МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия на тему: Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы. ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Общая пропедев
методическая разработка

Бушкевич Алла Владимировна

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин.

Актуальность данной темы в том, что основой практической деятельности фельдшера является правильно сформированный в результате обучения диагностический поиск, без которого невозможно оказание дальнейших этапов медицинской помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 практического занятия на тему:

Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы.

ПМ 01 Диагностическая деятельность

 МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин,

раздел Общая пропедевтика

Специальность 31.02.01. Лечебное дело

Составила: А.В. Бушкевич, преподаватель высшей квалификационной категории  

г. Санкт – Петербург

2021


Пояснительная записка

 Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 31.02.01«Лечебное дело»

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в диагностическом процессе», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин.

Актуальность данной темы в том, что основой практической деятельности фельдшера является правильно сформированный в результате обучения диагностический поиск, без которого невозможно оказание дальнейших этапов медицинской помощи.

Обучающиеся по специальности 31.02.01 Лечебное дело должны владеть компетенциями, позволяющими им: в отведённые, ограниченные по времени, сроки обследовать пациента с целью выявления патологических симптомов и синдромов, постановки предположительного диагноза, от чего зависит дальнейший выбор тактики оказания медицинской помощи пациенту на догоспитальном этапе и эффективность лечебных мероприятий, и задокументировать полученные результаты всех этапов проведенного обследования пациента.

Целью данного практического занятия является достижение такого уровня подготовки студентов, который создал бы хорошую теоретическую и практическую базу для будущей профессиональной деятельности.

При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения, внутри-предметные и меж-предметные связи. Основное внимание уделяется диагностической деятельности в объеме подготовки по специальности Лечебного дела.

В методической разработке имеются приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного уровня знаний, закрепление изученного материала, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Имеются эталоны ответов.

Данная методическая разработка может оказать помощь преподавателям колледжа для проведения практического занятия по данной теме.


Тема: «Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы»

Вид занятия: практическое занятие

Продолжительность занятия: 180 минут.

Место проведения: учебный кабинет доклинической практики.

Методы и приемы обучения:

Метод

Основное назначение

Уровень усвоения

Приёмы

Мотивация

1.Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации студентами путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

1

Словесные:

эвристическая беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Наглядные:

учебный видеофильм,

презентация, иллюстрации, демонстрация;

Закрепляет полученные теоретические знания и способствует формированию практических навыков.

Развивает внимание, логическое мышление.

2.Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

2– 3

Демонстрация и оценка выполнения практических диагностических заданий по сбору жалоб,  анамнеза, навыков объективного обследования пациентов по алгоритму.

Закрепляет знания,  формируют профессиональные и развивают общие компетенции, умения и навыки,, прививает трудолюбие, наблюдательность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

2– 3

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность в поиске ответа на поставленные задачи, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

4. Частично-поисковый

Постепенная подготовка студентов к самостоятельному решению проблем

3

Эвристическая беседа, работа с учебным пособием, методической разработкой занятия

(доказательства, сравнение, обобщение.)

Развивает самостоятельность мышления

5.Работа в малых группах

Активизация студентов  при выполнении практических заданий

3

Выполнение практических заданий, работа по алгоритму Выполнение практических заданий

(сбор анамнеза).

Формирование умений самостоятельно выполнять работу. Способствует воспитанию чувства взаимопомощи и сотрудничества

Мотивация

Временной интервал для проведения диагностики и постановки диагноза фельдшером невелик, поэтому необходимо овладеть субъективным обследованием пациента в достаточной степени, чтобы, в условиях острого дефицита времени, не упустить принципиально важные детали для постановки диагноза пациенту с заболеванием дыхательной системы

Цель: научить организации диагностической деятельности  в ходе сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни пациента с заболеванием дыхательной системы.

Задачи:

Учебные: Научить осуществлять диагностические вмешательства сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни пациента с заболеванием органов дыхания

взаимодействуя с участниками лечебного процесса (ПК2.2)

Развивающие: развивать способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы их выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2)

Воспитательные: воспитать требовательность к себе, умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6)

Уровни освоения: обучающийся должен

Формирование практического опыта

Студент

должен  уметь:

Практические умения

осуществления сбора жалоб, истории заболевания и истории жизни у пациента с заболеванием органов дыхания

грамотно проводить этапы диагностического поиска – собирать жалобы и анамнез у пациентов с заболеванием органов дыхания, отрабатывать на муляжах и фантомах методов общего осмотра и физикального  обследования пациентов при заболеваниях дыхательной системы;

вести утвержденную медицинскую документацию; планировать  инструментальное и лабораторное обследование и ожидаемые результаты. 

Решать тесты и клинические задачи на выявление симптомов, выявление ведущего синдрома, постановку и обоснование диагноза в соответствии с современными клиническими классификациями.

Повторение:

методы диагностики проблем пациента с заболеванием органов дыхания;

Выполнение диагностических манипуляций:

анализировать данные анамнеза;

оценить состояние пациента в предложенных ситуационных задачах;

подсчитывать частоту пульса, дыхания, измерение температуры тела, выявлять у пациента  проблемы (симптомы)заболеваний органов дыхания, работать с медицинской документацией

Формирование практических умений фармакотерапии

Тестовый контроль

Сбор жалоб и анамнеза

Решение ситуационных задач


ХРОНОМЕТРАЖ – 180 минут

п/п

ЭТАП

Код формир. компетенц

ВРЕМЯ

1

Организационный момент

ОК 4

ОК 10

ОК 11

5 мин

Формулировка темы и ее обоснование

Постановка целей

2

Входной контроль

2.1 Фронтальный опрос

ОК 1 – ОК 8

5 мин

2.2 Тестовые задания

ОК 1 – ОК 8

10 мин

2.3 Взаимоконтроль

ОК 1 – ОК 8

5 мин

2.4 Контроль преподавателя

ОК 1 – ОК 8

5 мин

3

Самостоятельная работа Обучающийсяов на занятии

3.1 Работа с раздаточным материалом:

ОК 1 – ОК 8

3.1.1. Изучение плана  субъективного и объективного обследования пациента с заболеванием дыхательной системы

ПК 2.1;ПК 2.2;

ПК 2.5;ПК 2.6;

10 мин

3.2. Демонстрация манипуляций.

