Реализация дидактических принципов в обучении математике
статья по теме

Васильева Екатерина Леонидовна

                     Реализация дидактических принципов в обучении математике.

    Дидактические принципы – это основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно - педагогических  закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе учителя.

                Известные советские дидакты М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин в своих исследованиях показали, что принципы обучения, являясь категории  дидактики, характеризуют способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания  образования.

                В методической литературе по математике общепризнанной является следующая система дидактических принципов:

1.      Принцип воспитания в обучении математике.

               Общей целью воспитания в школе является подготовка всесторонне развитых людей, способны построить и защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, политехническое образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие.

2.    Принцип научности в обучении математике.

               Можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1) реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2) обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителей на уроке; 3) выработка у учащихся учебно – исследовательских навыков и умений.

3.      Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике.

               Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач в средней школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода изучаемому материалу.

4.      Принцип систематичности и последовательности в обучении математике.

              Принцип систематичности и последовательности в обучении приводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически – это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

              Систематичность имеет место и в организационных приемах работы учителя – в системе его требований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельности учащихся, в системе методов работы над каждым учебным предметом, в последовательности выполнения домашних заданий и т.п.

5.      Принцип доступности в обучении математике.

              Доступность не следует понимать как учение без трудностей. Она не исключает приучение учащихся к преодолению трудностей в учебной деятельности. Это понятно, так как учебная работа требует определённых усилий учащихся в достижении поставленных целей. Суть вопроса заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий.

6.      Принцип наглядности в обучении математике.

               Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:

Ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;

Обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;

Показать предмет(по возможности)в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;

Использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.

7.      Принцип индивидуального подхода к учащимся в обучении математике.

              Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объём и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко вступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.

8.      Принцип прочности знаний в обучении математике.

               Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития их способностей, подготовки к практической деятельности.

     Учитывая все принципы  и максимально изучив их на уроках я стараюсь использовать дифференцированный подход, наряду с этим  прежде чем приступить к какой – либо теме ,я посвящаю внеклассное мероприятие в форме игры математика в моей профессии, что максимально стимулирует интерес учащихся, для  подготовке к контрольным и самостоятельным работам я предлагаю упрощенные  задания. В  следствии их решения ребенок приобретает больше уверенности в себе «Я умею, я смогу »,  что довольно часто приносит положительный результат, а получив положительную оценку по контрольной оценивает себя  на более высоком уровне. Получение успеха  тянет за собой желание  быть более успешным . Таким образом я получаю успешную далеко ведущую мотивацию обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Реализация дидактических принципов в обучении математике.

    Дидактические принципы – это основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно - педагогических  закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе учителя.

                Известные советские дидакты М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин в своих исследованиях показали, что принципы обучения, являясь категории  дидактики, характеризуют способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания  образования.

                В методической литературе по математике общепризнанной является следующая система дидактических принципов:

  1. Принцип воспитания в обучении математике.

               Общей целью воспитания в школе является подготовка всесторонне развитых людей, способны построить и защитить общество. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, политехническое образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие.

  1. Принцип научности в обучении математике.

               Можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1) реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2) обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителей на уроке; 3) выработка у учащихся учебно – исследовательских навыков и умений.

  1. Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике.

               Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач в средней школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода изучаемому материалу.

  1. Принцип систематичности и последовательности в обучении математике.

              Принцип систематичности и последовательности в обучении приводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически – это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

              Систематичность имеет место и в организационных приемах работы учителя – в системе его требований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельности учащихся, в системе методов работы над каждым учебным предметом, в последовательности выполнения домашних заданий и т.п.

  1. Принцип доступности в обучении математике.

              Доступность не следует понимать как учение без трудностей. Она не исключает приучение учащихся к преодолению трудностей в учебной деятельности. Это понятно, так как учебная работа требует определённых усилий учащихся в достижении поставленных целей. Суть вопроса заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий.

  1. Принцип наглядности в обучении математике.

               Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:

Ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;

Обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;

Показать предмет(по возможности)в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;

Использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.

  1. Принцип индивидуального подхода к учащимся в обучении математике.

              Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объём и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко вступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.

  1. Принцип прочности знаний в обучении математике.

               Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития их способностей, подготовки к практической деятельности.

