Главные вкладки

    Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс
    методическая разработка на тему

    Фомина Любовь Владимирона

    Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия гидрокарбоната. Растворы борной кислоты» для III курса специальности «Фармация» составленная преподавателем фармацевтической химии Фоминой Л.В., содержит: актуальность, пояснительную записку, методическую разработку для преподавателя и студента, список литературы, приложения. В приложении представлены ситуационные задачи, тесты с эталонами ответов, вопросы к «своей игре», алгоритм проведения внутриаптечного контроля лекарственных препаратов по данной теме.

    Методическая разработка рекомендуется для преподавателей при проведении занятий по фармацевтической химии для специальности «Фармация».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Чебоксарский медицинский колледж»

    Министерства здравоохранения и социального развития ЧР

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Зам.директора по учебной работе

    ________________Баранова Н.А.

    «____»_____________2015г

    Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя

    Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы»

    Специальность 33.01.02«Фармация»

    II курс

    Составил преподаватель

    Фомина Любовь Владимировна

    Рассмотрена на заседании ЦМК

    «Лабораторная диагностика и фармация»

    Протокол № ___ от «______» ______2015

    Председатель ЦМК __________________

    Чебоксары 2015


    Содержание

    1. Аннотация ……………………………………………………………….3
    2. Актуальность …………………………………………………………….4
    3. Методическая разработка для преподавателя………………………….5
    4. Методическая разработка для студента..……………………………….10
    5. Приложения………………………………………………………………13


    Аннотация

    Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия гидрокарбоната. Растворы борной кислоты» для III курса специальности «Фармация» составленная преподавателем фармацевтической химии Фоминой Л.В., содержит: актуальность, пояснительную записку, методическую разработку для преподавателя и студента, список литературы, приложения. В приложении представлены ситуационные задачи, тесты с эталонами ответов, вопросы к «своей игре», алгоритм проведения внутриаптечного контроля лекарственных препаратов по данной теме.

    Методическая разработка рекомендуется для преподавателей при проведении занятий по фармацевтической химии для специальности «Фармация».


    Актуальность темы.

    Фармацевт - это специалист-универсал, к которому мы обращаемся, переступив порог ближайшей аптеки.

    Сегодня на рынке их представлено бесчисленное множество. Не ошибиться в выборе нам помогают специалисты в области фармации.

    Современная аптека, находясь на острие процессов общественного развития, претерпевает значительные изменения, которые обусловлены насущной потребностью подготовки специалистов новой формации, способных в кратчайшие сроки включиться в процессы реформирования экономики, осуществить разработку и внедрение инноваций во всех сферах жизнедеятельности. В связи с этим как никогда ранее востребованы высококлассные специалисты, обладающие не только высокой профессиональной подготовкой, но и личностными качествами, способствующими ее реализации, в том числе эрудированность, восприимчивость к новому, мобильность, способность видеть перспективы совершенствования своей деятельности. Обладание подобными качествами способно обеспечить профессиональную и карьерную успешность конкретных специалистов. Трудовые ресурсы нового поколения обеспечат реализацию амбициозных целей, стоящих перед обществом.

    В связи с модернизацией российского образования необходимо значительно повышать эффективность процесса обучения и качества подготовки специалистов, ориентированная на развитие компетенций. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе способствует достижению основной цели – подготовке квалифицированного специалиста, соответствующего требованиям современного фармацевтического рынка, свободно владеющего профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

    Актуальность данного практического занятия обусловлена тем, что студенты, изучая фармацевтическую химию, в сравнительной и игровой форме, демонстрируют свои знания и умения, при этом идет подготовка к дифференциальному зачету и профессиональному конкурсу, который будет проходить на III курсе.

    Натрия гидрокарбонат и борная кислота входят в состав многих лекарственных форм, изготавливаемых в условиях аптек. Данные вещества, будут встречаться в прописях изучаемых на 3 курсе, что подразумевает наличие базы знаний при последующем изучении других лекарственных препаратов. Так же лекарственные формы, содержащие натрия гидрокарбонат и кислоту борную, представлены в практической части итоговой государственной аттестации выпускников по специальности «Фармация», при этом студенты будут вынуждены самостоятельно организовать внутриаптечный контроль лекарственных форм, с разработкой алгоритмов (методов) анализа и их обоснованием.


    Методическая разработка для преподавателя:

    Предмет: Фармацевтическая химия

    Тема: Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия гидрокарбоната. Растворы борной кислоты

    Вид: урок овладения новым материалом

    Форма. Лабораторно-практическое занятие

    Методы обучения: частично-поисковый.

    Вид контроля: текущий

    Методы контроля: тестовый, практический, в форме «Своя игра», ситуационные задачи

    Продолжительность 270 минут

    Цели занятия:

    Образовательные: научить прогнозировать физические и химические свойства лекарственных веществ исходя из их строения, проводить идентификацию и количественное определение лекарственных форм содержащих натрия гидрокарбонат и борную кислоту. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

    Воспитательные: воспитывать потребность в непрерывном самообразовании, потребность сознательного, ответственного, отношения к учебному и производственному труду, формировать понятие ценности и значимости данного исследования во внутриаптечном контроле, ответственности при проведении анализа.

    Развивающие: развивать самостоятельность, познавательную активность, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, умение проводить информационный поиск, работать с письменными источниками. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Межпредметные связи: Фармацевтическая технология лекарственных форм, фармакология, внутренние болезни, ОЭФ, аналитическая химия, неорганическая химия.

    Внутрипредметные связи: Основы внутриаптечного контроля, внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами VII группы периодической системы.