ПК 2.1;ПК 2.2;

ПК 2.5;ПК 2.6;

20 мин

3.3. Выполнение манипуляций в парах.

ПК 2.1;ПК 2.2;

ПК 2.5;ПК 2.6;

30 мин

3.4. Корректировка выполнений манипуляций.

ПК 2.1;ПК 2.2;

ПК 2.5;ПК 2.6;

10 мин

3.5. Обсуждение результатов.

ОК 1 – ОК 8

5 мин

3.6. Решение задач (работа малыми группами  2-3 обучающихся).

ПК 2.1;ПК 2.2;

ПК 2.5;ПК 2.6;

30 мин

4

Итоговый контроль

4.1 Демонстрация манипуляций по теме.

ПК 2.1;ПК 2.2;

ПК 2.5;ПК 2.6;

10 мин

4.2 Обсуждение правильности выполнения.

5 мин

5

Подведение итогов

ОК 2- 5;

ОК 8;ОК 9;

5 мин

6

Домашнее задание:

ОК 2- 5;

ОК 8;ОК 9;

5 мин

Методическое обеспечение занятия:

- Рабочая программа дисциплины

- Календарно – тематический план.

- Методическая разработка практического занятия для преподавателя.

- Дидактические средства информации и контроля:

- Ситуационные задачи, задания тестового контроля;

- Наборы оснащения для выполнения практических манипуляций;

Основная литература для обучающихся:

 Лекционный материал по данной теме

В.М. Нечаев «Пропедевтика клинических дисциплин» - Москва. «ГЭОТАР-Медиа», 2020 г.

Дополнительная литература для обучающихся:

А.Л. Гребенев «Пропедевтика внутренних болезней» - Москва. «Издательство «Шико», 2018 г.

Электронные образовательные ресурсы

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1.  Электронно-библиотечная система «Книга Фонд»: http://www.knigafund.ru;

3. «Электронно-библиотечная система «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского колледжа»: http://www.medcollegelib.ru;

4. «Электронно-библиотечная система «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза»: http://www.studmedlib.ru;

5. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/defaultx.asp;

6. СПС «Гарант»: локальная компьютерная сеть.


Схема межпредметных и внутрипредметных связей по данной теме:

Тема «Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы»

Предмет

(ПМ)

Тема

ПМ01 «Диагностическая деятельность»

Пропедевтика в неврологии.

Пропедевтика в акушерстве

Пропедевтика в хирургии

Пропедевтика в инфекционных болезнях

Пропедевтика в психиатрии

Пропедевтика в педиатрии.

предшествующие

Дисциплина

Тема

Психология

Общение медицинского работника и пациента

Анатомия

и физиология человека

Анатомо-физиологические особенности дыхательной, сердечно-сосудистой систем, крови

Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии

Морфология бактерий, вирусов, грибов

Здоровый человек и его окружение

Зрелый возраст

Генетика    человека с основами медицинской генетики

Закономерности     наследования признаков (конституциональные различия)

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Анатомическая терминология

Клиническая терминология

   последующие

Предмет

( ПМ )

Тема

ПМ02 Лечебная деятельность МДК.02.01Лечение пациентов терапевтического профиля

Принципы лечения заболеваний дыхательной системы.

ПМ03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе МДК 03.01 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи в терапии

Неотложная медицинская помощь при острой дыхательной недостаточности

Неотложная медицинская помощь при бронхиальной обструкции 

Производственная практика  «Участие в лечебно-диагностическом и  реабилитационном процессах

Экзамен  по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Практика преддипломная

ГИА


ЭТАПЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Обоснование методических приемов

Время

1.

Организация начала занятия

приветствует студентов;

отмечает отсутствующих; выясняет причины;

обращает внимание на внешний вид студентов; санитарное состояние кабинета; готовность к занятию

Студенты приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, готовят дневники, журналы мониторинга практического обучения,

учебные пособия

Способствует концентрации внимания студентов

Организует и дисциплинирует, воспитывает аккуратность, создает рабочую обстановку.

3

мин

2.

Сообщение темы занятия, цели

 

Предлагает студентам решить проблемную задачу, просит высказывать свои варианты решения, сформулировать тему и цели. Выслушивает высказывания студентов, при необходимости помогает сформулировать тему и цели.

Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, значение данной темы в будущей практической деятельности.

Подчеркивает важность изучаемой темы и её связь с другими предметами. Сообщает порядок работы

Предлагают свои варианты развития проблемной ситуации и её решения. Самостоятельно формулируют  тему и цель занятия, записывают в. дневнике, слушают, осмысливают,

Формирует познавательный интерес к занятию

Активизирует мыслительную деятельность студентов

Способствует созданию целостного представления о практической

подготовке,

её значения для будущей работы

10 мин

3.

Контроль исходного уровня знаний

Индивидуальный устный опрос посредством решения практико-ориентированных ситуационных задач по теме (см. приложения)

Проводит инструктаж.

