План-урока тема:Жиры и смс
план-конспект урока по теме

Сидорова Надежда Михайловна

Урок формирования новых знаний. Методы: обучения – объяснительно – иллюстративный, проблемный; учения – репродуктивный, частично – поисковый.

Домашнее задание к данному уроку:   кроме параграфа   индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».

Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств  применяемых в быту»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ  

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПЕРВОМАЙСКОЕ  МНОГОПРОФИЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»

                                       

Конспект урока по химии

Жиры

преподаватель первой категории

Сидорова Надежда Михайловна

  Тема  Жиры и смс

Цель урока: ознакомить со строением, свойствами, применением и биологической ролью жиров.

Задачи:

образовательная -  закрепить знания о сложных эфирах, сформировать представление о жирах как химических веществах, способах их переработки и применении;

развивающая – формировать умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать аргументированные выводы, осуществлять перенос знаний в новую ситуацию;

воспитательная – формировать интерес к приобретению теоретических знаний по химии.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы: обучения – объяснительно – иллюстративный, проблемный; учения – репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация урока на диске;

образцы жидких и твердых жиров,  спирт, бензин.

Межпредметные связи: биология – превращения жиров в организме.

Домашнее задание к данному уроку: параграф13, упр.1-3,  индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».

Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств  применяемых в быту»


Ход урока:

1. Организация начала урока.

2.Актуализация опорных знаний: индивидуальный опрос  и фронтальная беседа по теме «Сложные эфиры».

3.Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации учебной деятельности учащихся.

4. Формирование новых знаний.

   а) жиры в природе, физические свойства, растворимости жиров в воде и органических растворителях,

   б) строение и состав жиров,

   в) химические свойства(реакция гидролиза),

   г)гидролиз жиров в технике,

   е) гидрирование жира,

   ж) возможность замены жиров в технике непищевым сырьем, преимущества и недостатки СМС, ДО, показывающий свойства мыла и СМС в жесткой воде.

и систематизация знаний.

з) превращение жиров в организме, биологическая роль жиров,

5.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

   а) тест по теме «Жиры», взаимоконтроль..

 6. Анализ и оценка итогов работы.

 7.Определение и разъяснение домашнего задания.

 8.Рефлексия  

Развернутый план – конспект урока

1.Организация начала урока.

2. Вопросы для обсуждения:

 1) Какие вещества называют сложными эфирами?

  2) Как называется реакция получения сложных эфиров?

 3) Как называется реакция обратная данной?    

 4) Где применяются сложные эфиры?

 3. Сообщение темы урока, цели, задачи и мотивации учебной деятельности учащихся.

П: -Сегодня  мы познакомимся с вами с важнейшими  представителями  сложных эфиров, без которых невозможно существование ни одного живого организма! Речь пойдет о жирах. Тема урока: Жиры (слайд)

Как вы думаете,  какова  же цель нашего урока? (уч-ся высказывают свои предложения)

Цель урока: познакомить со строением, свойствами, применением и биологической ролью жиров.

Эпиграф урока:  «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю.» Гете. (слайд)

Среди сложных эфиров особое место занимают природные соединения – жиры.  (слайд)

4. Формирование новых знаний.

 а) в ходе обсуждения выясняем нахождение жиров в природе,  классификацию,  виды жиров,  состав жиров  (слайды 4-11),  записать  в тетради  классификацию и состав жиров.

История  изучения жиров ( сообщение уч-ся, слайды 12-18)

 П: -Строение и состав жиров  в 19 в. установили французские ученые Бертло (реакция этерификации) и Шеврель (гидролиз в присутствии щелочи).

 У: записывают определение: жиры – это сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот, записывают реакцию образования жира в общем виде:   (слайд19)

Физические свойства,  растворимости жиров в воде и органических растворителях

Цель работы: Выяснить физические свойства жиров через эксперимент и сделать вывод

Уч-ся  делают лабораторную работу  по группам. Делают выводы и записи в тетрадях. (слайд 20-21)

б) Химические свойства.  (слайд22)

П: -Предлагаю сделать прогноз химических свойств. Как вы думаете, какие химические свойства характерны для жиров?  Зная о том, что они относятся к классу сложных эфиров?

У:делают вывод, что для них должна быть характерна реакция гидролиза, т.к. они являются сложными эфирами.

У: записывают реакцию гидролиза, отвечают на вопрос, какие условия будут способствовать данной реакции.

в) Гидролиз жиров в технике.(слайд  23)

 П: информирует о практическом значении реакции гидролиза, о солях высших жирных карбоновых кислот – мылах.

У: делают записи в тетради: реакция гидролиза используется в технике для получения из жиров глицерина, карбоновых кислот. мыла. Реакцию гидролиза проводят в щелочной среде ( в присутствии щелочей или карбонатов щелочных металлов), ее называют омылением жира.

2C17H35COOH + Na2CO3 → 2C17H35COONa + H2O + CO2

Мыла - это соли высших жирных карбоновых кислот. Твердые мыла – это натриевые соли, жидкие – калиевые. (видиокадры)

г)  Гидрирование жира.(слайд24-25)

 В ходе беседы выясняем, какие жиры можно гидрировать? Для чего?

У: делают записи в тетради: гидрирование – это превращение жидких жиров в твердые путем насыщения их водородом.

 Гидрированный жир – саломас – полноценный продукт для производства мыла и маргарина.

 д) У: отвечают на вопросы: можно ли заменить жиры в производстве мыла непищевым сырьем? Как получить синтетические карбоновые кислоты?

У: записывают вывод в тетради: мыло можно производить из синтетических карбоновых кислот, которые получаются  окислением углеводородов парафина.

П: - Такие мыла обладают теми же недостатками, что и обычное мыло (плохо моют в жесткой воде). Современные СМС  имеют такой же принцип действия, что и обычное мыло, однако имеют ряд преимуществ: их растворы имеют нейтральную, а не щелочную среду, сохраняют свое действие в жесткой и даже морской воде, поскольку их кальциевые и магниевые соли растворимы. Главный недостаток стиральных порошков в том, что в сточных водах они медленно разлагаются биологическим путем и вызывают загрязнение окружающей среды.

ВИДИО: Отношение мыла и СМС к жесткой воде.

Кальциевые и магниевые соли высших карбоновых кислот нерастворимы в воде:

17Н35СОО-+ Са2+  →  (С17Н35СОО)2Са

Современные СМС представляют собой соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты.

Обобщение о свойствах жиров

Жиры - питательные вещества (слайд 25, сообщение уч-ся)

Биологическое значение жиров (слайд 26 сообщение  уч-ся)

5.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

   а) вопросы:

      Какие вещества называются жирами?

      Как отличаются по составу твердые и жидкие жиры?

      Что такое маргарин? Как его получают?

      Что такое мыла? Как их получают?

      Что является сырьем для производства СМС? В чем преимущества и недостатки стиральных порошков перед мылами?

   

б) Тест.

Вариант 1.

1.Общая формула, соответствующая сложным эфирам:

1.  R   - COH                            2.R-O-R1

3.  R - OH                                 4. R – COOR1

2. Название процесса получения сложных эфиров:

1.Гидрогенизация.                   2.Гидратация.

3.Ароматизация.                      4.Этерификация.

3.Реакция, лежащая в основе переработки растительных масел в маргарин:

1.Гидратация.                            2.Полимеризация.

3.Гидрирование.                       4.Дегидрирование.

4.Какой из перечисленных ученых синтезировал жиры из глицерина и карбоновых кислот:

 1.Бертло.  2.Бутлеров.  3.Шеврель.  

Вариант 2.

 

1.Исходные вещества для получения сложных эфиров:

1.Карбоновые кислоты и основания.         2.Карбоновые кислоты и альдегиды.

3.Карбоновые кислоты и спирты.              4.Карбоновые кислоты и кетоны.

2.Для получения маргарина («мягкого масла») не используют:

1.Подсолнечное масло.              2.Свиной жир.

3.Рапсовое масло.                       4.Кукурузное масло.

3.Тип химической реакции, характерной для жиров всех видов:

1.Гидратация.                             2.Гидролиз.

3.Гидрирование.                        4.Этерификация.

4.Вещество, которое нельзя получить путем переработки жиров:

1.Глицерин.                                2.Глюкоза.

3.Стеариновая кислота.             4.Мыло.

Ответы:

Вариант 1.        Вариант 2.

1.4        1.3

2.4        2.2

3.3        3.2

4.1        4.2

6.Анализ и оценка итогов работы.

7. Домашнее задание: : параграф 13, упр.1-3,  индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».

Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств  применяемых в быту»

8. Рефлексия.

Задание для практической работы

(студентам  для работы выданы лакмусовые бумажки)

1.При помощи лакмусовой бумажки определите, какую среду раствора имеют все моющие средства, которые имеются в вашем доме.(все виды мыла, шампунь, средства для мытья посуды и т.д.)

2. Определите , какую среду раствора имеет столовый уксус, питьевая сода.

3.Оформить работу в виде таблицы:

Название исследуемого раствора

Окраска лакмуса

Реакция среды

4. Сделать вывод о проделанной работе (какие моющие средства применяемые вами в быту более высококачественные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока 1. Вождение трактора - Т-150 К. (Урок 1).

Материал предназначен для подготовки трактористов машинистов широкого профиля. Рекомендую примерный план урока для проведения занятий по вождению трактора Т-150-К. Данный материал полезно для  ма...

План урока. Тема урока: "Назначение и устройство токарно-винторезного станка"

Тема урока: Назначение и устройство токарно-винторезного станка....

План урока по дисциплине «Электропривод» Тема урока: Регулирование скорости электропривода с помощью системы УВ-Д «Управляемый выпрямитель-двигатель»

Урок  по дисциплине «Электропривод»,  тема:  Регулирование  скорости  электропривода   с  помощью  системы УВ-Д  «Управляемый  выпрямитель...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...