Воспитание патриотизма на уроках физики и литературы
статья по теме

Косарева Ольга Александровна

В статье приводятся различные методы по воспитанию патриотизма на уроках физики и литературы у студентов среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Формирование личности начинается с раннего возраста. Особенным является подростковый период, когда ребёнок ищет идеал своему подражанию. Зачастую источником для поиска идеала служит телевидение и Интернет. Наше современное телевидение не только не воспитывает патриота и гражданина своей страны, но и отрицательно влияет на неустойчивую психику ребёнка. С экрана телевидения, сети Интернет и прессы идёт совсем не та информация, которая нужна для развития патриота и гражданина своей страны. На учителей и преподавателей ложится большая ответственность в воспитании подрастающего поколения.

Бывший ученик школы становится студентом начального или среднего профессионального учреждения. И  перед преподавателями, мастерами остаются те же задачи: обучение и воспитание.

Сложилось мнение, что при обучении в техникуме студенты получают только знания по своей будущей специальности. Но, кроме этого, им также преподают и школьные предметы: русский язык, литературу, физику и т.д. И данные уроки выполняют не только обучающие и развивающие функции, но и воспитательные. Эти функции должны включать в себя и патриотическое воспитание.

Воспитание патриотизма – это постоянная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка, литературы и физики в этом плане невозможно переоценить. [1, с.115]

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений.

Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит урокам гуманитарного и естественнонаучного цикла.

Деятельность преподавателя-словесника, преподавателя физики и математики в этом направлении сложна и многогранна как по использованию разнообразных методов и приёмов, так и по содержанию.

С чего начать? Как привить студентам, проявляющим интерес лишь к многочасовому просиживанию перед компьютером в поисках новых знакомых, переписывании в сети Интернет, любовь к Родине, увлечь прошлым страны? Проявлять интерес к разработкам наших учёных в различных областях науки.[2, с.61]

На наш взгляд, работу надо начинать с малого: с приобщения студентов к красоте своей родины, красоте природы, слова. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. учат видеть чарующую прелесть окружающего мира, чувствовать его неповторимость, с благоговением относиться к красоте, постигать тайны жизни, тайны природы. На уроках физики это изучение биографий выдающихся учёных, таких как М.В.Ломоносов, П.Н.Яблочков, А.С.Попов, А.Н.Лодыгин, К.Э.Циолковский, С.П.Королёв и др.

Произведения М.А. Шолохова «Судьба человека», В. Распутина «Живи и помни», В. Быкова «Обелиск», «Сотников», Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Кондратьева «Сашка», Э. Казакевича «Звезда» повествуют о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора и памяти. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом. И самое важное, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Студенты по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю.

Судьба отчизны и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, преданность родине – эти качества всегда были присущи русскому солдату. В образе  Андрея Соколова показаны и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, русский характер.  При анализе текста студенты получают задания найти факты проявления мужества и героизма простых русских людей в других произведениях современной литературы.Такие задания заставляют задумываться над вопросами:  «Что толкает человека совершать подвиг?», «А как бы я поступил на  месте героя?». На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А.Толстого «Русский характер», Э. Хемигуэя «Старик и море», Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

На уроках физики полезно раскрыть гражданственность и патриотизм отечественных учёных, раскрыть их нравственные качества. Например, изучая биографию С.П.Королёва, сложно словами передать трагичность времени, когда конструктор по доносу был арестован и осуждён, показать, как при этом он не потерял силы духа, веры в свои силы и свою Родину. Очень ярко всё это показывает просмотр художественного фильма «Королёв», где главную роль сыграл замечательный актёр С.Астахов, а роль его жены В.Толстоганова. Весь фильм студенты смотрят молча, на одном вздохе.

Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, прочувствовать отношение к действительности разных слоёв общества помогают произведения Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы», «Война и мир».

При просмотре фильма «07 меняет курс» мнения студентов разделяются. Как бы они поступили в ситуации главных героев, когда самолёт с секретным оружием захватывают террористы. Просмотр фильма захватывает, так как часть действий его снято на нашей Родине, в нашем городе - Энгельсе, показывается наша база Дальней авиации. У многих студентов там несут службу родственники или знакомые. Как правило, после просмотра и дискуссии по данному фильму появляется идея посетить музей Дальней авиации, который находится на территории военного аэродрома, больше узнать о жизни и творчестве выдающихся лётчиков.

Очень эффективны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят студента к реальной жизни. Где часто  сталкиваются характеры, где надо уметь отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, брифинг, групповая форма работы, тренинги, анкетирование.

Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы и физики можно использовать уроки-исследования, уроки-путешествия, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринуждённой беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Особенно удачно, на наш взгляд, при изучении произведений военной тематики проводить нетрадиционные формы урока: виртуальные путешествия по памятным местам;уроки мужества («Их подвиг не будет забыт», «Учёные-физики на пороге войны»), устный журнал («Поэты и учёные, не вернувшиеся с войны», «Физика в солдатской шинели»), музыкально-литературные композиции («Память сердца», «Ленинградцы, дети мои», «Расстрелянное детство»).

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается студентами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Желание оберечь родную землю, своей дом - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжёлая. На уроках физики и математики, казалось бы далёких от лирики, широко используем элементы прозы и поэзии современных авторов.

Россия. Какое красивое слово –

 и роса, и сила, и синее что-то…

С.А.Есенин

Воспитание патриотизма невозможно без пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы.

В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского. Есенина и Рубцова.

Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность студентам прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу.

 Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: проиллюстрироватьисторическое событие, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, создать презентацию о родном крае, городе, селе. Использование музыкальных фрагментов, художественных и документальных фильмов, использование материалов Интернет, создание видеороликов  позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех. [3, с.97]

Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово».

Русский язык как учебный предмет несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании курса русского языка можно использовать разнообразные виды деятельности: виртуальные путешествия, видеоуроки, исследовательская деятельность, создание проектов, клубы и дидактический материал: составление таблиц, схем, упражнения, диктанты, изложения с элементом сочинения, сочинения-миниатюры и др.

При изучении раздела «Лексика» используется работа со словарём и в воспитательных целях. Студенты могут выполнять самые различные задания, например: найти в «Толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову патриот, патриотизм. Чем различается материал словарных статей? Написатьсочинение-рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Найти  в словаре словарные статьи, посвящённые словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? [4, с.69]

На уроке обобщения по теме «Наречие» в качестве творческого задания предлагается вспомнить события Сталинградской битвы, завершившуюся победой советских войск 2 февраля 1943 года. Яркий, но краткий рассказ-презентация о великом сражении и изображения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» переносит студентов в те далекие страшные годы.Предлагается составить и записать словосочетания, используя наречия (например, слева мы видим, справа изображён, стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, идут в атаку плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага, погибнет героически, с ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, сражаются не щадя своей жизни). Подобранный материал поможет при выполнении домашнего задания – сочинения по картине, а проведённая работа воспитывает чувство гордости за отвагу и героизм советских солдат.

На уроках физики студентам предлагаются физические сказки, пословицы, поговорки. Анализируя их, у студентов появляется неподдельный интерес к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его языку.

Огромное значение в воспитание патриотизма играет внеурочная деятельность. Игровые и нестандартные мероприятия по предметам играют большую роль в воспитании патриотизма.

Стало традицией в нашем техникуме проведение мероприятий, посвященных воспитанию патриота-гражданина. Например, литературно-физический конкурс «Физика глазами лирика», «Молодой патриот»; дискуссионный клуб «Мы из будущего».

Много сценариев подобных мероприятий можно найти и в сети Интернет.

Для воспитания патриотизма в нашем техникуме было организовано волонтёрское движение. Начинали с малого – помощь нуждающимся пенсионерам, детям, оставшимся без попечения.  Но нам кажется, что работа студентов в волонтёрском движении – это воспитание будущего гражданина.

Со своими студентами мы участвуем в волонтёрском движении «Милосердие», которое направлено на помощь нуждающимся в социальной сфере. Наши студенты с огромным желанием помогали в восстановлении педиатрического отделения детской больницы, отделения для детей-отказников. Наши девочки с трепетом помогали сотрудникам больницы в прогулке малышей. Сколько было эмоций! А как они готовились к этим прогулкам: продумывали все этапы – вплоть до одежды и макияжа. Вот оно – воспитание делом.

Воспитание – многогранный процесс воздействия на сознание и чувство.

Список использованной литературы:

  1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
  2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63.
  3. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101.
  4. Суходольская С.А Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы - Дрофа, 2007, с 69.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и воспитание на уроках физики.

Одна  из  важнейших задач школьного курса физики  -  развить  у  учащихся  научный  подход  к явлениям  и  процессам  природы,  сформир...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

Воспитание патриотизма и духовности в Мурманском индустриальном колледже....

Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства

Стать о воспитании патриотизма в условиях современного образовательного пространства...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГУМАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОЙНЕ.

Статья  раскрывает богатство произведений, посвященных теме войны.  В  работе на примерах показано, что  русская  литература  является  сильнейшим  источником в...

«Воспитание патриотизма через личное восприятие правды о войне»

Чем дальше от нас события той Великой войны, тем труднее осознание новыми поколениями того великого подвига, который совершил наш народ. Поэтому такое большое значение приобретает ежегодная акция...

Воспитание патриотизма у обучающихся в рамках реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»

С 1 сентября 2022 года у школьников появилась новая внеурочная деятельность, которая называется «Разговоры о важном», на которой обсуждаются разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравс...