Классы неорганических соединений
презентация к уроку по теме

Бирюкова Светлана Евгеньевна

Урок обобщения,  систематизации и коррекции знаний. Проводится после изучения тем оксиды, основания, кислоты и соли. Урок для 8 класса, в форме семинара. Ученики делятся на пять групп. Четыре группы отрабатывают  теоретический материал по данной теме, а пятая группа "практики" с помощью опытов изучают химические свойства неорганических веществ разных классов. Все задания составлены с учетом дифференциации., поэтому не только сильные, но и слабые ученики могут с ними справиться.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassy_neorganichescih_sjedineniy.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Железногорска, Курской области

УРОК В 8 КЛАССЕ  ПО ТЕМЕ

«КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

                                                                             Составила: Бирюкова С. Е.

                                                                        учитель химии

2013 г.

Тип урока: обобщение, систематизация  и  коррекция знаний.

Форма урока: семинар

Цель урока:

Обучающая: обобщить  и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ;

охарактеризовать взаимосвязь между основными  классами веществ в неорганической химии;  

показать значение неорганических веществ в повседневной жизни

Развивающая: развивать интерес к предмету химии, навыков самоанализа и взаимоконтроля.

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности каждого перед коллективом.

Оборудование: набор карточек, цветные мелки, штатив с пробирками, стеклянная трубка

 Реактивы: HCI; NaOH; индикатор фенолфталеин, Ca(OH)2(известковая вода);

H2SO4; AgNO3; Na2CO3; BaCI2; CuO; Zn; Mg; Cu

Девиз: Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.

                                                                                                                            Аристотель

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока

Тема семинара «Классы неорганических соединений»

Учитель: В настоящее время известно более 500 тысяч неорганических соединений, знать их формулы, названия, а тем более свойства практически невозможно. Для того чтобы легче ориентироваться в огромном многообразии химических веществ, все вещества разделены на простые и сложные. Простые вещества подразделяются на металлы и неметаллы. Помимо типичных металлов и неметаллов есть большая группа веществ, обладающая промежуточными свойствами, их называют металлоидами. Сложные вещества подразделяются на четыре класса химических соединений: оксиды, основания, кислоты и соли. Эта классификация разработана выдающимися химиками XVIII–XIX веков Антуаном Лораном Лавуазье, Михаилом Васильевичем Ломоносовым, Йёнсом Якобом Берцелиусом, Джоном Дальтоном.

  1. Самоподготовка обучающихся к семинарскому занятию (15 мин).

Учащиеся делятся на 5 групп

1 группа - оксиды; 2 группа – основания; 3 группа – кислоты; 4 группа – соли;  5 группа – практики.

Каждая группа получает индивидуальные дифференцированные задания по классам неорганических веществ и выполняет их в течение 15 минут (cм. приложение).

В одной группе по 4 человека с разным уровнем обучения. В каждую из 4-х групп обязательно входит «сильный» ученик. Они являются консультантами и помогают «слабым» ученикам.  

Каждое такое дифференцированное задание состоит из 4 вопросов. От первого к последнему заданию степень трудности нарастает. Оценку «5» получает тот, кто выполняет все задания. «Сильным» обучающимся  раздаются дополнительные «творческие» задания.

Для слабых учащихся используются карточки - информаторы, в которых может, например, содержаться схема «Химические свойства кислот», «Классификация оксидов» и т.д.

  1.  Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения (15 мин).

После выполнения индивидуальных заданий один ученик из каждой группы пишет ответы на доске.

Учитель. Все вещества классифицируются на отдельные группы или классы. Классификация – это понятие не является биологическим или химическим.

Классификация – это объединение в группы определённых объектов по одному или нескольким общим признакам.

Учитель. Что является основанием для классификации неорганических веществ?

Ответ. Основанием для классификации неорганических веществ является их химический состав.

1)Ученики делают выводы по классу оксидов. Группа практиков показывает результаты опытов по изучению химических  свойств оксидов.

