Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"
рабочая программа по теме

Береснева Инна Сергеевна

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия)  составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для професии  НПО "Повар, кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-himija139.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) и  Примерной программы учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профессионального образования (далее НПО) и специальностей среднего профессионального образования (далее СПО) авторов  О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова по профессии НПО 260807.01 «Повар, кондитер»

Организация-разработчик:

ГБОУ СПО МО «Люберецкий политехнический техникум имени Ю.А. Гагарина»

Разработчик:  Береснева И.С., преподаватель химии  и биологии


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                       Стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  раздел химия


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 2608007.01 «Повар, кондитер».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина естествознание входит в общеобразовательный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
  • основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
  • природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки               139    часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки  100 часов;
самостоятельной работы                                  39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

139

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

     Контрольные работы

8

     Практические работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

Работа с учебником – составление конспекта

2

Составление логико-дидактических структур по теме

2

Работа с книгой и конспектом

2

Подготовка реферативных сообщений

16

Выполнение индивидуальных заданий

17

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, раздел ХИМИЯ

                                                                                 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 6. Химические свойства и превращения веществ

34

Тема 6.1 

Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:

1

1. Основные понятия и законы химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

      Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

1






2






Лабораторные работы

--

Практические занятия

--

Контрольные работы  

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Вычисления по химическим формулам: вычисления относительной молекулярной, молярной массы, количества вещества, молярного объема газов по известному количеству вещества, объему и массе; определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.  (Выполнение индивидуальных заданий).

1

1





3

Тема 6.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

3

1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1





2


2





2

Лабораторные опыты

1. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.


Практические занятия

--

Контрольные работы

--

Самостоятельная работа обучающихся

1. Характеристика элемента по положению в ПС Д.И. Менделеева (Выполнение индивидуальных заданий).

1


1


3

Тема 6.3

Строение вещества

Содержание учебного материала:

8

1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

3. Металлическая связь, как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 

    Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

      4. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная, и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей, массовая доля растворенного вещества, массовая доля выхода продукта реакции, молярная концентрация.

5.  Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.


1






1





1






2




1




2






2





2


Лабораторные опыты

1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии растительного  масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.



2

Практические занятия:

Практическая работа № 1 «Приготовление раствора заданной концентрации»


1


2

Контрольные работы:  Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества»

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение расчетных задач с использованием понятий массовая и объемная доля компонентов смеси, массовая доля примесей, массовая доля растворенного вещества, массовая доля выхода продукта реакции. (Выполнение индивидуальных заданий).
  2. Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка рефератов, докладов, сообщений, электронных презентаций)
  • Особенности пищевых масс как дисперсных систем
  • Современные методы обеззараживания воды.
  • Вода как  важная составляющая пищевых продуктов.
  • Роль льда в стабилизации пищевых продуктов
  • Растворы вокруг нас.
  • Минеральные воды
  • Устранения жесткости на промышленных предприятиях
  1. Работа с учебником,  составление конспекта

Вода, ее свойства. Жесткость воды, виды жесткости и способы ее устранения.

4

2




1










1


3




3










3

Тема 6.4

Химические реакции

Содержание учебного материала:

7

1. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

2. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

3. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

4. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое  равновесие и способы его смещения.

5. Роль воды в химических реакциях. Растворы. Растворение. Растворимость веществ. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Гидратированные и негидратированные ионы. Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации.

Гидролиз как реакции обменного взаимодействия веществ с водой, приводящие к их разложению.

1




1



1




1


2


2




2



2




2

Лабораторные опыты

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.