Раздает карточки с ситуационными задачами.

Сообщает критерии оценки.(приложение)

Осмысливают пути решения задачи. Отвечают преподавателю. Слушают ответы товарищей, осмысливают, анализируют, дополняют, исправляют ответы.

Размышляют над фактами, делают выводы.

Способствует активизации мыслительной деятельности студентов

Позволяет принять участие в обсуждении ситуации каждому

Развивает речь студентов

Расширяет коммуникативные умения и навыки. Выявляет уровень самостоятельного мышления

Воспитывает умение вести самостоятельный поиск

Создает умение переносить знания в новую ситуацию и применить теоретические знания при решении практических задач.

35 мин

4.

Демонстрацион-ная часть

Демонстрирует учебный фильм «Пропедевтика. Общий осмотр. Методы обследования дыхательной системы»

Отвечает на возникшие вопросы

Объясняет непонятные моменты

Демонстрирует медицинскую документацию «История болезни»

Объясняет роль фельдшера в работе с медицинской документацией.

Отвечает на вопросы студентов

Занимает рабочее место для демонстрации.

Приготавливает необходимое оснащение, объясняет предназначение подготовленного оборудования, демонстрирует

образец практического выполнения действий по

-методам обследования при:

Проведении общего осмотра и обследовании дыхательной системы.

Отвечает на вопросы студентов.

Смотрят учебный фильм, обсуждают, задают вопросы осмысливают полученную информацию

Внимательно изучают документацию.

Задают вопросы, если возникают.

Занимают рабочие места.

Следят за деятельностью преподавателя, внимательно слушают. Запоминают последовательность действий. Отвечают на вопросы преподавателя.

Запоминают образец манипуляций.

Осмысливают ход, последовательность предстоящей работы.

Задают вопросы, в случае их возникновения

Способствует формированию профессионального интереса к будущей работе

Способствует воспитанию уважения к профессионализму медицинских работников

Воспитывает чувство взаимопомощи в работе

Способствует формированию навыков исполнительности, аккуратности и правильного отношения к избранной профессии.

Настроить на целенаправленную деятельность

Мотивировать к практической работе.

35 мин

5.

6.

Вводный инструктаж.

Самостоятельная работа.

работа «малыми группами»

Сообщает план практической работы, цели и задачи ее.

Дает пояснения, говорит, что и как сделать.

Показывает основные приемы выполнения и порядок выполнения работы.

Раздает методические пособия, методические разработки.

Отвечает на вопросы и

объясняет, как пользоваться методическим пособием.

Выдает оснащение для выполнения манипуляций.

Ведет контроль за каждым этапом манипуляции.

Преподаватель следит за деятельностью студентов, помогает исправить ошибки.

Раздает задания для выписывания рецептов лекарственных средств, применяемых в лечении болезней новорожденных.

Следит за работой каждого студента, исправляет ошибки.

Напоминает о бережном отношении к материальному обеспечению, рабочему месту.

.

Внимательно слушают преподавателя.

Осмысливают сказанное преподавателем, Запоминают

последовательность выполнения предстоящей работы.

Знакомятся с методическим пособием, методической разработкой.

Задают вопросы, внимательно слушают.

Занимают рабочие места.

Берут необходимый инструмент. Приступают к выполнению манипуляций, показанных в демонстрационной части.

Пользуясь алгоритмами, отрабатывают технику выполнения манипуляций до автоматизма, работая малыми группами, обучают друг друга под контролем преподавателя

Отрабатывают умения, обращаются за помощью к преподавателю.

Выписывают рецепты, исправляют ошибки. Анализируют проделанную работу

-помогает осмыслить ход, этапы предстоящей работы.

-способствует рациональной организации работы.

Настраивает студентов на целенаправленную деятельность.

Воспитывает ответственное отношение к работе

Прививает умения применять знания на практике.

Закрепляет умения и навыки практической деятельности по изучаемой теме.

Способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к инструментам, рабочему месту.

-способствует подготовке студентов к самостоятельной работе с пациентами, совершенствованию манипуляционной техники

15 мин

120 мин

7.

8.

Внеаудиторная работа

решение практических заданий,

систематизация изученного материала в схемах и таблицах.

Оформление дневников,

журналов мониторинга практического обучения.

Создает условия

для закрепления изучаемого материала, дает методические указания, корректирует, руководит, дополняет, исправляет, оценивает действия студентов

Дает указания по проведению записей, оформлению дневников и журналов мониторинга

Следит за правильным оформлением дневников.

Указывает на недочеты в оформлении

Решают ситуационные задачи.

Демонстрируют таблицы и схемы.

Оформляют дневники. Слушают преподавателя, осмысливают сказанное

Выяснение степени усвоения знаний и умений, способность применять полученные знания и умения на практике

Способствует развитию коммуникативных навыков

Прививает навыки, умения работать с документацией.

-воспитывает ответственность, аккуратность в работе с документами

20 мин

15 мин

9.

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, учитывает мнение студентов, оценивает бригаду в целом и каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, проверяет документацию, выставляет оценку каждому студенту с комментариями

Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы, заполняют дневники и манипуляционные тетради

Рефлексия

Отвечают письменно на вопросы:

1.Охарактеризовать собственную деятельность

2.Что Вы хотите отметить как удачу и неудачу сегодняшнего занятия?

Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию

помочь в осмыслении результатов самостоятельной работы.

-развития умения устранять ошибки.

-развития навыков самоконтроля.

-формирование адекватной самооценке собственной деятельности

10 мин

10.