Учитель. Какой ещё признак лежит в основе классификации среди оксидов?

Ответ. Основанием для классификации служит не только химический состав, но и химические свойства.

Отдельным учащимся было дано индивидуальное домашнее задание - подготовить сообщения о практическом использовании неорганических веществ человеком  (Заслушивается сообщение о применении оксидов в жизни человека).

2)Ученики делают выводы по классу основания. Группа практиков показывает результаты опытов по изучению химических  свойств оснований.

Учитель. Что такое реакция нейтрализации и почему она так называется?

Заслушивается сообщение о применении оснований в н/х.

3) Ученики делают выводы по классу кислоты. Группа практиков показывает результаты опытов по изучению химических  свойств кислот.

Заслушивается сообщение о применении кислот в жизни человека.

4)Ученики делают выводы по классу соли. Группа практиков показывает результаты опытов по изучению химических  свойств солей.

Заслушивается сообщение о применении солей в н/х.

Учитель. Существует ли связь между простыми и сложными веществами разных классов?

Металл →основный оксид →основание

                                                                                соль

Неметалл →кислотный оксид →кислота

Генетический ряд металла (неметалла) отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которых положен один и тот же металл (неметалл).

Генетической  называется связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую их происхождения.

Задание. На конкретных примерах подтвердите генетическую связь между веществами  (металл Са и неметалл Р).

                                Са → CaO → Ca(OH)2

                                                                                 Ca3(PO4)2

                                 P → P2O5   →  H3PO4

  1. Итоги урока

Выводы по теме урока делают учащиеся:

Выводы.

  1. Существует взаимосвязь между простыми и сложными веществами;
  2. Существует взаимосвязь между веществами одного класса;
  3. Существует взаимосвязь между сложными веществами разных классов;
  4. Существует взаимосвязь между веществами вообще.

Учитель. Для чего необходимо человеку знать взаимосвязи веществ?

Ответ. Знание взаимосвязей веществ необходимо человеку для управления их превращениями и получения соединений, необходимых человеку.

Домашнее задание  (см. приложение).

Оценки за урок.

V. Рефлексивно оценочный этап

Учитель. Теперь я бы хотела узнать ваше отношение к сегодняшнему уроку. У вас на столах находятся жетоны красного, жёлтого и синего цвета. Вы уже знаете, что означают эти цвета. Выберите и поднимите жетон того цвета, который бы означал ваше отношение к уроку

>      Красный - я узнал много интересной и полезной информации;

>      Жёлтый - было интересно, но трудно;

>    Синий - данный урок меня не заинтересовал;

Приложение

Оксиды

1. Из приведенного ниже перечня выпишите формулы оксидов и дайте им названия: AgNO3; H2SO4; Ba(OH)2; CO2; KHCO3; HCI; CuO; NaOH; CaO; Na2CO3; Cu(OH)2; CaOHCI; Н3PO4

2. Выписать в два столбика формулы: а) основных оксидов; б) кислотных оксидов.

3. К основным и кислотным оксидам запишите формулы соответствующих им гидроксидов.

4. Какие из этих оксидов будут взаимодействовать со следующими веществами: вода; оксид серы (IV); сера; хлорид натрия; гидроксид кальция. Составьте уравнения возможных реакций. Одно уравнение показать в свете теории ЭЛД.

Основания

1. Из приведенного ниже перечня выпишите формулы оснований и дайте им названия: AgNO3; H2SO4; Ba(OH)2; CO2; KHCO3; HCI; CuO; NaOH; CaO; Na2CO3; Cu(OH)2; CaOHCI; Н3PO4

2. Какие оксиды будут соответствовать этим основаниям. Составьте формулы этих оксидов.

3. Дать классификацию этим основаниям: а) по растворимости в воде; б) по кислотности.

4. Какие из этих оснований будут взаимодействовать со следующими веществами: вода; оксид серы (IV); серная кислота; гидроксид калия; оксид магния; сера; сульфат железа (II). Составьте уравнения возможных реакций. Одно уравнение показать в свете теории ЭЛД.

Кислоты

1. Из приведенного ниже перечня выпишите формулы кислот и дайте им названия: AgNO3; H2SO4; Ba(OH)2; CO2; KHCO3; HCI; CuO; NaOH; CaO; Na2CO3; Cu(OH)2; CaOHCI; Н3PO4

2. Дать классификацию этим кислотам: а) по основности; б) по наличию кислорода в кислотном остатке.

3. Каким из этих кислот соответствуют оксиды? Составьте их формулы.

4. Какие из этих кислот будут взаимодействовать со следующими веществами: медь; оксид углерода (IV); гидроксид железа (II) кремниевая кислота; оксид цинка;  оксид меди(II); цинк. Составьте уравнения возможных реакций. Одно уравнение показать в свете теории ЭЛД.

Соли

1. Из приведенного ниже перечня выпишите формулы солей и дайте им названия: AgNO3; H2SO4; Ba(OH)2; CO2; KHCO3; HCI; CuO; NaOH; CaO; Na2CO3; Cu(OH)2; CaOHCI; Н3PO4

2. Дать классификацию этим солям.

3. Какие из этих солей (брать только нормальные соли) будут взаимодействовать со следующими веществами: гидроксид меди (II); медь; оксид магния, гидроксид меди (II); золото; нитрат кальция. Составьте уравнения возможных реакций. Одно уравнение показать в свете теории ЭЛД.

4. Получите хлорид цинка 4-5 способами.

Домашнее задание:

1 уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 

2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO, SO2.

                                                                 

3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.

Творческие задания

№ 1

Школьник решил получить хлорид меди (II). Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты. Но как он ни старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди (II).

№  2

На химическом вечере был показан занимательный опыт. В три стакана налили «воду». Потом содержимое первого стакана перелили во второй. Раствор стал малиновым. Затем малиновый раствор из второго стакана перелили в третий. Малиновая окраска исчезла. Объясните этот опыт. Попробуйте определить, какие вещества были в первом, втором и третьем стаканах. Напишите уравнения реакций.

№ 3

Опоздав на занятия химического кружка, на котором получали окрашенные осадки, ученик успел записать только правые части уравнений и окраску осадков. Помогите ему восстановить уравнения реакций полностью.

А)  … + … → AgCI↓  + NaNO3              Б)   … +  …    → Сu(OH)2↓ + 2NaCI

                        белый                                                             голубой

В)  … + … → Fe(OH)3↓+ 3KCI

                       бурый

№ 4

Решив исследовать в какие реакции может вступать малахит (CuOH)2CO3, ученик прилил к нему соляную кислоту. Он увидел, что стал бурно выделяться газ, а раствор приобрёл зелёный цвет. К полученному раствору юный экспериментатор добавил раствор щёлочи – при этом выпал голубой осадок. Какие химические реакции произошли? Напишите уравнения этих реакций.

№ 5

Можно ли хранить раствор медного купороса (CuSO4 ·2О) в оцинкованных вёдрах?



Химический эксперимент

Группа № 1

ОПЫТ. Взаимодействие  кислотных оксидов со щелочами.

В пробирку налейте раствор гидроксида кальция. С помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор. Что вы наблюдаете? Почему происходит помутнение раствора? Какой газ вы выдыхали?

ЗАДАНИЯ

(Выполняйте задания последовательно, переходите от одного уровня к другому!)

Уровень 1

Рассмотрите запись уравнения реакции:  Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О.

Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции. Помните, что оксиды не диссоциируют на ионы.

По аналогии запишите уравнения реакции:

Вa(OH)2 + CO2 =

Уровень 2

Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах, назовите продукты реакции, определите тип реакции:

гидроксид бария + оксид фосфора(V)

Уровень 3

Запишите уравнение реакции согласно следующей схеме:

растворимое основание + кислотный оксид

Назовите вещества, участвующие в реакции. Сделайте выводы о химических свойствах кислотных оксидов.

Группа № 2

 ОПЫТ. Взаимодействие щелочей с растворами кислот.

ЗАДАНИЯ

(Выполняйте задания своего уровня!)

Уровень 1 и 2

В пробирку налейте раствор гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Почему происходят такие изменения?

Добавьте в пробирку по каплям раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?

Вывод. Произошла реакция нейтрализации. Кислота превратила основание в соль, нейтрализовала его.

Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. Помните о том, что вода – слабый электролит.

(Подсказка. NaOH + H2SO4 = соль + вода.)

Вывод.

Уровень 3

В пробирку налейте раствор щелочи и добавьте к этому раствору фенолфталеин. Затем по каплям прилейте раствор кислоты. Опишите наблюдаемые явления и объясните их.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

Запишите примеры уравнений двух реакций нейтрализации в молекулярном и ионном видах. Назовите продукты реакций и определите тип этих реакций. Сделайте выводы.

Группа № 2

ОПЫТ. Взаимодействие нерастворимого основания с кислотами.

ЗАДАНИЯ

(Выполняйте задания своего уровня!)

Уровень 1

В пробирку налейте 1 – 2 мл гидроксида натрия - NaOH , добавьте 1 – 2 мл сульфата меди (II)– CuSO4  Что наблюдаете?

К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты -  H2SO4.

Содержимое пробирки встряхните, при этом помните о правилах техники безопасности. Если осадок не растворился, добавьте еще немного кислоты. Растворение осадка – это признак химической реакции. Сделайте вывод.

Вывод.

Запишите уравнение реакции гидроксида меди(II) с серной кислотой в молекулярном и ионном видах. Помните, что гидроксид меди (II) – это нерастворимое основание, оно не диссоциирует на ионы. При составлении ионного уравнения реакции формулу Cu(OH)2 следует записывать в недиссоциированном виде.

Уровень 2

В пробирку налейте 1 – 2 мл гидроксида натрия - NaOH , добавьте 1 – 2 мл сульфата меди (II)– CuSO4  Что наблюдаете?

К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты -  H2SO4.

 Содержимое пробирки встряхните, при этом помните о правилах по технике безопасности. Что является признаком этой химической реакции?

Запишите уравнение реакции гидроксида меди(II) с серной кислотой в молекулярном и ионном видах.

Уровень 3

Среди выданных реактивов выберите те, с помощью которых можно получить нерастворимое основание гидроксид меди (II).. По каким признакам вы сделали вывод, что химическая реакция осуществима.  В пробирку c образовавшимся гидроксидом меди (II)  добавьте несколько капель раствора серной кислоты. Содержимое пробирки встряхните, при этом соблюдайте правила техники безопасности. Что является признаком этой химической реакции?

Запишите уравнение реакции нерастворимого основания с серной кислотой в молекулярном и ионном видах. Назовите продукты реакций и определите тип этих реакций.

Приведите пример еще одной реакции нерастворимого основания с кислотой. Запишите уравнение реакции в молекулярном и кратком ионном видах.

Сделайте общий вывод по химическим свойствам растворимых и нерастворимых оснований.

Группа № 3

ОПЫТ. Взаимодействие кислот с металлами.

Налейте в две пробирки по 3 мл раствора серной кислоты. В одну пробирку поместите гранулу цинка, а в другую – кусочек меди. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.

ЗАДАНИЯ

(Выполняйте задания только того уровня, который для вас наиболее приемлем.)

Уровень 1

Оформите результаты опыта. Запишите уравнение практически осуществимой реакции в молекулярном и ионном видах.

Zn + H2SO4 (р-р) = ... + H2,

Сu + H2SO4 (р-р) .

Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду стандартных электродных потенциалов до ... .

