Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)
план-конспект урока по теме

Астафьева Ирина Николаевна

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.

Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.

Дать представление о гипотезах происхождения человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ya_i_vremya.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     Я      И      ВРЕМЯ.

Цели: 1. Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.

  1. Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.
  2. Дать представление о гипотезах происхождения человека.
  3. Развивать умения на основе полученных знаний делать выводы.
  4. Прививать любовь ко всему живому на Земле, бережном и разумном отношении
    природе.

Оборудование: 1. Фотографии учителя в детстве, молодости, зрелости, старости.

  1. Фотографии детей, их родителей, бабушек, дедушек в детстве, молодости,
    старости.
  2. Полоски разноцветной бумаги /по 6 полосок на каждого ученика/, клей.
  3. Лента Времени.
  4. Таблица "Схема развития животного мира".
  5. Учебник Плешакова А.А. Природоведение-3 /на каждую парту/.
  6. Материал к стенду "Они жили на Земле..."
  7. Материал к стенду "Мы через 20 лет..." /рисунки учащихся/.
  8. Панно "Мы - жители Земли".

10.Технические средства обучения : ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Литература :

  1. Плешаков А.А. Природоведение-3,- Ш.: Просвещение, 1992.
    с. 112 § Человек  - часть природы.
  2. Белла Дижур "Жалобная книга природы".

с. 136-137 § Кто он - друг или враг.  с. 151-153 § 505 с. 66-67

  1. Акимушкин И. Мир животных /беспозвоночные, ископаемые животные/.-И.:
    "Мысль", 1995.
  2. Коровин В. Миллионы лет до нашей эры,- М.-С., 1993.
  3. Дугал Диксон, иллюстрированная энциклопедия ДИНОЗАВРЫ.- М.,1994
  4. Яковлева И. След динозавра. - М., 1993 .

                                                                                                                                                                  Х о д     у р о к а

1.        Сообщение темы, цели урока. Понятие Времени.

  • Сегодня мы будем разбираться в том, что такое время.
  • Почему говорят, что "со временем всё изменяется"?

Вы уже прожили на свете несколько лет, вы сейчас живете, вы будете жить завтра, послезавтра ж еще годы. Раньше вы были крохотулями, сейчас - небольшие мальчики и девочки, потом взрослые люди, пройдет время ... и вы состаритесь.

-        Достаньте фотографии своих бабушек и дедушек в молодости,
зрелости и сейчас; фотографии пап и мам в молодости и сейчас; ваши
фотографии в детстве и сейчас.

/ Демонстрация фотографий учителя./

-        Что вы можете сказать? Изменились ли вы, ваши родители, бабушки и
дедушки со временем?

Со временем люди меняются.

Вывод:  Время меняет нас!

-        Есть ли сходство во внешнем облике между родственниками /вашими
папами и мамами, дедушками и бабушками/?

Родственники внешне схожи друг с другом, пальчики бывают похожи чаще всего на маму, девочки- на папу. Дети похожи на своих родителей.

-        А теперь рассмотрим ваши портреты через 20 лет.

/Стенд "Мы-через 20 лет". На стенде помещены рисунки учащихся - какими они представляют себя через 20 лет./

2.        Изготовление гирлянд. Предки и потомки.

  • Возьмите одну из полосок цветной бумаги и напишите свое имя.
    Сверните колечком и склейте.
  • На другой полоске напишите имена мамы и папы, склей те ее в
    гирлянду с первой.

На третьей полоске напишите имена своих бабушек и дедушек и тоже присоедините к гирлянде.

На четвертой полоске - имена прабабушек и прадедушек.

  • Плохо, что вы не знаете, как их звали; но ведь они были! Поэтому
    приклейте пустое колечко.
  • А у них были мамы и папы? Это ваши  пра-пра-пра...
    Это те, кто был ПЕРЕД вами, ваши ПРЕДКИ.

И всё, что было до вас, начиная с первого человека - это предки.

-        А что будет ПОТОМ? У вас будут дети?

На этой полоске мы ничего писать пока не будем, но присоединим ее к нашей гирлянде, к ней - еще одну и т.д. Это - наши ПОТОМКИ.

У каждого из вас получилась своя, непохожая на другие, гирлянда, из ВАШИХ  ПРЕДКОВ  и ПОТОМКОВ.

  • Можно ли назвать нас родственниками?
    /Собрать вместе все гирлянды./
  • У нас когда-то был один общий предок.

Вывод: все люди - близкие родственники, все люди - братья, имели одного предка.

3. История Земли. Лента времени. Презентация « Миллионы лет до нашей эры».

У любого человека, хотя мы все разные, есть своя история.

