включение обмотки статора 3.возник обрыв одной из фаз обмотки ротора или произошло нарушение контакта цепи ротора |
Проверка работы обучающихся, раздача жетонов.
3. Целеполагание и мотивация:3 мин.
10 слайд
У.:Ну вот мы и повторили темы предыдущих занятий, а теперь давайте перейдём к изучению нового материала. Тема сегодняшнего нашего занятия звучит так: Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.
У.: Итак, чтобы вы хотели узнать в процессе работы по теме урока?
Ответы:
- Как устранять основные дефекты, возникающие в процессе работы электродвигателей?-Каким образом можно предупредить неисправности электродвигателей?-Как продлить срок службы электродвигателей?
У.: Ответить на эти и другие вопросы вы сможете ответить в процессе работы над темой урока, но для начала ознакомьтесь с планом нашего сегодняшнего учебного занятия:
1. Способы устранения основных неисправностей асинхронных электродвигателей.
2. Современные способы защиты электродвигателей.
3. Способы повышения эксплуатационной надёжности электродвигателей.
Обучающиеся знакомятся с планом работы над новой темой.
У.: Будьте внимательны. По ходу изучения этой темы Вы будете выполнять несколько практических заданий, за которые получите жетоны.
4. Изучение нового материала:20 мин
Обучающиесяработают с учебным модулем
1. Способы устранения основных неисправностей асинхронных электродвигателей.7мин
У.:На прошлом уроке мы с вами начали разговор об основных неисправностях, возникающих при работе с электродвигателями. Сегодня мы познакомимся с основными способами устранения этих неисправностей на примере трёхфазных асинхронных электродвигателей.
У.: Вашему вниманию предлагается учебный модуль, содержащий учебный текст и два вида заданий. Вы изучаете учебный текст и выбираете подходящее вам по степени сложности задание.
Обучающиеся слушают объяснение учителя
У.:Итак, давайте посмотрим, как вы справились с заданием. Называем неисправность, возможные её причины и говорим о способах их устранения.
Выполнение задания показано на примере таблицы, аналогичную информацию несёт в себе схема-опора.
11 слайд
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Электродвигатель не трогается с места | обрыв в сети питания перегорели предохранители силовой цепи или цепи управления | проверить наличие напряжения замена предохранителей |
неправильно соединены выводы обмотки статора (начало и конец) | произвести переключение выводов обмотки. | |
перегрузка электродвигателей | уменьшить нагрузку | |
перегрев электродвигателя | перегрузка электродвигателя | снизить нагрузку или заменить данный электродвигатель на электродвигатель большей мощности |
понизилось напряжение электросети питания | повысить напряжение или уменьшить нагрузку на электродвигатель | |
проблема с вентиляцией | разобрать, очистить электродвигатель, продуть его | |
ротор касается статора | заменить подшипники и выверить ротор | |
перегрев статора | произошло повреждение изоляции между отдельными листами стали | нужно перебрать статор |
произошловитковое замыкание | восстановить изоляцию или частично перемотать обмотку статора | |
короткое замыкание на корпус одной из фаз обмотки | найти место повреждения и ликвидировать замыкание | |
перегрев ротора | замыкание обмотки ротора | восстановить изоляцию обмотки ротора |
нарушение контакта в щёточном аппарате ротора | зачистить щётки и кольца | |
возросло сопротивление обмотки ротора | перезалить короткозамкнутый ротор | |
снижение числа оборотов электродвигателя | перегрузка электродвигателя | снять перегрузку |
неправильное включение обмотки статора | произвести переключение обмотки | |
возник обрыв одной из фаз обмотки ротора или произошло нарушение контакта цепи ротора | нужно отыскать место обрыва или нарушения контакта и устранить его |
У.: Молодцы, вы верно справились с заданием, и можете взять себе жетон цвета выполненного вами задания.