2



2

Практические занятия

Контрольные работы:

Контрольная работа № 2 «Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»


1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление уравнений ОВР (Выполнение индивидуальных заданий).
  2. Составление уравнений реакций ионного обмена (Выполнение индивидуальных заданий).
  3. Расчеты по уравнениям химических реакций (Выполнение индивидуальных заданий).
  4. Работа с учебной литературой, информационными источниками (подготовка рефератов, докладов,  сообщений, электронных презентаций, проектов).
  • Энергетическая ценность пищи и рациональное питание
  • Пищевые антиокислители

5

1

1


1


2


3

3


3


3

7. Неорганические соединения

Тема 7.1

Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала:

6

1. Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

2. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

3. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей. Понятие о водородном показателе (pH) раствора. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная.

4. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

2




1




2





1


2







2

Лабораторные опыты

 Реакции обмена в водных растворах электролитов. Испытание растворов кислот и щелочей индикаторами. Определение pH раствора солей. Определение pH среды различных продуктов питания.



2

Практические занятия

-

Контрольные работы:  

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Диссоциация кислот, оснований, солей.  Ионные уравнения реакций.  (Работа с учебником, конспектом.)
  2. Уравнения реакций гидролиза солей различного типа. Определение pH раствора. (Работа с учебником, конспектом)
  3. Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка сообщений, докладов).
  • Соли в кулинарии и пищевых производствах.
  • Значение соды в народном хозяйстве и история производства соды.
  • Применение хлорида натрия в быту и промышленности

3

1


1


1


Тема 7.2

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

9

1. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

      Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии.  Сплавы черные и цветные.

2. Коррозия: виды, причины, механизмы протекания. Способы защиты от коррозии.

3.  Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

4. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Роль минеральных веществ в организме человека. Понятие о макро- и микроэлементах, токсичных элементах.  Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода. Безопасность продуктов питания.

2





1


2



2


2





2

Лабораторные опыты

 Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие солей с металлами.



2

Практические занятия

Практическая работа № 2. «Решение экспериментальных задач.»


1


2

Контрольные работы:  

Контрольная работа № 3 «Неорганические соединения»


1

  1. Самостоятельная работа обучающихся
  1. Составление уравнений ОВР (Выполнение индивидуальных заданий).
  2. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Решение цепочек превращений (Выполнение индивидуальных заданий)
  3. Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка рефератов, сообщений, докладов, электронных презентаций)
  • Роль макроэлементов в организме человека.
  • Роль микроэлементов в организме человека.
  • Влияние технологической обработки на минеральный состав пищевых продуктов.
  • Токсичные элементы и их действие на организм человека.
  • Источники и пути загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов.
  • Роль металлов и сплавов в научно-техническом процессе.
  • Химия металлов в моей профессиональной деятельности.
  • Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности

4

1

1


2

8. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

66

Тема 8.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

7

  1. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
  2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
  3. Изомерия органических соединений: структурная и пространственная. 
  4. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
  5. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей. Гомолитический и гетеролитический разрывы связей.
  6. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

1




2



1

1



1



1


2




2



2



2

Лабораторные опыты

1. Изготовление моделей молекул органических веществ.



2

Практические работы

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

 1. Работа с учебной литературой. Составление логико-дидактических структур:

- изомерия органических соединений

1

1

Тема 8.2

Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:

16

1. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

2. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

3. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

4. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

5. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

6. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» 


2


2





2




2



2


2

1


2



2





2




2



2


2

Лабораторные опыты

 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.



2

Практические работы:

Практическая работа  № 3 «Получение этилена и опыты с ним».


2

Контрольные работы:

Контрольная работа № 4 «Углеводороды и их природные источники»


1

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Выполнение индивидуальных заданий:

- составление структурных формул изомеров углеводородов;

- решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы;

- генетическая связь между классами органических соединений, решение цепочек превращений.

2. Работа с учебной литературой и конспектом. Составление логико-дидактических структур по теме «Сравнительная характеристика углеводородов"

7


1

2

2


2


3


3

Тема 8.3

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

19

1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

2. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

3. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

4. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

5. Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

6. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Жиры в питании человека. Химические процессы, происходящие при использовании жиров.

7. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое и молочнокислое брожение. Получение глюкозы.  Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды. Важнейшие представители: сахароза, мальтоза, лактоза; строение, свойства, биологическая роль.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. Сравнительная характеристика.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид.  

Изменения сахаров при кулинарной обработке.

8. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие соединения»

2







1



2





2





1



2





5













1


2










2










2

Лабораторные опыты

 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).  Доказательство непредельного характера жидкого жира. Растворимость жиров воде и органических растворителях. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II) и аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал.



2

Практические работы:

Практическая работа № 4 «Химические свойства карбоновых кислот»

2

Контрольные работы:

Контрольная работа № 5 «Кислородсодержащие органические вещества»

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Выполнение индивидуальных заданий:

- решение расчетных задач;

- решение цепочек превращений;

- составление структурных формул изомеров кислородсодержащих соединений.

2. Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка рефератов, докладов, сообщений, электронных презентаций)

  • Углеводы и их роль в живой природе.
  • Этанол: величайшее благо и страшное зло.
  • Алкоголизм и его профилактика.
  • Многоатомные спирты в моей будущей профессиональной деятельности.
  • Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
  • Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
  • Жиры и липиды в питании человека.

7


3



4



3

Тема 8.4 

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала:

14

1. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. 

            2. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные бифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

3. Белки. Белки как биополимеры. Их биологические функции. Структурные организации белков. Физические свойства белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Значение белков.

4. Белки и пища. Источники белка в питании. Биологическая ценность белков. Химизм различных способов обработки белковых продуктов.

     5. Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеиновые кислоты. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пуриновых и пиримидиновых основаниях. Первичная, вторичная, третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

6. Полимеры. Белки, нуклеиновые кислоты и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

7. Систематизация и обобщение по теме «Азотсодержащие соединения. Полимеры».

1



1




2



1


1




2





1


2



2

Лабораторные опыты

 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. Изучение свойств белков.



2

Практические работы:

Практическая работа № 5 «Химические свойства белков»

Практическая работа № 6 « Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений».


2

2


2

Контрольные работы:

Контрольная работа № 6 «Азотсодержащие соединения. Полимеры».


1

Самостоятельная работа обучающихся

  1.  Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка рефератов, сообщений, докладов, электронных презентаций)
  • Полимеры – современные конструкционные материалы.
  • Роль полимеров в моей будущей профессии
  • Белковая основа иммунитета
  • СПИД и его профилактика
  • Белки в питании человека
  • Основы рационального питания
  • Пищевая и биологическая ценность белков
  • Новые формы белковой пищи
  • Химия и кулинария

4








3




3

Тема 8.5.

Биологически активные вещества

Содержание учебного материала

6

  1. Витамины как биоорганические соединения. Их классификация и обозначение.  Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Нормы потребления. Понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах. Изменения витаминов при кулинарной обработке.
  2. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности строения и свойств ферментов. Значение и применение в пищевой промышленности и кулинарии.
  3. Гормоны как биологически активные вещества. Понятие о классификации гормонов.
  4. Лекарства как химиотерапевтические препараты. Безопасные способы применения лекарственных форм.

1




1



1


1

Лабораторные опыты

Практические работы:

Практическая работа № 7 «Обнаружение витаминов в продуктах питания»


2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Работа с учебной литературой и информационными источниками (подготовка рефератов, сообщений, докладов, электронных презентаций)
  • Витаминизация продуктов питания
  • Моя домашняя аптечка
  • Применение ферментов в кулинарии и пищевых производствах

2

Систематизация и обобщение знаний по теме «Органические соединения»

2

Итоговая контрольная работа по теме «Органические соединения»

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Мебель и стационарное оборудование:

  • демонстрационный стол, доска аудиторная, книжный шкаф, шкаф для химических реактивов стол, шкаф для для химической посуды, сейф, шкаф вытяжной,  стол для приборов, стол преподавательский, стол лабораторный, стол для лаборанта, стол для компьютера, стул для лаборанта, стул для преподавателя, табуретка лаборанта, тумба с ящиками и дверцей, шкаф - стеллаж, компьютер с принтером, проектор, экран.