  • А у Земли есть своя история? Есть ли прошлое?
  • Задумывались ли вы над тем, какой была Земля миллионы лет назад?

... Давным-давно, многие миллионы лет назад, когда еще не было ни растений, ни животных, ни самого человека, наша планета Земля выглядела совсем иначе, чем мы привыкли видеть ее сегодня.

/ Учитель медленно разворачивает Ленту Времени./

Слайд 1.Миллионы лет до нашей  эры.

Слайд 2. Если бы мы могли сесть в машину времени и перенестись в то далекое прошлое, мы бы очень испугались того, что увидели. Огромные языки пламени выплескиваются из недр Земли, огненная лава с шипящими брызгами разливается по безжизненным скалам, бушующий ветер поднимает в воздух столбы раскаленного пепла. Повсюду сверкают ослепительные молнии, грохочет гром. Могучие силы природы - воздух, огонь и вода - решили помериться силами в великой битве стихий

Слайд 3. Неизвестно, как долго продолжалась бы эта борьба, если бы не начался дождь. Он шел не переставая в течение многих лет .Вода не успевала высыхать . Миллионы луж стекались в огромные моря ,ручьи -в бурные реки . Из морей и рек образовался Мировой океан. Именно там зародилась первая жизнь. Под воздействием солнечных лучей вода нагревалась. В ней стали развиваться мельчайшие живые существа, похожие на сегодняшних микробов и бактерий. Из них в дальнейшем образовались водоросли. Они выделяли кислород и наполняли им воздух и воду.

Слайд 4. Кислород, которым можно дышать, теплая вода и изобилие пищи способствовали появлению первых животных: кораллов, морских звезд, морских ежей, губок, трилобитов, медуз. Первые жители подводного царства были неуклюжими и медлительными. В воде им не грозили никакие опасности: ведь хищники еще не появились на свет.

Слайд 5. Прошли миллионы лет. Кончилась беззаботная жизнь. В воде появились первые хищники. Прибрежные пространства заполнили полчища грозных ракоскорпионов. Они были вооружены мощными клешнями и ядовитым хвостовым шипом.

Слайд 6. Всем, кто хотел выжить, приходилось приспосабливаться к новым условиям. Пора было одеваться в крепкие доспехи, обзаводиться острыми зубами и прочной   чешуей, и, главное, учиться быстро плавать. Наступило время рыб...

Слайд 7. Прошло время, и возникли условия для выхода жизни на сушу. Теплый и влажный климат способствовал появлению первых наземных растений. Они не имели листьев и походили на длинные копья, торчащие из земли. Древнейшими растениями были хвощи и папоротники. В отличие от современных, они имели гигантские размеры достигая высоты 30 метров.

Слайд 8. Пришла пора и животным осваивать землю. Одними из первых завоевателей суши были многоножки, пауки, насекомые. Вслед за ними последовали древние земноводные - предки лягушек и жаб.

Слайд 9. Примерно через 50 млн. лет сушу стали осваивать древние пресмыкающиеся - предки ящериц, змей; черепах, крокодилов. Это были первые позвоночные животные, которые постоянно на суше. Эти животные откладывали яйца, из которых вылуплялись маленькие детеныши, уже полностью приспособленные к жизни на суше.

Слайд 10. Климат становился все более теплым и влажным. Наступило вечное лето. Разрослись непроходимые лесные чащи. Под могучими кронами деревьев - гигантов бурно кипела повседневная жизнь. В воздухе парили необычные летающие существа. В то время жили самые крупные насекомые, которых когда-либо видела Земля ,- гигантские стрекозы. Размах их крыльев достигал 1 метра. Огромные стрекозы были опасными хищниками.

Слайд 11. В то время на Земле появились первые динозавры. Это было около 225 млн. лет назад. Слово «динозавр» пришло к нам из греческого языка и означает «страшный, ужасный ящер». Динозавры были самыми страшными и огромными животными в истории нашей планеты. Некоторые из них достигали высоты 6-этажного дома и весили более 100 тонн.

Сообщение ученика о тираннозавре. /Смотри Приложение./

Сообщение ученика о тираннозавре. /Смотри Приложение./

Слайд 12. Брахиозавр

Сообщение ученика. /Смотри Приложение./

Слайд 13. Стегозавр

Сообщение ученика. /Смотри Приложение./

Слайд 14. Трицератопс

Сообщение ученика. /Смотри Приложение./

Слайд 15. Анкилозавр, Ихтиозавр. Сообщение учеников. /Смотри Приложение./

Слайд 16. Птеродактиль.