Домашнее задание

Тема “Диагностика ИБС атеросклероза и гипертонической болезни.

В.М. Нечаев. «Пропедевтика клинических дсциплин»

стр 87-150

Опорный конспект

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания: сделать записи в дневнике.

Слушают, записывают задания, задают вопросы.

Помогает лучшей подготовке домашнего задания.

Приучает самостоятельно работать с книгой.

Воспитывает ответственному отношению к выполнению домашнего задания.

4 мин

11.

Окончание занятия

Даёт указания по уборке рабочего места

Приводят в порядок рабочее место

Вырабатывает аккуратность, дисциплинированность

3 мин


Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список вопросов для фронтального опроса

Вопрос

Ответ

Что означает термин Пропедевтика?

от греческого слова propedeo – предварительное упражнение, подготовительный вводный курс в какую-либо науку, изложенный в систематизированной и сжатой форме

Какие открытия лежат в основе возникновения Пропедевтики?

Парацельс методы химического  и  физического исследования

В 1758 г предложена термометрия

1761г. Ауэрбрунгер – перкуссия

1819 г. Лаэннек – изобретение стетоскопа и разработка метода аускультации.

Роль отечественных ученых в равитии диагностики и терапии внутренних болезней

Мудров - основал анамнестичесий метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни

Захарьин - разработал анамнестический метод в

диагностике заболеваний, позволявший в сочетании с физическими исследованиями и лабораторными данными проводить индивидуальную диагностику

Остроумов - основные положения о рефлекторных нарушениях в органах под влиянием расстройств нервной системы

Боткин С.П(1832–1889) создал физиологическое направление в медицине, заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и патологии

Образцов - Методическая пальпация органов брюшной полости

Стражеско, Кончаловский – инфекционно-аллергическая теорию ревматизма

Ланг – изучение гипертонической болезни.

Как называется наука о методах распознавания болезней?

Диагностика - раздел медицинской науки, излагающий методы исследования для распознавания заболевания и

состояния больного с целью назначения необходимого лечения и профилактических мер. Термином «диагностика» обозначают весь процесс исследования больного, наблюдения и рассуждения врача для определения болезни и состояния больного. Диагностика как наука изучает анатомо- физиологические особенности человека и связи его с окружающей средой.

Что такое диагноз?

(лат. diagnosis — распознавание) - Краткое заключение о сущности заболевания, выраженное медицинской терминологией

Какие виды диагнозов вы знаете?

Предварительный

Окончательный, который м.б. прямым (отчетливо ясно заболевание), дифференциальным (врач определяет круг возможных болезней и назначает исследования, затем решает в какой большей мере болезнью болен человек)

Клинический (основной, сопутствующий, осложнения)

Патологоанатомический.

Какие методы используются для диагностики?

Субъективный и объективный

На чём основан субъективный метод обследования больных?

На изучении жалоб больного, анамнеза заболевания, анамнеза жизни

На чём основан объективный метод обследования?

На применении совокупности  физических, лабораторных и инструментальных  методов исследования

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тесты

ВАРИАНТ 1                Задание – Выбрать правильный ответ

  1. В разделе “Эпиданамнез” опрашивается информация о перенесённом заболевании

А) о краснухе

Б) о гепатите

В) о пневмонии

Г) всё перечисленное верно

  1. Термин, отражающий бессознательное состояние больного это:

А) ЯСНОЕ

Б) STUPOR

В) SOPOR

Г) COMA

  1. Положение, которое пациент не может поменять без посторонней помощи:

А) активное

Б) пассивное

В) вынужденное

Г) дренажное

  1. Патологическая форма грудной клетки:

А) астеническая

Б) гиперстеническая

В) бочкообразная

Г) нормостеническая

  1. При везикулярном дыхании определяется:

А) вдох и короткий выдох

Б) только вдох

В) вдох равный выдоху

Г) только выдох

№1

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тесты

ВАРИАНТ 2                Задание – Выбрать правильный ответ

1. При сборе аллергологического анамнеза необходимо собрать информацию о переносимости:

А) лекарственных веществ

Б) продуктов питания

В) запахов

Г) всё перечисленное верно

2. Термин, отражающий оглушённое состояние сознания:

А) ЯСНОЕ

Б) STUPOR

В) SOPOR

Г) COMA

3. Причина диффузного цианоза:

А) нарушение газообмена

Б) замедление кровотока на периферии

В) нарушение свёртывания крови

Г) нарушение работы печени

4.Субъективный метод обследования пациента:

А) аускультация

Б) опрос

В) осмотр

Г) пальпация

5.Число дыхательных движений у взрослого в норме составляет:

А) 8-10

Б) 16-20

В) 22-25

Г) 26-30

№2

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тесты

ВАРИАНТ 3                Задание – Выбрать правильный ответ

1.Детализация жалоб это:

А) сбор жалоб по системам организма

Б) расширенная характеристика каждой жалобы

В) дословное фиксирование жалоб пациента

Г) всё перечисленное верно

2. Термин, отражающий глубокое угнетение сознания с утратой произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности:

А) ЯСНОЕ

Б) STUPOR

В) SOPOR

Г) COMA

3.При лихорадке кожные покровы:

А) цианотичные

Б) бледные

В) иктеричные

Г) гиперемированные

4.Определение голосового дрожания проводится методом:

А) аускультации

Б) осмотра

В) пальпации

Г) перкуссии

5.Поверностную пальпацию живота проводят с целью определения:

А) напряжения мышц передней брюшной стенки

Б) положения внутренних органов

В) размеров внутренних органов

Г) расхождения мышц передней брюшной стенки

№3

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тесты

ВАРИАНТ 4                Задание – Выбрать правильный ответ

1.Бытовые условия проживания пациента являются удовлетворительными, если:

А) он проживает в отдельной квартире

Б) он проживает в загородном доме

В) он хорошо материально обеспечен

Г) он проживает в условиях наиболее близко соответствующих нормативам СЭР

2. Для ослабления или прекращения страданий пациент занимает положение:

А) активное

Б) пассивное

В) вынужденное

Г) всё перечисленное верно

3. Лихорадка неопределённой длительности, с неправильными и разнообразными суточными колебаниями:

А) волнообразная

Б) возвратная

В) извращённая

Г) неправильная

4. Основной объективный метод обследования пациента:

А) аускультация

Б) бронхография

В) спирометрия

Г) томография

5.Глубокое шумное редкое дыхание – это дыхание:

А) Чейна-Стокса

Б) Куссмауля

В) Грокка

Г) Биота

№4

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тесты

ВАРИАНТ 5                Задание – Выбрать правильный ответ

1. Информация о наличии домашних животных необходима, т.к. животные это:

А) положительный психологический фактор

Б) возможный источник зоонозных инфекций

В) возможный источник аллергии

Г) всё перечисленное верно

2. Термин одышка указывает на изменение:

А) глубины дыхания

Б) частоты дыхания

В) ритма дыхания

Г) всё перечисленное верно

3. Температура тела от 39 до 41 градуса Цельсия называется:

А) субфебрильная

Б) фебрильная

В) пиретическая

Г) гиперпиретическая

4.При желтухе кожные покровы:

А) цианотичные

Б) бледные

В) иктеричные

Г) гиперемированные

5.Лимфатические узлы в норме:

А) видны при общем осмотре

Б) не видны и не пальпируются

В) не видны, пальпируются только подключичные

Г) не видны, пальпируются только подколенные

№5

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г


№1

1

2

3

4

5

№2

1

2

3

4

5

А

А

Б

Б

В

В

Г

Г

№3

1

2

3

4

5

№4

1

2

3

4

5

А

А

Б

Б

В

В

Г

Г

№5

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Эталоны

№1,6

1

2

3

4

5

№2,7

1

2

3

4

5

А

А

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

В

В

В

Г

Г

Г

Г

№3,8

1

2

3

4

5

№4,9

1

2

3

4

5

А

А

А

А

Б

Б

Б

Б

В

В

В

В

В

Г

Г

Г

Г

Г

№5,10

1

2

3

4

5

А

Б

Б

В

В

В

Г

Г

Г


ПРИЛОЖЕНИЕ Г-1

Задание для самостоятельной работы студентов.

1. Разделиться на мини-бригады

2. Собрать по опроснику анамнез острого и хронического заболевания (в качестве пациента может выступать студент или преподаватель)

3. Оформить запись анамнеза болезни

ОСТРОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ (ОРВИ, ОСТРЫЙ БРОНХИТ…)

С какого времени Вы считаете себя больной(ым)?

Что случилось с Вами, что Вас беспокоило?

После чего по Вашему мнению появились эти жалобы?

Что Вы сделали для того, чтобы облегчить своё состояние?

– какие лекарства принимали и как они подействовали (стало ли Вам лучше, что конкретно улучшилось в сосотоянии и на какое время)?

– обратились ли Вы за медицинской помощью?

– какой диагноз поставил врач?

– была ли Вам предложена госпитализация?

– какое врач порекомендовал Вам лечение?

– как изменилось Ваше состояние после выполнения рекомендаций врача?

– что беспокоит Вас в настоящий момент?

ХРОНИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ

С какого времени Вы считаете себя больной(ым)?

Что случилось с Вами, что Вас беспокоило?

После чего по Вашему мнению появились эти жалобы?

Что Вы сделали для того, чтобы облегчить своё состояние?

– какие лекарства принимали и как они подействовали (стало ли Вам лучше, что конкретно улучшилось в сосотоянии и на какое время)?

– обратились ли Вы за медицинской помощью?

– какой диагноз поставил врач?

– была ли Вам предложена госпитализация?

– какое врач порекомендовал Вам лечение?

– как изменилось Ваше состояние после выполнения рекомендаций врача?

Как протекало Ваше заболевание в дальнейшем?

– как изменялись жалобы?

– помогало ли ранее назначенное лечение?

– требовало ли ваше состояние повторных обращений за медицинской помощью?

– какие специалисты Вас наблюдали?

– как изменялся диагноз?

– как изменялось лечение и какой был эффект от лечения?

– требовало ли Ваше состояние госпитализаций, как часто, когда была последняя госпитализация?

С какого времени наступило последнее (настоящее) ухудшение состояния?

– в чём это выражалось?

– обратились ли Вы за медицинской помощью?

– какая помощь была оказана и её результат?

– кто направил на госпитализацию (если госпитализирован(а) и каков порядок госпитализации (планово, экстренно)?


ПРИЛОЖЕНИЕ Г-2

Задание для самостоятельной работы студентов.

1. Работа малыми группами (по 2 человека)

2. Используя образец фельдшерской учебной истории болезни (раздел “Анамнез жизни”, провести работу по последовательному сбору данных.

3. Результаты опроса записать в соответствии с требованиями

Анамнез жизни.

Место рождения. Каким ребёнком в семье. Развитие в детские годы ( в физическом и умственном развитии от сверстников (не) отставал).

Образование.

Со скольки лет работает и кем (проф. вредности, особенности работы: чрезмерная физическая, умственная нагрузка или иное), отметить изменение характера работы.