12 слайд
2. Современные способы защиты электродвигателей. 7 мин
У.: Как уже нами сегодня отмечалось, в процессе эксплуатации электродвигатель испытывает технологические перегрузки. Поэтому чтобы не допустить выхода из строя двигателя, конструкторы уже заранее разработали средства защиты электродвигателей от износа. О данных средствах защиты расскажу вам я, также вашему вниманию будет продемонстрирован небольшой видеофрагмент. В процессе изучения данного материала вы должны составить небольшую таблицу (см. приложение №3). Потом мы её проверими ответить на несколько вопросов по видеофрагменту. За выполнение задания вы получите жетоны красного цвета. Будьте внимательны.
Рассказ учителя: Существуют следующие типы защит:
Тепловые приставки: РТЛ, РТТ, ТРН – тепловые реле. Применяются для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительностью и токов, возникающих при обрыве одной из фаз. Реле допускается использовать при отсутствии вредных отложений, пыли, песка, воздействия атмосферных осадков. Однако существуют реле клемники: КРЛ – 104, КРЛ – 204, которые приготовлены для работы во всех климатических условиях.
13 слайд
Давайте посмотрим видеофрагмент о тепловых реле.
Обучающиеся слушают учителя, составляют таблицу-опору, смотрят видеофрагмент
14 слайд
У.:Существует также универсальная встроенная температурная защита (УВТЗ). Она представляет собой совокупность термистора (элемента, изменяющего сопротивление под действием температуры), встроенного в обмотку двигателя, и элемента, отключающего цепь питания электродвигателя при повышение его температуры до заданного значения УВТЗ целесообразно применять при частыхвключения двигателя, резкопеременной нагрузке, работе в окружающей среде с высокой температурой или в условиях плохой вентиляции обмоток, перегрузках по току. В сельском хозяйстве в таких условиях находится около 10 % электродвигателей. В остальных случаях для защиты используются обычно тепловые реле.
15 слайд
УВТЗ также не защищает двигатель от потери фазы, для этого используются фазочувствительные защитные устройства(ФУЗ – М), состоящие из двух фазочувтвительных трансформаторов тока. При их грамотной настройке они срабатывают через 30-50с при перегрузке равной 50% и через 6 – 10с при коротком замыкании.
У.: Итак, вы выслушали мой рассказ, посмотрели видеофрагмент, давайте посмотрим, что у вас получилось, для этого ответьте на мои вопросы по содержанию составленной вами таблицы-опоры.
16 слайд
Таблица-опора:
Вид защитного устройства | Маркировка | Назначение |
Вопросы учителя:
1. Какими средствами защиты от износа в процессе работы оснащены электродвигатели?
Ответ: тепловые приставки, универсальная встроенная температурная защита, фазочувствительные защитные устройства.
2.Назовите основные виды тепловых приставок?
Ответ: РТЛ, РТТ, ТРН.
3.От чего защищают электродвигатели тепловые приставки?
Ответ: применяются для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительностью и токов, возникающих при обрыве одной из фаз.
4.Что такое тепловое реле?
Ответ: прибор защищающий электродвигатель от перегрузки.
5.Когда допускается использовать тепловые реле?
Ответ: реле допускается использовать при отсутствии вредных отложений, пыли, песка, воздействия атмосферных осадков.
17 слайд
6.Как называются реле, которые приготовлены для работы во всех климатических условиях?
Ответ: такие реле называются клемники.
7.Что представляют собой такие средства защиты электродвигателей как УВТЗ?
Ответ: они представляет собой совокупность термистора (элемента, изменяющего сопротивление под действием температуры), встроенного в обмотку двигателя, и элемента, отключающего цепь питания электродвигателя при повышении его температуры до заданного значения.
8.Когда целесообразно применять УВТЗ в качестве средства защиты электродвигателей?
Ответ:УВТЗ целесообразно применять при частыхвключения двигателя, резкопеременной нагрузке, работе в окружающей среде с высокой температурой или в условиях плохой вентиляции обмоток, перегрузках по току.
9.Сколько по времени срабатывают фазочувствительные защитные устройства?