    Планируемый результат:

    ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

    ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

    ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    студент должен знать: Все виды внутриаптечного контроля. Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы

     уметь: Организовать рабочее место. Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы: натрия гидрокарбоната, кислоты борной, натрия тетрабората. Проводить расчеты. Работать на рефрактометре. Делать заключение, работать с нормативной документацией. Вести отчетную документацию.

    Место проведения: кабинет фармацевтической химии Чебоксарского медицинского колледжа.

    Оснащение: Лабораторная посуда, химические реактивы, лекарственные препараты: раствор натрия гидрокарбоната 5%, растворы борной кислоты 1, 2, 3, 4%, плитка, мультимедийный проектор, нетбук, экран

    Ход занятия

    1. Организационная часть _________________________________2___ мин
    2. Сообщение темы, цели, плана ____________________________5___ мин
    3. Актуализация знаний____________________________________3___ мин
    4. Мотивация ____________________________________________5___ мин
    5. Проверка исходного уровня знаний и предыдущей темы _____40___ мин
    6. Демонстрационная часть (вводный инструктаж )____________15___ мин
    7. Самостоятельная работа студентов _______________________135__ мин.
    8. Выполнение закрепляющих заданий ______________________30___ мин
    9. Выполнение контролирующих заданий ____________________15__ мин
    10. Подведение итогов _____________________________________18__ мин
    11. Домашнее задание _______________________________________2__ мин

    Литература:

    Основные источники:

    1. Контроль качества лекарственных средств: учебник / Т. В. Плетенёва, Е. В. Успенская, Л. И. Мурадова / под ред. Т. В. Плетенёвой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 560 с.

    Дополнительные источники:

    1. Государственная фармакопея XII, М. «Медицина», 2007 г.
    2. Государственная фармакопея Х, М. «Медицина», 1961г.
    3. Государственная фармакопея ХI, выпуск 1, М. «Медицина», 1987г., выпуск 2, М. «Медицина», 1990г.
    4. Машковский М.Д. «Лекарственные средства» - М. «Медицина», 2008г.
    5. ФЗ РФ «О лекарственных средствах»
    6. Приказ МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 г. «О контроле качества ЛС, изготовляемых в аптеках». В приказе перечислены мероприятия, обеспечивающие изготовление в аптеках ЛС, качество которых должно соответствовать требованиям, регламентированным ГФ и другими действующими НД Минздравсоцразвития России. Действие приказа распространяется на все аптеки (в том числе гомеопатические), находящиеся на территории России, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
    7. Приказ МЗ РФ № 305 от 16.10.1997 г. «О нормах отклонений, допустимых при изготовлении ЛС и фасовке промышленной продукции в аптеках». Приказ утверждает инструкцию по оценке качества лекарств, изготовляемых в аптеках, и нормы допустимых отклонений при их изготовлении.
    8. Приказ МЗ РФ № 308 от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм». Утвержденная приказом инструкция содержит основные методы и правила изготовления в аптеках жидких лекарственных форм для внутреннего и наружного применения, качество которых должно соответствовать требованиям, регламентированным действующими НД.
    9. Приказ МЗ РФ № 309 от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкций по санитарному режиму аптечных учреждений».


    Технологическая карта занятия

    Этапы

    время

    Деятельность студента

    Деятельность преподавателя

    Метод. обоснование

    1. Организация занятия. Актуализация и постановка цели занятия.

    10 мин

    Приветствуют преподавателя, староста докладывает от отсутствующих. Записывают в дневники тему занятия.

    Приветствует студентов. Отмечает отсутствующих, внешний вид студента, готовность группы к началу занятия. Сообщает тему занятия, цели. Излагает план занятия, знакомит с видами деятельности и опроса.

    Воспитание дисциплинированности и ответственности. Нацеливает студентов на осознанное восприятие темы, на актуальность ее материала.

    1. Мотивация и контроль знаний по предыдущей теме в виде «Своей игры»

    Приложение № 2

    35 мин.

    Фронтально отвечают на вопросы «своей игры», другие студенты в это время слушают и анализируют.

    Организует работу мультимедийного проектора, задает вопросы, оценивает правильность ответов, записывает количество баллов заработанные студентами.

    Проверяется и закрепляется знание материала предыдущей темы. Формируется мотивация досконального изучения темы данного занятия.

    1. Проверка исходного уровня знаний

    Приложения № 6, 7

    10 мин

    Отвечают на тестовый контроль

    Раздает варианты тестового контроля, проверяет и оценивает результаты.

    Устанавливается уровень подготовки студентов к данному занятию, формируется необходимость к изучению и освоению темы занятия.

    1. Вводный инструктаж

    15 мин

    Слушают, запоминают, при неясностях задают вопросы

    Говорит, что должны студенты сделать на занятии, особенности выполнения алгоритмов практического занятия. Особенности ТБ.

    Дается установка на занятие, формируется умение рационально организовывать свою работу, необходимость соблюдения ТБ и санитарного режима.

    1. Самостоятельная работа и оформление дневников

    Приложение № 1

    135 мин

    Выполняют практическую работу. Записывают в дневники алгоритм самостоятельной работы, делают предварительные расчеты

    Раздает учебные пособия. Контролирует работу студентов. Проверяет правильность расчетов, дает допуск к проведению лабораторной работы.

    Развивает самостоятельность, внимание, умение рационально использовать рабочее время, применять свои знания в нестандартных ситуациях, проводить информационный поиск, работать с письменными источниками, способность организовывать собственную деятельность, оформлять документацию и проводить расчеты.

    1. Закрепление материала в форме «своей игры»

    Приложение № 3

    30 мин

    Фронтально отвечают на вопросы «своей игры», другие студенты в это время слушают и анализируют.

    Организует работу мультимедийного проектора, задает вопросы, оценивает правильность ответов, записывает количество баллов заработанные студентами.

    Обеспечивает связь теории с практикой. Развивает память, внимание, позволяет применить полученные знания в конкретных условиях. Активизирует мыслительную деятельность.

    1. Контролирующие задания. Решение ситуационных задач.

    Приложения № 4, 5, 8

    15 мин

    Самостоятельно решают ситуационные задачи, делают заключение

    Раздает задачи, проверяет расчеты, оценивает результаты

    Контролируется уровень усвоения изучаемой темы. Развивает память, внимание, формирует потребность в изучении материала занятия.

    1. Обобщение занятия. Оценка деятельности студентов. Подведение итогов

    18 мин

    Слушают и делают вывод о своей работе

    Подводит итог работы, отмечает достижение целей, отмечает студентов успешно справившихся с заданиями, указывает на неточности и методы работы над ошибками. Объявляет оценки

    Оценивается индивидуальная работа каждого студента.

    Вызывает потребность в непрерывном самообразовании, сознательного, ответственного, отношения к учебному и производственному труду. Способствует развитию познавательной активности.

    1. Домашнее задание

    2 мин

    Записывают в дневники

    Задает задание на дом


    Методическая разработка для студента:

    Предмет: Фармацевтическая химия

    Тема: Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия гидрокарбоната. Растворы борной кислоты.

    Вид: урок овладения новым материалом

    Форма. Лабораторно-практическое занятие

    Методы обучения: частично-поисковый.

    Вид контроля: текущий

    Методы контроля: стандартизированный (тестовый), практический, в форме «Своя игра», ситуационные задачи

    Продолжительность 270 минут

    Цели занятия:

    Образовательные: прогнозировать физические и химические свойства лекарственных веществ исходя из их строения, проводить идентификацию и количественное определение лекарственных форм содержащих натрия гидрокарбонат и борную кислоту. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

    Воспитательные: понимать необходимость в непрерывном самообразовании, сознательно, ответственно, относиться к учебному и производственному труду. Понимать ценность и значимость данного исследования во внутриаптечном контроле, ответственность при проведении анализа.

    Развивающие: демонстрировать самостоятельность, познавательную активность, применять свои знания в нестандартных ситуациях, проводить информационный поиск, работать с письменными источниками. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Межпредметные связи: Фармацевтическая технология лекарственных форм, фармакология, внутренние болезни, ОЭФ, аналитическая химия, неорганическая химия.

    Внутрипредметные связи: Основы внутриаптечного контроля, внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами VII группы периодической системы.

    Планируемый результат:

    ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

    ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

    ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    студент должен знать: Все виды внутриаптечного контроля.

    Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы

     уметь: Организовать рабочее место. Выполнять внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы: натрия гидрокарбоната, кислоты борной, натрия тетрабората. Проводить расчеты. Работать на рефрактометре. Делать заключение, работать с нормативной документацией. Вести отчетную документацию.

    Место проведения: кабинет фармацевтической химии Чебоксарского медицинского колледжа.

    Оснащение: Лабораторная посуда, химические реактивы, лекарственные препараты: раствор натрия гидрокарбоната 5%, растворы борной кислоты 1, 2, 3, 4%, плитка, мультимедийный проектор, нетбук, экран

    Ход занятия

    Организационная часть _________________________________2___ мин

    Сообщение темы, цели, плана ____________________________5___ мин

    Актуализация знаний____________________________________3___ мин

    Мотивация ____________________________________________5___ мин

    Проверка исходного уровня знаний и предыдущей темы _____40___ мин

    Демонстрационная часть (вводный инструктаж )____________15___ мин

    Самостоятельная работа студентов _______________________135__ мин.

    Выполнение закрепляющих заданий ______________________30___ мин

    Выполнение контролирующих заданий ____________________15__ мин

    Подведение итогов _____________________________________18__ мин

    Домашнее задание _______________________________________2__ мин

    Литература:

    Основные источники:

    1. Контроль качества лекарственных средств: учебник / Т. В. Плетенёва, Е. В. Успенская, Л. И. Мурадова / под ред. Т. В. Плетенёвой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 560 с.

    Дополнительные источники:

    1. Государственная фармакопея XII, М. «Медицина», 2007 г.
    2. Государственная фармакопея Х, М. «Медицина», 1961г.
    3. Государственная фармакопея ХI, выпуск 1, М. «Медицина», 1987г., выпуск 2, М. «Медицина», 1990г.
    4. Машковский М.Д. «Лекарственные средства» - М. «Медицина», 2008г.
    5. ФЗ РФ «О лекарственных средствах»
    6. Приказ МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 г. «О контроле качества ЛС, изготовляемых в аптеках». В приказе перечислены мероприятия, обеспечивающие изготовление в аптеках ЛС, качество которых должно соответствовать требованиям, регламентированным ГФ и другими действующими НД Минздравсоцразвития России. Действие приказа распространяется на все аптеки (в том числе гомеопатические), находящиеся на территории России, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
    7. Приказ МЗ РФ № 305 от 16.10.1997 г. «О нормах отклонений, допустимых при изготовлении ЛС и фасовке промышленной продукции в аптеках». Приказ утверждает инструкцию по оценке качества лекарств, изготовляемых в аптеках, и нормы допустимых отклонений при их изготовлении.
    8. Приказ МЗ РФ № 308 от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм». Утвержденная приказом инструкция содержит основные методы и правила изготовления в аптеках жидких лекарственных форм для внутреннего и наружного применения, качество которых должно соответствовать требованиям, регламентированным действующими НД.
    9. Приказ МЗ РФ № 309 от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкций по санитарному режиму аптечных учреждений».

    Приложение 1

    Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы Д.И. Менделеева (Лекарственных форм с натрия гидрокарбонатом, борной кислотой, натрия тетрабората)

    NaHCO3                 Натрия гидрокарбонат.                М.м.84,01 г/моль

    Na2B4O7•10H2O        Натрия тетраборат. Бура.        М.м. 381,4 г/моль

    Н3ВО3                        Кислота борная.                        М.м. 61,83 г/моль

    Пропись № 1                Раствор натрия гидрокарбоната 3% - 50 мл для инъекций

    Пропись № 2 _                Раствор натрия гидрокарбоната 5%

    Подлинность

    На ион натрия: Na+

    1. Графитовую палочку, смоченную раствором вносят в бесцветное пламя; пламя окрашивается в желтый цвет.
    2. Соли натрия образуют желтый кристаллический осадок с цинка уранилацетатом. Осадок нерастворим в уксусной кислоте (фармакопейный метод).

    На гидрокарбонат ион: НСО3-

    К 2 – 3 каплям раствора прибавляют 2 – 3 капли разведенной соляной кислоты. Выделяется газ.

    Количественное определение.

    Титриметрический метод.

    Для 3 %:

    К 1 мл препарата добавляют 2 мл воды очищенной, 1 каплю раствора метилового оранжевого и титруют 0.1моль/л раствором соляной кислоты до розового окрашивания.

    Для 5%:

    5 мл раствора помещают в мерную колбу вместимостью 50 мл и доводят объем раствора водой до метки. К 4 мл полученного раствора прибавляют 1 каплю раствора метилового оранжевого и титруют 0.1моль/л раствором соляной кислоты до розового окрашивания.

    Рефрактометрическое определение

    1. по таблицам
    2. с помощью фактора.

    Пропись № 3 _                Отвара корней алтея 2,0 – 200 мл

    Раствор натрия гидрокарбоната 3,0

    Нашатырно-анисовых капель 3 мл

    Подлинность

    На гидрокарбонат ион: НСО3-

    К 2 – 3 каплям раствора прибавляют 2 – 3 капли разведенной соляной кислоты. Выделяется газ.

    Нашатырно-анисовые капли

    По характерному запаху аммиака и анисового масла

    Количественное определение.

    2 мл микстуры титруют 0,1 моль/л раствором кислоты хлористоводородной до красного окрашивания (индикатор – метиловый красный).

    Содержание натрия гидрокарбоната вычисляют по формуле:

    ,

    Где        V – объем кислоты хлористоводородной израсходованной на титрование суммы натрия гидрокарбоната и аммиака в нашатырно-анисовых каплях

    b – содержание анисовых капель в микстуре, мл

    8,8 – среднее количество кислоты хлористоводородной 0,1 моль/л для нейтрализации аммиака в 1 мл нашатырно-анисовых капель, мл

    Пропись № 4                Раствора натрия тетрабората 10% в глицерине - 30,0

    Подлинность.

    Натрия тетраборат

    К 1 мл раствора прибавляют 5-6 кап. кислоты серной концентрированной, 1-2 мл 95% спирта и поджигают. Спиртовой раствор горит пламенем с зеленой каймой.

    Глицерин

    К 2-3 кап. раствора прибавляют по 4-5 кап. растворов натра едкого и меди сульфата. Появляется интенсивное синее окрашивание.

    Количественное определение.

    0,5 г лекарственной формы отвешивают на тарирных весах, прибавляют 5мл воды и титруют 0,1 моль/л раствором кислоты хлористоводородной до розового окрашивания (индикатор - метиловый оранжевый).

    Пропись № 5 _                        Раствор кислоты борной 1%, 2%, 3% - 30,0

    Пропись № 6                        Раствор кислоты борной 4%

    Подлинность.

    1. Куркумовую бумагу смочите раствором препарата и несколькими каплями 2н хлористоводородной кислоты, при высушивании бумаги наблюдается окрашивание в розовый или буровато-красный цвет, переходящий от смачивания раствором аммиака в зеленовато-черный.
    2. Выпаривают 5 – 6 капель раствора на водяной бане. К сухому остатку прибавляют 2 мл 96% этанола и поджигают. Спиртовой раствор препарата горит пламенем с зеленой каймой

    Количественное определение (метод нейтрализации).

    Титриметрический метод.

    Раствора кислоты борной объемом 5 мл для 1%, 3 мл для 2%, 1 мл для 3%, 1 мл для 4% перенести в коническую колбу для титрования, добавить 3 мл глицерина, 3 капли фенолфталеина и оттитровать 0,1 моль/л гидроксидом натрия до появления розового окрашивания.

    Рефрактометрическое определение – для 4% раствора

    1. по таблицам
    2. с помощью фактора.

    Приложение 2

    Контроль знаний по предыдущей теме в виде «Своей игры»

    Оценка вопроса

    Вопрос

    Ответ

    Тема: Внутриаптечный контроль Лекарственных форм с лекарственными средствами VI группы периодической системы

    1 балл:

    Химическая формула перекиси водорода и натрия тиосульфата

    H2O2, Na2S2O3

    2 балла:

    Что представляет собой гидропирит с химической точки зрения?

    Комплексное соединение мочевины с пероксидом водорода

    3 балла:

    Какую реакцию среды имеет раствор пероксида водорода?

    слабокислую

    4 балла:

    Какие химические свойства проявляет пероксид водорода?

    Слабые кислотные

    Окислительные

    Восстановительные

    5 баллов:

    Какие реактивы применяются для идентификации тиосульфат иона?

    Кислота хлористоводородная

    Нитрат серебра

    6 баллов:

    Какая примесь является допустимой в воде очищенной?

    Аммиак

    7 баллов:

    За счет чего появляется желтое окрашивание и выпадение осадка и появление специфического запаха при  реакции натрия тиосульфата с кислотой хлористоводородной?

    Выпадение в осадок серы и выделения сернистого газа

    8 баллов:

    Какими реактивами проверяют присутствие примесей солей кальция и хлоридов в воде очищенной?

    Оксалат аммония (осн.) и Хлорид аммония и гидроксид аммония (всп.)

    Нитрат серебра (осн.) и азотная кислота (всп.)

    9 баллов:

    Какими реактивами проверяют присутствие примесей диоксида углерода и сульфатов в воде очищенной?

    Известковая вода

    Бария хлорид (осн.) и кислота хлористоводородная (всп.)

    10 баллов:

    Какую примесь определяют в воде очищенной по данной реакции?

    Нитраты и нитриты

    11 баллов:

    Какой метод, способ титрования и какой индикатор используют для количественного анализа натрия тиосульфата в внутриаптечном контроле?

    Йодометрия

    Прямой

    Крахмал или безиндикаторное титрование

    12 баллов:

    Какой метод, способ титрования и какой индикатор используют для количественного анализа пероксида водорода в внутриаптечном  контроле?

    Пермагнанатометрия

    Прямой

    Безиндикаторное  титрование

    13 баллов:

    На отсутствие каких примесей подвергается анализу обязательно вода очищенная и вода для инъекций ЕЖЕДНЕВНО (из каждого баллона, а при подаче воды по трубопроводу на каждом рабочем месте)?

    Хлориды.

    Сульфаты

    Соли кальция

    14 баллов:

    На какие примеси в отличие от воды очищенной подвергается анализу вода для инъекций?

    Восстанавливающие вещества.

    Диоксид углерода.

    Соли аммония

    15 баллов:

    За счет каких свойств перекиси водорода проводится ее количественное определение официальным методом?

    восстановительных

    16 баллов:

    С каким реактивом определяют примесь аммиака в воде очищенной?

    Реактив Несслера

    17 баллов:

    Как изменяется цвет осадка при  прибавлении к раствору тиосульфата натрия нитрата серебра?

    От белого через желтый к темно-бурому (черному)

    18 баллов:

    На чем основано применение натрия тиосульфата для лечения чесотки?

    При взаимодействии с раствором кислоты хлористоводородной выделяется сера (свежеосажденная)

    19 баллов:

    Какой газ выделяется при взаимодействии перекиси водорода с калия перманганатом в сернокислой среде?

    Кислород

    5H2O2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 5O2 + + K2SO4 + 2MnSO4 + 3H2O

    20 баллов:

    Какое вещество и какую концентрацию действующего вещества содержит

    Sol. Hydogenii peroxydi concentrate?

    27,5-31% водорода пероксида


    Приложение 3

    Закрепление материала в форме «своей игры»

    Оценка вопроса

    Вопрос

    Ответ

    Тема: Натрия гидрокарбонат

    1 балл

    Химическая формула натрия гидрокарбоната:

    NaHCO3

    2 балла

    Физический метод идентификации иона натрия?

    По окрашиванию пламени горелки в желтый цвет

    3 балла:

    Фармакопейный метод идентификации иона натрия?

    Реакция с цинкуранилацетатом в уксусно - кислой среде

    4 балла:

    Химический внутриаптечный метод идентификации иона натрия?

    Микрокрисаллоскопия с пикриновой кислотой

    5 баллов:

    Что происходит с натрия гидрокарбонатом при длительном хранении?

    Медленно теряет углекислоту и переходит в карбонат натрия

    6 баллов:

    В какой цвет окрашивается раствор натрия гидрокарбоната при прибавлении к нему фенолфталеина?

    Остается бесцветным

    7 баллов:

    Какие необходимо соблюдать условия при проведении внутриаптечного контроля натрия гидрокарбоната?

    1. Использовать воду очищенную свежепрокипяченную и остуженную; 2. Растворение соли проводить без встряхивания.

    8 баллов:

    Какой реактив и какой аналитический сигнал наблюдается при идентификации гидрокарбонат иона?

    1. Кислота хлористоводородная;

    2. Выделение пузырьков газа

    9 баллов:

    Какой метод и способ количественного анализа используется для внутриаптечного контроля натрия гидрокарбоната?

    1. Ацидиметрия;

    2. Прямой

    10 баллов:

    На чем основано количественное определение натрия гидрокарбоната?

    На вытеснении слабой угольной кислоты из ее соли сильной хлористоводородной кислотой

    11 баллов:

    Приведите химизм количественного метода внутриаптечного контроля натрия гидрокарбоната

    NaHCO3 + HCl → NaCl +

    + Н2О + СО2

    12 баллов:

    Какой используется метод количественного анализа во внутриаптечном контроле для следующей лекарственной формы: Solutio Natrii hydrocarbonas 5%

    Рефрактометрия

    13 баллов:

    Какой используется реактив для отличия натрия гидрокарбоната и натрия карбоната друг от друга?

    MgSO4

    14 баллов:

    Норма отклонения в количественном содержании концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 5%

    ±2%

    15 баллов:

    Что происходит при добавлении к раствору натрия гидрокарбоната насыщенного раствора магния сульфата в случае присутствия в нем карбонат-иона? Укажите химизм.

    1. сразу выпадает белый осадок

    2. 2CO3+MgSO4→MgCO3↓+Na2SO4


    Тема: Натрия тетраборат

    1 балл:

    Какой ион окрашивает пламя в жёлтый цвет?

    натрий

    2 балла:

    Химическая формула лекарственного препарата натрия тетрабората?

    Na2B4O7•10H2O

    3 балла:

    В каком органическом растворителе растворим натрия тетраборат, что используется для изготовления лекарственных форм?

    глицерин

    4 балла:

    В каком растворителе очень легко растворим натрия тетраборат?

    Кипящая вода

    5 баллов:

    Чему равен фактор эквивалентности при количественном определении натрия тетрабората?

    1/2

    6 баллов:

    Что необходимо предварительно сделать при идентификации натрия тетрабората по образованию розоцианина?

    Подкислить

    7 баллов:

    Какую реакцию среды имеют водные растворы натрия тетрабората? И за счет чего?

    1. Щелочную

    2. Гидролиза

    8 баллов:

    Какие реакции идентификации используются при внутриаптечном контроле натрия тетрабората

    Образование борноэтилового эфира

    Реакция с куркумином

    9 баллов:

    Какие реактивы используются для получения борноэтилового эфира при внутриаптечном контроле натрия тетрабората?

    1. Спирт этиловый

    2. Кислота серная концентрированная

    10 баллов:

    Какие реактивы используются при получении розоционина для идентификации при внутриаптечном контроле натрия тетрабората?

    Куркумовая бумага

    Кислота хлористоводородная

    Раствор аммиака

    11 баллов:

    Какая реакция представлена?

    Образование борно-этилового эфира

    12 баллов:

    Какой используется метод, способ и индикатор при количественном определении натрия тетрабората

    Ацидиметрия

    Прямой

    Метиловый оранжевый

    13 баллов:

    Каким образом определяют что в результате реакции образовался борно-этиловый эфир?

    Горение пламенем с зеленой каймой

    14 баллов:

    Приведите химизм количественного анализа натрия тетрабората ри проведении внутриаптечного контроля

    Na2B4O7 • 10Н2О +2НСl →

    → 4Н3ВО3 + 2NaCl + 5Н2О

    15 баллов:

    Какая реакция представлена?

    Реакция с куркумином на борат-ион


    Тема: Борная кислота

    1 балл:

    Латинское название борной кислоты ?

    Acidum boricum

    2 балла:

    Химическая формула борной кислоты?

    H3BO3

    3 балла:

    Какого цвета кристаллы борной кислоты и каковы они на ощупь?

    Бесцветные

    Жирные

    4 балла:

    В каких растворителях легко растворима кислота борная?

    Кипящая вода

    Глицерин

    5 баллов:

    Какая реактивная бумага применяется для идентификации борат-иона?

    Куркумовая бумага

    6 баллов:

    На чем основана реакция идентификации борной кислоты с куркумовой бумагой?

    На образовании внутрикомплексного соединения

    7 баллов:

    В какой цвет окрашивается куркумовая бумага при смачивании ее борной кислотой, кислотой хлористоводородной и высушивании?

    розовый

    8 баллов:

    В какой цвет окрашивается куркумовая бумага при смачивании ее борной кислотой, кислотой хлористоводородной и аммиаком?

    Зеленовато-черный

    9 баллов:

    Чему равен фактор эквивалентности при количественном определении кислоты борной?

    1

    10 баллов:

    Что образуется в результате данной реакции?

    Глицероборная кислота

    11 баллов:

    Почему невозможно непосредственно титровать кислоту борную щелочью?

    Потому что образуются сильно гидролизующиеся соли и щелочная реакция в растворе появляется значительно раньше достижения точки эквивалентности

    12 баллов:

    Какое вещество представлено?

    Глицероборная кислота

    13 баллов:

    Метод, способ титрования и индикатор применяемые для количественного определения кислоты борной при проведении внутриаптечного контроля?

    Алкалиметрия

    Прямой (по заместителю)

    Фенолфталеиин

    14 баллов:

    Какое свойство борной кислоты используется для усиления ее кислотных свойств?

    Способность реагировать с многоатомными спиртами

    15 баллов:

    С каким именно веществом взаимодействует гидроксид натрия при количественном определении кислоты борной при проведении внутриаптечного контроля?

    Глицероборной кислотой


    Приложение 4

    Контролирующие задания

    Ситуационные задачи

    Задача № 1

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Natrii hydrocarbonas 3% - 50 ml pro injectionibus

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при ацидиметрическом титровании на 0,5 мл препарата израсходовалось 1,78 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9899).

    Задача № 2

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат:

    Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при ацидиметрическом титровании на 3 мл разведения, полученного путем разбавления в мерной колбе емкостью 50 мл 2 мл препарата израсходовалось 0.73 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9899).

    Задача № 3

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат:

    Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3315

    Показатель преломления препарата 1.3378

    Фактор показателя преломления 0.00125

    Задача № 4

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат:

    Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3325

    Показатель преломления препарата 1.3388

    Фактор показателя преломления 0.00125


    Задача № 5

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат:

    Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3315

    Показатель преломления препарата 1.3378

    Фактор показателя преломления 0.00125

    Задача № 6

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 1% - 50 ml

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 1 мл препарата израсходовалось 1,60 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).

    Задача № 7

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 2% - 40 ml

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 0.5 мл препарата израсходовалось 1,60 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).

    Задача № 8

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 3%- 100 ml

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 1 мл разведения, полученного путем разбавления 1 мл препарата в мерной пробирке объемом 10 мл, израсходовалось 0.50 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).


    Задача № 9

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 4%

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 1 мл разведения, полученного путем разбавления 0.5 мл препарата в мерной пробирке объемом 10 мл, израсходовалось 0.50 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).

    Задача № 10

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 4%

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3320

    Показатель преломления препарата 1.3347

    Фактор показателя преломления 0.00067

    Задача № 11

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 4%

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3330

    Показатель преломления препарата 1.3347

    Фактор показателя преломления 0.00067


    Приложение 5

    Ситуационные задачи с эталонами ответов

    Задача № 1

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Natrii hydrocarbonas 3% - 50 ml pro injectionibus

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при ацидиметрическом титровании на 0,5 мл препарата израсходовалось 1,78 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9899).

    Решение:

    NaHCO3 + HCl = NaCl + H2CO3

    К стех = 1/1

    fэкв = 1

    Э = М.м. х fэкв = 84.01 х 1 = 84.01 г/моль

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 0.03±15%. Отсюда [0.0255÷0.0345]

    Заключение: Лекарственная форма приготовлена «удовлетворительно»

    Задача № 2

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат: Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при ацидиметрическом титровании на 3 мл разведения, полученного путем разбавления в мерной колбе емкостью 50 мл 2 мл препарата израсходовалось 0.73 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9899).

    Решение:

    NaHCO3 + HCl = NaCl + H2CO3

    К стех = 1/1

    fэкв = 1

    Э = М.м. х fэкв = 84.01 х 1 = 84.01 г/моль

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 5%±2%. Отсюда [4.9%÷5.1%]

    Заключение: Концентрат приготовлен «удовлетворительно»

    Задача № 3

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат: Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3315

    Показатель преломления препарата 1.3378

    Фактор показателя преломления 0.00125

    Решение:

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 5%±2%. Отсюда [4.9%÷5.1%]

    Заключение: Концентрат приготовлен «удовлетворительно»

    Задача № 4

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат: Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3325

    Показатель преломления препарата 1.3388

    Фактор показателя преломления 0.00125

    Решение:

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 5%±2%. Отсюда [4.9%÷5.1%]

    Заключение: Концентрат приготовлен «удовлетворительно»

    Задача № 5

    На анализ из бюреточной системы был отобран следующий препарат: Solucio Natrii hydrocarbonas 1:20

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3315

    Показатель преломления препарата 1.3378

    Фактор показателя преломления 0.00125

    Решение:

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 5%±2%. Отсюда [4.9%÷5.1%]

    Заключение: Концентрат приготовлен «неудовлетворительно». Его необходимо укрепить.

    Задача № 6

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 1% - 50 ml

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 1 мл препарата израсходовалось 1,60 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).

    Решение:

    Кстех = 1/1

    fэкв.= Кстех = 1,

    Э = М.м. • fэкв = 61,83 • 1 = 61,83 г/моль

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 0.5±8%. Отсюда [0.46÷0.54]

    Заключение: Лекарственная форма приготовлена «удовлетворительно»

    Задача № 7

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 2% - 40 ml

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 0.5 мл препарата израсходовалось 1,60 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).

    Решение:

    Кстех = 1/1

    fэкв.= Кстех = 1,

    Э = М.м. • fэкв = 61,83 • 1 = 61,83 г/моль

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 0.8±7%. Отсюда [0.744÷0.856]

    Заключение: Лекарственная форма приготовлена «удовлетворительно»

    Задача № 8

    На анализ поступила следующая лекарственная форма:

    Solucio Acidi borici 3%- 100 ml

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 1 мл разведения, полученного путем разбавления 1 мл препарата в мерной пробирке объемом 10 мл, израсходовалось 0.50 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).

    Решение:

    Кстех = 1/1

    fэкв.= Кстех = 1,

    Э = М.м. • fэкв = 61,83 • 1 = 61,83 г/моль

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 3.0±4%. Отсюда [2.88÷3.12]

    Заключение: Лекарственная форма приготовлена «удовлетворительно»

    Задача № 9

    На анализ поступила следующая лекарственная форма: Solucio Acidi borici 4%

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при алкалиметрическом титровании на 1 мл разведения, полученного путем разбавления 0.5 мл препарата в мерной пробирке объемом 10 мл, израсходовалось 0.50 мл 0.1 моль/л раствора титранта (К = 0.9979).

    Решение:

    Кстех = 1/1

    fэкв.= Кстех = 1,

    Э = М.м. • fэкв = 61,83 • 1 = 61,83 г/моль

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 4%±2%. Отсюда [3.92%÷4.08%]

    Заключение: Лекарственная форма приготовлена «неудовлетворительно»

    Задача № 10

    На анализ поступила следующая лекарственная форма: Solucio Acidi borici 4%

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3320

    Показатель преломления препарата 1.3347

    Фактор показателя преломления 0.00067

    Решение:

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 4%±2%. Отсюда [3.92%÷4.08%]

    Заключение: Концентрат приготовлен «удовлетворительно»

    Задача № 11

    На анализ поступила следующая лекарственная форма: Solucio Acidi borici 4%

    Дать заключение о качестве данной лекарственной формы по количественному содержанию, если при рефрактометрическом определении концентрации данного раствора были получены следующие данные:

    Показатель преломления воды очищенной 1.3330

    Показатель преломления препарата 1.3347

    Фактор показателя преломления 0.00067

    Решение:

    В соответствии с приказом № 305 НДО составляет 4%±2%. Отсюда [3.92%÷4.08%]

    Заключение: Концентрат приготовлен «неудовлетворительно». Раствор необходимо разюавить.


    Приложение № 6

    Контроль исходного уровня знаний

    Тестовый контроль

    Вариант 1

    1. При идентификации натрия гидрокарбоната используют следующие реактивы:
    1. Кислота хлорная
    2. Кислота борная
    3. Кислота хлористоводородная
    4. Щелочь
    1. Содержание натрия гидрокарбоната 1:20 при количественном определении находят по следующей формуле
    1. Формула борной кислоты: ___________________
    2. При взаимодействии борат иона со спиртом этиловым в присутствии концентрированной серной кислоты образуется?
    1. Глицероборная кислота
    2. Борно-этиловый эфир
    3. Уксусно-этиловый эфир
    4. Тетраборат натрия
    1. Натрий окрашивает пламя горелки в: ____________________

    ФИО _________________________________ группа ____________ подгруппа ________

    Номер вопроса

    Ответы (обвести кружком правильные ответы или вписать слово)

    а)

    б)

    в)

    г)

    а)

    б)

    в)

    г)

    а)

    б)

    в)

    г)


    Тестовый контроль

    Вариант 2

    Количественно натрия гидрокарбонат определяют следующим методом

    1. Алкалиметрия
    2. Йодометрия
    3. Перманганатометрия
    4. Ацидиметрия

    При прибавлении к натрию гидрокарбонату кислоты хлористоводородной?

    Выделяется бурый газ

    Раствор окрашивается в желтый цвет

    Выделяются пузырьки газа

    Выделяются пузырьки газа и выпадает осадок желтого уцвета

    Формула фармакопейного натрия тетрабората: ______________________

    Какое вещество представлено на рисунке? _______________

    Какой метод используют при количественном определении кислоты борной

    Алкалиметрия

    Йодометрия

    Перманганатометрия

    Ацидиметрия

    ФИО _________________________________ группа ____________ подгруппа ________

    Номер вопроса

    Ответы (обвести кружком правильные ответы или вписать слово)

    а)

    б)

    в)

    г)

    а)

    б)

    в)

    г)

    а)

    б)

    в)

    г)


    Тестовый контроль

    Вариант 3

    1. Химическая формула натрия гидрокарбоната: __________________
    2. Какими реактивами определяют борат ион?

    Спирт этиловый в присутствии конц. серной кислоты

    Пикриновая кислота

    Нитрат серебра в присутствии азотной кислоты

    Куркумовая бумага

    1. Кислоту борную титруют при количественном определении в присутствии: __________________
    2. Окончательный расчет кислоты борной 1% ведут по формуле:

    1. Какое вещество образуется при взаимодействии кислоты борной с глицерином?

    Глицероборная кислота

    Борно-этиловый эфир

    Уксусно-этиловый эфир

    Тетраборат натрия

    ФИО _________________________________ группа ____________ подгруппа ________

    Номер вопроса

    Ответы (обвести кружком правильные ответы или вписать слово)

    а)

    б)

    в)

    г)

    а)

    б)

    в)

    г)

    а)

    б)

    в)

    г)


    Приложение 7

    Эталоны ответов к тестовому контролю

    Вариант 1

    Номер вопроса

    Ответы (обвести кружком правильные ответы или вписать слово)

    в)

    г)

    H3BO3

    б)

    желтый

    Вариант 2

    Номер вопроса

    Ответы (обвести кружком правильные ответы или вписать слово)

    г)

    в)

    Na2B4O7•10H2O

    Глицероборная кислота

    а)

    Вариант 3

    Номер вопроса

    Ответы (обвести кружком правильные ответы или вписать слово)

    NaHCO3

    а)

    г)

    глицерина

    в)

    а)


    Приложение 8

    Справочный материал для решения ситуационных задач

    Рефрактометрические таблицы

    Показатели преломления и факторы показателей преломления растворов с весобъемной концентрацией.

    Показатели преломления обычно определяются с точностью до четвертого знака после запятой, а факторы показателей преломления приведены с пятью знаками. Расхождение при этом незначительные и существенно не отражаются на результатах определения.

    Концентрация

    %

    Кислота борная

    F

    1

    1,3337

    0,00067

    2

    1,3343

    3

    1,3350

    4

    1,3357

    Показатель преломления

    Концентрация, %

    Натрия гидрокарбонат

    F

    1,3340

    0,80

    0.00125

    1,3350

    1,60

    1,3360

    2,40

    1,3370

    3,20

    1,3380

    4,00

    1,3390

    4,80

    1,3400

    5,60


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

    Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...

    Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

    Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

    Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

    Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

    Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов IV и III группы периодической системы Д.И.Менделеева

    Презентация содержит: цели, план, общие характеристики IV и III групп периодической системы химических элементов имени Д.И. Менделеева. В ней дана информация по лекарственным субстанциям: натрия гидро...

    методическая разработка практического занятия по ПМ 03 для специальности 38.02.01

    Методическая разработка практического занятия по ПМ 03 "Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами" по теме "Расчет транспортного и земельного налогов" для обучающихся ...

    Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

    Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

    Методическая разработка практического занятия по психологии для специальности 31.02.01 Лечебное дело, тема: "Общение с пациентом"

    Методическая разработка практического занятия по  психологии для специальности 31.02.01 Лечебное дело, тема: "Общение с пациентом"...