Лабораторное оборудование, аппараты и приборы:

  • баня водяная,  техно-химические весы, холодильник бытовой, шкаф сушильный, огнетушитель, контейнер для речного песка, канистра для дистиллированной воды, штативы металлические, оснащенные наборами лапок и колец, сушилка для стеклянной посуды.

Лабораторные принадлежности и лабораторная посуда:

  • аптечка для оказания первой медицинской помощи при ожогах, порезах, бумага индикаторная универсальная (100 полосок), бумага фильтровальная, вата гигроскопическая, ведро полиэтиленовое с крышкой, держатели для пробирок, ерш посудный, ерш пробирочный, карандаш из воска по стеклу, набор хозяйственных инструментов, палочки стеклянные, пинцет, пробки резиновые (разного диаметра), резиновые перчатки, сетка асбестовая металлическая, спиртовая горелка, таз полиэтиленовый, трубки стеклянные (d=4мм), фарфоровые треугольники, штативы для пробирок на 10 гнезд, шпатели металлические, ложки пластмассовые для сыпучих продуктов, микрошпатель, пробирки лабораторные (10мл), стаканы химические с носиком (50 мл), стаканы химические с носиком (100 мл), стаканы химические со шкалой (400 мл), колбы конические Эрленмейера (250 мл), воронка стеклянная коническая (d=75), бюкс, стаканчики для взвешивания, склянки для реактивов (500 мл), эксикатор, склянки для реактивов (250 мл), склянки с тубусом (2000 мл), колбы плоскодонные (250 мл), колбы плоскодонные (500 мл), колбы плоскодонные со шлифом (250 мл), колбы плоскодонные со шлифом (500 мл), стекла часовые, кристаллизатор, трубки хлоркальциевые (длиной 125 мм), предметные стекла, фарфоровая чаша, ступка фарфоровая с пестиком (86 мм).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.

Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2008.

Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.

Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.

Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.

Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.

Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.

Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2003.

Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2003.

Дополнительные источники:

Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.

Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.

Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.

Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.

Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения контрольных и практических работ,

тестирования, а также выполнения обучающимися  индивидуальных заданий, проектов,

исследований.

Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Зачет выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • Экспертная оценка выполненных  практических работ;
  • Экспертная оценка выполненных индивидуальных заданий , реферативных работ, презентаций, конспектов, логико-дидактических структур по теме;
  • Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
  • Тестирование, контрольные работы, зачет

Знать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
  • основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
  • природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
  • Экспертная оценка выполненных  практических работ;
  • Экспертная оценка выполненных индивидуальных заданий, реферативных работ, презентаций, конспектов, логико-дидактических структур по теме;
  • Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
  • Тестирование, контрольные работы,  зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по естествознанию (раздел Химия с элементами экология)

Методическое пособие  по естествознанию (раздел «Химия с элементами  экологии») для специальности 101101 Гостиничный сервис           Пособи...

Методическое пособие по естествознанию (раздел Химия с элементами экология)

Методическое пособие  по естествознанию (раздел «Химия с элементами  экологии») для специальности 101101 Гостиничный сервис           Пособи...

Лабораторные работы к рабочей программе дисциплины "Естествознание"

В материале представлены лабораторные работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (по разделам "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.0...

Рабочая программа дисциплины Естествознание для социально-экономического профиля

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Коммерция", социально-экономического профиля....

Рабочая программа дисциплины Естествознание

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Право и организация социального обеспечения...

рабочая программа по естествознанию для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ фЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 05.03.2004Г. В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ВХОДЯТ:ПАСП...

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД.14 "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ", разделы "Химия" и "Биология"

Даны методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по "Естествознанию" на 29 часов по специальности 43.02.08 "Сервис домашнего и коммунальног...