Методическая разработка открытого урока: Металлы.Положение в ПСХЭ. Строение.
методическая разработка

Сверчкова Марина Владимировна

УРОК РАЗРАБОТАН С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ МЕТАЛЛОВ И ПРИМЕНЕНИИ ИХ В ПРОФЕССИИ ДИЗАЙНЕР.

Для достижения поставленной цели и задач, сегодня на уроке мы проведем исследование и ответим на вопрос:

 «Влияет ли строение металлов на их свойства, которые человек использует при изготовлении посуды, машин, режущих инструментов и ювелирных украшений?»

А также подтвердим или опровергнем гипотезу, которая  возникла в начале 17 века, когда химическая наука только начинала раскрывать загадочную природу металлов, а ученые проводили различные эксперименты и наблюдения, пытаясь разгадать тайны, которые скрывает этот класс веществ.

В то время исследователи сформулировали следующую гипотезу: Металлы представляют собой особую форму материи, состоят из мельчайших частиц- «металлических зерен», в структуре которых находиться «море» свободно двигающихся электронов, именно благодаря этому металлы обладают высокой проводимостью электричества и тепла.

А вот опроверг или подтвердил ее в ходе своих экспериментов англо-ирландский естествоиспытатель Роберт Бойль (1627г.р.), мы и определим в ходе сегодняшнего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_metally.docx268.46 КБ
Файл plan_otkrytogo_uroka_sverchkova_m.v.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18 Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение.

Добрый день дорогие учащиеся и уважаемые гости нашего урока.

Подсказка к теме сегодняшнего урока зашифрована в ребусе. Попробуйте разгадать его.

Слайд 1 Отгадайте ребус! Верно «элемент металл»

Слайд 2 Запишите тему сегодняшнего урока «Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение»

Металлы – материалы, которые человек использует с незапамятных времен. Даже в наш век нанотехнологий металлы не теряют своего практического значения.

 Слайд 3

 Цель урока:

получение знаний о металлах, положении в периодической системе Д. И. Менделеева, особенностях их строения.

Задачи:

  • узнать о строении атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической решётке;
  • проследить зависимость между строением и свойствами металлов;
  • охарактеризовать металлы как химические элементы на основе строения атомов и положения в ПСХЭ.

   На уроке

   мы узнаем:

о электронном строение атомов s-, p- и d-элементов металлов, их о положении в Периодической системе химических элементов, об особенностях строения атомов металлов;

мы научимся:

характеризовать металлы как химические элементы на основе строения атомов и положения в ПСХЭ;

мы сможем:

сопоставлять свойства металлов и области их применения.

Слайд 4. 

Для достижения поставленной цели и задач, сегодня на уроке мы проведем исследование и ответим на вопрос:

 «Влияет ли строение металлов на их свойства, которые человек использует при изготовлении посуды, машин, режущих инструментов и ювелирных украшений?»

А также подтвердим или опровергнем гипотезу, которая  возникла в начале 17 века, когда химическая наука только начинала раскрывать загадочную природу металлов, а ученые проводили различные эксперименты и наблюдения, пытаясь разгадать тайны, которые скрывает этот класс веществ.

В то время исследователи сформулировали следующую гипотезу: Металлы представляют собой особую форму материи, состоят из мельчайших частиц- «металлических зерен», в структуре которых находиться «море» свободно двигающихся электронов, именно благодаря этому металлы обладают высокой проводимостью электричества и тепла.

А вот опроверг или подтвердил ее в ходе своих экспериментов англо-ирландский естествоиспытатель Роберт Бойль (1627г.р.), мы и определим в ходе сегодняшнего урока.

Слайд 5–6

Положение металлов в периодической системе химических элементов.

В периодической системе химических элементов металлы располагаются относительно диагонали В-At в левом нижнем углу в главных - А и побочных –Б подгруппах, а также в верхнем правом углу, только в побочных подгруппах.

Слайд 7

Мы выяснили, где же в ПСХЭ располагаются химические элементы металлы, посмотрите внимательно на современную периодическую систему и ответьте: Сколько химических элементов открыто на сегодняшний день и сколько из них относят к классу металлы?

Верно! На 2023 год открыто 118 химических элементов, из них 96 металлов и 22 неметалла.

Слайд 8 

Как мы уже знаем, металлы по положению в ПСХЭ делятся, на расположенные в главных и побочных подгруппах. В ходе сегодняшнего исследования вам необходимо будет заполнить 2 сравнительные таблицы. Они у вас находятся на столах в распечатанном виде. В первую таблицу вы занесете семь сравнительных признаков, отражающих особенности строения атомов металлов.

Особенности строения атомов металлов

Таблица 1

Признак

Металлы IА-IIIА подгрупп

Металлы IVА – VIA подгрупп

Металлы IB-VIIIB подгрупп

Химические элементы

Li,Na,K,Rb,Cs,Fr- IA

Be,Mg,Ca,Sr,Ba,Ra- IIA

Al,Ga,In,Tl- IIIA

Ge,Sn,Pb-IVА

Sb,Bi- VА

Po-VIA

Элементы 4, 5,6 больших и 7 незаконченного периодов.