Ответ:фазочувствительные защитные устройства (ФУЗ – М), состоящие из двух фазочувтвительных трансформаторов тока при их грамотной настройке срабатывают через 30-50с при перегрузке равной 50% и через 6 – 10с при коротком замыкании.
У. Молодцы, вы были внимательны и поэтому правильно заполнили таблицу о средствах защиты электродвигателей. За это, ребята, отвечавшие на вопросы, могут взять себе жетоны красного цвета. Остальные получают жетоны синего цвета.
3. Способы повышения эксплуатационной надёжности электродвигателей.6мин
18,19 слайды
У.: Итак, нам осталось разобраться в способах повышения эксплуатационной надёжности электродвигателей. Для этого загляните в свои учебники на стр. 240 и заполните памятку юного электрика (приложение №4). Время выполнения задания 10 мин.
Обучающиеся выполняют задание
У.: Давайте проверим, что у вас получилось.
Расскажите, что входит в объём ТО электродвигателя?
Ответ: очистка двигателя от пыли и грязи, проверка исправности заземления, крепления электродвигателя и его элементов, степени нагрева и уровня вибрации шума, надёжности контактных соединений, измерение сопротивления изоляции и устранение обнаруженных неисправностей.
2. Каковы сроки ТО для двигателей различных типов?
Ответ:
Сроки ТО для двигателей 4А, АИР: 1 раз в 3 месяца.
Сроки ТО для двигателей, работающих на открытом воздухе: 1 раз в 1,5 месяца.
Сроки ТО для двигателей, работающих в особо сырых помещениях: 1 раз в 2 месяца.
3. Что входит в текущий ремонт электродвигателя?
Ответ:
В текущий ремонт электродвигателя входят такие операции:
1. очистка от пыли и грязи;
2.отсоединение от питающих проводников и заземления;
3.демонтаж на месте установки и разбора;
4.очистка обмотки;
5.измерение сопротивления изоляции обмотки, при необходимости сушка обмотки;
6.промывка подшипников, проверка и при необходимости их замена;
7.ремонт и замена повреждённых выводных проводов обмотки;
8.сборка и смазка подшипников;
9.испытание электродвигателя на холостом ходу;
10. покраска электродвигателя;
11.центровка электродвигателя с рабочей машиной и испытание под нагрузкой.
У.: Молодцы, вы справились и с этим заданием и получаете жетоны красного цвета.
5. Закрепление изученного материала:10 мин
У.: На протяжении всего сегодняшнего урока мы с вами знакомились с основными методами предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.
Теперь давайте посмотрим, насколько вы были внимательны и ответственны в выполнении заданий предложенных при изучении каждого пункта плана урока. Для этого выполним небольшой тест:
20,21,22,23 слайд (при проверке теста)
- Асинхронным электродвигателем называется:
А)машинупеременного тока, у которой скорость вращения ротора зависит от нагрузки.
Б) статический электромагнитный аппарат, служащий для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток той же частоты, но другого напряжения.
В) коммутационный аппарат, который реагирует на заданную физическую величину (напряжение, ток, температура, давление).
2. Если произошёл перегрев электродвигателя необходимо:
А) промыть щётки электродвигателя.
Б)снизить нагрузку или заменить данный электродвигатель на электродвигатель большей мощности.
В) произвести замену предохранителей.
3.К какому дефекту ведёт обрыв одной из фаз обмотки ротора:
А) перегрев статора.
Б) перегрев ротора.
В) снижение числа оборотов электродвигателя.
4. Для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительностью и токов, возникающих при обрыве одной из фаз, применяются:
А) фазочувствительные защитные устройства.
Б) тепловые реле.
В) универсальная встроенная температурная защита.
5. Клемники – это:
А) тепловые реле, приготовленные для работы во всех климатических устройствах.
Б) составная часть статора.
В)защитные устройства, применяющиеся при частыхвключениях двигателя, резкопеременной нагрузке, работе в окружающей среде с высокой температурой или в условиях плохой вентиляции обмоток, перегрузках по току.
6. В объём ТО электродвигателя не входит:
А) очистка двигателя от пыли и грязи.