В настоящий момент (не)имеет семью (состав семьи). Живёт в отдельной (коммуналтной квартире) квартире. Условия проживания. Домашние животные.

Характер питания- домашней пищей (или иное).

Наследственный анамнез.

Отец, мать ( живы- чем болеют? (хронич. заболевания))

                      ( умерли- причина)

Братья, сёстры...  Дети...  Внуки...

Эпиданамнез.

Tbc, Б-нь Боткина, тифы, малярию, дизентерию, сальмонеллёз, вен. заболевания ( отрицает или иное- чем и когда)

В последние 3 месяца:

в контакте с инфекционными больными (не) был ( когда, какая инфекция)

из С-Пб (не) выезжал (когда, куда)

инъекции и гемотрансфузии (не) получал ( где, какие, когда)

у стоматолога (не) лечился ( когда)

стул (не) регулярный ( запоры, диарея), цвет, (без) патологических примесей ( какие примеси), когда последний раз был стул

мочеиспускание (не) затруднено, (без) болезненно, цвет мочи.

Перенесенные заболевания

Детские инфекции ( корь, свинка, ветряная оспа, краснуха, скарлатина)

Другие о. и хр. заболевания, травмы, операции ( когда, какие), перенесенные в течение жизни

(кроме основного заболевания, с которым лечится в настоящий момент)

Вредные привычки

Курение ( с какого возраста, колич. выкуренных сигарет за день)

Алкоголь

Наркотики

Аллергических реакций на лекарственные препараты, запахи, продукты (не) отмечает   (конкретно на что и как проявляется)

для женщин Гинекологический анамнез

Со скольки лет mensis, (не) регулярные, (не) обильные, сколько дней.

Б-    А-  Р-   Д-

Осложнения при  А и Р

Менопауза ( с какого возраста)

Страховой анамнез

Б/л (с какого числа)

Инвалид...гр. с....(переосвидетельствование).

ПРИЛОЖЕНИЕ Г-3

Задание для самостоятельной работы студентов.

  1. Используя видеоматериалы, фотоматериалы, муляж грудной клетки последовательно провести общий осмотр
  2. Работая малыми группами (по 2-3 человека) провести обследование
  3. Работая индивидуально оценить симптомы по фотографиям

Объективное обследование

1. Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое)

2. Сознание (ясное, stupor, sopor, coma)(Эмоционально лабилен).

3. Положение (активное, пассивное, вынужденное).

4. Внешний вид больного соответствует паспортным данным или (больной выглядит старше (моложе) возраста, указанного в паспорте).

5. Телосложение правильное (нормостеник, астеник, гиперстеник). Рост..........см.   Вес..........кг. Питание (удовлетворительное, избыточное, сниженное).

Развитие п/к жировой клетчатки =..........см. (N 1,5 - 2 см.)

6. Кожа и видимые слизистые обычной физиологической окраски и влажности, чистые, эластичные (тургор кожи сохранён, снижен). Отеков нет. (Постозность (где ?) Анасарка). Наличие рубцов и иных патологических элементов. Тип оволосения (м., ж.)

7. Периферические л/у не увеличены увеличены (где и их характеристики).

Молочные железы мягкие дольчатые, при пальпации б/болезненные, контуры ровные, соски не втянуты.

8. Щитовидная железа мягкой консистенции, без узлов. Глазные симптомы

Экзофтальм

Симптом Грефе - отставание верхнего века при взгляде вниз.

Штельвага – выпячивание глазного яблока и сморщивание ткани верхнего века, дополнительно стоит отметить редкое мигание век, что связывают с снижением чувствительности роговицы.

Дельримпля - симптом широкой глазной щели - белая полоска склеры между радужкой и веком

9. Костно - мышечная система без изменений (наличие сколиоза, деформаций скелета).  Движения в суставах в полном объеме (при обнаружении патологических изменений описать конкретно).

Активное положение — это положение, которое больной может произвольно изменить, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения. Активное положение свойственно больным с легким течением заболевания.

В пассивном положении больной находится при определенных тяжелых заболеваниях. Иногда оно может быть очень неудобным для него (свешена голова, подвернуты ноги), но из-за сильной слабости или утраты сознания, либо вследствие большой потери крови изменить его не может.

Вынужденное положение — это поза, которая облегчает боль и улучшает состояние больного. К такой позе его вынуждает та или иная особенность заболевания. К примеру, в случае приступа удушья больной бронхиальной астмой сидит в постели, наклонившись вперед, упирается в кровать, стол, включая тем самым вспомогательные мышцы в акт вдоха (рис. 1, а). Во время приступа кардиальной астмы больной сидит, несколько откинувшись назад, и опирается руками о постель, ноги у него опущены. В такой позе уменьшается масса циркулирующей крови (часть ее задерживается в нижних конечностях), несколько опускается диафрагма, снижается давление в грудной клетке, увеличивается экскурсия легких, улучшается газообмен и отток венозной крови от головного мозга.

Рис. 1. Вынужденное положение больного при:

а – приступе бронхиальной астмы;

б – экссудативном перикардите;

в – сильных болях, вызванных язвенной болезнью;

г – паранефрите или приступе аппендицита;

д – столбняке;

е – менингите.

Сидячее или полусидячее положение больного в постели, которое он принимает для уменьшения одышки (ортопноэ), указывает на застой крови в малом круге кровообращения. Это может наблюдаться при слабости левого желудочка (при кардиосклерозе, инфаркте миокарда, воспалении сердечной мышцы — миокардите), а также при стенозе (сужении) левого предсердно-желудочкового отверстия.