     Учитывая все принципы  и максимально изучив их на уроках я стараюсь использовать дифференцированный подход, наряду с этим  прежде чем приступить к какой – либо теме ,я посвящаю внеклассное мероприятие в форме игры математика в моей профессии, что максимально стимулирует интерес учащихся, для  подготовке к контрольным и самостоятельным работам я предлагаю упрощенные  задания. В  следствии их решения ребенок приобретает больше уверенности в себе «Я умею, я смогу »,  что довольно часто приносит положительный результат, а получив положительную оценку по контрольной оценивает себя  на более высоком уровне. Получение успеха  тянет за собой желание  быть более успешным . Таким образом я получаю успешную далеко ведущую мотивацию обучения.

Некоторые примеры самостоятельных работ выполняемых дома перед контрольной:

Вариант №1

1.Запишите:

                                 Вершины: ___________________________________________

                                 Боковые грани:_______________________________________

                                 Основания: __________________________________________

                                 Боковые ребра: _______________________________________

                                 Ребра оснований: _____________________________________

                                 Высоты: ____________________________________________

2. Найдите диагональ прямоугольного параллелепипеда и площадь его полной поверхности, если известно, что его длина   равна 3 см, ширина-  4 см, высота-7 см.                                                     _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Описание: Сетка_1

3.. Найдите сторону куба ABCDA1B1C1D1 и площадь его диагонального сечения, если известно, что диагональ нижнего  основания равна 6см.                                  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Описание: Сетка_1

4.  Найдите площадь боковой поверхности правильной пирамиды PABC,  если известно, что высота основания  - 12 см. Апофема пирамиды – 10 см.

5.   Докажите, что боковые грани прямой правильной призмы – равные прямоугольники. 

1.Закончите формулу:

    а)  

    б)  ____      

    в) _______

2. Найдите для функции f(x)=4x первообразную, график которой проходит через точку  М (-1;4)

Решение:_____________________________________________________________________________________________________________________

3. Установить соответствие:

     1)                           а)                           1-____

     2)                      б)                                   2-____

     3)                        в)                               3-____

4. Вычислите интеграл:

    а)          б)      в)

5. Вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной графиком функции f(x)= и  опирающейся на отрезок [1,-1).

1. Закончите определение: геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и не более чем двумя поверхностями  называется___________

2.Изобразите сечения конуса:

Описание: Сетка_1Описание: Сетка_1

       Осевое сечение конуса                                       Сечение, перпендикулярное оси конуса

3.Найдите диаметр основания конуса, если его образующая 13 см, высота -12 см.

Описание: Сетка_1

4. Найдите площадь основания цилиндра, если осевое сечение цилиндра -квадрат площадью 16 см2.

5.Точки  А и В лежат на сфере с центром О  АВ, а точка М лежит на отрезке АВ. Докажите, что если М - середина отрезка АВ, то ОМ перпендикулярно  АВ.

  1. Решить уравнение:

Решение:____________________________________________________________________________________________________________

 а),       б),     в) ,

2. Решить уравнение:

Решение:________________________________________________________________________________________________________________

а) б)      в)

3. Решить уравнение:

Решение:_____________________________________________________________________________________________________________

Каждые полгода я провожу диагностику мотивации наших студентов.

По результатам  диагностики учащиеся разделились на группы:

- положительно относятся к учёбе,  мотивации имеет далеко идущие цели.

- отрицательное отношение к  учёбе, мотивация ограничивается желанием окончить учебное заведение.

- отрицательное отношение к учёбе, мотивационные цели отсутствуют.

   Уже к концу первого курса, студентов имеющих направленную мотивацию увеличилось на 20%.

   Но как бы не рос процент мотивации в лучшую или худшую сторону я считаю использование всех вышеописанных приемов целесообразны и направлены на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические принципы, их характеристика и применение в учебном процессе».

Раскрытие понятия и роли дидактических принципов, особенности их применения в педагогической практике...

Реализация принципов проблемного обучения на занятиях литературы

Обучение - сложный процесс, он предполагает прежде всего деятельность педагога и деятельность обучающихся.Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно п...

Индивидуальный подход в системе дидактических принципов

Мониторинг материала по теме: «Индивидуальный подход в системе дидактических принципов»   Индивидуальный подход в системе дидактических принциповСпецифика познания, во...

Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....