Главные вкладки

    Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине "Химия" 1 курс СПО
    методическая разработка по теме

    Куринная Наталья Александровна

    Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических  работы, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной  в соответст­вии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы сред­него (полного) общего образования в образовательных учреждениях на­чального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федера­ции, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180) и является ча­стью основной профессиональной образовательной программы и состав­лена в соответствии с ФГОС СПО 3

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lab._rab._khimiya_metodichka.docx505.63 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

    «Ростовский - на - Дону строительный колледж»

    Рабочая тетрадь

    для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»

    Студента I курса группы_____________________________

    ___________________________________________________

    (Ф.И.О.)

    Ростов-на-Дону

    2013

    Химия: I курс: рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ/ Н.А.Куринная

    Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических  работы, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180) и является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО 3 по специальностям:

    270101 - Архитектура

    270802 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

     270809- - Производство неметаллических строительных изделий и                     Конструкций

    270839 - Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

    270841 – Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

    Содержание

    Лабораторная  работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.  ………………………………………………………………………4

    Лабораторная  работа №2 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

    Приготовление дисперсных систем.  ………………………………………………………….8

    Лабораторная  работа №3-4  Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

    Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

    Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

    Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.  ………………………………………………………………………………10

    Лабораторная  работа №5  Химические реакции.  ………………………………………..14

    Лабораторная  работа №6 Свойства соединений железа и хрома………………………..16

    Лабораторная  работа №7 Изготовление моделей молекул органических веществ. …...19

    Лабораторная  работа №8 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины……21

    Лабораторная  работа №9 Кислородсодержащие органические соединения.

     Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала………………………………………24

    Лабораторная  работа №10 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков…………………………………………………27

    Практическая работа № 1 Приготовление раствора заданной концентрации……………..

    Практическая работа № 2 Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач………………………………………………………………………

    Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон……………………………...

    Лабораторная  работа №1

    Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

       Цель работы:

    • изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
    • умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
    • закрепить представление о строении вещества.

    Ход работы

    Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.

    Задание № 1

    Воспользуйтесь  учебником О.С.Габриелян,  И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:

    1. Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Сколько вариантов имеет периодическая система элементов?

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Изучите длинный и короткий вариант таблицы Менделеева. Напишите, чем они отличаются?

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. *Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).

    Задание № 2. 

    Теоретическая часть

    Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.

    Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода  постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.

    Валентность

     

    Примеры формул соединений


    I
    II
    III

    I и II
    II и III
    II и IV
    III и V
    II, III и VI
    II, IV и VI

    С постоянной валентностью
    H, Na, K, Li
    O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn
    Al, B

    С переменной валентностью
    Cu
    Fe, Co, Ni
    Sn,Pb
    P
    Cr
    S


    H
    2O, Na2O
    MgO, CaO
    Al
    2O3

    Cu
    2O, CuO
    FeO, Fe
    2O3
    SnO, SnO
    2
    PH
    3, P2O5
    CrO, Cr
    2O3, CrO3 
    H
    2S, SO2, SO3

    Определить валентности следующих элементов:

    А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeO

    Б)  CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,

    B)  Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,

    Г)  SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 3.

    Теоретическая часть

    Относительная молекулярная масса - сумма всех относительных атомных масс входящих в молекулу атомов химических элементов.

    Мr = Аr1 * i1+ Ar2* i2+ Аr3 * i3

    Где Мr – относительная молекулярная масса вещества

     Аr1 , Ar2, Аr3 … – относительные атомные массы элементов входящих в состав этого вещества

    i1, i2, i3… – индексы при химических знаках химических элементов.

    Пример: Вычислить относительную молекулярную массу молекулы серной кислоты (H2SO4)

    Последовательность действий

    Выполнение действий

    1. Записать молекулярную формулу серной кислоты.

    H2SO4

    2.  Подсчитать по формуле относительную молекулярную массу серной кислоты, подставив в формулу относительные атомные массы элементов и их индексы

    Mr (H2SO4 ) = Ar (H)· n + Ar (S)· n + Ar (O)· n = 1·2 + 32 + 16?4=98

    3. Записать ответ.

    Ответ: Mr (H2SO4 ) = 98.

    Определить относительную молекулярную массу веществ:  

    A) Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4

    Б)  A12(S04)3,  H2SO4 , K2S, Mg(OH)2

    B) SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH

    Г) PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 4.

    Теоретическая часть

    «Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.

    В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.

    Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.

    Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.

    Положительный заряд атома равен числу протонов.

    Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в  периодической сиситеме

    Электронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.

    Электроны – частицы с отрицательным зарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.

    Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.

    Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).

    Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов. N = A – Z

    N – число нейтронов

    A – массовое число

    Z – число протонов.

    Атом в целом электронейтрален.

    Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.

    Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:

    А)  I, Na, CI, Са, Al

    Б) S, P, C, K, Ne

    B) F, O, B, Ba, Si

    Г) H, N, Zn, Kr, As

    Элемент

    е-

    р+

    n0

    Заряд ядра

    Задание № 5.

