Главные вкладки

    Разработка открытого урока по биологии на тему Строение клетки
    рабочая программа на тему

    Тема урока: Строение клетки.

     

    Задачи урока:

    - продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследственности, выяснить особенности строения клеток прокариот и эукариот, сформировать понятия: «прокариоты» и «эукариоты»;

     

     

    - развитие образного мышления, умения анализировать и выделять главное, делать выводы на основании полученных данных, развивать навыки работы с лабораторным оборудованием;

     

    Тип урока: комбинированный с элементом лабораторной работы.

     

    Методы и приемы: иллюстрированный с объяснениями, практический.

     

    Материалы и оборудование:

     

    Таблицы:

    «Схема строения клетки (растительной и животной)»,

    «Схема строения клетки (бактериальной и сине-зеленой водоросли)»;

    Учебники;

    Микроскопы;

    Материалы для лабораторной работы;

    Инструктивные карты для лабораторной работы.

     

    Тесты:

    «Цитоплазма клетки и ее органоиды»;

    «Ядро клетки».

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБПОУ КК УСПЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Разработка открытого урока по биологии на тему:

    «Строение клетки»

    Выполнила преподаватель

    биологии Чалова Н.С.

    с. Успенское, 2017г.

    Тема урока: Строение клетки.

    Задачи урока:

    - продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследственности, выяснить особенности строения клеток прокариот и эукариот, сформировать понятия: «прокариоты» и «эукариоты»;

    - развитие образного мышления, умения анализировать и выделять главное, делать выводы на основании полученных данных, развивать навыки работы с лабораторным оборудованием;

    Тип урока: комбинированный с элементом лабораторной работы.

    Методы и приемы: иллюстрированный с объяснениями, практический.

    Материалы и оборудование:

    Таблицы:

    «Схема строения клетки (растительной и животной)»,

    «Схема строения клетки (бактериальной и сине-зеленой водоросли)»;

    Учебники;

    Микроскопы;

    Материалы для лабораторной работы;

    Инструктивные карты для лабораторной работы.

    Тесты:

    «Цитоплазма клетки и ее органоиды»;

    «Ядро клетки».

    Ход урока:

    I. Оргмомент, сообщение темы и целей урока.

    Давайте попробуем заглянуть внутрь клетки, и пусть, её невидимая внутренняя красота восхитит нас, и даст нам возможность узнать чуть больше об этой стороне живой природы. Перед вами на столе лежит карта-путеводитель, на которой отсутствует название органоида. Ваша задача – в течение нашего урока заполнить эти пробелы. Эта «карта» поможет вам правильно и быстро выполнить впоследствии лабораторную работу.

    II. Повторение изученного материала.

    Беседа по вопросам:

    - Что такое цитология? (Цитология (греч. κύτος «клетка» и λόγος — «учение», «наука») — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти)

    - Какой ученый положил начало цитологии? (Роберт Гук)

    - Какие части клетки вы знаете? (Цитоплазма и ядро, Плазматическая оболочка (мембрана))

    - Как связано строение клеточной мембраны с ее функциями? (Все клеточные мембраны представляют собой подвижные текучие структуры, поскольку молекулы липидов и белков не связаны между собой ковалентными связями и способны достаточно быстро перемещаться в плоскости мембраны.)

    - Какова связь между рибосомами и эндоплазматической сетью? (В эукариотических клетках рибосомы располагаются на мембранах эндоплазматической сети, хотя могут быть локализованы и в неприкрепленной форме в цитоплазме.)

    - Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клетки? (Митохондрии называют "силовыми (энергетическими) станциями клеток" потому, что в них происходит кислородное дыхание, и выделяется энергия, которая запасается в АТФ.)

    - Какие структуры клетки способствуют ее движению? (Клетка находится в постоянном движении. При фагоцитозе и пиноцитозе происходит впячивание плазматической мембраны внутрь клетки, передвигаются лизосомы, пузырьки комплекса Гольджи, митохондрии, наконец, движется сама цитоплазма.Клеточное движение обеспечивается цитоскелетом, состоящим из микротрубочек, микронитей и клеточного центра.)

    - Какова роль пластид в клетке? (Пластиды выполняют широкий спектр функций:

    1. фотосинтез;
    2. восстановление неорганических ионов (нитрита, сульфата);
    3. синтез многих ключевых метаболитов, при этом некоторые синтетические пути дублируют уже существующие пути цитозоля;
    4. синтез регуляторных молекул (гиббереллины, цитокинины, АБК и др.);
    5. запасание железа, липидов, крахмала.)

    III. Изучение нового материала.

    Объяснение нового материала:

    Мы с вами уже знаем, что в любом живом организме есть специализированные органы и

    системы органов, выполняющие функции питания, дыхания, выделения, размножения. А где аналогичные органы у клетки?  Эту функцию на себя взяли мельчайшие постоянные клеточные структуры, называемые органоидами.

    План:

    1.Строение ядра клетки

    Отметить:

    а) Ядро имеет форму шара с диаметром 3-10 мкм. Ядро окружено оболочкой, в

    которой расположены ядерные поры. Через них осуществляется активный обмен

    веществами между ядром и цитоплазмой.

    б) в ядре хранится наследственная информация не только о признаках и свойствах

    данной клетки, но и о признаках организма в целом. Информация записана

    в молекулах ДНК, которые являются основной частью хромосом.

    в) В ядрах всегда присутствует одно или несколько ядрышек. Ядрышко

    формируется определенными участками хромосом. В ядрышке образуются рибосомы.

    г) Ядро благодаря наличию в нем хромосом, содержащих наследственную информацию, выполняет функции центра, управляющего всей жизнедеятельностью и развитием клетки.

    2.Ведущая роль ядра в наследственности.

    Вывод: именно в ядре каждой клетки содержится основная наследственная информация,

    необходимая для развития целого организма со всем разнообразием его свойств и

    признаков. Именно ядро играет центральную роль в явлениях наследственности.

    3.Прокариоты и эукариоты.

    Запись в тетради: Прокариоты – организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов).

    Эукариоты – организмы, обладающие оформленным клеточным ядром, отграниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой. В клетках эукариот имеется система внутренних мембран, образующих, помимо ядра, ряд других органоидов (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи и др.). Кроме того, у подавляющего большинства имеются постоянные внутриклеточные симбионты-прокариоты — митохондрии, а у водорослей и растений — также и пластиды.

    Таблица: Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

    Признаки

    Прокариоты

    Эукариоты

    Ядерная оболочка

    Нет

    Есть

    ДНК

    Замкнута в кольцо (условно

    называется бактериальная

    хромосома)

    Ядерная ДНК представляет

    собой линейную структуру и

    находится в хромосомах

    Хромосомы

    Нет

    Есть

    Митоз

    Нет

    Есть

    Мейоз

    Нет

    Есть

    Гаметы

    Нет

    Есть

    Митохондрии

    Нет

    Есть

    Пластиды у автотрофов

    Нет

    Есть

    Способ поглощения пищи

    Адсорбция через клеточную

    мембрану

    Фагоцитоз, пиноцитоз,

    адсорбция

    Пищеварительные вакуоли

    Нет

    Есть

    Жгутики

    Есть

    Есть

    4.Сравнительная характеристика клеток эукариот.

    Отметить:

    а) По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходством

    между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные

    различия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.

    б) Для растительной клетки характерно наличие различных пластид, крупной

    центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а также

    расположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящей

    из целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует

    центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным

    углеводом в клетках растений является крахмал.

    в) В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит из

    хитина – полисахарида, из которого также построен скелет членистоногих

    животных. Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у

    некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным

    углеводом в клетках грибов является гликоген.

    г) В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид,

    нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль.

    Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.

    IV. Лабораторная работа «Строение растительной, животной, грибной

    клеток под микроскопом».

