Главные вкладки

    План-урока тема:Жиры и смс
    план-конспект урока по теме

    Сидорова Надежда Михайловна

    Урок формирования новых знаний. Методы: обучения – объяснительно – иллюстративный, проблемный; учения – репродуктивный, частично – поисковый.

    Домашнее задание к данному уроку:   кроме параграфа   индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».

    Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств  применяемых в быту»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ  

    ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    « ПЕРВОМАЙСКОЕ  МНОГОПРОФИЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»

                                           

    Конспект урока по химии

    Жиры

    преподаватель первой категории

    Сидорова Надежда Михайловна

      Тема  Жиры и смс

    Цель урока: ознакомить со строением, свойствами, применением и биологической ролью жиров.

    Задачи:

    образовательная -  закрепить знания о сложных эфирах, сформировать представление о жирах как химических веществах, способах их переработки и применении;

    развивающая – формировать умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать аргументированные выводы, осуществлять перенос знаний в новую ситуацию;

    воспитательная – формировать интерес к приобретению теоретических знаний по химии.

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Методы: обучения – объяснительно – иллюстративный, проблемный; учения – репродуктивный, частично – поисковый.

    Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация урока на диске;

    образцы жидких и твердых жиров,  спирт, бензин.

    Межпредметные связи: биология – превращения жиров в организме.

    Домашнее задание к данному уроку: параграф13, упр.1-3,  индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».

    Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств  применяемых в быту»


    Ход урока:

    1. Организация начала урока.

    2.Актуализация опорных знаний: индивидуальный опрос  и фронтальная беседа по теме «Сложные эфиры».

    3.Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации учебной деятельности учащихся.

    4. Формирование новых знаний.

       а) жиры в природе, физические свойства, растворимости жиров в воде и органических растворителях,

       б) строение и состав жиров,

       в) химические свойства(реакция гидролиза),

       г)гидролиз жиров в технике,

       е) гидрирование жира,

       ж) возможность замены жиров в технике непищевым сырьем, преимущества и недостатки СМС, ДО, показывающий свойства мыла и СМС в жесткой воде.

    и систематизация знаний.

    з) превращение жиров в организме, биологическая роль жиров,

    5.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

       а) тест по теме «Жиры», взаимоконтроль..

     6. Анализ и оценка итогов работы.

     7.Определение и разъяснение домашнего задания.

     8.Рефлексия  

    Развернутый план – конспект урока

    1.Организация начала урока.

    2. Вопросы для обсуждения:

     1) Какие вещества называют сложными эфирами?

      2) Как называется реакция получения сложных эфиров?

     3) Как называется реакция обратная данной?    

     4) Где применяются сложные эфиры?

     3. Сообщение темы урока, цели, задачи и мотивации учебной деятельности учащихся.

    П: -Сегодня  мы познакомимся с вами с важнейшими  представителями  сложных эфиров, без которых невозможно существование ни одного живого организма! Речь пойдет о жирах. Тема урока: Жиры (слайд)

    Как вы думаете,  какова  же цель нашего урока? (уч-ся высказывают свои предложения)

    Цель урока: познакомить со строением, свойствами, применением и биологической ролью жиров.

    Эпиграф урока:  «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю.» Гете. (слайд)

    Среди сложных эфиров особое место занимают природные соединения – жиры.  (слайд)

    4. Формирование новых знаний.

     а) в ходе обсуждения выясняем нахождение жиров в природе,  классификацию,  виды жиров,  состав жиров  (слайды 4-11),  записать  в тетради  классификацию и состав жиров.

    История  изучения жиров ( сообщение уч-ся, слайды 12-18)

     П: -Строение и состав жиров  в 19 в. установили французские ученые Бертло (реакция этерификации) и Шеврель (гидролиз в присутствии щелочи).

     У: записывают определение: жиры – это сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот, записывают реакцию образования жира в общем виде:   (слайд19)

    Физические свойства,  растворимости жиров в воде и органических растворителях

    Цель работы: Выяснить физические свойства жиров через эксперимент и сделать вывод

    Уч-ся  делают лабораторную работу  по группам. Делают выводы и записи в тетрадях. (слайд 20-21)

    б) Химические свойства.  (слайд22)

    П: -Предлагаю сделать прогноз химических свойств. Как вы думаете, какие химические свойства характерны для жиров?  Зная о том, что они относятся к классу сложных эфиров?

    У:делают вывод, что для них должна быть характерна реакция гидролиза, т.к. они являются сложными эфирами.

    У: записывают реакцию гидролиза, отвечают на вопрос, какие условия будут способствовать данной реакции.

    в) Гидролиз жиров в технике.(слайд  23)

     П: информирует о практическом значении реакции гидролиза, о солях высших жирных карбоновых кислот – мылах.

    У: делают записи в тетради: реакция гидролиза используется в технике для получения из жиров глицерина, карбоновых кислот. мыла. Реакцию гидролиза проводят в щелочной среде ( в присутствии щелочей или карбонатов щелочных металлов), ее называют омылением жира.