    Например: Найти массовые отношения элементов в оксиде серы (IV) SO2.

    Последовательность действий

    Выполнение действий

    1.Записать формулу для вычисления массовых отношений

    m(эл.1) : m(эл.2) = Ar (эл.1) ·n1 : Ar (эл.2) ·n2

    2.Вычислить массовые соотношения серы и кислорода, подставив соотношения атомных масс

    m(S): m(O) = 32: 16×2=32 : 32

    2. 3. Сократить полученные числа на 32

    m(S) : m(O) = 1: 1

    Найти массовые отношения между элементами по химической формуле сложного вещества:

    А) Са(ОН)2, CuNO3           Б) Na3P04, , H2SiO3

    В) Na2Si03. Н3РО4              Г) H2SO3 , KNO3

    Задание № 6.

    Распределить вещества по классам неорганических соединений:

     А) кислоты    Б) основания    В) соли      Г) оксиды.

    и дайте им названия:

     Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4, A12(S04)3,  H2SO4 , K2S, Mg(OH)2 , SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH ,  PO3,  Zn(OH)2,  H2SiO3,  AlCl3 , CO2 , H2S ,NaOH ,  K2O , Fe(OH)3 , H2CO3 , N2O3  , Cu(OH)2

     ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: 

    Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Лабораторная  работа№2

    Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

    Приготовление дисперсных систем.

    Цель:

    • получить дисперсные системы и исследовать их свойства
    • практически познакомиться со свойствами различных видов дисперсных систем;
    • провести  эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

    Оборудование и реактивы:

    • дистиллированная вода;
    • вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин
    • фарфоровая чашка;
    • пробирки, штатив.

    Теоретическая часть

    Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные(дисперсные ) системы.

    Дисперсными- называют гетерогенные системы , в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.

    Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы :

    • Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.

    • Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).


    Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.

    При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции.




    ^ 


    Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок . При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса

    Различают 8 типов дисперсных систем.(д/с + д/ф)

    • Г+Ж→аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС
    • Г+ТВ→аэрозоль(дым, смог, пыль в воздухе)
    • Ж+Г→пена (газированные напитки, взбитые сливки)
    • Ж+Ж→эмульсия (молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма)
    • Ж+ТВ→золь, суспензия (речной и морской ил, строительные растворы, пасты)
    • ТВ+Г→твердая пена(керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад)
    • ТВ+Ж→гель(желе, желатин, косметические и медицинские мази, помада)
    • ТВ+ТВ→твердый золь (горные породы, цветные стекла)

    Ход работы

    Опыт

    Результат

    Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

        В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз.

    Наблюдения:

     *Внешний вид и видимость частиц:_____________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    *Способность осаждаться и способность к коагуляции ___________

    ____________________________________

    ____________________________________

    Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств

       В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина.

    Наблюдения:

    *Внешний вид и видимость частиц: _________________________________

    _________________________________

    _________________________________

    *Способность осаждаться и способность к коагуляции _________________________________

    _________________________________

    _________________________________

    *Внешний вид после добавления глицерина _______________________

    ________________________________

    ________________________________

    Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств

    В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги

    Наблюдения:

    *Внешний вид и видимость частиц

    _________________________________

    _________________________________

    _________________________________

    *Способность осаждаться и способность к коагуляции__________

    _________________________________

    _________________________________

    _________________________________

    *Наблюдается ли эффект Тиндаля

    _________________________________

    _________________________________

    _________________________________

    Общий вывод:_________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки:  Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Лабораторная  работа№3-4

    Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

    Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

    Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

    Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

    Цель работы:  

    • изучить свойства сложных неорганических веществ

    Приборы и реактивы:  

    • пробирки, штативы.
    • Растворы: HCl, NaOH, K2CO3, CH3COOH, CaO, Fe(OH)3, H2SO4, BaCl2, KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, CuSO4, FeCl3, K2S, K3PO4, CaCl2, Na3PO4,
    • гранулы цинка,
    • индикаторы.

    Теоретическая часть

    Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:

    1.  Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
    2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
    3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.
    4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.


    Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)

    Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.

    Ход работы

    Опыт

    Результат

    Испытание растворов индикаторами

    В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.

    При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.

    1 пробирка ____________________________________

    Цвет индикатора________________________________

    2 пробирка ____________________________________

    Цвет индикатора________________________________

    3 пробирка ____________________________________

    Цвет индикатора________________________________

    Взаимодействие кислот с металами.

    Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.

    Наблюдается __________________________________

    Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

    В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl.

    Наблюдается __________________________________

    Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Взаимодействие кислот с основаниями

    В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.

    Наблюдается _________________________________

    Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Взаимодействие кислот с солями

    В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.

    Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Взаимодействие щелочей с солями

    В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 .  Добавить к осадку раствор НСl до растворения его.

    Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Разложение нерастворимых оснований

    В пробирку поместить Mg(OH)2 и  осторожно нагревать.

    Наблюдается __________________________________

    Уравнение реакции в молекулярном виде

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Взаимодействие солей с металлами

    Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое.

    Что наблюдаете?______________________________

    Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Взаимодействие солей друг с другом

    В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка.

    Наблюдается _________________________________

    Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    ____________________________________________

    Гидролиз солей различного типа

    В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.

    Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________

    _____________________________________________

    Напишите уравнение реакции.

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    Определите реакцию среды растворов _____________________________________________

    _____________________________________________

    В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа.

    Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________

    _____________________________________________

    Напишите уравнение реакции.

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    Определите реакцию среды растворов _____________________________________________

    _____________________________________________

    Общий вывод:_________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

            

    Лабораторная  работа№5 

    ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

    Цель работы:

    • изучить реакции замещения, присоединения, обмена.

    Приборы и реактивы: 

    • растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3 (хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок);
    • пробирки, пипетки, спиртовка, штатив

    Ход работы

    Опыт

    Результаты

     1.   Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

    Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку.

    Наблюдается _______________________

    ___________________________________

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    ___________________________________

    ___________________________________

    ___________________________________

    ___________________________________

    Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды

    В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.

    После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________

    ____________________________________

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    ____________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты.

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    ____________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра.

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    ____________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия.

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    ____________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавьте 5—10 капель раствора хлорида бария.

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    ____________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Изучение влияний на скорость химических реакций.

    Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

    В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10).

    Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______________________________________________________________________

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    ____________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________

    Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

    В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe.

    В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)?

    ________________________________________________________________________

    Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры. 

    В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.

    В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________________________________________________________________________

    Что влияет на интенсивность реакции?________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Общий вывод:_________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Лабораторная  работа№6

    Свойства соединений железа и хрома

    • Цель работы: на практике изучить свойства соединений железа и хрома
    • Оборудование и реактивы: растворы солей железа (ɪɪ) и  (ɪɪɪ), растворы солей хрома, кислот, щелочей, перманганата калия, пробирки.

    Ход работы

    Опыт

    Результаты

    1. Взаимодействие железа с кислотами

    В одну пробирку налейте 2 мл 20%-го раствора соляной кислоты, в другую — серной кислоты той же концентрации, в третью — концентрированного раствора азотной кислоты, в четвертую — концентрированного раствора серной кислоты. Опустите в каждую из пробирок по канцелярской кнопке.

    Что наблюдаете? _____________________________________

    _____________________________________

    Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    Почему в двух последних случаях не происходит химической реакции?

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    2. Получение гидроксида железа(П) и взаимодействие его с кислотами

    Налейте в пробирку 2 — 3 мл свежеприготовленного раствора сульфата железа (П) и добавьте в нее немного раствора гидроксида натрия.

    К полученному осадку, вначале белому, а затем позеленевшему, добавьте раствор соляной кислоты.

    Что наблюдаете в начале реакции

    ______________________________________

    ______________________________________ и через 2 — 3 мин после начала реакции?

    ______________________________________

    ______________________________________

    Что наблюдаете? _______________________

    ______________________________________

    Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    3. Получение гидроксида железа(Ш) и взаимодействие его с кислотами

    Прилейте в пробирку 2 — 3 мл раствора хлорида железа(Ш) и добавьте немного раствора щелочи.

    К выпавшему осадку прилейте раствор соляной кислоты.

    Что наблюдаете?

    ______________________________________

    ______________________________________

    Что наблюдаете? _______________________

    ______________________________________

    Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    4. Получение гидроксида хрома(Ш)  и исследование его свойств

    В две чистые пробирки прилейте по 2 мл раствора сульфата хрома(Ш) и с помощью пипетки добавьте по 5 —6 капель раствора щелочи.

    В первую пробирку добавьте избыток раствора щелочи, а во вторую прилейте раствор соляной кислоты.

    Что наблюдаете? _______________________

    ______________________________________

    Что наблюдаете? _______________________

    ______________________________________

    Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    .

    Общий вывод:_________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Лабораторная  работа№7

    Изготовление моделей молекул органических веществ.

    Цель урока:

    • закрепить теоретический материал.
    • приобрести навыки написания структурных формул изомеров органических веществ.
    • научиться собирать шаростержневые модели молекул органических веществ;
    • закрепить знания на составление структурных формул изомеров и гомологов;
    • познакомиться с названиями органических веществ по систематической (международной) номенклатуре ИЮПАК.
    • построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.

    Приборы и реактивы:

    • деревянные стержни,
    • материал для лепки (пластилин),
    • набор шаростержневых моделей.

             Общие указания.

            Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Изготовьте шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки (спички, зубочистки). Написав формулу органического соединения, изготовьте его пространственную структуру, используя заранее приготовленные модели атомов и применяя знания о строении молекул предельных углеводородов (угол связи, длина связи, форма молекулы).