    При выполнении лабораторной работы учащиеся пользуются инструктивными картами.

    V. Закрепление изученного материала.

    Работа с тестами «Цитоплазма клетки и ее органоиды», «Ядро клетки»;

    Тест «Цитоплазма клетки и ее органоиды»

    1. Наука о клетке?

    а)гистология б)цитология в)эмбриология

    2. Каким образом проходят через мембрану клетки крупные белковые молекулы и частицы?

    а)фагоцитоз б)пиноцитоз

    3. Чем отделена цитоплазма клетки от окружающей среды?

    а)мембранами эндоплазматической сети б)наружной клеточной мембраной

    4. У каких клеток поверх наружной клеточной мембраны находится целлюлозная оболочка?

    а)растительные клетки б)животные клетки

    5. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ,

    участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов?

    а)наружная клеточная мембрана б)эндоплазматическая сеть в)комплекс Гольджи

    6. Какую функцию выполняют рибосомы?

    а)фотосинтез б)синтез АТФ в)синтез белков г)транспортная функция

    7. Где происходит синтез АТФ?

    а)митохондрии б)комплекс Гольджи в)клеточный центр

    8. Какие органоиды характерны только для растительных клеток?

    а)рибосомы б)митохондрии в)пластиды г)эндоплазматическая сеть

    9. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?

    а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты

    10. Какие из пластид выполняют следующие функции:

    - фотосинтез

    а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты

    - накопление запасного крахмала

    а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты

    - окраска лепестков, плодов и осенних листьев?

    а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты

    Тест «Ядро клетки»

    1. Для клеток каких организмов характерно ядро?

    а)прокариоты б)эукариоты

    2. С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы клетки?

    а)хромосомы б)ядрышко в)ядерный сок г)ядерная оболочка

    3. Что представляет собой ядерная оболочка?

    а)сплошная или пористая б)одномембранная или двухмембранная

    4. Какая ядерная структура несет наследственные свойства организма?

    а)ядерная оболочка б)ядерный сок в)хромосомы г)ядрышко

    5. В какой части ядра находится молекула ДНК?

    а)ядерный сок б)хромосомы в)ядерная оболочка

    6. Различаются ли в пределах ядра хромосомы

    - по строению (да, нет)

    - по функциям (да, нет)

    - по составу (да, нет)?

    7. Различаются ли в норме наборы хромосом одной клетки от другой в одном организме?

    а)да б)нет в)некоторые

    8. В каком состоянии находятся хромосомы к началу деления клеток?

    а)спирализованные или деспирализованные

    б)однохроматидные или двухроматидные

    9. Каковы функции ядра?

    а)хранение и передача наследственной информации

    б)участие в делении клеток

    в)участие в биосинтезе белка

    г)синтез ДНК, РНК

    д)формирование субъединиц рибосом

    10. Какие организмы относятся к прокариотам?

    а)вирус гриппа б)амеба в)инфузория туфелька

    Инструктивная карта

    Лабораторная работа

    Тема: «Изучение строения растительной, животной и грибной клеток под

    микроскопом»

    Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под

    микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов,

    сравнивать их между собой.

    Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи,

    микропрепараты клеток многоклеточных животных.

    Ход работы:

    1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов.

    Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат

    клеток многоклеточного организма.

    2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

    Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой

    микроскоп органоиды.

    3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопрос: в чем

    заключается сходство и различие клеток.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к занятию по биологии на тему "Строение клетки"

    В презентации содержится наглядный материал к занятию по биологии на тему "Строение клетки"....

    Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

    В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

    Презентация к уроку по биологии на тему: "Органоиды клетки"

    Презентация к уроку по биологии на тему: "Органоиды клетки"...

    Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».

    Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина»....

    Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Оштукатуривание оконных и дверных откосов".

    Основное направление инновационной работы мастера производственного обучения - разработка и апробация Федеральных государственных стандартов. Организация и проведение уроков с внедрением инновационных...