"Шахматный всеобуч"
план-конспект занятия по теме

Каскинова Танзиля Магасумовна

Разработка урока-игры "Шахматисты, вперед!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шахматное занятие подготовила

Каскинова Танзиля Магасумовна

  учитель математики

МКОУ СОШ р.п.Сулея 

Тема урока: «Шахматисты, вперед!»

Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами соревнования.

Цели и задачи урока:

Образовательные: 

                   Повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: 

                   Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: 

                  Развивать внимание, память, усидчивость, аналитико- синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные действия: 

                   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие  логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные действия: 

                   Способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные действия: 

                   Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование  понятия  об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование:

  1. Демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, индивидуальные шахматные доски.
  2. Интерактивная доска, компьютер
  3. Мультимедийная презентация
  4. «Волшебный сундучок», Конь с «волшебными» мешочками.
  5. Раздаточный материал:

1) Карточки с задачами.

2) Карточки «Шахматное лото».

3) Карточки с загадками.

  1. 2 короля (большие фигуры).

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем  доброго дня и интересного занятия. (Песня «Шахматы» Театр песни «МОДЕМУЗ»)     

Эмоциональный настрой  к познавательной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества.

  1. Актуализация знаний

 - Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя. –

Где бы ни был я,

 везде в неё играют дети.

 В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

 А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

- Ребята, а кто самый главный на шахматной доске?

-Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. Чтобы лично принять участие в этом действе, каждый из вас возьмет одну фигуру, и встанет в команду своего короля!

Аудирование

Способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, прогнозировать тему урока.

  1. Включение в  деятельность

- Готовы к состязанию?!      

-Посмотрите, шахматная фигура какого цвета у вас в руках.

-Повторяйте за мной волшебные слова:

Турли, турли, труфеля-

За победу короля!

Турли, турли, мармелад-

Мы врагу объявим мат!    

Диалог.

Учащиеся действуют по инструкции.

Хором повторяют за учителем.

Способность работать по предложенному руководителем плану.

  1. Мотивация к деятельности

- Волшебство случилось, вот и сами короли.

- Только честный поединок покажет, кто из вас  сильнейший.

- Займите свои  места рядом с шахматным королем своего цвета.

2 большие фигуры

черного и белого королей.

Развитие  мышления учащихся.

  1. Постановка задачи и определение темы занятия

-Тема нашего занятия звучит так: «Шахматисты, вперед!»

Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем  шахматном турнире.

-Турнир объявляется открытым !

Аудирование. Подготовка к работе.

Постановка  проблемы.

  1. Работа по теме занятия (построение проекта  выхода из затруднения)

1. «Волшебный сундучок»

-Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы. Вопросы находятся в «волшебном сундучке». Из каждой команды выходят по 1 игроку и достают вопрос. За правильный ответ КОРОЛЬ получает пешку.

1. Назовите чемпиона мира по шахматам нашего земляка, в каком городе он родился?

2. Какие часы использовались в официальных партиях для контроля времени?

3. Как называлась самая первая игра в шахматы? Сколько было фигур в этой игре?

4. Когда и где возникла игра в шахматы?

                            2. Расположение фигур

-Посмотрите на шахматную доску, здесь фигуры перепутали свои места. Наведем порядок в королевском строю.  

Задание: правильно расставить фигуры. Кто быстрее это сделает, получает фигуру - 1,2,3 - беги!

(конкурс закончен, когда один из игроков расставил свои фигуры)

Взаимопроверка:

-Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли игроки с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

-Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?  (ферзь любит свой цвет)

3. Шахматное лото

                          «Создай фигуру»

Работа с карточками

-Ребята, перед вами карточки с изображением шахматной доски. Сейчас я загадаю вам координаты точек, а вы должны отметить эти точки на ваших карточках, отмечает один, остальные помогают. Соединяем точки линией, получаем шахматную фигуру.  Выигрывает команда , получившая нужную фигуру.

4. Работа с шахматной доской:

Задание белым: черным фигурам запрещено двигаться. Побей белым конем все фигуры, беря каждым ходом по одной из них.

Задание черным: Побей черным конем все белые фигуры, также беря по одной, друг за другом.

Решение шахматных задач, отвечает вся команда.

- Анатолий карпов. В г.Златоусте.

- Песочные, механические, электронные.

- Игра называлась чатуранта. Играли 4 человека пара на пару.

- Игра возникла в Индии в 6 веке.

Игроки каждой команды выполняют задание: на скорость расставляют шахматные фигуры на демонстрационной доске.

Все учащиеся проверяют выполненное  задание, читают хором стихотворение о расположении фигур на доске.

Отмечают точки на шахматной доске и свой ответ демонстрируют при помощи карточек с изображением шахматной фигуры.

- Конь

Вся команда решает шахматную задачу на шахматной доске, один игрок из другой команды  анализирует правильность выбранного решения.

(Далее алгоритм действий учеников подобный)

Определение цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя, работа в коллективе, постановка и решение проблемы, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

  1. Динамическая пауза

-А сейчас, устав изрядно,
Оба войска захотели поразмяться.
Покажут сноровку свою наглядно:
В зарядке будут состязаться
.

Какую фигуру видите, то упражнение и выполняем!

 Ладья

Руки  на пояс, наклоны вперёд- назад, вправо-влево.

Конь

Засиделся, застоялся –

В шахматы так заигрался, а теперь поскачем и попрыгаем на месте!

Пешка

Как солдаты маршируем, раз-два, раз-два.  (шаги на месте)

Выполняют физические упражнения. Повторяют за учителем.

Умение работать по предложенному руководителем плану

  1. Продолжение работы по теме занятия

 

5.  Конь с «волшебными мешками»

«Узнай фигуру»

А вот фигура не проста,
Грива есть, и два мешка.

И в шахматах он есть
Ход похож на уголок - 
3 клетки прямо, клетка в бок. (конь)

  1. Шахматные задачи.

Каждая команда должна решить 2 задачи:

- «Мат в один ход»

- «Мат в два хода»

(звучит песня Алексея Уткина «Шахматы»)

 

 

По 1 игроку из каждой команды выходят, находят фигуру в мешке и стараются угадать ее.

 За каждый правильный ответ – пешка.

Работа в команде.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

  1. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы.

-Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым!

Подведем итоги, подсчитаем, сколько баллов набрала каждая из команд.

- А теперь САЛЮТ в честь победителей!  (шары с конфетами)

    

Хором считают количество шахматных фигур.

Все учащиеся принимают участие в подсчете заработанных баллов.

Один участник с каждой команды лопает шар.

Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры

  1. Подведение итогов занятия

 

-Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши.

- Эти аплодисменты в вашу честь. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие игроки- шахматисты!  Всего вам доброго!   (звучит песня «Просто песня» «Шахматы»)

Хлопают в ладоши.

Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, нравственно- этическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказочная форма участия детей в процессе обучения шахматной игре»

•Реализация данного проекта позволяет:•привить детям интерес к занятиям шахматами; •формировать устойчивую мотивацию к получению спортивных разрядов и повышению своего мастерства; •развивать интеллект...

"Шахматный всеобуч"

Презентация к занятию "Шахматисты, вперед" (можно использовать как общающий урок в виде игры)....

"Шахматный всеобуч"

Приложение к занятию по "шахматному всеобучу"...

шахматный вернисаж.

шахматный вернисаж....

Родительский всеобуч

Советы родителям по профилактике алкоголизма, наркомании и курения. Помочь ребенку если он отравляет себя ядами (алкоголь, табачный яд, наркотик) ...