     

    Ход занятия:

    Задание 1. По формуле органического соединения напишите пространственную структуру:            А) нонана         Б) декан            В) гексана               Г) октана.

    Задание 2. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ

    пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана

         

           Н    Н    H   H

            |      |      |     |  

    Н – С – C – C – C – H  

            |      |      |     |  

           Н    Н    H   H

            Н    H   H

            |      |      |      

    Н – С – C – C – H  

           |      |      |

          H     |     H

         H –  C   – H  

                  |

                 H      

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки:  Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Практические работы (в том числе работа на компьютере)

    Лабораторная  работа №8 

    Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

    Цель:

    • изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.

    Оборудование:

    • Приборы и реактивы: штативы, пробирки
    • Растворы веществ: бромная вода, KMnO4, HCl, фракции нефти.

    Ход работы

    Опыт

    Результат

    Опыт №1        

    Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой.

    Что наблюдаете?

    _________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Опыт №2

    В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает.

    Что наблюдаете?

    _________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые  углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:

    Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание №2. Вам предлагаются образцы резины из следующего перечня: бензомаслостойкая, теплостойкая, морозостойкая, теплохимическистойкая. Пользуясь таблицей №1, определите, какая именно резина вам выдана.

    Таблица 1. Основные типы резин и характеристики каучуков

    Тип резины

    Вид каучука

    Плотность, г/см3

    Предел прочности, МПа

    Относительное удлинение, %

    Удлинение после разрыва,

    %

    Диапазон рабочих температур, °С

    Общего назначения

    Натуральный (НК)

    0,91

    29

    650

    32

    -50...+130

    Бутадиеновый синтетический (СКБ)

    0,91

    17

    470

    60

    -50...+150

    Изопреновый синтетический (СКИ)

    0,91

    30

    700

    28

    -50...+130

    Специального назначения:

    бензомаслостойкая

    Бутадиен-нитрильный (СКН)

    0,96

    26

    600

    20

    -40...+170

    теплостойкая

    Силоксановый (СКТ)

    1,85

    6

    250

    4

    -70...+300

    теплохимическистойкая

    Фторкаучук (СКФ)

    1,85

    17

    200

    8

    -40...+300

    морозостойкая

    Бутадиен-метилстирольный (СКМС) и бутадиен-стирольный (СКС)

    0,94

    31

    800

    16

    -80...+130

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Пользуясь таблицей №2, опишите в сравнении 2 образца каучука.

    Таблица 2   Важнейшие виды каучуков и их применение

    Название

    Исходные вещества (мономеры)

    Химическая формула полимера

    Важнейшие свойства и применение

    Бутадиеновый каучук

    СН2 = СН — СН— СН2

    1,3-бутадиен

    Характерна водо- и газонепроницаемость.   По эластичности отстает от природного каучука. Для. производства кабелей, обуви, принадлежностей быта

    Диви-ниловый каучук

    СН2 = СН — СН = СН2

    1,3-бутадиен

    По    износоустойчивости и эластичности превосходит природный каучук. В производстве шин

    Изоп-реновый каучук

    СН2 = С— СН = СН2

                |

             СН3

    2-метил-1,3-бутадиен

    По эластичности и износоустойчивости   сходен с природным каучуком. В производстве шин.

    Хлоро преновый каучук

    СН2 = С — СН = СН2 

                |

              Cl

    2-хлор-1,3-бутадиен

    (- СН2 – C  = СН - СН2 -)n

                   |

                 Сl

    Устойчив к воздействиям высоких   температур, бензинов  и  масел. В производстве кабелей, трубопроводов   для перекачки   бензинов, нефти

    Бутадиен-стирольный каучук

    СН2 = СН— СН = СН2 

    1,3-бутадиен

    СН – СН2

    |

    С6Н5

    стирол

    (- CH2 – CH = CH— СН2--  

             - СН - СН2- ) n

                 |

              С6Н5

    Характерна газонепроницаемость, но недостаточная жароустойчивость. В производстве лент для транспортеров, автокамер

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание №4. Вам предлагаются образцы фракций перегонки нефти. Пользуясь таблицей № 3, определите где, что находится.

    Таблица 3. Фракции перегонки нефти

    Название фракции

    Ткип и 0С

    Углеродный состав

    Применение

    Бензин

    40-200

    С5 – С11

    Моторное топливо

    Лигроин

    150 - 250

    С8 – С14

    Горючее для тракторов

    Керосин

    180 -300

    С12 – С16

    Горючее для самолетов,

    ракет

    Газойль /соляровое масло/

    300 -        460

    С16 – С15

    Смазочные масла, дизельное топливо

    Мазут

    360- 500

    С26 – С38

    Из мазута получают тяжелые смазочные масла, вазелин, парафин

    Гудрон

    Асфальт /дорожное покрытие/

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Лабораторная  работа №9 

    Кислородсодержащие органические соединения.

     Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.