Сообщение ученика. /Смотри Приложение./

Слайд 17. Около 65 млн. лет назад вымерли все динозавры. Почему это произошло ученым в точности неизвестно. Самым распространенным мнением является то, что динозавры вымерли от холода . На Землю упал огромный метеорит диаметром более 10 км. Это привело к резкому изменению климата и всеобщему похолоданию. Стало меньше зеленого корма.

Слайд18. С исчезновением динозавров начинается эпоха новой жизни. Именно тогда на нашей планете появилось большинство животных; живущих в настоящее время: слоны, носороги, тигры, лошади, зайцы и т.д. Далекими предками современных слонов были мамонты.

Слайд 19. Примерно 20 млн. лет назад на Земле появился Человек.

Вывод: история Земли достаточно длинная, жизнь зародилась очень давно, а человек появился в ней сравнительно недавно.

-        На ленте ВРЕМЕНИ обратите внимание на то, что слишком мала длина
участка Истории, на которой есть Человек.

/Учитель присоединяет к ленте Времени гирлянды, в том месте, где в истории Земли появляется Человек./

  • А у кошки есть предки?
  • А у рыбки?
  • Если мы сделаем такую же гирлянду для других живых существ, у нее
    будет
    свое место на ленте Времени?

/Показ таблицы "Схема развития животного мира"./

-        Из таблицы видно, когда появились на Земле разные биологические
виды.

4 .   Кто такой Человек. Происхождение человека.

-Кто такой человек?

Человек - это часть природы, живой организм. Он обладает разумом и может управлять своими действиями.

- Кого мы считаем предками человека?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

1. Библия. Человека сотворил бог. Кто сотворил бога?

  1. Космическая версия. Была рядом с Землей другая похожая планета.
    Оттуда прилетели живые существа, похожие на людей, тогда, когда
    жизнь на их планете прекращалась.
  2. Биологическая версия. Человек - живой организм, произошел от
    древних животных в процессе развития.

  • Обратите внимание /по таблице/,что человек -это тоже биологический
    вид
     в ряду других видов.
  • Чем Человек отличается от всех остальных живых существ на Земле?
    Наличием разума.

Гомо-сапиенс - человек-разумный.

  • В силах ли человека сделать так, что не зарисованная часть Ленты
    Времени станет зарисованной? Что для этого надо?
  • Может ли история Земли продолжаться без человека? Без его влияния
    на природу?
  • А может ли история Земли прекратиться?  Почему?
    - Из-за неразумных действий человека.

- Есть примеры, когда под воздействием человека исчезли многие живые

существа.

/Стенд "Они жили на Земле..."/

СТРАНСТВУЮЩИЕ ГОЛУБИ. В одной стране шли необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.

МОРСКИЕ КОРОВЫ. Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море ,у самого берега огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их... Прошло 27 лет и морские коровы навсегда исчезли.

ДРОНТ был крупной нелетающей птицей. Эти птицы жили на небольшом острове. Когда там поселились люди, они уничтожили всех дронтов.

Помните, что по вине людей исчезли морские коровы, странствующие голуби, дронты и многие другие звери, птицы, насекомые, растения.

Многие растения, животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Этим живым существам угрожаем огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.

Вывод: история Земли очень длинная и Человек появился на ней сравнительно недавно. Но он может сделать так, что история Земли прекратиться, Земля погибнет из-за его неразумных действий. Человек многое может. Он не только губитель Природы. Он может и должен быть ее садовником, творцом, ее лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома! Природа принадлежит всем. И тем, кто живет теперь на Земле, и тем, кто будет жить после нас.

  • Так смеем ли мы ее портить?
  • Вы берегите свою гирлянду из Ваших предков и потомков, пусть ваши
    дети продолжают эту цепочку.

5. Обобщение.

  • Давно ли началась история Земли?
  • А история  человечества?
  • Кто такой Человек?
  • Человек - часть природы.
  • Кем человек должен быть Природе: другом или врагом?

6.Защита проекта  «Моя семья».

7.Просмотр мультфильма «Земля до начала времен».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии для 1 класса по теме "Первоцветы"

Урок включает в себя разнообразные формы и методы работы с предлагаемым  материалом и учащимися. Предлагаемый материал подобран с учетом ФГОС. Урок направлен на развитие исследовательской деятель...

Конспект урока окружающего мира по теме: " Мы – зрители и пассажиры ". 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру. Тема: " Мы - зрители и пассажиры" 2 класс....

конспект по окружающему миру 2 класс на тему "Город и село"

конспект по окружающему миру 2  класс на тему "Город и село"...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Степь" 4 класс

Данный материал предназначается для урока в 4 классе, по программе окружающий мир....