Б) проверка исправности заземления.
В) покраска электродвигателя.
7)Сроки ТО для двигателей, работающих в особо сырых помещениях:
А) 1 раз в 2 месяца.
Б) 1 раз в 1.5 месяца
В) 1 раз в 3 месяца.
Обучающиеся проверяют тест.
Таблица самопроверки:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | Б | В | Б | А | В | А |
У.:Молодцы, высправились с тестом, поднимите руки те, кто верно выполнил все 7 заданий теста.
Обучающиеся поднимают руки.
У.:Вы получаете жетоны красного цвета.
Те, кто допустил 1 или 2 ошибки получают жетоны синего цвета. Если же вы допустили 3 ошибки поставьте жетон жёлтого цвета. Кто допустил 4 и более ошибки – остаются без жетонов.
Обучающиеся вносят необходимые записи в листы самопроверки.
6.Итог урока:2 мин
У.: Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
Ответ:
Методы предупреждения и устранения дефектов силовых электроустановок.
У.: В процессе работы над темой, какие вопросы мы затронули?
Ответ:
Как осуществлять устранение основных неисправностей асинхронных электродвигателей. Какие современные способы защиты электродвигателей существуют. Как повысить эксплуатационную надёжность электродвигателей.
У.: Какое задание, из предложенных, показалось вам самым сложным, а какое самым интересным?
Учитель выслушивает ответы обучающихся.
У.: Удалось ли нам рассмотреть те вопросы, которые мы хотели изучить при постановки целей урока?
Ответ:
Да, мы их рассмотрели.
У.: Прекрасно, ведь это значит, что цели нашего сегодняшнего урока достигнуты.
7.Самооценка обучающихся:2мин
У.: В процессе урока вы зарабатывали жетоны разных цветов и вписывали нужный вам цвет в лист самооценки.
Как я говорил уже в начале урока:
-красный жетон = оценке 5
-синий жетон = оценке 4
-жёлтый жетон = оценке 3
Подсчитайте, сколько жетонов вы набрали, переведите это в цифровую систему и найдите среднее арифметическое, которое подсчитывается сумма всех оценок, делится на их общее количество, например:
(5+5+5+4+4+3):6= 4,03, соответствует оценке 4.
Обучающиеся производят самооценку, вносят записи в листы самопроверки, передают их учителю.
8. Домашнее задание:1мин
24 слайд
У.: Ещё раз систематизировать знания, полученные на уроке, вам поможет домашнее задание: стр.240-245. П.15.8, П15.9 – читать, знать материал тех схем и таблиц, которые вы составили на уроке, составить по ним тест 7-10 вопросов, для проверки друг друга на следующем уроке.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
У.: Спасибо за урок, можете быть свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему : "Коррозия металлов и сплавов.Методы защиты от коррозии"
Заранее формируются бригады (по интересам) и каждой бригаде выдаётся задание. - Каждая бригада показывает свою презентацию, которую подготовил в домашних условиях, пользуясь материалами интернета. зна...
Методическая разработка урока по теме "Методы оценки качества продукции"
Методическая разработка урока по дисциплине Управление качеством с использованием кейс-метода...
План открытого урока на тему "Монтаж на печатной плате методом пайки резисторов и конденсаторов "
План открытого урока на тему "Монтаж на печатной плате методом пайки резисторов и конденсаторов ". Урок- лабораторная работа....
Открытый урок на тему: Технологические методы ремонта деталей машин, упрочнения и повышения их износостойкости при ремонте"
Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 "Эксплуатация промышленного оборудования" на тему; «Технологические методы ремонта деталей машин,упрочнения и повышения их износостойкости при ремо...
Открытый урок на тему: "Теория вероятностей в вопросах и задачах" (в форме урока общения)
Методика проведения занятия в форме «Урок общения»Наблюдения за группой показали, что использование даже самых активных форм работы может не дать 100% загрузки всех учащихся, не вклю...
Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"
Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ ДЕФЕКТЫ ХЛЕБА
технологическая карта открытого урока...