    2C17H35COOH + Na2CO3 → 2C17H35COONa + H2O + CO2

    Мыла - это соли высших жирных карбоновых кислот. Твердые мыла – это натриевые соли, жидкие – калиевые. (видиокадры)

    г)  Гидрирование жира.(слайд24-25)

     В ходе беседы выясняем, какие жиры можно гидрировать? Для чего?

    У: делают записи в тетради: гидрирование – это превращение жидких жиров в твердые путем насыщения их водородом.

     Гидрированный жир – саломас – полноценный продукт для производства мыла и маргарина.

     д) У: отвечают на вопросы: можно ли заменить жиры в производстве мыла непищевым сырьем? Как получить синтетические карбоновые кислоты?

    У: записывают вывод в тетради: мыло можно производить из синтетических карбоновых кислот, которые получаются  окислением углеводородов парафина.

    П: - Такие мыла обладают теми же недостатками, что и обычное мыло (плохо моют в жесткой воде). Современные СМС  имеют такой же принцип действия, что и обычное мыло, однако имеют ряд преимуществ: их растворы имеют нейтральную, а не щелочную среду, сохраняют свое действие в жесткой и даже морской воде, поскольку их кальциевые и магниевые соли растворимы. Главный недостаток стиральных порошков в том, что в сточных водах они медленно разлагаются биологическим путем и вызывают загрязнение окружающей среды.

    ВИДИО: Отношение мыла и СМС к жесткой воде.

    Кальциевые и магниевые соли высших карбоновых кислот нерастворимы в воде:

    17Н35СОО-+ Са2+  →  (С17Н35СОО)2Са

    Современные СМС представляют собой соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты.

    Обобщение о свойствах жиров

    Жиры - питательные вещества (слайд 25, сообщение уч-ся)

    Биологическое значение жиров (слайд 26 сообщение  уч-ся)

    5.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

       а) вопросы:

          Какие вещества называются жирами?

          Как отличаются по составу твердые и жидкие жиры?

          Что такое маргарин? Как его получают?

          Что такое мыла? Как их получают?

          Что является сырьем для производства СМС? В чем преимущества и недостатки стиральных порошков перед мылами?

       

    б) Тест.

    Вариант 1.

    1.Общая формула, соответствующая сложным эфирам:

    1.  R   - COH                            2.R-O-R1

    3.  R - OH                                 4. R – COOR1

    2. Название процесса получения сложных эфиров:

    1.Гидрогенизация.                   2.Гидратация.

    3.Ароматизация.                      4.Этерификация.

    3.Реакция, лежащая в основе переработки растительных масел в маргарин:

    1.Гидратация.                            2.Полимеризация.

    3.Гидрирование.                       4.Дегидрирование.

    4.Какой из перечисленных ученых синтезировал жиры из глицерина и карбоновых кислот:

     1.Бертло.  2.Бутлеров.  3.Шеврель.  

    Вариант 2.

     

    1.Исходные вещества для получения сложных эфиров:

    1.Карбоновые кислоты и основания.         2.Карбоновые кислоты и альдегиды.

    3.Карбоновые кислоты и спирты.              4.Карбоновые кислоты и кетоны.

    2.Для получения маргарина («мягкого масла») не используют:

    1.Подсолнечное масло.              2.Свиной жир.

    3.Рапсовое масло.                       4.Кукурузное масло.

    3.Тип химической реакции, характерной для жиров всех видов:

    1.Гидратация.                             2.Гидролиз.

    3.Гидрирование.                        4.Этерификация.

    4.Вещество, которое нельзя получить путем переработки жиров:

    1.Глицерин.                                2.Глюкоза.

    3.Стеариновая кислота.             4.Мыло.

    Ответы:

    Вариант 1.        Вариант 2.

    1.4        1.3

    2.4        2.2

    3.3        3.2

    4.1        4.2

    6.Анализ и оценка итогов работы.

    7. Домашнее задание: : параграф 13, упр.1-3,  индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».

    Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств  применяемых в быту»

    8. Рефлексия.

    Задание для практической работы

    (студентам  для работы выданы лакмусовые бумажки)

    1.При помощи лакмусовой бумажки определите, какую среду раствора имеют все моющие средства, которые имеются в вашем доме.(все виды мыла, шампунь, средства для мытья посуды и т.д.)

    2. Определите , какую среду раствора имеет столовый уксус, питьевая сода.

    3.Оформить работу в виде таблицы:

    Название исследуемого раствора

    Окраска лакмуса

    Реакция среды

    4. Сделать вывод о проделанной работе (какие моющие средства применяемые вами в быту более высококачественные)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План урока 1. Вождение трактора - Т-150 К. (Урок 1).

    Материал предназначен для подготовки трактористов машинистов широкого профиля. Рекомендую примерный план урока для проведения занятий по вождению трактора Т-150-К. Данный материал полезно для  ма...

    План урока. Тема урока: "Назначение и устройство токарно-винторезного станка"

    Тема урока: Назначение и устройство токарно-винторезного станка....

    План урока по дисциплине «Электропривод» Тема урока: Регулирование скорости электропривода с помощью системы УВ-Д «Управляемый выпрямитель-двигатель»

    Урок  по дисциплине «Электропривод»,  тема:  Регулирование  скорости  электропривода   с  помощью  системы УВ-Д  «Управляемый  выпрямитель...

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

    План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...