Рабочая программа по учебной дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» по профессии 15643 «Оператор котельной»
рабочая программа

Рабочая программа по учебной дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» предназначена для реализации в профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_teplotehnika_2022.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 8

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 195

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 195)

                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                            Директор ФКП образовательного

                                                                                         учреждения № 195

________________   В.Н. Замура

                                                                              «___»____________  20____  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 «Теоретические основы теплотехники и гидравлики»

 профессия 15643 «Оператор котельной»

г. Армавир

2022 г.

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии    с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании                     в Российской Федерации», перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образовании и науки  Российской Федерации от 02.07.2013  № 513, на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования (далее – ФГОС) СПО по специальности 13.02.02 «Теплоснабжение                             и теплотехническое оборудование» для реализации программы профессионального обучения по профессии (ОК 016-94)   15643 «Оператор котельной»

Организация-разработчик: ФКП  образовательное учреждение  №195

Разработчик:

Королевский Андрей Викторович, преподаватель, мастер производственного обучения.

Программа учебной дисциплины «Теоретические основы теплотехники                  и гидравлики» обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии профессионального цикла (Протокол №___ от _________20___г.)

Заключение Экспертного совета № ________ от «____»________20___г.

                                   (номер)

                                

©  Королевский А.В.

© ФКП образовательное учреждение № 195

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы теплотехники и гидравлики»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование    по профессии  15643  Оператор котельной

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Теоретические основы теплотехники и гидравлики» является дисциплиной общепрофессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы профессионального обучения.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Данная дисциплина предусматривает изучение основ технической термодинамики и теплопередачи; исследование закономерностей временного превращения тепловой и механической энергии; переноса теплоты теплопроводностью, излучением. Изучение основных законов гидравлики, основ теории, конструкций и выбора гидравлических машин.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- параметры состояния термодинамической системы, единицы измерения и соотношения между ними;

- основные законы термодинамики, процессы состояния газов, водяного пара и воды;

- основные законы теплопередачи;

- физические свойства жидкостей и газов;

- законы гидростатики и гидродинамики;

-  устройство и характеристики насосов и вентиляторов;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 27 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часов;

самостоятельной работы обучающегося 9 часов.

        

                                        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

27

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

18

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

9

в том числе:

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы теплотехники и гидравлики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.        Теоретические основы теплотехники

14

Тема 1.1. Введение. Значение и задачи дисциплины. Основные параметры состояния рабочего тела.

Содержание учебного материала

1

Значение дисциплины. Краткий исторический обзор развития теплоэнергетики.

Принцип превращения теплоты в работу. Основные термодинамические параметры состояния рабочего тела: температура, давление, удельный объем и плотность. Единицы измерения и расчетные величины основных параметров.

Термодинамическая система и внешняя среда.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 1.2. Газовые смеси. Теплоемкость и количество теплоты. Теплоемкость газовой смеси. Первый закон термодинамики

Содержание учебного материала

1

Термодинамическое равновесие. Газовая постоянная, ее физический смысл. Частные случаи изменения состояния газа.

Газовая смесь, ее состав. Теплоемкость и количество теплоты. Постоянная и переменная теплоемкость. Таблицы теплоемкости. Теплоемкость газовой смеси.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 1.3. Водяной пар. Парообразование. Испарение. Конденсация, основные понятия. Основные термодинамические параметры воды и водяного пара.

Содержание учебного материала

2

Водяной пар как реальный газ. Парообразование, испарение, кипение, конденсация, сублимация, десублимация.

Насыщенный водяной пар. Сухой и влажный насыщенный пар. Перегретый пар. Степени сухости, влажности и перегрева. Таблицы термодинамических свойств воды и водяного пара.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 1.4 Основные процессы водяного пара.

Содержание учебного материала

1

Определение количества теплоты, работы, изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии  и  удельного  объема водяного  пара в  каждом термодинамическом процессе.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 1.5 Теплопередача

Содержание учебного материала

2

Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, лучистый обмен (радиация). Теплообмен теплопроводимостью, конвекцией и излучением. Коэффициент теплопередачи. Влияние на теплообмен неполного омывания, загрязнения и неплотности поверхности нагрева.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 1.6. Назначение и классификация теплообменных аппаратов. Принцип работы. Основные схемы движения теплоносителей.

Содержание учебного материала

 

1

Назначение и классификация теплообменных аппаратов.

Принцип работы поверхностных и смешивающихся теплообменных аппаратов. Основные схемы движения теплоносителей.

Определение конечной температуры теплоносителей и температуры поверхности теплообмена.

1

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Раздел 2. Гидравлика

13

Тема 2.1. Физические свойства жидкостей и газов, гидростатическое давление.

Содержание учебного материала

1

Физические свойства жидкости и газов: плотность, удельный объём, удельный вес, сжимаемость, вязкость, их зависимость от температуры и давления.

Понятие о гидростатическом давлении и его свойствах. Учет и единицы измерения гидростатического давления.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 2.2 Закон гидростатики. Гидравлический пресс. Давление абсолютное, избыточное, вакуум

Содержание учебного материала

1

Законы гидростатики. Основной закон гидростатики. Абсолютное манометрическое давление,  избыточное давление и вакуум.

Гидравлический пресс. Сила гидростатического давления на плоскую горизонтальную поверхность.

1

Практическое занятие №1

Приборы для измерения давления жидкости

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 2.3. Классификация трубопроводов. Гидравлический удар

Содержание учебного материала

2

Классификация трубопроводов. Виды местных сопротивленийй и их физическая сущность. Приборы для измерения расхода жидкости. Гидравлический удар. Определение ударного давления и скорости распределения ударной волны. Способы гашения гидравлического удара.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

1

Тема 2.4. Классификация, типы, характеристики гидравлических машин (поршневых насосов). Конструкция, основные характеристики, принцип действия поршневых гидравлических машин.

Содержание учебного материала

1

Основные понятия о насосах.

Конструкция, основные характеристики и принцип действия поршневых насосов.

Основные неисправности и способы их удаления.

1

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Тема 2.5. Классификация, типы, конструктивные особенности, принцип действия центробежных насосов.

Содержание учебного материала

2

Устройство и принцип действия центробежных насосов. Допустимая  высоты всасывания. Регулирование производительности насосов. Характеристики центробежных насосов. Основные узлы и детали лопастных насосов. Тяго-дутьевые машины.

1

Дифференцированный зачет

1

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к занятиям с использование методических рекомендаций преподавателя.

0,5

Итого:

27

                        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение занятий

1. Посадочные места по количеству обучающихся

2. Рабочее место преподавателя

3. Комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине

4. Мультимедийные и видеоматериалы

5. Компьютер с лицензионным программным обеспечением

6. Мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Костырев Ф.М., Кушнырев В.И. «Теоретические основы теплотехники» - М.: 2018 г.
  2. Чернов О.В., Бессребенников Н.К., Силецкий B.C. «Основы теплотехники и гидравлики». -М.: Высшая школа 2017 г.

Дополнительные источники:

  1. Егорушкин    В.Е.,    Цеплович   Б.И.    «Основы   гидравлики    и   теплотехники».    -М.: Машиностроение, 1981.
  2. Ерохин В.Г., Маханько М.Г. Сборник задач по основам теплотехники и гидравлики. -М.: Энергия, 1972.

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

усвоить параметры состояния термодинамической системы, единицы измерения и соотношения между ними;

основные законы термодинамики, процессы состояния водяного пара и воды;

основные законы теплопередачи;

физические свойства жидкостей и газов;

законы гидростатики и гидродинамики;

виды, устройство и характеристики насосов и вентиляторов.

Текущий контроль в форме:

  • тестовых заданий.
  • самостоятельных работ.

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов работы на практических занятиях.
  • результатов выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль в форме:

дифференцированного зачета.

Разработчики:         

преподаватель                                                                            А.В. Королевский

Эксперты:

____________________            _________________             _______________

    (место работы)                                      (занимаемая должность)                  (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          ________________

   (место работы)                               (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы дошкольного образования"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫТеоретические основы дошкольного образованияПо специальности среднего профессионального образования050144 «Дошкольное образование»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ»

Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)....

Методические указания к практическим работам по дисциплине «Теоретические основы теплотехники и гидравлика» Раздел «Гидравлика»

Методические указания предназначены для проведения практических работ при подготовке специалистов по профессиям и специальностямтехнического профиля среднего профессионального образования, в час...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Специальная технология" по профессии 15643 «Оператор котельной»

Данная программа разработана для применения в федеральных казенных профессиональных учреждениях ФСИН России....

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы менеджмента" по профессии "Оператор диспетчерской (производственно - диспетчерской службы)"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы менеджмента" по профессии "Оператор диспетчерской (производственно - диспетчерской службы)"...