Главные вкладки

    Методическая разработка практического занятия по общей и неорганической химии по теме: "Классы неорганических соединений.Свойства оксидов,оснований."
    методическая разработка на тему

    Методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских и фармацевтических колледжей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pour.plan_k_pz_3_onh.doc116.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    практического занятия

    ТЕМА: 1.3.1.

    «Классы неорганических соединений.

    Свойства    оксидов, оснований»

    Специальность:  33.02.01  «Фармация»

    Курс: II

    Преподаватель: О.А. Пугачева

    г. Калуга

    2018 – 2019 уч. год

    3                                СТАНДАРТ    2014  года                                        -1-

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:         Фармация

    ПРЕДМЕТ:         Общая и  неорганическая химия

    РАЗДЕЛ         I         Теоретические  основы химии

    ПЛАН  - КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

    Тема: 1.3.1.         «Классы неорганических соединений.  

                            Свойства    оксидов, оснований».

    Цель занятия:

      I.Учебные: 

    1. Систематизировать и проконтролировать знания студентов  по данной  теме;
    2. Изучить способы получения оснований;
    3. Сформировать у студентов    умение с помощью химических реакций подтверждать  химические свойства  оснований;
    4. Начать формирование профессиональной компетенции по    соблюдению  правил  техники безопасности  при работе в химической лаборатории

            (ПК 1.6.).

           

            II.Воспитательные:

            Воспитывать:

    1. Интерес к своей будущей профессии, понятие её социальной значимости (ОК 1.)
    2. Умение работать в коллективе  (ОК 6);

             III.Развивающие:

          Сформировать компетенции:

            а) организовывать собственную деятельность и способы  выполнения профессиональных задач (ОК 2);

            б) принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);

             в) способствовать формированию у студентов  профессиональных           компетенций по изготовлению лекарственных форм (ПК 2.1), внутриаптечной          заготовки ( ПК 2.2.), владению обязательными видами внутриаптечного         контроля лекарственных средств ( ПК 2.3).

    Метод обучения: самостоятельная лабораторная работа студентов под

                                     руководством преподавателя.

    Тип занятия: практическое

    Место проведения: лаборатория  неорганической   химии.        

    Продолжительность занятия: 90 минут.

    Оснащенность занятия: 

    растворы СuSO4, NaОН, КОН, НСI, ZnSО4, Н2SO4, HNO3;

    индикаторы, очищенная вода, спиртовки, спички, держатели.

    3                                СТАНДАРТ    2014  года                                      -2-

    Внутрипредметные связи: 

    тема «Кислоты. Соли»;

    тема «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева;

    тема «Реакции в растворах электролитов»;

    раздел 2: т. «Химия элементов и их соединений»

    Междисциплинарные  связи:

    Химия: 

    тема «Основные классы неорганических соединений. Оксиды. Основания. Кислоты. Соли»;

    Органическая химия:

     тема «Карбоновые кислоты»

    Аналитическая химия:

     тема «Качественные реакции на катионы I- VI    аналитических групп»;

     тема «Качественные реакции на анионы I, П, Ш групп»;

    Технология изготовления лекарственных форм:

     тема «Суспензии».

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -3-

    СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

    1.Организационный момент                                                          до       2         мин

    2.Мотивация и цели занятия                                                          до       5         мин

    3.Входной контроль (приложения 1,2,3)                                   до        20        мин

    4.Методические указания по выполнению

    практической работы (приложение 4)                                            до         5        мин

    5.Выполнение практической работы

    и оформление её в дневнике                                                               до       46         мин

    6.Выходной контроль (приложение 5)                                     до        10        мин

    7. Подведение итогов, задание на дом                                       до         2       мин

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Организационный момент.

      Принять рапорт дежурного, отметить отсутствующих. Обратить внимание на внешний вид студентов (колпак, халат) готовность кабинета и рабочих мест к проведению занятия

    1. Мотивация и цели занятия:

    Знания данной темы необходимы для дальнейшего изучения курса общей и неорганической химии и  других химических дисциплин: аналитической, органической химии, а также ПМ 02.02. Поэтому цель занятия: опытным путем подтвердить химические свойства оксидов, оснований.

    3.Входной контроль:  

            а) фронтальный опрос   (приложение 1)

                или

            б) химический диктант    (приложение 2)

                или

              в) тестированный опрос  (приложение 3)

    4. Методические указания по выполнению  практической работе:

    1. Практическую работу выполнить согласно методических указаний к         практической работе по данной теме (приложение 4).

    1. Каждый студент выполняет все предложенные опыты.

    1. За каждый произведенный опыт студент отчитывается перед преподавателем.

    1. Оценка за практическую работу (занятие) выставляется согласно результатам входного контроля, оценки за выполнение работы, умение обосновывать наблюдаемые явления и делать выводы из наблюдаемых явлений, качества оформления дневника.

    3                                СТАНДАРТ    2014  года                                      -4-

    5.Выполнение практической работы и оформление её в дневнике        

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

    Опыт 1. Получение нерастворимых оснований, изучение их свойств:

    СuSO4 + 2NаОН = Сu(ОН)2    + Na2SO4

    Сu(ОН)2 + 2 НС1 = СuС12 + 2 Н2O

    Сu(ОН)2 = СuО + Н2O

    Опыт 2. Свойства амфотерных гидроксидов:

         ZnSO4 + 2 NаОН = Zn(ОН)2 +Na2SO4

                             нед.

         Zn(ОН)2 + H2SO4 = ZnSO4 + 2Н2O

         Zn(ОН)2 + 2NaОН = Nа2[Zn(ОН)4]              

                              изб.    

    Опыт 3. Действие щелочей на индикаторы:

         Индикаторы:                                Реакция среды – щелочная:

    1. красная лакмусовая бумажка           -        синяя

    2. синяя лакмусовая бумажка                    -     синяя

    3. фенолфталеин                                    -     малиновая

    4. метилоранж                                    -     желтый                

    5.Оформление дневника по форме:

    Название опыта

    Уравнения реакции

    Внешний эффект

    Вывод Примечание

    Химизм всех реакций в молекулярном и ионном виде, с указанием названий исходных и конечных продуктов написать дома в дневнике самостоятельно по ранее предложенной форме.

    6.Выходной контроль (приложение 5)

    7. Подведение итогов, задание на дом.

     Проверка дневников проводится после выполнения работы и оформления         ее в дневнике.

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -5-

    Вопросы выходного контроля:

    1.Назовите  способ  получения нерастворимых  оснований.

    2.В чем особенность получения амфотерных оснований?

    3.Как доказать амфотерные свойства гидроксида цинка?

    4.Укажите окраску индикаторов в щелочной среде.

    Подведение итогов: а) вывод по занятию,

                              б) достигнута ли цель,

                              в) результаты работы,

                                  г) оценка работы

    Итоговая оценка за занятие студентам выставляется индивидуально на основании результатов входного контроля, практической работы, правильно и аккуратно оформленного дневника.

          После занятия студенты должны уметь:

    -Доказывать с помощью химических реакций химические свойства  неорганической  природы.

    -Составлять формулы комплексных соединений  и давать им названия.

    6.Задание на дом: 

    1. Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. , Неорганическая химия. Ростов-на - Дону, Феникс, 2005г   стр. 65-80
    2. Конспект лекций №5-7
    3. 3.Методические рекомендации к практическому занятию №4.
    4. 4.Э.Т. Оганесян, М.З. Книжник, «Неорганическая химия», стр.42-56.

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -6-

    Приложение 1

    ВОПРОСЫ ФРОНТАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ:

    1 вариант

    1. Что такое оксиды?
    2. ОF2 - является ли данное соединение оксидом? Почему?
    3. На какие две группы делятся все оксиды?
    4. Как классифицируются солеобразующие оксиды?

    5.       Какие оксиды называются:          

                          -основными ?  

                          -кислотными?  

                          -амфотерными?

    6.         Как перечисленные выше оксиды растворяются в воде?

    7.        Можно ли в одну стадию осуществить превращения:

    а)        СаО                ►        Са(ОН)2

    б)        ZnO                ►        Zn(ОН)2

    в)        SO3                ►        H2SO4

    г)        А12O3                ►        А1(ОН)3

    8.        Что такое основания?

     9.        Какой заряд и валентность имеет  гидроксидная группа?

    1. Как определить число гидроксидных групп?
    2. Что такое щелочи?
    3. Как в щелочной среде изменяется окраска Ind:

      -метилоранжа?

      -лакмуса?

      -фенолфталеина?

    1. Какими свойствами обладает А1(ОН)3?
    2. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

                                                   2 вариант

    1. Какие соединения называются оксидами?
    2. На какие два  типа делятся все оксиды?
    3. Что такое несолеобразующие оксиды?  Приведите примеры.
    4. Что  такое солеобразующие оксиды?  Приведите примеры.
    5. На какие типы делятся  солеобразующие оксида?

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -7-

    1. Что  такое основные оксиды?    Приведите примеры.
    2. Что такое кислотные оксиды?   Приведите примеры.
    3. Что  такое амфотерные оксиды?   Приведите примеры.
    4. Какие физические свойства  имеют оксиды?
    5. Какие вещества называются основаниями?
    6. Чем определяется кислотность основания?
    7. Какую валентность имеет гидроксидная группа?
    8. Какой заряд имеет гидроксидная группа ?
    9. От чего зависит количество гидроксидных групп?
    10. Как классифицируются основания?

            Приведите примеры.

    1. Какие соединения называются  щелочами?
    2. Какую окраску имеют  индикаторы в щелочной среде?
    3. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

    3                                СТАНДАРТ    2014  года                                      -8-

    Приложение 2

    ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

    По названию составить формулы соединений:

            

                  ВАРИАНТ №1

                  ВАРИАНТ №2

    1. CO2

    1. SiO2

    2. K2O

    2. CaO

    3. LiOH

    3. NO2

    4. SO3

    4. KOH

    5. N2O3

    5. Cu(OH)2

    6. NaOH

    6. ZnO

    7. Al2O3

    7. MgO

    8. Ba(OH)2

    8. Fe(OH)2

    9. Fe(OH)3

    9. Ag2O

    10. P2O5

    10. Ca(OH)2

    КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:

    оценка «5» (отлично) – 10 баллов -  9 баллов

    оценка «4» (хорошо) –  8 баллов -  7 баллов

    оценка «3» (удовлетворительно) – 6 баллов

    оценка «2» (неудовлетворительно) –  менее 6 баллов

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -9-

    Приложение3

    ТЕСТИРОВАННЫЙ  ОПРОС

    В тестовых заданиях № 1 – 10 выберите один правильный ответ.

    1.        Гидроксид  алюминия  обладает  свойствами:

                    А.        кислотными        

                    Б.        основными

                    В.        амфотерными

                            

    2.        Реакция  нейтрализации - это  взаимодействие веществ:

                    А.        CuSO4 + KOH →

                    Б.        Fe(OH)3 + K2S →

                    В.        CaO  + 2HСl →

                    Г.        NaOH + HNO3 →

                    Д.        NaCl  +  AgNO3 →

    3.        Получению гидроксида цинка  соответствует схема  реакции:

                    А.        ZnO  + H2O  →

                    Б.        ZnSO4  + H2O   →

                    В.        ZnSO4  + NaOH (избыток  →

                    Г.        ZnSO4 + NaOH (недостаток) →

            

    4.        Между собой  НЕ реагирует  пара  соединений:

                    А.        калий и вода

                    Б.        оксид калия и оксид серы (IV)

                    В.        оксид кальция и оксид углерода (IV)

                    Г.        оксид серы (VI) и окси фосфора (V)

    5.        Гидроксид натрия  будет         реагировать с веществом:

                    А.        K2O

                    Б.        MgO

                    В.        H2SO4

                    Г.        Ba(OH)2

                    Д.        CuO

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -10-

    6.        Основные  свойства  проявляет  оксид        :

                    А.        CaO

                    Б.        SO3

                    В.        P2O5

                    Г.        CO

    7.        Укажите схему осуществимой реакции:

                    А.         CuO    +         H2O   →

                    Б.        CaO   +      SO3     →

                    В.        Al2O3   +   H2O     →

                    Г.        P2O5     +    H2SO4  

    8.        Метилоранж в щелочной среде имеет окраску:

                    А.        малиновую

                    Б.        синюю

                    В.        желтую

                    Г.        бесцветную

    9.        Растворимым в воде  основанием  является:

                    А.        Cu (OH)2

                    Б.        NaOH

                    В.        Fe (OH)3

                    Г.        Cr (OH)3

                    Д.        Mg(OH)2

    10.        Оксид серы (IV) реагирует с каждым из веществ, формулы которых         приведены в ряду:

                    А.        H2O,  Ca(OH)2,    K2O

                    Б.        BaO,  KOH,  P2O5

                    В.        NaOH,  H2O, CaO2

                    Г.        Na2O,  Ba(OH)2,  HCl

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -11-

    Приложение 4

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    по теме: «Свойства оксидов, оснований».

    1опыт: «Получение нерастворимых оснований и изучение их свойств».

    Техника выполнения: 

    В пробирку налейте 5-7 капель раствора сульфата меди (II) и добавьте такой же объем раствора щелочи. Образовавшийся осадок разделите на две части: к одной части прилейте рабочую хлороводородную кислоту до растворения осадка; вторую часть осадка нагрейте до тех пор, пока не превратиться в оксид меди (II). Напишите уравнение протекающих реакций.

    2 опыт: «Свойства амфотерных гидроксидов».

    Техника выполнения: 

    В три пробирки налейте по 2 капли раствора соли цинка. В каждую пробирку добавьте по 1 капле раствора щелочи. Наблюдайте образование белого студенистого осадка. В одну пробирку прилейте избыток гидроксида натрия (калия), в другую - серную кислоту до растворения осадка. Третья пробирка – контрольная.

     Напишите уравнения протекающих реакций.

    3 опыт: «Действие щелочей на индикаторы».

    Техника выполнения: 

    На предметное стекло поместите кусочки синей и красной лакмусовой бумажки, кусочек фенолфталеиновой бумажки и на каждый поместите по одной капле щелочи. Наблюдайте изменение цвета бумажек. В пробирку поместите 5-6 капель метилоранжа и добавьте несколько капель щелочи. Что наблюдается?

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -12-

    Приложение5

    Вариант№1

    1. С какими из следующих веществ будет реагировать оксид углерода (IV):

            

            а)MgO         б) NaCI          в) AgNO3          г) NaOH         д)ZnO

    Напишите уравнения соответствующих реакций. Назовите продукты реакции.

    2. Какие оксиды называются амфотерными? Приведите примеры.

    3. Укажите окраску метилоранжа в щелочной среде.

    4. Составьте формулы веществ:

    а) оксид алюминия

    б) гидроксид меди (I)

    в) гидроксид натрия

    Вариант№2

    1. С какими из следующих веществ будет реагировать оксид цинка:

            

            а)SO3         б) BaSO4          в) HNO3          г) CaCO3         д)NaOH

    Напишите уравнения соответствующих реакций. Назовите продукты реакции.

    2.Какие основания называются амфотерными? Приведите примеры.

    3. Укажите окраску фенолфталеина и метилоранжа в растворе гидроксида калия.

    4. Составьте формулы веществ:

    а) оксид марганца (VII)

    б) гидроксид бария

           в) оксид железа (III)

    3                                СТАНДАРТ    2014 года                                      -13-

    Вариант № 3

    1. С какими из следующих веществ будет реагировать оксид бария:

            

            а) ZnO         б) SO2          в) Na2SO4          г) CaO         д) H2SO4

    Напишите уравнения соответствующих реакций. Назовите продукты реакции.

    2. Какие вещества называют щелочами? Приведите примеры.

    3. Укажите окраску лакмусовой бумажки в щелочной среде.

    4. Составьте формулы веществ:

    а) гидроксид железа (II)

    б) оксид серы (IV)

           в) оксид фосфора (III)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии

    тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии...

    Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

    Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

    Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"

    Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...

    презентации для теоретических занятий по общей и неорганической химии

    Презентации для теоретических занятий по общей и неорганической химии предназначены для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 33.02.01 "Фармация". Также могут использоваться для пр...

    Методические рекомендации для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по общей и неорганической химии

    материал содержит подробно разобранные примеры типичных заданий по органической, общей и неорганической химии. Присутствуют алгоритмы решения задач, составления названий изомеров, расчета степеней оки...

    вопросы к промежуточной аттестации по общей и неорганической химии

    вопросы и задачи к экзамену предназначены для подготовки студентов специальности "Фармация"...

    Методическая разработка практического занятия по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации

        В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по р...