При увеличении размеров сердца больные стараются лежать на правом боку, так как в положении на левом боку они испытывают стеснение, сердцебиение, усиление одышки.

В случае экссудативного перикардита (воспалительный выпот в сердечную сорочку) больные сидят в постели, наклонившись вперед (в таком положении уменьшается одышка; рис. 1, б).

При выпотном плеврите (воспалительная жидкость в полости плевры), крупозной пневмонии, пневмотораксе (воздух в полости плевры) больные лежат на больном боку, облегчая тем самым дыхательную экскурсию здорового легкого. Чаще на больном боку лежат также больные сухим плевритом, уменьшая этим экскурсию больной половины, а следовательно, и боль. На больном боку лежат и больные в случае развития у них бронхоуктазов, гангрены, абсцессов легких (нагноительные заболевания легких), так как в этом положении уменьшается кашель вследствие задержки оттока мокроты из полостей.

Когда больных беспокоят боли, вызванные воспалительным поражением брюшины, они стараются избегать всяких движений, особенно прикосновения к животу.

При обострении язвенной болезни больные принимают коленно-локтевое положение (рис. 1, в). Иногда облегчает боль положение на животе или, наоборот, на спине, что зависит от локализации язвы (соответственно на передней или задней стенке желудка).

Во время приступа аппендицита, при паранефрите (воспаление околопочечной клетчатки) больные лежат с согнутой в тазобедренном и коленном суставах ногой (рис. 1, г).

При коликах в животе, обусловленных поражением органов брюшной полости, больной беспокоен, мечется в постели, скрючен.

При столбняке (инфекционное заболевание с поражением нервной системы) во время приступа судорог больной упирается затылком и пятками в постель, туловище его изогнуто дугой (рис. 1, д).

Положение на боку с запрокинутой назад головой и приведенными к животу ногами, согнутыми в коленных суставах, характерно для больного, страдающего цереброспинальным менингитом (воспаление оболочек спинного и головного мозга). Это так называемое положение «вопросительного знака», «лягавой собаки» (рис. 1, е).

.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г-6

Задание для самостоятельной работы студентов.

1. Используя видеоматериалы, фотоматериалы, муляж грудной клетки последовательно провести осмотр Системы органов дыхания

  1. Работая малыми группами (по 2-3 человека)

Система органов дыхания

1. Форма грудной клетки (обычная, цилиндрическая, паралитическая, бочкообразная).

2. Экскурсия грудной клетки симметричная. (При форсированном дыхании правая половина грудной клетки отстает от левой в акте дыхания).

Тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный)

3. ЧДД ритмичных, обычной глубины=........в'.(в норме 16-20 в минуту)

4. Грудная клетка при пальпации б/болезненна, эластична.

5. Голосовое дрожание одинаково выражено над симметричными участками легких. (или голосовое дрожание в правой подлопаточной области усилено).

6. Топографическая перкуссия

Линия

Правое легкое

N

Левое легкое

Окологрудинная

V межреберье

Среднеключичная

VI ребро

Переднеподмышечная

VII ребро

Среднеподмышечная

VIII ребро

Задняя подмышечная

IX ребро

Лопаточная

X ребро

Околопозвоночная

Остистый отросток XI грудного позвонка

7. Подвижность легочных краев                по лопаточной линии (4-6 см)

                                        по среднеподмышечной линии (6-8 см).

Максимальный вдох        справа -........см.

                        слева -..........см.

Максимальный выдох        справа -........см.

                                слева -..........см.

8. При сравнительной перкуссии определ. ясный легочный звук, одинаковый в симметричных отделах легких. (Укорочение перкуторного звука в нижней трети правого легкого или иное)

9. При аускультации выслушивается везикулярное дыхание над всей поверхностью легких (или иное: (указать характер дыхательных шумов - жесткое дыхание хрипы (конкретно), крепитация, шум трения плевры. Указать локализацию)

     

ПРИЛОЖЕНИЕ Г- 8

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ЧАСТИ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Требования к синдромному диагнозу (Пропедевтика)

1 Выявить все синдромы в истории болезни

2 Выделить ведущий синдром(ы)

3 Перечислить симптомы, входящие в синдром

4 Обосновать механизмы возникновения симптомов.

Требования к клиническому диагнозу (Терапия, Фтизиатрия, Гериатрия)

1    Клинический диагноз (основной, осложнение, сопутствующий)

2 Обоснование клинического диагноза (перечислить симптомы и синдромы, позволяющие поставить данный диагноз.

  1. Дифференциальный диагноз (проводится с 2-мя, 3-мя заболеваниями, имеющими похожую клиническую картину, провести сравнение клинической картины, выявить различие в симптомах и синдромах)

План обследования

  1. Перечислить дополнительные методы обследования ( с учетом патологии, возраста, пола пациента, сопутствующих заболеваний)
  2. Обосновать целесообразность выбора дополнительныхз методов обследования
  3. Указать ожидаемую патологию (возможно использование данных стационарной истории болезни)

ЗАДАЧИ ДЛЯ РАБОТЫ МАЛЫМИ ГРУППАМИ

Задача № 1. Пациент 48 лет, жалуется на одышку с затруднённым выдохом. Объективно: больной сидит с наклоном туловища вперёд, опираясь руками о край кровати, отмечается цианоз кожи, грудная клетка бочкообразной формы, на расстоянии слышны свистящие хрипы.

Задания:

1.Название одышки?

2.Назовите положение больного.

3.Какой цианоз можно выявить у пациента. Механизм появления цианоза.

4.Чем обусловлена бочкообразная форма грудной клетки?

5. Что будет выявлено при пальпации, перкуссии и аускультации грудной клетки пациента?

6.Чем обусловлены хрипы, слышимые на расстоянии?

Задача № 2. Пациент 54 года с пневмонией. Жалуется на одышку с затруднённым вдохом.

Объективно: положение лёжа в постели на правом боку, ЧДД 26 в минуту, акроцианоз.

Задания:

1.Назвать тип одышки?

2.Назовите положение больного и объясните механизм образования этого симптома.

3.Охарактеризуйте имеющиеся у пациента особенности дыхания

4. Чем объяснить имеющийся у пациента акроцианоз?

Задача № 3. Пациент 44 лет с заболеванием дыхательной системы жалуется на выраженную одышку с затруднением дыхания на вдохе и выдохе. Объективно: положение ортопноэ, акроцианоз, бочкообразная грудная клетка, перкуторно – коробочный звук, расширение нижней границы лёгких, ограничение подвижности лёгочного края.

Задания:

1.Как называется такой тип одышки?

2.Чем обусловлен коробочный звук при перкуссии?

3.Почему расширена нижняя граница лёгких?

4.Как практически определить ограничение подвижности лёгочного края?

5.О чём свидетельствует наличие у больного акроцианоза?

Задача № 4. Фельдшера вызвали на дом к женщине 43 лет. Жалобы на повышение температуры до 39,6°, боль в правой половине грудной клетки, усиливающаяся на вдохе, одышка, кашель с «ржавой» мокротой. Заболела три дня назад, после сильного переохлаждения. Лежит на правом боку с возвышенным головным концом. Отмечается цианоз носогубного треугольника и герпетические высыпания в области рта и носа. Т – 39,5°, пульс - 120 в минуту. ЧДД 36 в минуту. При осмотре грудной клетки отмечается отставание правой половины при дыхании. Перкуторно справа ниже угла лопатки — значительное притупление перкуторного звука. При аускультации здесь же выслушивается бронхиальное дыхание, крепитация и шум трения плевры.

Задания 1.

1.Определите характер кашля.

2.За счёт чего мокрота «ржавого цвета?»

3. Причины появления шума трения плевры? К каким дыхательным шумам он относится?

4. Где образуется крепитация?

5. Как называется ЧДД 38 в минуту?

6. О чём говорит притупление перкуторного звука?

7. Бронхиальное дыхание ниже угла лопатки это норма или патология?

8. Продемонстрируйте пальпацию грудной клетки

9. Продемонстрируйте сравнительную перкуссию грудной клетки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Оценка за выполн.тест.задания

для контроля исходного уровня знаний (самооценка)

Внешний вид студента

Оценка результатов фронтального опроса

Выполнение манипуляций

Рубежный контроль

Итоговая оценка

Тестовое задание

Ситуационные задачи

«ОТЛИЧНО» оценивается работа студента, который:

  • явился на занятие вовремя и одетым строго по форме
  • ведет себя в пределах своей профессиональной компетенции, соблюдает принципы медицинской этики и деонтологии
  • продемонстрировал высокие знания исходного уровня
  •  в ходе фронтального опроса излагал материал последовательно и логично, его ответ не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны
  • отработал все манипуляции, предусмотренные программой данного занятия, доведя их выполнение до автоматизма
  • при выполнении тестового задания рубежного контроля допустил не более 1 ошибки
  • при решении ситуационных задач уверенно и грамотно ориентируется в предложенных ситуациях

«ХОРОШО» оценивается работа студента, который:

  • явился на занятие вовремя и одетым строго по форме
  • ведет себя в пределах своей профессиональной компетенции, соблюдает принципы медицинской этики и деонтологии
  • продемонстрировал хорошие знания исходного уровня, но допустил несколько неточностей
  • в ходе устного опроса допустил незначительные ошибки, которые сам же и исправил после вопроса преподавателя
  • отработал все манипуляции, предусмотренные программой занятия, но имел небольшие замечания при выполнении манипуляций
  • допустил не более 2 ошибок в тестовых заданиях рубежного контроля
  • при решении задач испытывал незначительные затруднения, допускал небольшие ошибки или неточности

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается работа студента, который:

  • явился на занятие вовремя и одетым строго по форме
  • ведет себя в пределах своей профессиональной компетенции, соблюдает принципы медицинской этики и деонтологии
  • продемонстрировал недостаточно глубокие знания исходного уровня
  • в ходе устного опроса допустил существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, несистематизированное
  • удовлетворительно справился с выполнением манипуляций, но имел много замечаний
  • допустил 3 ошибки в тестовых заданиях рубежного контроля
  • допустил существенные ошибки при решении ситуационных задач

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается работа студента, который:

  • опоздал на занятие, одет не по форме, допускает нарушение этико-деонтологических принципов; не справился с выполнением манипуляций;  не усвоил главное содержание материала, отказывается отвечать по теме, не ориентируется в профессиональных ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ по МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел. Обследование пациентов. ПМ 01 Диагностическая деятельность. Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

В СБОРНИКЕ представлены  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ поМДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел. Обследование пациентов по ПМ 01 Диагностическая деятельность.специальности 31.02.01 «Л...

Рабочая программа ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 2 Клиника

Рабочая программа ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 2 Клиника 31.02.01 Лечебное дело...

ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Инфекционные болезни Лекция №4 Пропедевтика инфекций наружных покровов

Лекционный материал по разделу ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...

План самостоятельной работы для студентов по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин (раздел клиника)

План самостоятельной работы для студентов по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин (раздел клиника)...

Поурочные планы занятий по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин (раздел пропедевтика)

Поурочные планы занятий по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин (раздел пропедевтика)...