Статья "Воспитание патриотизма на уроках музыки"
статья

Кощеева Ксения Алексеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма на уроках музыки.                                                Студентка 40 группы Кощеева Ксения

Аннотация: в современных условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения остается   одной   из   приоритетных   задач   воспитательной   работы образовательных организаций. По моему мнению, большие потенциальные возможности воспитания чувства любви к Родному краю и народу, приобщению к великим ценностям заключаются в музыке, музыкальных произведениях.

Ключевые слова: музыка, музыкальные произведения, патриотическое воспитание.

Можем ли мы назвать тему патриотического воспитания актуальной? И действительно ли так важно развивать ее, в том числе посредством музыки? В современных условиях патриотическое воспитание по-прежнему остается одним из самых важных направлений воспитательной работы  образовательных организаций. Оно представляет собой процесс развития у обучающихся любви к Родине, желания трудиться на благо своего Отечества. Традиционно патриотическое воспитание осуществляется в единстве с другими направлениями воспитательной деятельности. Неразрывно оно связано с формированием музыкальной культуры. При этом эффективность патриотического воспитания значительно возрастает, поскольку музыка способна воздействовать на чувства человека и преобразовывать его духовно-нравственный мир.

Значимую роль музыки, ее важность в умственном, физическом и духовном развитии признавали многие философы, педагоги, музыканты. Еще древнегреческий философ Аристотель указывал на способность музыки «оказывать известное воздействие на этическую сторону души» [1]. Великий философ считал, что «музыка облагораживает нравы: «музыка –необходимый душевный атрибут человеческого существования» [2]. Он приходил к выводу о том, что «раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» [3]. Известный педагог В.А. Сухомлинский, занимающийся, в том числе, и проблемой «рождения «гражданина, говорил: «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека.

 Общеизвестно, что человек мыслит образами. Любовь к Родине становится сильным чувством только в том случае, если у человека в сознании сформированы образы, связанные с его Родиной, народом. И музыка в этом деле является наиболее эффективным средством. Музыка также имеет неразрывную связь с войной, с защитой Родины. Военные подразделения всегда имели свои военные оркестры. Под живой звук оркестра проходят военные парады. Следует отметить, что в России военная музыка издавна способствовала формированию высоких духовно-нравственных и боевых качеств русского солдата. Начиная с IXв. военные походы на Руси сопровождались музыкой с применением труб, бубнов, а позднее –набатов, литавр. Выдающийся российский полководец, А.В.Суворов так оценивал роль музыки в военном искусстве: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» [6].

Музыка обладает поразительной возможностью отражать переживания и волнения людей в разных жизненных ситуациях. Радуется народ –это передают звуки торжественной музыки; поет солдат в походе –песня бодрит и вдохновляет; мать оплакивает погибшего сына–музыка плачет скорбит. Особенностью музыки является ее способность объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Удивительно, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. 

Яркие музыкальные произведения, выражающие мир глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Музыка, воздействуя на чувства, формирует духовно-нравственный облик человека. Важно помнить, что ее воздействие бывает более сильным, чем беседы, рассуждения и даже уговоры. В обучающих программах важен правильный подбор музыкальных произведений, ценных в воспитательном отношении. Подбор соответствующих музыкальных произведений воспитывает в человеке любовь к родным местам, к людям, к стране и своему народу.

Сила воздействия музыки многократно возрастет, если ознакомление с ней будет осуществляться на основе деятельностного подхода. Необходимо добиваться, чтобы молодые учащиеся не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен и т.п., активно включались в работу по подготовке к праздникам и мероприятиям, ведь именно концертная деятельность является важнейшим моментом в патриотическом воспитании.  Участвуя в   различных концертах, конкурсах и фестивалях, школьники обогащают своё мировосприятие, воспитывают в себе уважение друг к другу, чувство достоинства и гордости за свою страну. Более того, к примеру, праздничный концерт для ветеранов воины имеет уникальную возможность общения молодежи с представителями того поколения. Такие встречи являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

   

Музыка - это искусство способно затронуть самые потаённые уголки человеческой души, всколыхнуть замечательные человеческие чувства, а значит в вопросе патриотического воспитания музыке предопределена важная миссия. Она объединяет людей всех уголков мира, всех национальностей и всех возрастов. А также дает нам возможность перенестись в прошлое и в будущее, воспитывает любовь к Родному краю, уважение к традициям. Необходимо продолжать активную работу в данном направлении ради детей, ради России, ради искусства.

Библиографический список

  1. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений — Москва, 1991. 309.С.
  2. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.
  3. Военная музыка и военные оркестры [Электронный ресурс]. –URL: http://www.radiorus.ru/brand/57189/episode/1211751 (дата обращения 21.04.2019)
  4. Высказывания   великих   людей   о   музыке [Электронный   ресурс]. –URL:https://titarenkomuz.jimdo.com/(дата обращения: 18.04.2019)
  5. История военной музыки в России [Электронный ресурс]. –URL: http://mirznanii.com/a/287819/po-istorii-voennye-orkestry (дата обращения 20.04.2019)
  6. Роль музыки в патриотическом воспитании детей [Электронный ресурс]. –URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/26/rol-muzyki-v-patrioticheskom-vospitanii-detey (дата обращения 21.04.19)
  7. Цитаты   Аристотеля   про   музыку [Электронный   ресурс]. –URL: http://millionstatusov.ru/aut/aristotel/t/muzyka.html(дата обращения: 20.04.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

Воспитание патриотизма на уроках физики и литературы

В статье приводятся различные методы по воспитанию патриотизма на уроках физики и литературы у студентов среднего профессионального образования...

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...

конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ IV ВИДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ»

1. Искусство в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения2. Методы обучения незрячих музыкантов - исполнителей в России3. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слепых детей4.Система...

Формирование духовности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал

Формирование мотивации к обучению является одним из приоритетных задач образования.. На своем опыте я убедилась , что изучение краеведческого материала и является таким мотивом.Одним  из ключевых...

Урок музыки - «Музыка на мольберте»

Материал к уроку в 5 классе по теме «Музыка на мольберте»....