ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МКОУ «ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ» ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА О ВСЕОБУЧЕ.
опыты и эксперименты на тему

ЧЕКАШЁВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Выступление - отчет о проделанной работе. В помощь социальным педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_na_15.10.2015g.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО  СЕЛЬСКОГО

 ПОСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  МКОУ «ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ» ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА О ВСЕОБУЧЕ.

                Выступление социального педагога

   МКОУ «Октябрьский лицей»

              Чекашёвой Натальи Владимировны

                         от 15.10.2015 года

         Переход страны на качественно новый, инновационный уровень развития требует, прежде всего, развития образования, соответствующего современным потребностям общества. Именно через образование закладываются гражданские основы, социальная активность, взаимная поддержка, успешная социализация, полноценная самореализация, высокая социальная мобильность каждого человека. В контексте этих требований школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В развивающемся обществе возрастает потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличатся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к социальному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
      Образование в современных условиях является открытой социально-педагогической системой, функционирующей с участием многих лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим. Принцип открытости рассматривается как особый способ организации жизнедеятельности школы в активном взаимодействии с социумом и семьей. В таком взаимодействии в равной степени заинтересованы все субъекты образовательного процесса. Готовность школы к сотрудничеству с семьей и другими социальными институтами является одной из характеристик её открытости, признаком демократичности.

Под термином социального партнерства понимается, прежде всего, специфический тип общественных отношений,  возникающих при взаимодействии школы и социума, направленный на достижение общих целей, основанный на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки, взаимоответственности.
        Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, власти и различных общественных организаций и структур  ради достижения общественно значимого результата. 

        В результате совместной деятельности мы получим учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

Как же осуществляется взаимодействие администрации Советского сельского поселения и МКОУ «Октябрьский лицей»?

Первое: это тесное  взаимодействие с МКУ «СКДЦСМ  «Рассвет»». Ведь, именно, они являются связующим звеном в оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться  к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей,  образовательным учреждением и администрацией поселения,  цель которого оказать своевременную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Совместно с представителями администрации и лицея проводятся профилактические  беседы с  родителями, которые не занимаются воспитанием детей,  посещение на дому неблагополучных семей.  Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем.

Во-вторых это сбор информации о жителях поселения через различные организации, находящиеся на территории советского поселения, а именно, поликлиника СКВО, филиал педиатрического отделения ЦРБ, ДОУ «Сказка», воинские части. Ведь зачастую, из-за специфики военного городка администрация сельского поселения, находящиеся в другом населенном пункте,  не может владеть в полном объеме информацией, которой владеют находящиеся непосредственно в близости организации.

В своей работе по исполнению закона о всеобуче педагогический коллектив учитывает особенности социальной среды и выступает как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом. Однако,  хотелось бы отметить,  деятельность главы Советского сельского поселения, который является постоянным гостем на лицейских конкурсах и мероприятиях.

В лицее налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ данных о составе семьи и характере семейных взаимоотношений. С помощью обучающихся проводится мониторинг мнения родителей по многим вопросам: режим работы лицея, внеурочная деятельность, питание в школьной столовой. Родительский комитет состоит из молодых и активных родителей, не безразличных к школьным проблемам. На тематических родительских собраниях всегда присутствуют и представители общественности. Частые гости на собраниях: Глава сельской администрации, сотрудники ЦРБ и поликлиники. В прошлом и этом учебном году родители приняли заинтересованное участие в обсуждении новых ФГОС и узнали, что такое компетентностный подход на практике.

Во взаимодействии с родителями лицей всегда стремится к тому, чтобы быть более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу и сотрудничеству с родителями.

Работа лицея с семьями учеников, как информирование, так и просвещение, направлена, с одной стороны, на помощь родителям и, с другой стороны, на стимулирование сотрудничества с семьями. В этом мы видим жизнеспособность системы воспитания в лицее. Безусловно, родители наших учеников отличаются друг от друга и материальным положением, и мировоззрением, и поэтому предварительная работа по определению родительского запроса по актуальным вопросам воспитания проводится тщательно и продуманно и осуществляется через разработанные психологом и социальным педагогом  анкеты, которые проводятся в  классах. В эти анкеты включены вопросы по удовлетворенности жизнедеятельностью в лицее участниками образовательного процесса и формированию родительского запроса по вопросам воспитания. Запрос формируется через консультативную социально-психологическую службу, через индивидуальные беседы классных руководителей с родителями на заседаниях родительского комитета, на родительских собраниях, через социологические опросы.

Особую роль во взаимодействии сельского поселения и лицея играют спортивные мероприятия, организованные на базе лицея, которые пропагандируют здоровый образ жизни,  также мероприятия по охране окружающей среды, где на помощь тоже приходит администрация Советского сельского поселения, но данные мероприятия и помощь сельского поселения носит более разовый характер, чем системный. На наш взгляд, взаимодействие различных социальных институтов в целях воспитания школьников должно носить как внутриведомственный, так и межведомственный характер, осуществляться системно, быть партнерским. В системе взаимодействия существует проблема – отсутствие системы социального партнерства организаций и учреждений сельского поселения, в том числе и образовательных, для решения задач воспитания подрастающего поколения. 

На мой взгляд,  необходима разработка модели социального партнерства по решению проблем воспитания школьников сельского поселения. Где ведущую роль необходимо предоставить школьному самоуправлению, как одной из форм работы с активной молодёжью, которая позволяет получить реальное, практическое приобретение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. Значимость этого органа ученического самоуправления демонстрирует тот факт, что ему дано право принимать документы, регулирующие основы школьной жизни, обращаться к участникам образовательного процесса в районе, органам муниципального самоуправления, к представителям государственных и общественных организаций. Одним из видов их работы я вижу в организации школьных дискуссионных площадок. Целью работы школьных дискуссионных площадок является установление открытого диалога между обучающимися, представителями власти, общественных объединений по вопросам, интересующим активную молодёжь.  Участниками заседаний могут быть:  учащиеся, студенты, учителя, юристы, психологи, работники музеев, ветераны войн; представители духовенства, молодежных организаций, средств массовой информации, муниципальной власти.

Понятие "социальное партнерство" определяется, как направленная на воспитание детей, система взаимодействий и взаимоотношений специалистов различных профессиональных направлений деятельности, призванных решать педагогические задачи на внутриведомственном и межведомственном уровнях. Социальное партнерство - непременный атрибут открытого демократичного общества.

Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на разных формах учета и учащимися, не посещающими образовательное учреждение, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

- посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам;

- изучение особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения педагогом психологом и социальным педагогом;

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, оказание им помощи в ликвидации пробелов в знаниях администрацией лицея и учителями предметниками;

- психолого-педагогическое  консультирование родителей, учителей-предметников, ближайшего окружения семьи педагогом психологом и социальным педагогом;

-индивидуальные и коллективные профилактические беседы с детьми и подростками на заседаниях группы надзора, в кабинетах заместителя директора по воспитательной работе, педагога психолога, социального педагога;

- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию социальных проектов, программную деятельность, занятость их в объединениях дополнительного образовательного: спортивных секциях, в детской организации «Республика мастеров», кружках дополнительного образования, спортивной школе.

Работа социального педагога с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиям проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы «риска»:

- отчужденность детей от семьи, школы и общества;

- частые случаи раннего антисоциального поведения;

- неблагополучие в семье ( в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны   родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком);

- экономическая и социальная обделенность;

- педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);

- влияние дурной компании, окружения, социума.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно отметить, что с каждым годом растет число семей, называемых неблагополучными. Это аксиома: чем раньше школа и социальный педагог узнает о такой семье, тем лучше для детей.

Следует признать, что далеко не каждой семье можно помочь, хотя над существующими проблемами коллектив лицея работает,  и впредь будет уделять основное внимание.

В лицее особое внимание уделяется проведению педагогического всеобуча, который охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей и родительских лекториев, целью которых является привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания.

Взаимодействие с родителями будет эффективным, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, образовательного процесса. Эффективность работы по взаимодействию с семьей в выстраивании партнерских отношений родителей и педагогов.

МКОУ «Октябрьский лицей» в рамках «Всеобуча» несколько лет подряд  проводится акция «Каждый ребенок за парту»,  по охвату обучением детей школьного возраста, обеспечению гарантий прав детей на получение общего образования. Особое внимание уделялось организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании детей семьям, находящимся в социально опасном положении.

Регулярность проведения подобных мероприятий обусловлена целым рядом социальных проблем, требующих к себе большого внимания и постоянного контроля. Это неблагополучные семьи, нуждающиеся в помощи, это молодежь, не всегда оправдывающая ожидания общества, это дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию… Хочется верить, что когда-нибудь жизнь нашего городка перестанут омрачать хотя бы некоторые из упомянутых проблем, но пока мы  далеко от идеала…

Таким образом, цели и задачи, которые были поставлены     перед «Всеобучем» выполнены, а результаты мероприятия оцениваются как удовлетворительные. Но работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних не прекращена. Контроль над посещением детьми школ, наблюдение за родителями, злоупотребляющими спиртными напитками, надзор за исполнением трудовых прав несовершеннолетних, лицами, замеченными за вовлечением детей в совершение преступлений и антиобщественных действий, будут вестись постоянно.

Наш лицей имеет опыт взаимодействия в местном сообществе. Мы сотрудничаем со многими организациями, культурно-досуговыми центрами, местным самоуправлением. В лицее продумана система воспитательного воздействия на ребенка в урочное и внеурочное время. Основу форм воспитания составляют конкретные дела, участие в которых полезно и для ребенка и для общества.  Создана детская общественная организация «Республика мастеров». Непосредственное участие подростков в органах ученического самоуправления позволяет им решать проблемные вопросы жизни школы, заявлять и отстаивать свою позицию. Положительное воздействие разновозрастной системы воспитания в том, что младшие школьники постоянно общаются со старшеклассниками, которые выступают в роли наставников и советчиков. На заседании школьного совета неоднократно присутствовали представители родительского комитета, учителя. Основной задачей школьного совета является организация ученического самоуправления, организация школьного досуга. Ребята добровольно участвуют в организации и проведении не только школьных мероприятий, но и акций по благоустройству поселения.

Лицей  в сельской местности играет, куда большую роль, чем в городе – это  социокультурный центр, вокруг которого и сосредотачивается общественная жизнь села.

В настоящее время родители заинтересованы не только в получении учащимися качественного образования, но и в развитии и воспитании школьников средствами дополнительного образования, связанного с организацией досуга спортивно-оздоровительной, эстетической, интеллектуально-творческой и социально-полезной направленности. Реализация востребованных направлений возможна при объединении усилий школы и ее социокультурного окружения.

На сегодняшний день от некогда развитой системы социально-педагогического взаимодействия сохранились лишь отдельные традиции партнерских отношений при организации социально значимых мероприятий – гражданско-патриотических, спортивно-оздоровительных, эколого-трудовых, интеллектуально-творческих. Но общественные инициативы школы не могут заменить некогда эффективную систему социального участия, позволяющую комплексно подходить к решению проблем воспитания школьников.

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно принципу приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (Закон РФ "Об образовании" ст. 2) в воспитании подрастающего поколения призваны участвовать не только семья, образовательные учреждения, но и организации, предприятия, деятельность которых также связана с возможностью использования воспитательного влияния на юных граждан нашего общества. Однако степень взаимодействия различных социальных институтов в воспитании школьников на сегодняшний день недостаточна, что приводит к снижению эффективности всей воспитательной работы.

Национальная образовательная инициатива президента Д. А. Медведева «Наша новая школа» предусматривает переход на новые образовательные стандарты, которые планируют введение десяти часов внеклассной, внеурочной деятельности для учащихся каждого класса. Сегодня мы понимаем, что без помощи социальных партнеров в этом вопросе нам не обойтись. Именно поэтому необходимо создать систему социального партнерства с учетом жизненных реалий сегодняшнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому»

Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому» предназначен для проверки знаний по МДК 01.02 Социально-мед...

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Учебная программа ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.01  Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа ПМ.03 Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.03  Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа...

КОС по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами по специальности 39.02.01 Социальная работа

КОС по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами по специальности 39.02.01 Социальная работа...

КОС по ПМ.03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС по специальности 39.02.01 Социальная работа

КОС по ПМ.03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС по специальности 39.02.01 Социальная работа...