Программа самообразования.
методическая разработка

Пудов Сергей Михайлович
Программа самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа самообразования.48.64 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское  областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Рославльский многопрофильный колледж»

Программа самообразования

на 2017-2020 гг.

"АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Составитель: Пудов С.М.

преподаватель специальных дисциплин

Рославль

Пояснительная записка

В современных социокультурных условиях на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" пришло понимание о принципиальной незавершенности образования человека, о том, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня поток информации в любой про-фессиональной области не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Это утверждение касается и педагогической деятельности. Для педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать хорошо свой предмет, чтобы соответствовать современному уровню требований общества, ему необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога в условиях реализации ФГОС СПО в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового  поколения на всех ступенях общего образования и среднего профессионального образования связано  с  проблемой  обеспечения  нового  качества образования,  которое  должно  соответствовать  меняющимся  социально-экономическим реалиям. На сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают разработку и использование современных подходов и идей в образовании. Однако, при реализации стандартов нового поколения невозможно обойтись без использования перспективных идей прошлого, а именно, таких как системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. При реализации ФГОС СПО необходимыми направлениями модернизации являются следующие:

— компетентностный подход;

— включение надпрофессиональных компетенций;

— выход в профессиональной характеристике на профессиональный стандарт;

— уровневое построение стандарта на профессию;

— блочно-модульное построение стандарта;

— введение специфических требований к практическому обучению;

— введение специфических требований к экзаменам.

Естественно-математическая подготовка является полноправной и важной составляющей среднего профессионального образования,  и осуществлять ее необходимо в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и реализацией новых  образовательных программ.

Обучение способствует становлению и развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплины и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

Для того чтобы управлять познавательной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них нужную мотивацию, которая в свою очередь, зависит от потребностей. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.

Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти образования связаны и влияют друг на друга.

Большой интерес можно возбудить к тому, в чем возникает потребность, что имеет жизненно важное значение. Если у человека не развиты потребности, то он в своем развитии не достигнет достаточного уровня, а человек пришел в этот мир, чтобы развиться.

Следовательно, я обучение на уроках математики строю, связывая его с жизнью, чтобы перед обучающимися вставали задачи значимые, в решение которых включался бы он активно.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности студентов. Самостоятельность играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности. Самостоятельность-это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний.

Однако среди мотивов самостоятельной деятельности студентов одним из самых важных является интерес к предмету, который осознается раньше, чем другие мотивы. К примеру, задачу по нахождению площадей боковых поверхностей тел заменяю задачей, связанной со строительной профессией. Такая формулировка задачи заинтересовывает и привлекает к деятельности быстрее, чем стандартная. Подбираю и составляю прикладные задачи профессиональной направленности и производственного содержания. Решение таких задач способствует повышению интереса студентов к изучению теоретического материала, заставляет осмыслить сущность производственных процессов, а, следовательно, приводит к повышению качества знаний учащихся.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности студентов создает условия для активизации их самостоятельной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию и успешному обучению каждого учащегося.

Наиболее распространенной формой работы, обеспечивающей повышение самостоятельной деятельности студентов, являются самостоятельные работы, а их продолжением - дифференцированные задания.

Дифференцированные задания не только  способствуют развитию логического мышления студентов, но и контролируют уровень такого развития, а также позволяют выявить студентов склонных к дедуктивному мышлению, способствуют дальнейшему их развитию и помогают подтянуть до более высокого уровня остальных. Такие задания являются одной из форм фронтально - коллективной деятельности. Организация такой общей работы сопряжена с большими трудностями (установление личностных связей, взаимопонимания, осуществления контроля и оценка), однако она позволяет объединить силы всего коллектива, показывая всем одновременно их достижения и ошибки и важна для сплочения и развития коллектива,  формирования общих и профессиональных компетенций.

Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования. Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно-математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями,  они выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО. Профессиональная направленность обучения даёт возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Именно в сохранении преподавания основ наук в школьном объеме и акцентировании внимания студентов на возможности применять знания по математике, химии, физике и другим предметам при изучении конкретной профессии, есть сущность концепции профессиональной направленности.

Учащиеся нуждаются в значительно большем: в сведениях, которые увязывают все знания с их будущей профессией, показывают знания как орудие практики, как непосредственного помощника человека при решении им различных проблем.

Поэтому, главная задача преподавателя специальных дисциплин, работающего в системе среднего профессионального образования, - усилить прикладную направленность обучения.

В качестве примера можно рассмотреть организацию такой работы в группе по специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Естественная подготовка «Электромонтеров» имеет решающее значение для формирования у них многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать свои движения и быстро реагировать на изменения ситуаций. Развивается чувствительность зрительного и слухового анализаторов, формируются навыки соблюдения технологической последовательности выполняемых работ. Все это способствует росту компетентности будущих сварщиков, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.

Одной из причин «трудности» геометрии для обучающихся и быстрого забывания изученного материала, является отсутствие на многих уроках живого интереса студентов  к предмету, а также невнимание к формированию прочных и разнородных ассоциаций изучаемого материала с отдельными элементами их умственной деятельности.

Добиться прочного знания можно лишь при условии, когда обучающийся практически на каждом шагу убеждается, что знание с успехом применимо к разрешению многочисленных и разнообразных задач, возникающих в повседневной жизни, в технике.

Можно значительно повысить интерес обучающимся к предмету не только на уроке, но и при помощи системы внеурочной деятельности, в процессе которой обучающиеся готовят презентации профессиональной направленности с некоторыми задачами.

Применяя различные формы и методы обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в обучении специальных дисциплин, а также повысить качество знаний по предметам.

Актуальность:

Актуальность выбранной мною темы заключается в переходе на новый ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, его социализацию.

Я определила для себя следующую тему самообразования "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с применением инновационных образовательных  технологий". Считаю, что применение новых образовательных технологий способствуют  самореализации и успешной социализации личности ребенка., способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Исходя из концепции развития образования в Российской Федерации, очень важно понимать, что изучение специальных дисциплин играет системообразующую роль в совершенствовании качества обучения и воспитания в системе СПО. А это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Поэтому самообразование преподавателя  - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Цели

- повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как преподавателя специальных дисциплин в рамках перехода на ФГОС,

- формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

- уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;

- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

Задачи: продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания специальных дисциплин:

  1. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по специальным дисциплинам с применением ИКТ,
  2. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
  3. Изучить психологические и возрастные особенности учащися.
  4. Определить индивидуальную траекторию развития обучающегося
  5. Повысить мотивацию и качество знаний обучающихся, развивать их творческие способности, логическое мышление.
  6. Воспитание социально-активной, интеллектуально-развитой личности.

Чтобы поставленная цель  была достигнута, необходимо систематически заниматься самообразованием.

Основные направления моей деятельности:

  • Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
  • Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
  • Охрана здоровья,
  • Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
  • Правовое,
  • Эстетическое (гуманитарное)

  Этапы реализации:  Сроки: 2018- 2020 год

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

Формы и методы  самообразования:

  1. Индивидуальная, основана на индивидуальном плане  самостоятельной работы над повышением профессионального и методического уровня;
  2. Групповая, основана на участии в деятельности жизни колледжа, через участие в деятельности  РУМО.
  3. Курсы повышения квалификации (очные, заочные, дистанционные)

Ожидаемый результат самообразования:

  1. повышение качества преподавания специальных дисциплин;
  2. разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
  3. разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
  4. выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках;
  5. разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  6. доклады, выступления на заседаниях ПЦК, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Планируемые результаты самореализации:

  1. Разработка комплекта электронных уроков по специальным дисциплинам
  2. Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:

комплекта дидактики по предметам (самостоятельные, практические и контрольные работы);

  1. комплекта раздаточного материала по предметам (карточки, задания и вопросы по предмету);
  2. сборника предметных кроссвордов;
  3. пакета олимпиадного материала для подготовки обучающегося,
  4. пакета материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное обучение с применением игровых моментов),
  5. базы данных методик обучения,
  6. пакет сценариев уроков с применением информационных технологий,
  7. пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.),
  8. комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления),
  9. страниц электронного учебника по специальным дисциплинам,
  10. пакета психолого-педагогических материалов для преподавателя.

Решение поставленных задач будут осуществляться через применение активных форм и методов обучения:

  • нетрадиционное начало традиционного урока

(эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка);

  • постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных

ситуаций;

  • использование видео и компьютерной наглядности, электронных

учебных пособий, интерактивной доски и др.; использование опорных схем;

  • нетрадиционные виды уроков(урок-конкурс, урок-игра);
  • игровые приемы;
  • выполнение обучающимися  проектов по предмету

(кроссворды, ребусы, предметные рисунки, презентации);

  • контроль знаний и умений обучающихся в форме тематического зачета,

теста, листов самоконтроля, онлайн - тестирования

Литература

  1. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: М.: Просвещение, 1986. 143
  2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  3. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.- С.16-23.
  4. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос,  URL, 2007.
  5. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.:      Психол.-соц. Ин-т. Флинта, 1998. 201 с.
  6. Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные образовательные технологии – Новокузнецк : 2000. – 63 с.
  7. Хуторской А.В.Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /Народное образование, 2003.- № 2.