    Цель работы:

    • изучить свойства глицерина уксусной кислоты, жидкого жира, глюкозы, сахарозы и крахмала.

    Приборы и реактивы:

    • штативы, пробирки, пробиркодержатель, спиртовки.
    • Растворы веществ: глицерин, гидроксид натрия, раствор сульфата меди (II), подсолнечное масло, твердый животный жир, бромная вода, глюкоза, крахмальный  клейстер.

    Ход работы:

    Опыт

    Результаты

    1.Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)

    Налейте в пробирку 1 см3 глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше воды. Перемешайте содержимое пробирки.

    В пробирку налейте 1-2 см3 раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).

    К образовавшемуся осадку добавьте немного глицерина и перемешайте смесь стеклянной палочкой.

    Сделайте вывод о растворимости глицерина в воде. ___________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    Напишите молекулярное и краткое ионно-молекулярное уравнения этой реакции.

    ________________________________________

    _________________________________________

    _________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    Отметьте, какие изменения произошли.

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    Сделайте соответствующий вывод о свойствах глицерина:  

    __________________________________________________________

    2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот

    Разбавьте уксусную кислоту наполовину водой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку внесите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия.

    Отметьте цвет индикатора в 1-ой пробирке: __________________________________________

    Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.

    1-я пробирка:

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    2-я пробирка:

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    3-я пробирка:

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    4-я пробирка:

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    Сделайте вывод о свойствах уксусной кислоты.

    ________________________________________________________________

    3.Доказательства непредельного характера жидкого жира

    В одну пробирку налейте 1-2 см3 подсолнечного масла, во вторую поместите кусочек твердого животного жира и нагрейте ее до расплавления жира. К содержимому каждой пробирки добавьте немного бромной воды и встряхните смеси.

    Отметьте, в какой из пробирок бромная вода обесцветилась. О чем это свидетельствует?

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    Составьте уравнение реакции.

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    4.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II)

    Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия и прибавьте не более трех капель раствора сульфата меди (II). К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь.

    Нагрейте содержимое пробирки.

    Что вы   наблюдаете?

    __________________________________________ Что доказывает данный опыт?

    _______________________________________

    __________________________________________

    Какие соединения вступают в аналогичную реакцию? ______________________________

    _______________________________________

    Какие изменения вы наблюдаете? ____________

    _________________________________________

    О чем они свидетельствуют? ________________

    _________________________________________

    Какие вещества при нагревании с гидроксидом меди (II) ведут себя аналогичным образом?

    ______________________________________

    Составьте уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    5.Качественная реакция на крахмал

    К 0,5-1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода.

    Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с    
    йодом.

    Нанесите несколько капель спиртового раствора йода на  кусочек хлеба и на срез клубня картофеля.

    Что вы наблюдаете? ______________________

    ________________________________________

    Какие изменения происходят?

    ________________________________________ Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении? ____________________________

    Объясните наблюдаемое явление. ___________

    ________________________________________ Что вы наблюдаете? ______________________

    ___________________________________________

    ________________________________________

    ________________________________________

    ________________________________________

    Общий вывод:_________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Лабораторная  работа№10 

    Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков.

    Цель: изучить свойства белков.

    Оборудование и реактивы: - раствор белка;

    - раствор медного купороса;

    - раствор ацетата свинца;

    - пробирки

    Ход работы:

    Опыт

    Результаты

    1. Денатурация раствора белка куриного яйца солями тяжелых металлов.

    В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых  солеобразных соединений белка.

    Данный опыт иллюстрирует применение белка как  противоядия при отравлении тяжелыми металлами.

    Сделайте выводы._____________________

    _____________________________________

    _____________________________________

    _____________________________________

    _____________________________________

    _____________________________________

    1. Растворение белков

     Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка,  реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.

    Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.

        Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген,  кератин, эластин и др.)

    Оборудование и реактивы: - яичный белок;

    - дистиллированная вода;

    - раствор хлористого калия;

    - кератин (шерсти или волос).

    Ход работы:

        К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.

        Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.

         Результаты работы оформить в виде таблицы:

       Название белка        

    в Н2О                

    в 5% КСl

    1. Денатурация белка спиртом.

    Оборудование и реактивы: раствор белка; этанол, пробирки

    Опыт

    Результаты

    К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.

     

    1. Осаждение белков при нагревании.

    Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.

    Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;

    - 1% раствор уксусной кислоты;

    - 10% раствор уксусной кислоты ;

    - 10% раствор гидроксида натрия;

    -4 пробирки, держатель, спиртовка.

    Опыт

    Результаты

    В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка.

    а) первую пробирку нагревают до кипения.

    б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.

    в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.

    г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения.

    а) Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно;

    б) Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд;

    в) Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают  положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе);

    г) Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается.

    Сделайте выводы._____________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

     

    Практическая  работа№1 

    Приготовление раствора заданной концентрации.

