Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.
план-конспект урока по теме

Белозерова Галина Михайловна

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. Петродворца

В данной статье представлен конспект урока музыки в специальной образовательной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта, основной дефект у которых осложнен большим количеством соматических заболеваний и психофизических отклонений.

Бесспорно, коррекционное воздействие музыки на лиц с ограничениями жизнедеятельности особенно необходимо. Поэтому, решение проблемы развития и коррекции отклонений средствами музыки, считаю для себя наиболее важной задачей. На уроках использую инновационные технологии, в том числе, арттерапевтические практики различных направлений и видов деятельности (музыкотерапия, сказкатерапия, куклотерапия, изотерапия, арттерапия и другие).

В уроке использованы приемы, корригирующие основной недостаток развития - нарушение познавательной деятельности.

Чтобы сделать образовательный процесс ярким, максимально интересным для детей, я выбрала систему сигнальных карт (УМК Г.С. Ригиной для работы в начальных классах): композитор, умник, исполнитель, слушатель.

На основе сигнальных карт мной была разработана система мотивирования с помощью цветных нот-жетонов (красные – знания о композиторах; жёлтые – исполнение музыки вокальной или инструментальной; синие - ответы на вопросы по музыке; зеленые – поощрение внимательных слушателей). Таким образом, учащиеся замотивированы на «зарабатывание» как можно большего количества жетонов, чтобы в конце урока быть лучшим во всех четырех видах деятельности или в какой-то одной. Как показала практика, такая система мотивирования дает положительный результат. Самым главным достоинством данной системы мотивирования является то, что учащимся легко с помощью подсчета полученных жетонов могут провести саморефлексию, определив свои достижения или недостаточное внимание на уроке.

Еще одним важным средством активизации познавательной деятельности на уроке является использование ярких анимированных презентаций, созданных в программе Power Point, для знакомства с новым материалом или его закрепления. Считаю, что оперативность обработки информации при подаче новых знаний, закреплении и их проверке имеет неограниченные возможности и играет важную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.

С помощью ИКТ осуществляю на практике интеграцию традиционных и компьютерных средств. Использую информационно-коммуникационную технологию для общего стратегического планирования уроков, для целеполагания, для осуществления всего хода педагогического процесса на уроке; на уроках при закреплении или обобщении темы, при осуществлении контроля за знаниями; для управления познавательной деятельностью учащихся во время урока. С помощью ИКТ очень удобно осуществлять повторение в любой части урока, которое может быть представлено в любом формате (текст, звук, изображение), постановку проблемной ситуации.

В результате все учащиеся, оказываются, вовлечены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_muzyki_v_6.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка».

Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. Петродворца

Разделы: ИнформатикаМузыка

В данной работе представлен конспект урока музыки в специальной образовательной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта, основной дефект у которых осложнен большим количеством соматических заболеваний и психофизических отклонений.

Бесспорно, коррекционное воздействие музыки на лиц с ограничениями жизнедеятельности особенно необходимо. Поэтому, решение проблемы развития и коррекции отклонений средствами музыки, считаю для себя наиболее важной задачей. На уроках использую инновационные технологии, в том числе, арттерапевтические практики различных направлений и видов деятельности (музыкотерапия, сказкатерапия, куклотерапия, изотерапия, арттерапия и другие).

В уроке использованы приемы, корригирующие нарушение познавательной деятельности и психофизические нарушения поведенческой деятельности лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Чтобы сделать образовательный процесс ярким, максимально интересным для детей, я выбрала систему сигнальных карт (УМК Г.С. Ригиной для работы в начальных классах): композитор, умник, исполнитель, слушатель.

На основе сигнальных карт мной была разработана система мотивирования с помощью цветных нот-жетонов (красные – знания о композиторах; жёлтые – исполнение музыки вокальной или инструментальной; синие - ответы на вопросы по музыке; зеленые – поощрение внимательных слушателей). Таким образом, учащиеся замотивированы на «зарабатывание» как можно большего количества жетонов, чтобы в конце урока быть лучшим во всех четырех видах деятельности или в какой-то одной. Как показала практика, такая система мотивирования дает положительный результат. Самым главным достоинством данной системы мотивирования является то, что учащимся легко с помощью подсчета полученных жетонов могут провести саморефлексию, определив свои достижения или недостаточное внимание на уроке.

Еще одним важным средством активизации познавательной деятельности на уроке является использование ярких анимированных презентаций, созданных в программе Power Point, для знакомства с новым материалом или его закрепления. Считаю, что оперативность обработки информации при подаче новых знаний, закреплении и их проверке имеет неограниченные возможности и играет важную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.

С помощью ИКТ осуществляю на практике интеграцию традиционных и компьютерных средств. Использую информационно-коммуникационную технологию для общего стратегического планирования уроков, для целеполагания, для осуществления всего хода педагогического процесса на уроке; на уроках при закреплении или обобщении темы, при осуществлении контроля за знаниями; для управления познавательной деятельностью учащихся во время урока. С помощью ИКТ очень удобно осуществлять повторение в любой части урока, которое может быть представлено в любом формате (текст, звук, изображение), постановку проблемной ситуации.

В результате все учащиеся, оказываются, вовлечены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.

Цели урока:

  • Образовательная: закрепить полученные знания историографии народной музыки; закрепить понятие «жанр», отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
  • Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, корригировать психоэмоциональное состояние учащихся в классе.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к русской народной музыке через эмоциональное исполнение и восприятие музыки; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Музыкальный материал:

  • Аудиозапись русской народной песни «Солдатушки - бравы, ребятушки!»
  • Аудиозапись русская народная песни «Валенки» (исп. Лидия Русланова)
  • Русская народная песня «А мы просо сеяли»
  • Аудиозапись колыбельной «Ночь в окошко постучалась».
  • Русские народные танцевальные мелодии (нарезка музыкальных фрагментов).
  • Русские народные песни и мелодии для слушания и узнавания учащимися на уроке.

Дополнительное оборудование:

  • Деревянные ложки
  • Трещотки
  • Треугольники
  • Барабаны
  • Маракасы
  • Бубенцы
  • Народные костюмы
  • М/м проектор
  • М/м экран
  • Ноутбук

Ход урока

1. Организационный момент.

Распевание «Здравствуйте, ребята!» 

 2. Введение в тему урока.

Учитель. Ребята, обратите внимание на экран, прочитайте слова В.Ф.Одоевского

Дети. ...Нигде так явственно не выражается характер народа, как в его музыке.

Учитель. О чём они?

Дети. О музыке русского народа

Учитель. Вспомните пожалуйста, чем мы с вами занимались на прошлых уроках.

Дети. Знакомились с жанрами народных песен и оркестром народных инструментов.

Учитель. Всё правильно! А так как сегодня обобщающий урок по всем предыдущим занятиям, давайте, все вместе определим его тему: «Русская народная музыка».

Учитель. Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы повторить и закрепить полученные ранее знания о музыке русского народа?

Дети. Нам нужно внимательно слушать музыку, быть творческими и эмоциональными исполнителями, и, стараться правильно отвечать на вопросы о музыке.

Учитель. Все верно! И за каждый правильный ответ каждый из вас будет получать яркие цветные жетоны. В конце урока мы посмотрим, кто и в каком виде деятельности потрудился лучше. А сейчас, чтобы настроиться на рабочий лад, мы вспомним, какие мы знаем народные мелодии и песни! «Угадай мелодию» - вот в такую интересную игру сейчас мы поиграем!

Дети слушают музыкальные отрывки и угадывают на слух знакомые народные песни.

3. Работа по теме урока.

Учитель. Ребята, а с какими произведениями народного творчества вы познакомились на уроках литературы?

ДетиСо сказками, потешками, пословицами и поговорками.

Учитель. Русские народные сказки - это история и культура нашего народа. Порой сочинялись они и передавались из уст в уста неизвестными авторами и постепенно обрастали новыми и новыми эпизодами. А затем, русские поэты, писатели и исследователи народного творчества записывали их со слов сказителей и эти народные повествования превращались в красивые сочинения и стихи. А стихи превращались в песни, когда музыканты и композиторы сочиняли к ним музыку. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

А о чем же повествуют нам народные песни… Посмотрите внимательно на экран. Ваша задача, внимательно рассмотрев иллюстрацию к песне, назвать её жанр.

ДетиРекрутская песня.

Учитель. А кто нам поможет вспомнить текст этой песни?

Дети. Солдатушки -бравы ребятушки! Где же ваши деды?
 Наши деды – славные победы! Вот, где наши деды!

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон синего цвета).

Учитель. Внимательно прослушайте отрывок из песни в записи и определите, в чьем исполнении она прозвучала?

Дети. В исполнении детского смешанного хора.

 - А вы хотите исполнить её? Какие инструменты помогут нам создать образ солдатской службы?

Дети. В создании образа солдатской службы нам помогут барабаны.

Учитель: А еще можно одеть костюмы и сразу будет понятен характер нашей песни! (Учащиеся одевают элементы костюмов).

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон синего цвета)

Учитель. Ребята, подскажите, кто нам понадобиться, чтобы все исполняли песню одновременно, вместе брали дыхание и вместе вступали?

Дети. Дирижер.

Учитель. Давайте вместе выберем дирижёра. (Для ученика проводится инструктаж для правильной работы по управлению хором и группой инструментов).

Под аккомпанемент учителя и управление дирижёра исполняем рекрутскую песню. После исполнения учитель предлагает дирижёру самому оценить ребят, поощрив достойных нотами – жетонами жёлтого цвета.

Учитель. А теперь внимание! Сейчас вам предстоит прослушать фрагмент народной песни, и, определить к какому жанру она относится.

Баю-баюшки-баю

Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок, 
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
К нам, волчок, не ходи, 
Нашу Сашу не буди.

Ночь расскажет нам сказку

Ночь в окошко постучала:

«Спи, дружок».

С неба звездочка упала

На порог.

Припев:

Ночь расскажет,

Ночь нам песню споёт,

Ночь на звездных салазках

Прямо в сны увезёт

День унёс свои заботы

До утра.

Ходит сладкая дремота –

Спать пора!

Припев.

- В далекой стране снов живет великий волшебник. Он очень добрый, у волшебника большой, разноцветный мешок. Как вы думаете, что в нём?

- Подарки!?

- А вот и не угадали! В этом мешке волшебник хранит разноцветные… сны. Ровно в полночь он открывает свой мешок, произносит волшебное заклинание….

- А я знаю, какое.

- Какое?

- Конфеты – марабу, сны, вылетайте!

- Пусть будет так. И тогда сны разлетаются по всему миру и садятся на подушки к девочкам и мальчикам. Вот почему детишкам снятся сказки. А на рассвете сны возвращаются обратно.

- А я знаю! Этот волшебник – дедушка Дрёма!

Припев:

Ночь расскажет,

Ночь нам песню споёт,

Ночь на звездных салазках

Прямо в сны увезёт.

 Дети. Это колыбельная песня.

Учитель. Давайте мы себя проверим с помощью изображения на экране, вы были хорошими слушателями – это действительно жанр колыбельной песни!

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон зелёного цвета)

Учитель. Постарайтесь описать интонации голоса мамы при исполнении 
колыбельной песни?

Дети. Теплота любовь, душевность, ласка.

Учитель. А какие музыкальные инструменты можете ли вы предложить для аккомпонемента (сопровождения пения)?

Дети: Треугольники, маракасы, бубенцы.

(Ученики, давшие правильный ответ получают в свою копилку ноту - жетон синего цвета)

Учитель. 

Я вижу, что у вас есть желание исполнить эту песню. Давайте вспомним, как укачивают мамы своих малышей. Правильно, нежными и плавными движениями из стороны в сторону, для того, чтобы пришел сказочный цветной сон. А для того, чтобы нам было легче делать всё одновременно и слаженно нам вновь поможет…

Дети. Дирижер.

Сейчас мы выберем ученика, который хочет управлять хором и музыкальными инструментами. Ученик – дирижер, сам определяет последовательность вступления разных инструментов.

Под аудиозапись и управление дирижёра исполняем колыбельную песню. После исполнения учитель предлагает дирижёру самому оценить ребят, поощрив достойных нотами – жетонами жёлтого цвета.

Учитель. А сейчас, внимание, для определения следующего жанра народной песни, прослушайте отрывок музыкального произведения.

Учитель исполняет на инструменте фрагмент трудовой песни. Дети угадывают жанр.

Д. Это трудовая песня

На экране появляется иллюстрация к трудовой песне

Учитель. А кто нам подскажет текст этой песни?

«А мы просо сеяли, сеяли! А мы просо вытопчем, вытопчем! 
Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли! Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем!»

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон зеленого цвета)

Учитель. Вы прослушали фрагмент песни. Что интересного вы услышали, как звучала мелодия?

Дети. Мелодия звучала в разных регистрах высоком и низком.

Учитель. А почему именно так звучит мелодия трудовой песни?

Дети. Потому что это перекличка голосов юношей и девушек

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон зеленого цвета)

Учитель. А, зачем русские люди исполняли песни перед тяжелой работой?

Дети. Чтобы поднять настроение и легче было работать! Работа была очень тяжелая!

Учитель. Ребята, как вы думаете, для чего я приготовила народные костюмы? Конечно, чтобы ярче передать дух народной песни. Я предлагаю мальчикам надеть рубахи, а девочкам выбрать цветные платочки. Постарайтесь быть бережными, аккуратными с костюмами.

Исполняем трудовую песню с характерными движениями – стенка на стенку.

Учитель. Мне очень приятно, что вы приняли активное участие в закреплении народных песен, исполняя их от души. Давайте подведём итог, с какими жанрами народной песни мы познакомились на уроках музыки?

Дети. Трудовые, хороводные, колыбельные, рекрутские, плясовые.

На экране появляются слайды с изображениями и музыкальным сопровождением данных жанров народной песни. Ученики проверяют себя.

Учитель. Прежде чем перейти к тестовому заданию давайте все вместе сделаем гимнастику для снятия напряжения с глаз и проведем музыкально-дидактическую игру для релаксации под музыку «Пантомима с цветными шарами».

- А теперь пришло время справиться с тестом, который предлагает вам черепашка по имени Домисолька. Кто у нас самый внимательный, сосчитайте, сколько названий нот спрятано в имени черепашки?

Дети. Три ноты – До, Ми и Соль.

 (Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон синего цвета)

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами только познакомимся с программой, с помощью которой в дальнейшем сможем проводить проверку знаний индивидуально. А сегодня мы попробуем все дружно ответить на вопросы по теме урока «Русская народная музыка».

На экране появляются вопросы, на которые все учащиеся дружно отвечают. После ответа детей на экране тоже появляется подтверждение правильности ответа и, как подарок, от черепашки Домисольки музыкальный инструмент. В конце теста дети собирают целый оркестр народных инструментов.

Данный тест также можно проводить на карточках. Это дает ребенку возможность предварительно оценить свою работу. Провести взаимопроверку - поменяться с соседом по парте для проверки во время показа теста на мультимедийном экране. Сравнить собственную оценку с реальным результатом и провести саморефлексию

 Итог урока.

Учитель. Как вы думаете, а вам надо знать и хранить в своей памяти песни родного народа?

Дети. Да, это наши истоки.

Учитель. Целью нашего урока мы ставили закрепление знаний жанров народной музыки. Справились ли мы с поставленной задачей?

Дети. Справились.

Учитель. На протяжении всего урока все вы были очень внимательны и от души исполняли народные песни. Скажите, а что вам было трудно на уроке? А что понравилось больше всего? 
Спасибо за работу, до свидания.

 Дополнительные вопросы можно задавать по теме «Русские народные инструменты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс

Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...

Открытый урок по теме: Средства презентации и их использование в информационных технологиях

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»     Как это организовать?! Для этого существуют специальные электронные средства для создания му...

Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»

Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...

Тема открытого урока:"Pets and Animals" Развитие УУД с использованием ИКТ Класс: 4

Открытый урок Развитие УУД с использованием ИКТКласс: 4Тема урока: Pets and Animals Цель: Развитие языковой компетентности обучающихся через закрепление знаний по теме “Pet...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...