                  Список официальных Интернет-сайтов

  • http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал
  • http://www.eidos.ru Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика»

Приложение 1

ПЛАН

5. Индивидуальный план профессионального роста преподавателя

Раздел плана

Задача

деятельности

Содержание деятельности

Время работы

Формы работы

Результаты и их самооценка

Где

рассматривались итоги работы

I.Диагностический

1.Изучить опыт системно-деятельностного подхода к обучению.

2.Разработать индивидуальные траектории развития студентов.

3.Разработать систему приемов, мотивирующих студентов к изучению дисциплины, формирующих коммуникативную компетентность с целью  развития продуктивного творческого мышления

1.Анализ личных  затруднений по проблеме освоения системно-деятельностного подхода.

2.Постановка проблемы по заданной теме.

3.Посещение методического семинара по проблеме.

4.Обучение на курсах (дистанционных).

5.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта педагогов

Первый год работы над темой

1.Диагностика, анкетирование уровня владения  теорией и  методикой по данной теме.

2.Изучение нормативно – правовых основ, локальных нормативных актов, имеющихся  программ и методик.

1.Повышение профессиональных знаний по проблеме.

2.Самодиагностика по  владению  системно-деятельностным подходом.

3.Выполнение курсовой контрольной работы, получение удостоверения о повышении квалификации.

4.Составление списка литературы по теме

Собеседование с руководителем ПЦК. заместителем директора образовательной организации

II.Прогностический

1.Реализация  первого этапа программы  инновационной деятельности  по проблеме.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Разработка новых форм, методов и приемов обучения

1.Определение цели и задач работы над темой на первом этапе реализации.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы внедрения в процессе преподавания математики.

3.Прогнозирование результатов  в формате  проведения цикла уроков.

Первый год работы над темой

1. Создание  и апробация методического  пособия  из опыта работы Проведение серии уроков с самоанализом, выступление на ПЦК

Повышение качества знаний студентов

Выступление на заседании ПЦК, подготовка  плана методических материалов по теме

III.Практический

Реализации второго этапа работы

1.Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
2.Разработка дидактических материалов, тестов.
3.Разработка и проведение открытых уроков 4.Создание комплектов педагогических разработок.

5.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

6.Корректировка

Второй год работы над темой

Формирование методического комплекса

2.Отслеживание текущих и промежуточных результатов

Высокие

рейтинговые показатели  студентов при прохождении промежуточной и итоговой аттестации.

Создание банка творческих интеллектуальных продуктов.

Увеличение количества призовых мест в олимпиадахконкурсах  различных уровней

Открытые уроки, выступления на заседании ПЦК, публикация из опыта работы в электронных журналах, сайтах

IV.Обобщающий

Реализация третьего  этапа

1.Подведение итогов

2.Оформление результатов работы по теме

3.Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков

Третий год работы над темой

Обобщение педагогического опыта в форме пособия

Повышение уровня владения ключевыми компетенциями у  большинства студентов,  успешная адаптации знаний

Выступления на заседании научно-методического совета, на заседании педагогического совета, подготовка к изданию пособия из опыта работы

V.Внедренческий

Распространение опыта

1.Создание учебно-методических пособий.

2.Представление опыта на  практических семинарах методического объединения учителей

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Издание пособия

Успешное обучение

Публикации, создание методического пособия,

выступления на МО и семинарах, подготовка и проведение мероприятий,

размещение информации на сайте учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования

Программа расчитана на два учебных года. На каждый учебный год составляется план реализации программы....

План реализации программы самообразования на 2016-2017

Представленный план является 1 этапом в реализации программы самообразованию....

План реализации программы самообразования на 2017-2018

Представленный план является 2 этапом реализации программы самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования преподавателя Краевой Л.А....

Программа самообразования преподавателя

Наименование программы: Использование метода проектов при преподавании экономических дисциплинРазработчик программы: Уласик Марина Геннадьевна, преподаватель спец. дисциплин.Цель программы: обеспечени...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

Программа самообразования преподавателя

Наименование программы: Технологии работы с информацией при изучении профессиональных модулей.Разработчик программы: Пушкина Вероника Александровна, преподаватель спец.дисциплин.Цель программы: ...