Уровень 2

Запишите уравнение практически осуществимой реакции в молекулярном и ионном видах.

а) цинк + серная кислота (р-р)

б) медь + серная кислота (р-р)

Вывод.

Уровень 3

Даны три металла: медь, магний и цинк. Какие из предложенных металлов будут взаимодействовать с разбавленной серной кислотой? Докажите практически. Обратите внимание на скорость этих химических реакций.
Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах. Укажите тип реакций, назовите продукты реакций.

Вывод.

Группа № 3

ОПЫТ. Взаимодействие кислот с основными оксидами.

Проведите опыт.  Опишите этот опыт по предложенному плану.

(Выберите тот уровень, который для вас наиболее приемлем!)

ЗАДАНИЯ

Уровень 1

В пробирку налейте 1 мл раствора серной кислоты ... (формула). К этому раствору добавьте немного (по объёму со спичечную головку) порошка оксида меди (II) ... (формула) черного цвета. Видно, что ... (растворяется ли порошок?). Затем содержимое пробирки нагрейте, соблюдая правила нагревания.

Раствор становится .... цвета, т.к. в результате реакции образуется сульфат меди(II) ... (формула).
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что формулы оксидов пишут в молекулярном виде.)

H2SO4 + CuO = …

Вывод. Кислоты взаимодействуют…

Уровень 2

В пробирку налейте 1 мл  раствора серной кислоты... (формула и название вещества). К этому раствору добавьте немного (по объёму со спичечную головку) порошка оксида меди (II) ... (формула)... черного цвета. Без нагревания порошок .... (растворяется или нет). Затем содержимое пробирки нагрейте, соблюдая при этом правила нагревания.
После нагревания раствор становится ... цвета, т.к. в результате реакции образуется …
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

Серная кислота + оксид меди(II)

Вывод.

Уровень 3

В пробирку налейте 1 мл раствора серной кислоты ... (формула). К этому раствору добавьте немного (по объёму со спичечную головку) порошка оксида меди (II) ... (формула) черного цвета.  Затем содержимое пробирки нагрейте, соблюдая правила нагревания.

Сделайте описание проделанного опыта. Запишите уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном видах. Укажите тип реакций, назовите продукты реакций.

Вывод.

Группа № 4

ОПЫТ. Взаимодействие солей с кислотами.

ЗАДАНИЯ

(Выберите тот уровень, который для вас наиболее приемлем!)

Уровень 1

 Добавьте в пробирку раствор соляной кислоты .... . Прилейте к этому раствору несколько капель раствора нитрата серебра .... . В результате реакции происходит образование осадка ... цвета. Это является признаком химической реакции.
Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах. Какое вещество выпадает в осадок? (Обратите внимание, что формулы веществ, выпадающих в осадок, записывают в молекулярном виде.)

Вывод. Соли взаимодействуют с кислотами при условии, что

Уровень 2

Проведите реакцию раствора соляной кислоты с раствором нитрата серебра. Что является признаком этой химической реакции?

Составьте уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.

Вывод.

Уровень 3

Какие соли, выданные вам в качестве реактивов (Na2CO3, BaCl2, Na2SO4), можно взять для проведения реакций с серной кислотой? Каковы признаки таких химических реакций? Ответ поясните. Сделайте краткое описание проведенных опытов по плану: исходные вещества, признаки химических реакций, уравнения химических реакций в молекулярном и кратком ионном видах.

Вывод.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Классы неорганических соединений»

Приведены два варианта тестовых заданий по теме "Классы неорганических соединений"...

Обобщение знаний классы неорганических соединений соединений 8 класс химия

Самостоятельно выполните задания, используя учебник, а также, опираясь на ранее полученные знания. ...

Разработка урока "Основные классы неорганических соединений"

Данный урок поможет изучить современную классификацию неорганических веществ и познакомит с правилами составления их названий по химическим формулам....

Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики"...

Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"

Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"...

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений...