Конспект урока по биологии на тему _Деление клетки. Митоз_ (10 класс)
план-конспект урока

Наталья Викторовна Куркина

Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клеток для организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по биологии в 10 классе

Автор: Куркина Наталья Викторовна

Тема: Деление клетки. Митоз.

Место и роль урока в изучаемой теме: Тема урока изучается после темы «Обмен веществ и превращение энергии. Пластический обмен.  Фотосинтез»

Цель урока: Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клеток для организма.

Задачи: сформировать знания о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза.

  • обучающие – формирование знаний о стадиях митотического цикла; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза; рассмотреть механизмы, обеспечивающие идентичность дочерних клеток;
  • развивающие – умение работать с учебником, таблицей, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
  • воспитательные – бережное отношение к своему здоровью, формирование научного мировоззрения.

Демонстрация: жизненный цикл клетки, митоз, интерфаза, фазы митоза

Тип урока:

Основное содержание темы:Жизненный цикл клетки. Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Основные виды деятельности учащихся:выделять существенные признаки процесса деления клетки; приводить доказательства родства живых организмов, используя знания о геноме

Используемый УМК

1. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. М.: Дрофа, 2010

2.  Т.А. Козлова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. Общая биология. Базовый уровень. 10-11. М.: Дрофа ,2007

3.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень). Учебник для 10-11 класса. М.: Дрофа 2011-2013

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Изучение нового материала

Беседа.

— Факт первый. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно умирает вследствие воздействия других организмов, от болезней или от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.

Факт второй. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки  — зиготы.

Факт третий. Этот  процесс направлен на увеличение количества. Это одно из свойств живого организма. Даже мельчайшие неклеточные структуры — вирусы, пусть и не самостоятельно, а с помощью клетки-хозяина способны к этому процессу. О каком свойстве живых организмов идет речь?

1. Рост и развитие как два неразрывно связанных друг с другом свойства живого. Особенности роста и развития организмов разных систематических групп. (Вводная беседа)

В момент рождения ребенок весит в среднем 3-3,5 кг и имеет рост примерно 50см,  детеныш медведя весит при рождении 200г, а взрослый медведь 500к, а кенгуренок рождается с весом 1г, из маленького семени вырастает огромное дерево. Все эти изменения происходят благодаря важным свойствам организма. Как называются эти свойства?

Что называют ростом  и  что такое развитие?

Вспомните, как согласно клеточной теории, происходит увеличение числа клеток?  

Какова продолжительность жизни клетки?

Найдите ответ с.103

Как вы считаете, одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме? Обоснуйте свое мнение.

Клетки тканей многоклеточного организма на разных стадиях его развития делятся очень часто, а затем клеточные циклы значительно удлиняются.  (Например:  80 % головного мозга (клетки нейроны) формируются путем деления сразу после рождения животного.Однако большинство этих клеток теряют способность к делению, и часть из них доживает не делясь до естественной смерти животного от старости.)

Определяющим фактором всех этих процессов служит наследственная информация которая хранится в ядре каждой клетки. Т.е. в процессе роста каждая новая клетка должна получить точную копию генетического материала.

2. Жизненный цикл клетки, состоящий из интерфазы (подготовки к делению) и самого деления.

Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит только путем деления предыдущей, материнской клетки.

? Ребята, а как вы понимаете, что такое «Жизненный цикл клетки» или «Клеточный цикл»?

Продолжительность жизненного цикла у разных клеток сильно различается и зависит от типа клеток и условий внешней среды (температуры, наличия кислорода и питательных веществ). Например жизненный цикл амебы составляет 36ч, а бактерии могут делиться каждые 20 мин.

Весь жизненный цикл клетки представляет собой ряд событий.

 Найдите в тексте учебника с.104, что может происходить  с клеткой от одного деления до другого?

3.Интерфаза как подготовка клетки к делению. Особенности процессов, происходящих в интерфазе.(Беседа с опорой на знания учащихся о строении и функциях хромосом, молекул ДНК, синтезе АТФ, белка, удвоении ДНК)

Между двумя митозами ядро находится в стадии интерфазы. В период интерфазы в клетке осуществляются процессы биосинтеза, происходит рост клетки, образование веществ, подавляющих или стимулирующих метаболические процессы и циклы деления.

Продолжительность интерфазы различна, но всегда значительно длительнее, чем сам митоз. Обычно интерфаза занимает не меньше 90% времени всего клеточного цикла. Например, у быстро делящихся клеток высших эукариот последовательные деления происходят один раз в 16-24 часа, и каждая фаза М длится 1-2 часа (например: у клеток эпителия тонкой кишки мыши интерфаза длится 12-18 ч, а митоз — 0,5-1 ч; у клеток корешка конского боба — соответственно 25 и 0,5 ч.).

4.Фазы митоза. Особенности состояния и положения хромосом в каждой фазе. Рассказ с элементами самостоятельной работы учащихся с материалом учебника на с.104-106.  Заполнение таблицы)

Основным способом деления клетки является митоз

Митоз – непрямое деление ядра клетки и ее тела, в результате которого увеличивается количество клеток с равномерно распределенным генетическим материалом.

Митоз – тип деления клетки, при котором образуются дочерние клетки с таким же набором хромосом, как у материнской клетки

Митоз искусственно разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.

Фазы

Основные события

Интерфаза

Период подготовки к делению

Митоз

это деление, в процессе которого происходит строго одинаковое распределение точно скопированных хромосом между дочерними клетками, что обеспечивает образование генетически идентичных – одинаковых клеток  

Профаза

1.Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.
2.Ядерная мембрана и ядрышко разрушаются.
3.Центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки

Метафаза

4.Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется веретено деления

Анафаза

5.Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки 
с помощью нитей веретена деления

Телофаза

6. Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана.
7. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокенез). Образуются две дочерние клетки

Весь процесс митоза занимает в большинстве случаев от 1 до 2 часов. Однако частота митоза в разных тканях и у разных видов различна. Например, в красном костном мозге человека, где каждую секунду образуется 10 млн эритроцитов, в каждую секунду должно происходить 10 млн митозов.

Отвечают на вопросы учителя

(Рост и развитие)

Процессы роста и развития необратимы. Эти свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

Ответ  с.103:

Если мы будем, говорит о многоклеточном организме, рост происходит за счет увеличения количества клеток, а рост одноклеточного организма – это увеличение размеров и усложнение строения.

Ответ: Жизненный цикл клетки – период жизни клетки от момента её возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления

Ответ

Обучающиеся самостоятельно работают с учебником, заполняя схему.

Находят в тексте характеристику фаз митоза

II. Закрепление знаний о биологическом  значении митоза, обеспечивающего постоянство числа и формы хромосом в дочерних клетках; о сходстве митоза у растений и животных как доказательстве единства живой природы.

Рефлексия

Каково значение митоза?

Вывод: Один из постулатов клеточной теории гласит, что увеличение числа клеток, их размножение, происходит путем деления исходной клетки. Это положение исключает какое-либо «самозарождение» клеток или их образование из неклеточного «живого вещества». В основе размножения и индивидуального развития организма лежит деление клеток

Обобщение и закрепление знаний. Самопроверка

Сейчас вам предстоит выполнить задание:

Задание 1.Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1) Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток с

а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке

б) одинаковым набором хромосом, уменьшенным вдвое по сравнению с материнской клеткой

в) одинаковым набором хромосом, увеличенным вдвое по сравнению с материнской клеткой

г) различающимися между собой наборами хромосом

2) При делении клетки формирование веретена деления происходит в

а) профазе  б) телофазе  в) метафазе г) анафазе

3) Редупликация ДНК в клетке происходит в

а) профазе  б) метафазе  в) интерфазег) анафазе

4) Профазу митоза можно определить по

а) спирализации хромосом, их беспорядочному расположению в цитоплазме

б) расположению хромосом в экваториальной плоскости клетки

в) расхождению хроматид к противоположным полюсам клетки

г) наличию двух ядер и перетяжки в клетке

5) Значение митоза состоит в увеличении числа

а) хромосом в половых клетках

б) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

в) молекул ДНК по сравнению с материнской клеткой

г) хромосом в соматических клетках

6) По каким признакам можно узнать анафазу митоза?

а) по беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме

б) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки

в) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки

г) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер

7) Раны и царапины на коже заживают благодаря

а) митозу  б) мейозу  в) интерфазе          г) делению клеток

8) В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают

а) рибосомы  б) хромосомы  в) митохондрииг) лизосомы

Задание 2.Установите правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза.

А) формирование новых ядерных оболочек

Б) утолщение и укорочение хромосом

В) выстраивание хромосом в центральной части клетки

Г) начало движения хромосом к экваториальной плоскости

Д) расхождение хроматид к полюсам клетки

Е) распад ядерной оболочки

Ответ:1-в, 2-в, 3-в, 4-а, 5-б, 6-в, 7-а, 8-б (1 –  8  по1 баллу за правильный ответ).Задание 2 – ВЕГДА (2 балла за правильную последовательность, 1 балл если допущена 1 ошибка)

Рефлексия. Ответьте на утверждение знаком «+» или «-»

На уроке было над чем подумать

На все возникшие вопросы получил ответ

Остались вопросы

На уроке я

 работал добросовестно

Оцените свою тестовую работу

9-10б – «5»

7-8б – «4»

5-6б – «3»

Оценка учителя

С помощью учебника отвечают на вопрос:

Значение митоза:

1. Митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста функционирующего живого организма;

2. Обеспечивает замены клеток истощенных или поврежденных тканей. У человека постоянно заменяются клетки кожи, эпителия кишечника и легких, клетки крови;

3. При этом процессе сохраняется набор хромосом. Дочерние клетки имеют идентичные наборы хромосом и функционируют как гармоничная часть ткани, органа, организма;

4. Вегетативное размножение многоклеточных организмов (растений и животных)

5.У одноклеточных эукариотов обеспечивает бесполое размножение

Выполняют тест и осуществляют самопроверку

Оценивают собственную работу

«Особенно хорошо я усвоил...»,

«Свой результат могу оценить так...»

III. Задание на дом

Изучить п.3.4. Повторить материал о хромосомах, кариотипе в п.2.8

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Презентация к уроку по биологии на тему: "Органоиды клетки"

Презентация к уроку по биологии на тему: "Органоиды клетки"...

Деление клетки – митоз

Мы подробно рассмотрим митоз. Начиная с 1873 года многими исследователями были описаны разнообразные картины непрямого деления (митоза) растительных и животных клеток. В 1875 году Э. Страсбургер...

Разработка открытого урока по биологии на тему Строение клетки

Тема урока: Строение клетки. Задачи урока:- продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследствен...

Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»

Тема : «Основные этапы происхождения человека»План1. Доказательства происхождения человека от животных2. Эволюция человека3. Предшественники человека4. Первые люди5.Современные люди6 .Чело...

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение....

Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».

Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для  формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...