Конспект урока по биологии в 7 классе с использованием ИКТ. Тема: Класс птиц. Отряд пингвины. Л\р «Изучение внешнего строения птиц»
план-конспект урока на тему

Печеркина Татьяна Сергеевна

                                                                           «Боги дали нам птиц,

чтобы мы видели каждый день,

                                                                       что такое красота».

Конфуций

 

Цели: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету;

Задачи:

1.Познакомить учащихся с классом птиц, учить выделять существенные признаки внешнего строения, связанные с полётом, дать определение птицам.

2. Развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; развивать интерес к изучению предмета через выполнение различных дифференцированных заданий; формировать умения анализировать, обобщать;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, пернатым; осуществлять экологическое и эстетическое воспитание, воспитывать целенаправленное внимание, интерес к учению, самостоятельность.

 

Ход урока

Слайд 1, 2

Постановка проблемы

Сообщение темы и постановка целей урока.

Слайд 3

Видеоролик о птицах

Слайд 4

Эпиграфом к уроку послужат слова Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота».

Учитель биологии:         Почему птиц нельзя спутать с другими животными?    На основании чего мы можем сказать, что птица – это птица?    Какие у вас есть мнения на этот счет? 

Предполагаемые ответы учащихся:

1.     Птицы летают. (Слайд 5)

Но только ли птицы летают? Летают также насекомые, млекопитающие (летучие мыши, белки–летяги), летающие рыбы. Но самыми хорошими летунами бесспорно признаны птицы. Можем ли мы утверждать, что умение летать – главная особенность птиц?

(умение летать - не главная особенность птиц)  

2.     Птицы имеют крылья. (Слайд 5)

Крылья также имеют насекомые, летучие мыши. Можем ли мы утверждать, что наличие крыльев – главная особенность птиц?

(наличие крыльев – не главная особенность птиц)

3.     Птицы имеют клюв. Но только ли птицы имеют клюв? Клюв также имеет морской моллюск – осьминог. Значит это тоже не главная особенность птиц. (Слайд 6)

 

4. Птицы поют. Но поют и дельфины, касатки, значит и это не главная особенность птиц. (Слайд 7)

5. Птицы вьют гнезда. Да, птицы вьют гнезда, но есть такие птицы, которые откладывают яйца прямо на камни, а еще вьют гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит это тоже не главная особенность птиц. (Слайд 8)

6. Птицы откладывают яйца. Но откладывают яйца и крокодилы и черепахи и некоторые змеи. Значит это тоже не главная особенность птиц. (Слайд 9)

7. Птицы имеют перья.

Потому птиц называют пернатые. Ни у одних животных населяющих Землю нет перьев, кроме птиц.

Учитель биологии: Ребята, как вы думаете, а какая самая главная отличительная особенность птиц из всех перечисленных?

(наличие перьев)

      Исходя из наших выводов, давайте попробуем составить определение птицам. 

Птицы – это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие клюв. (Слайд 9)

Скажите, а какая среда обитания птиц. (Слайд 10)

Учитель биологии:  Какие же они всё-таки своеобразные эти птицы – «Рожденные летать». Рассмотрим строение тела сизого голубя. (Слайд 12)

Отделы тела: голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.

 

 Выясним  слагаемые успеха, позволяющие летать.

Отделы тела

Предполагаемые ответы

1

Голова

Небольшая, округлой формы

 

Глаза.

(Слайд 13)

По бокам головы, третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, попадающих в них во время полета.

 

Клюв

карточки

Состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом. В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв.

Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц.

 

Ноздри

Расположены у основания надклювья.

 

Ушные отверстия

 

2

Шея.

Очень подвижная.

3

Туловище.

Плавный переход отделов тела друг в друга, то есть обтекаемая форма тела. Обтекаемую форму тела птицам придает перьевой покров. Старательно уложенные перья придают птице хорошо обтекаемый контур так, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению перьев.

4

Хвост.

Выполняет функцию руля.

5

Конечности

(Причуды стопы)

 
 

Задние конечности – ноги

(Слайд 14-15)

– Задние конечности - ноги, пальцы с когтями, цевка с роговыми чешуйками, (у кого еще есть роговые чешуйки). У пресмыкающихся. Считается, что предки птиц были рептилиями, похожими на ящериц, и вели древесный образ жизни. (Слайд 17) Стопа состоит из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад) (Слайд 16), исключения: совы и дятлы – 2 вперед, 2 назад, стриж – 4 вперед. (Слайд 18)   Наличие цевки – длинной прочной кости, не имеющей мускулатуры. Обеспечивает точную координацию движений.   

 

Передние конечности – крылья

(Слайд 16)

Передние конечности – крылья. «Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством. Крыло – это весло птицы, с помощью которого она плывет по воздушному океану», писал великий Леонардо Давинчи. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу (разность давлений над крылом и под крылом).

–       Сокол Сапсан, для увеличения скорости движения прижимает крылья к телу, когда устремляется за добычей с небес и достигает при этом скорость 180км/ч.

–       Альбатрос – самая крупная из летающих птиц, у которых крылья имеют вытянутую форму и размах до 3 метров, потому часами может парить над океанами, не сделав ни одного взмаха.

–       Колибри – может занимать почти вертикальное положение, стоять в воздухе на одном месте и даже двигаться назад, за счет того, что их крылышки бьются с частотой 80 взмахов в секунду.

–       А бывают ли птицы без крыльев? Нет! Бескрылых птиц в природе не бывает, хотя не всякие крылья годятся для полета.

У Пингвинов – они выполняют функцию ласт.

У Страусов – крылья используются для брачных танцев.

У Новозеландского Киви – они очень малы и полностью спрятаны среди оперения, так что снаружи не видны.

6

Покровы тела - перьевые.

«Перья – вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу. Именно перья сделали возможным птичий полет. Так как мы с вами находимся в исследовательской экспедиции, то сейчас рассмотрим и исследуем перья. (Слайд 17, 18)

- сравнить по форме, цвету, размеру (разные), есть стержень,

волоски – бородки, ими цепляются друг за друга, как молния застежка – придают форму телу. - отрежьте кончик, рассмотрите срез – похож на трубочку, там пусто, значит легкое.

Учитель берет лист бумаги, держит за край, ученик дует снизу, лист держится в воздухе. Так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.

- перья держат тепло.

А знаете ли вы, сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

Итоги исследования: (Слайд 32) Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.

Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.

 

 

КАРТОЧКИ Особенности внутреннего строения птиц  в связи с приспособленностью к полёту.

– Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, хуже – туловища.

Слайд 19  Пищеварительная и дыхательная система.

В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь;

в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается;

в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов;

толстая кишка впадает в клоаку.

Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков.

При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом, увеличивается интенсивность газообмена ( принцип двойного дыхания).

Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла.

Слайд 20 Кровеносная система.

Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C.

Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри).

У птиц два круга кровообращения.

Слайд 21 Нервная система и органы чувств.

Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок.

У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия;

Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи.

Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц;

Слайд 22 Органы выделения и размножения.

Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки.

Мочевой пузырь отсутствует.

Органы размножения расположены в полости тела. У самцов бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки. Редукция (исчезновение органа в связи с утратой его функций) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жёсткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.

Семяпроводы от семенников впадают в клоаку.

Слайд 23 Размножение развитие птиц.

Яйца покрыты известковой скорлупой. Одни птицы строят гнёзда, другие откладывают яйца прямо на землю, в траву, на скалы.

Слайд 24 Из яиц вылупляются птенцы: гнездовые( голые, слепые, беспомощные) или выводковые ( опушенные, зрячие. )

Слайд 25 Отряд пингвины.

Пингвин – один из самых необычных и своеобразных представителей птичьего мира. Внешним видом и походкой пингвины похожи на маленьких человечков. В Антарктиде встречаются только два вида пингвинов - «императоры» и пингвины Адели.

 Пингвины лучше всех остальных птиц приспособились к жизни в воде. Они достигли в этом уровня тюленей и дельфинов.

Слайд 26 Пингвины не просто плавают под водой, они под водой летают, очень быстро и ловко. Главным движителем при плавании у них являются крылья-ласты. Скорость плавания составляет около 20-25 км/час, но если пингвины торопятся, они могут развить скорость и 40км/час. «Одежда» пингвина - это «панцирь» из жестких, прочных, недлинных лоснящихся перьев, уложенных наподобие черепицы на крыше. Они не дают ветру добраться до пуховой прокладки между телом и «панцирем». Но пуха под перьями у пингвинов очень мало. Поэтому, как и тюлени, пингвины под кожей имеют жировую прослойку. Лапы перьями не покрыты, но они жирные и черного цвета, что позволяет улавливать солнечное тепло. Кости пингвинов тяжелые. Большой вес помогает им нырять, чтобы добывать себе пищу. Пища пингвинов - планктон, рыба и головоногие моллюски.

Слайд 27 Они группами и стаями держатся в море, а во время размножения обязательно образуют колонии, достигающие иногда несколько сотен тысяч и даже миллионов особей.

Слайд 28 После того как самка-мама снесет одно яйцо, довольно таки большое – весом до полкилограмма, папа-пингвин будет в течение шестидесяти пяти дней высиживать (точнее, выстаивать) птенчика. Яйцо находится под складкой живота папы как бы в теплом кармане (температура всегда постоянная - 34 градуса).

Закрепление знаний

  1. В чем отличие птиц от других животных
  2. Почему и зачем на теле птиц такое разнообразие перьев
  3. Какого внутреннее строение птиц
  4. Кто такие пингвины, почему тоже считаются птицами.

 

Урок хочется закончить известной поговоркой : ”Каким скучным местом был бы мир без птиц”. Берегите птиц. Сейчас зима и нам просто необходимо делать кормушки. И тогда весной они отблагодарят нас своим пением и своей красотой.

Домашнее задание

Параграф 27. Сообщение о любых птицах,  занесенных в Красную Книгу.

  Используемая литература:
1. Биология. Животные.Учебник для 7-8кл./под ред.М.А.Козлова.-М.,Просвещение,2009

2. Н.И. Галушкова. Н.И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы к учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина /авт.-сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград, Учитель, 2008
3.А.И. Никишов А.И.,Шарова И.Х.Биология. Животные. Учебник для 7-8кл.- М., Просвещение,2010
4. В.В.Латюшин , В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2009
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon призентация2.77 МБ
Microsoft Office document icon карточки для урока1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

урок биологии в 7 классе Автор: Печеркина Татьяна Сергеевна, учитель биологии МБОУ ООШ № 14 Класс Птицы. Отряд пингвины

Слайд 2

Цели : Усвоить знания об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету;

Слайд 4

« Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота » . Конфуций

Слайд 11

Среды обитания птиц и способы передвижения водная наземно -воздушная воздушная

Слайд 12

Лабораторная работа " Внешнее строение птиц"

Слайд 13

Глаза Поле зрения одним и двумя глазами

Слайд 14

Строение нижней конечности пальцы цевка

Слайд 15

строение и роль ног в жизни птиц Ноги помогают ухаживаь за опереньем Попугай лапой подносят пищу ко рту Некоторые птицы ногами ловят, умершвляют и носят добычу.

Слайд 16

Строение крыла птицы Маховые перья Крылышко плечо предплечье кисть первостепенные второстепенные

Слайд 17

Строение пера

Слайд 18

Строение пера

Слайд 19

Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Пищеварительная система Дыхательная система

Слайд 20

Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Кровеносная система

Слайд 21

Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Нервная система

Слайд 22

органы размножения и выделения Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Слайд 23

Размножение и развитие птиц

Слайд 24

Виды птенцов гнездовые выводковые

Слайд 26

Слайд 27

Пингвины - общ ественные птицы.

Слайд 28

ПАПЫ-НАСЕДКИ

Слайд 29

Союз охраны птиц России объявлял: 2005 год - годом Совы, 2006год - годом чайки, 2007 год – годом аиста. 1 апреля отмечают День Птиц

Слайд 30

” Каким скучным местом был бы мир без птиц”.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»

Тема : «Основные этапы происхождения человека»План1. Доказательства происхождения человека от животных2. Эволюция человека3. Предшественники человека4. Первые люди5.Современные люди6 .Чело...

Конспект урока по биологии на тему _Деление клетки. Митоз_ (10 класс)

Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клет...

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение....

конспект урока по биологии 8 класс

Конспект урока биологии по теме "Внешнее строение и приспособления к полету" 7 класс...

Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».

Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для  формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...

Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"

Урок- исследование по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме "Прорастание семян"

Урок-практикум по биологии в 6 классе по теме "Прорастание семян"...