    Цель:

    • приготовить растворы солей определенной концентрации.
    • научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.

    Оборудование:

    • стеклянная лопаточка;
    • стакан объемом 50 мл;
    • стеклянная палочка с резиновым наконечником;
    • мерный цилиндр;
    • весы;
    • холодная кипяченая вода.
    • соли;

    Теоретическая часть

    Раствор- это однородная система , состоящая из растворителя ,растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке.

    По агрегатному состоянию различают растворы:
    жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества : разбавленные, концентрированные , насыщенные, ненасыщенные , перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.

    • Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного
      вещества к массе всего раствора:

    Wм .д .= mраст. вещества /mраствора.      

     (учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)

    • Процентная концентрация ( %) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора :


    W% = mраст. вещества 100% /mраствора

    (учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)

    • Молярная концентрация , или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:

    См = mраст. вещес/Мr(раст. вещества )V раствора.

    (учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)

    Ход работы:

    1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.

    Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.

    Произведите расчеты:

    Дано:

    Найти:

    Решение:

    Приготовьте раствор. Для этого:

    1. Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
    2. Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.

    Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по  нижнему мениску.

    2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.

    Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.

    Произведите расчеты:

    Дано:

    Найти:

    Решение:

    Приготовьте раствор.

    В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.

    3. Задания для самостоятельного решения

    1. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта

    2. Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный  формалин.

    3. Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl2 6Н2O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.

    4. Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).

    5.Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Практическая работа№2 

    Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.

    Цель:

    • получит экспериментально некоторые газы. 

    Оборудование:

    • гранулы цинка, 
    • серная кислота,
    • хлорид цинка и азотная кислота;
    • сульфит натрия и серная кислота;
    • сульфат меди (II) и соляная кислота;
    • карбонат калия и соляная кислота.

    Теоретическая часть

    • Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ.
      Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:

      CaCO
      3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.

      Распознание:
    1. Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду)
      СО
      2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О ;
    2. Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
    • Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.


    Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl
    2 + H2 ↑.

    • Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.
      1.Разложением перманганата калия:                                                                             2KMnO
      4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;
      2.Разложением пероксида водорода:                                                                                   2H
      2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .
      Распознание:
      Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.
    • Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.


    1.В промышленности:
    3H
    2 + N2 = 2NH3 ;



    2. В лаборатории:
    NH
    4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.

    Ход работы:

    Опыт

    Результаты

    Задание № 1.

    Налейте в пробирку 1—2 мл концентрированной серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Обратите внимание на скорость реакции.

    Перелейте содержимое в другую пробирку с 5—10 мл воды. Изменилась ли скорость реакции?

    Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде:

    _______________________________________

    ______________________________________

    __________________________________________

    _______________________________________ Покажите переход электронов и объясните: а) что в этой реакции является окислителем;

    _______________________________________

    _______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

     б) как и почему изменяется скорость реакции при разбавлении?

    _______________________________________

    Задание №2.

    Подействуйте на кусочки цинка: а) разбавленной серной кислотой; б) концентрированной серной кислотой (слегка нагрейте). Осторожно понюхайте выделяющийся из второй пробирки газ.

    Составьте уравнения происходящих реакций и укажите окислитель в первом и во втором случае.

    а)________________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    б)_____________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    Задание №3.

    На раствор хлорида магния последовательно, подействуйте растворами: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия; г) нитрата цинка; д) ортофосфата калия; е) сульфида натрия.

    Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    Задание №5.

    Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты; г) сульфита натрия и серной кислоты; д) сульфата меди (II) и соляной кислоты. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему.

    Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    Общий вывод:_________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Практические работы (в том числе работа на компьютере)

    Практическая  работа№3

     

    Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

    Цель: 

    • опытным путем провести идентификацию предложенных органических веществ;
    • составить уравнения химических реакций в молекулярном виде;
    • провести  эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

    Теоретическая часть

    Полимеры- это органические соединения, состоящие из макромолекул с большой молекулярной массой (103 а.е.м и более)


    Методы синтеза полимеров: полимеризация , поликонденсация.

    Виды полимеров: термопластичные, термореактивные.


    Характеристика полимеров.

    • ПОЛИЭТИЛЕН       СН2=СН2+ СН2=СН2+..п → (-СН2-СН2-)п

    Полупрозрачный , достаточно мягкий, эластичный материал, жирный на ощупь, легче воды. При нагревании вытягивается в нити, диэлектрик. Горит голубоватым пламенем, продолжает гореть вне пламени, испускает запах парафина, капает. Химически устойчив, прочен.

    Применяют: Пленки, трубы, электро-изоляционные материалы, емкости и т.п.

    • ПОЛИВИНИЛХЛОРИД          СН2=СНСL+ СН2=СНCL+..п → (-СН2-СНСL-)п
      Эластичный, жесткий в массе материал, цвет различный. При нагревании быстро размягчается. Горит небольшим коптящим пламенем, образуя черный хрупкий шарик, вне пламени гаснет. Выделяет острый запах.

      Применяют: Электро-изоляция проводов, пленочные изделия, трубы.
    • ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТ




    Твердый, прозрачный материал. Цвет различный. Из расплава нити не вытягиваются ,но при нагревании размягчается. Горит желто- синем пламенем, потрескивает, распространяет специфический запах эфиров.

    Применяют: Листовое органическое стекло, предметы быта.

    • ПОЛИСТИРОЛ




    Твердый хрупкий, прозрачный (или молочного цвета). Термопластичен, вытягивается при нагревании в нити. Горит сильно- коптящим пламенем, испускает характерный запах. Горит вне пламени. Применение: Электро -изоляционные пленки , емкости, предметы быта.

    • Ф ЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНАЯ СМОЛА.




    Сырье: фенол и формальдегид.

    Жесткий, хрупкий материал .Диэлектрик ,стоек к воде, органическим растворителям и к кислотам средней концентрации. Термореактивен ,при нагревании разлагаются. Горит испуская запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.

    Применяют:

    • Текстолит – прессованная ХБ ткань и ФФС (шарикоподшипники, шестерни)
    • Волокнит – очесы хлопка, отходы ткани, пропитанные ФФС (тормозные накладки, ступеньки эксколаторов)
    • Гетинакс – бумага пропитанная ФФС (электроизометоры)
    • Стеклопласт – стеклоткань пропитанная ФФС (автоцисцерны, кузова)
    • Карболит – древесная мука спрессованная с ФФС (телефонные аппараты)


    Волокна –протяженные , гибкие и прочные тела ограниченной длины и малых поперечных размеров, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделия. Различают волокна:


    Природные волокна- растительного(лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения.
    Химические волокна- искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно)
    Синтетические(найлон, капрон, лавсан).

    Ход работы:

    Опыт

    Результаты

    Опыт 1. Изучение свойств синтетического волокна

    1. Тигельными щипцами внесите образец капронового волокна (изделия из капрона) в пламя спиртовки, затем поднесите влажную красную лакмусовую бумажку к выделяющимся газам.
    2. Поместите немного капронового волокна в фарфоровую чашку и нагрейте ее. Когда волокно расплавится, прикоснитесь к нему стеклянной палочкой и, отведя ее в сторону, вытяните тонкую капроновую нить. Опыт повторите несколько раз.
    3. В четыре пробирки поместите кусочки капронового волокна. В первую пробирку прилейте раствор азотной кислоты, во вторую — серной кислоты, в третью — гидроксида натрия, а в четвертую — ацетон. Осторожно встряхните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете?

    Отметьте цвет лакмусовой бумажки.

    _____________________________________

    _____________________________________

    Какое свойство полимера проявилось в этом опыте?

    ______________________________________

    ______________________________________

    Сделайте вывод об отношении капрона к различным веществам.

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    ______________________________________

    Опыт 2. Распознавание волокон

    Вам выданы пронумерованные пакетики, в которых содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными в таблице сведениями о волокнах, определите содержимое каждого пакетика.

    Название

    Характер горения

    Отношение к концентрированным кислотам и щелочам

    HNOj

    H2S04

    NaOH

    Хлопок

    Быстро сгорает; ощущается запах жженой бумаги; после сгорания остается серый пепел

    Растворяется; раствор бесцветный

    Растворяется

    Набухает, но не растворяется

    Вискоз

    ное

    То же

    То же

    Растворяется; раствор краснокоричневый

    Растворяется

    Шерсть и шелк натуральный

    Горит; ощущается запах паленого пера; образуется хрупкий черный шарик

    Желтое

    окрашивание

    Разрушается

    Растворяется

    Ацетат

    ное

    Горит в пламени, вне пламени гаснет; спекается в темный нехрупкий шарик

    Растворяется; раствор бесцветный

    Растворяется

    Желтеет и растворяется

    Капрон

    При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик; из расплава вытягиваются нити; в пламени горит с неприятным запахом

    То же

    Растворяется; раствор бесцветный

    Не растворяется

    Внимание! Сжигать пластмассу и волокно над подставкой железного штатива,

    над лотком для оборудования или над металлическим листом!

    Последовательность анализа волокон

    1. Распознавание волокон начните с их сжигания, которое
    проводите несколько раз. При этом проследите:

    а) с какой скоростью происходит горение;

    б) каков запах продуктов горения;

    в) какой характер имеет остаток после сгорания.

    Этим опытом вы установите принадлежность волокна к определенной группе: целлюлозным, белковым, синтетическим.

    2.Отметьте действие продуктов горения или разложения на
    индикатор.

    3.Проверьте действие на волокна кислот, щелочей и ацетона.

    4. По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными  данными, сделайте выводы, о проделанной работе

    Опыт

    Исходные вещества

    Признаки реакции

    Горение

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие продуктов горения или разложения на
    индикатор

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие кислот

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие щелочей

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие ацетона

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Результаты распознавания

    Опыт 3. Свойства полиэтилена

    1. Исследуйте физические свойства полиэтилена (кусочек полиэтиленовой пробки, крышки и т. д.):

    а) внешний вид;___________________________________________________________

    б) плотность (легче или тяжелее воды) _______________________________________

    в) действие органических растворителей _____________________________________

    _________________________________________________________________________

    г) отношение к нагреванию. Установите, можно ли из расплава вытянуть нить.

    _________________________________________________________________________

    2. Исследуйте химические свойства полиэтилена:

     а) поведение в пламени спиртовки (горючесть, цвет пламени, образуется ли копоть при горении, продолжает ли гореть вне пламени, обладают ли продукты горения запахом)

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     б) стойкость по отношению к растворам кислот и щелочей _____________________

    _________________________________________________________________________

    Сделайте вывод о физических и химических свойствах полиэтилена на основе проведенных опытов.___________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Опыт 4. Распознавание полимеров

    В разных пронумерованных пакетиках содержатся образцы полимеров. Пользуясь приведенными в таблице приложений данными, определите содержимое каждого пакетика.

    Распознавание полимеров

    Полимер, состав

    Внешние признаки

    Отношение к нагреванию

    Характер горения

    Действие продуктов разложения или горения на индикаторы и другие вещества

    Полиэтилен [-СН2-СН2-]n

    Полупрозрачный, эластичный, на ощупь жирный

    Размягчается, из расплава можно вытянуть нить

    Горит синеватым пламенем, распространяя запах горящей свечи; продолжает гореть вне пламени

    Не обесцвечивают раствор бромной воды

    Поливинилхлорид

    Относительно мягкий, при понижении температуры становится твердым и хрупким, цвет различный

    Быстро размягчается

    Горит коптящим пламенем, выделяя

    хлоро-водород; вне пламени не горит

    Окрашивают   влажную лакмусовую бумажку в красный цвет; с раствором AgN03 образуют белый осадок

    Феноло –

    формальдегидная смола

    Твердая, хрупкая, окрашена в темные цвета от коричневого до черного

    При сильном нагревании разлагается

    Трудно загорается, распространяя запах фенола; вне пламени постепенно гаснет

    Продукты   разложения не исследуются

    По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными  данными, сделайте выводы, о проделанной работе

    Опыт

    Исходные вещества

    Признаки реакции

    Горение

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие продуктов горения или разложения на
    индикатор

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие кислот

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие щелочей

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Действие ацетона

    Образец 1

    Образец 2

    Образец 3

    Результаты распознавания

    РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

    Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.

    Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.

    Задание 3. Докажите опытным путем, что сырой картофель, белый хлеб, крупы (рис, манка) содержат крахмал.

    Задание 4. В состав меда входят глюкоза и фруктоза. Докажите наличие глюкозы в растворе меда.

    Задание 5. В четырех пробирках находятся растворы крахмала, сахарозы, глюкозы и глицерина. Определите каждое вещество с помощью качественных реакций.

    Задание 6. В двух пробирках находятся растворы белка и глюкозы, в третьей — растительное масло. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.

    Задание 7. Исходя из этанола, получите одно из следующих веществ: а) сложный эфир; б) этилен; в) ацетальдегид. Отметьте, как вы установили наличие полученных веществ.        

    Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.

    Условия выполнения задания

    1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

    2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

    3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

    Шкала оценки образовательных достижений:

    Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

                                        70-90% - оценка «4»,

                                        50 -70% - оценка «3»,

                                        Менее 50% - оценка «2».

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
    2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
    3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
    4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
    5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
    6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
    7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
    8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
    9. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

    http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

    http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

    http://www.ikt.ru

    http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html

    http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

    http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

    http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm

    http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Документационное обеспечение управления»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и мо...

    Рабочая тетрадь: руководство по выполнению практических работ по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Документационное обеспечение управления»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и мо...

    Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Страховое дело" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Страховое дело»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и молодежной политики Воронеж...

    Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике

    Тетрадь для выполнения оабораторных работ по физике для студентов 1 курса....

    Рабочая тетрадь для лабораторно-практических работ по ОП 01 Спутниковые навигационные системы для специальности СПО 21.02.08 «Прикладная геодезия»

    Рабочая тетрадь служит для помощи студентам в изучении технологии комплекта спутникового оборудования...

    Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных и практических работ по МДК 02.02Электронные средства и методы геодезических измерений для специальности СПО 21.02.08 «Прикладная геодезия»

    Содержит материл для изучения и практические задания по работе специальзированного электронного геодезического оборудования: Эдектронный тахеометр, Цифровой нивелир, Лазерная рулетка, Трассокабелеиска...

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА». Специальность: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

    laquo;Физика» - обязательная дисциплина в цикле математических и общих естественно    - научных дисциплин.     Данная  дисциплина предназначена  для...