Лантаноиды -  57-71*

Актиноиды – 89-103**

Радиус атома

Относительно большой. Изменяется в группе и периоде

Относительно большой. Изменяется в группе и периоде

Относительно большой. Изменяется в группе, в  периоде практически нет

Заполнение энергетического уровня

внешнего

внешнего

предвнешнего

Количество электронов на внешнем уровне

1-3, соответствует номеру группы

4-6, соответствует номеру группы

1-2 , не зависит от номера группы

Валентность (постоянная, переменная)

постоянная

переменная (исключение Al)

переменная и постоянная

Степень окисления

 положительная

положительная

Положительная, искл. отрицательная

Семейство

 s и р элементы

р- элементы

d и f -элементы

 Вторая таблица позволит сравнить физические свойства и особенности строения переходных металлов.

Сравнительная характеристика простых веществ переходных металлов

Таблица 2

Признак

Золото

Серебро

Никель

Цирконий

Вольфрам

Когда открыт

Физические свойства

Химическая связь

Кристаллическая решетка

Применение

Информацию вы будете черпать в ходе урока, а в конце урока сформулируете и запишите в тетради общий вывод о положении в ПСХЭ, строении, свойствах и роли металлов в жизни человека. Работу с таблицами и общим выводом вы выполняете в группах.

Слайд 9–10

Особенности строения атомов металлов главных подгрупп.

  1. Заполняется внешний энергетический уровень.
  2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне равно номеру группы и соответствует высшей валентности элементов.
  3. У большинства элементов на внешнем энергетическом уровне от 1-3 электронов, у Ge, Sn, Pb (4 ), Sb, Bi (5), Po (6)).
  4. Радиус атомов относительно большой, изменяется:

       - в группе увеличивается сверху вниз;

       - в периоде увеличивается справа налево

  1. В соединениях эти элементы имеют всегда, положительную степень окисления СО+.
  2.  У элементов IA-IIA группы постоянная валентность, у элементов IIIA- VIA (исключение Al) – переменная.
  3.  Относят к элементам s и p- семейства.

11 слайд 

Рассмотрим характерную для металлов металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку на примере натрия.

12 слайд Типы металлических кристаллических решеток

Об особенностях строения, свойствах и роли в жизни человека металлов побочных подгрупп мы узнаем из информационных исследовательских работ на тему «Этот удивительный металл»

И сейчас мы заслушаем группы студентов, подготовивших презентации о переходных металлах.  Напоминаю, обучающиеся, которые будут слушать выступающих, работают с таблицами.

Приглашается 1 группа студентов, выступление о золоте, обсуждение и оценивание презентации.

Приглашается 2 группа студентов, выступление о серебре, обсуждение и оценивание презентации.

Приглашается 3 группа студентов, выступление о никеле, обсуждение и оценивание презентации.

Приглашается 4 группа студентов, выступление о цирконии, обсуждение и оценивание презентации.

Приглашается 5 группа студентов, выступление о вольфраме, обсуждение и оценивание презентации.

Ребята, сегодня вы провели большое исследование, заполнили таблицы и обобщили информацию.

Давайте заслушаем выводы, которые вы сделали, включая ответ на проблемный вопрос. Скажите, как вы считаете, верны ли гипотезы, озвученные в начале урока?

Заключительный слайд: Выводы. Подведение итогов: выставление оценок.

Домашнее задание: разгадайте и дополните своими вопросами кроссворд на тему «Металлы» (три зашифрованных слова по горизонтали и три по вертикали).

Приложение 1

Особенности строения атомов металлов

Признак

Металлы IА-IIIА подгрупп

Металлы IVА – VIA подгрупп

Металлы IB-VIIIB подгрупп

Химические элементы

IA Li Na K Rb Cs Fr

 

IIA Be Mg Ca Sr Ba Ra

IIIA  Al Ga In Tl

IVА  Ge Sn Pb 

 Sb,Bi 

VIA Po

Элементы 4, 5,6 больших и 7 незаконченного периодов.

Лантаноиды - 57–71*

Актиноиды – 89–103**

Радиус атома

Заполнение энергетического уровня

Количество электронов на внешнем уровне

Валентность (постоянная, переменная)

Степень окисления

Семейство

Таблица 1

Сравнительная характеристика простых веществ переходных металлов

Признак

Золото

Серебро

Никель

Цирконий

Вольфрам

Когда открыт

Физические свойства

Химическая связь

Кристаллическая решетка

Применение

Таблица 2

Особенности металлов главных подгрупп

Особенности металлов побочных подгрупп

1. Радиус атомов металлов главных подгрупп относительно атомов неметаллов _________, изменяется:

   - в группе _________ сверху вниз;

    -в периоде _________справа налево

2. Заполняется ____________ энергетический уровень

3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне _____ номеру группы и соответствует высшей валентности элементов

 

4. У большинства элементов на внешнем энергетическом уровне  от ____ электронов, у Ge, Sn, Pb (_); Sb, Bi (__); Po (__)

В соединениях эти элементы имеют всегда, ___________ степень окисления

 6.   У элементов IA-IIA группы __________валентность, у элементов IIIA- VIA (исключение ____) – переменная.

7.   Относят к элементам __ и ___- семейства.

1. Радиус атомов сравнительно большой:

          - в группе _____________сверху вниз;  

          - в периоде _________

2. Заполняется _________________ энергетический уровень

3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне __________ номеру группы и составляет__________

  1. На внешнем энергетическом уровне _______электронов

 

5.  В соединениях имеют __________________________                                              степень окисления

6.   У элементов побочных подгрупп как правило ________ и ____________ валентность

7.  Относят к элементам _ и _- семейства, исключения_____

Приложение 2

Карточка - путеводитель

Приложение 3

Кроссворд «Металлы»

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, Значок на компьютере  Автоматически созданное описание

        



Предварительный просмотр:

План урока

Наименование дисциплины           Химия                  

Тема урока     Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение

Вид урока проблемный урок. Форма урока урок-исследование.  Тип урока открытие новых знаний, применяемая современная образовательная технология проблемного обучения.

Цель занятия

  учебная: формирование представлений об особенностях строения атомов металлов, их положении в ПСХЭ, общих физических свойствах и применение в жизни человека; ознакомление с отличительными особенностями переходных металлов;

  развивающая: развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; умений выражать результаты мыслительной деятельности; развитие навыков исследования;

  воспитательная: привитие интереса к химической науке, творческой деятельности, с использованием полученных знаний и умений; воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду;

  деятельностная: обучающиеся должны знать электронное строение атомов металлов главных и побочных подгрупп, их о положении в ПСХЭ; уметь: характеризовать металлы, как химические элементы, на основе строения атомов и положения в ПСХЭ, сопоставлять свойства металлов и области их применения; принимать участие в аналитической беседе, формировать свою точку зрения, использовать полученную информацию,  с точки зрения профессии «Дизайнер» .

Межпредметные

связи

Обеспечивающие                               химия_______________________________________

Обеспечиваемые                 история, биология, русский язык________________________                            

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия авторская презентация, исследовательские презентации студентов, гипотезы (записаны на доске)

Раздаточный материал таблица ПСХЭ, таблицы: «Особенности строения атомов металлов», «Сравнительная характеристика переходных металлов», карточка-путеводитель, кроссворд

Технические средства обучения мультимедийный проектор, экран

Учебные места учебный кабинет № 45

Литература:

основная: Габриелян О. С. Химия. Учебник. - М.: Академия, 2014;

дополнительная: Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. - М., 2012

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1.

Организационный момент: приветствие, перекличка.

2 мин

Цель: включение обучающихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов.

Словесный метод (рассказ).

2.

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия

3 мин.

Цель: подготовка студентов к «открытию» новых знаний, сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы на разных этапах урока,

Технология проблемного обучения, словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация слайдов), проблемный метод.

3.

Актуализация знаний.

5 мин

Цель постановка проблемного вопроса, формулирование гипотезы, и хода исследования необходимого для «открытия» нового знания; определение объекта исследования.

Словесная передача и восприятие информации (рассказ, беседа), опережающее индивидуальное домашнее задание (элемент технологии дифференцированного обучения), наглядный метод (демонстрация слайдов), исследовательский метод.

4.

Работа над темой урока

25 мин

- Слово преподавателя (информационный обзор, беседа о положении металлов и строении металлов главных подгрупп);

- работа с информацией на предмет сравнения строения атомов металлов главных подгрупп (работа с таблицей «Особенности строения атомов металлов», карточкой – путеводителем);

 -выступление групп обучающихся с информационными сообщениями на тему: «Этот удивительный металл» (золото, серебро, никель, цирконий, вольфрам);

- работа с особенностями строения и другими сравнительными характеристиками переходных металлов (дальнейшее заполнение таблицы «Особенности строения атомов металлов», работа с таблицей «Сравнительная характеристика переходных металлов», карточкой – путеводителем);

Словесный метод (беседа), работа с презентацией, самостоятельная, фронтальная, групповая работы; исследовательский, наглядный (демонстрация слайдов) методы; метод проблемного изложения, метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь); проблемное обучение, элемент дифференцированного обучения. 

5.

Закрепление.

7 мин

- Результаты проведённой исследовательской работы (ответы на вопросы, самостоятельная формулировка вывода).

- Блиц-опрос.

- Слово преподавателя.

Метод контроля, словесный (беседа, рассказ) и наглядный (демонстрация слайдов) методы, фронтальная работа.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока).

1 мин

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос и формулируют свое отношение к гипотезам.

Проблемный метод.

6.

Инструктаж о домашнем задании.

2 мин

Цель: оценка результатов деятельности всей группы, инструктаж о домашнем задании.

Разгадать кроссворд, дополнить 3 вопросами по вертикали и 3 по горизонтали.

Словесный метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Разработка открытого урока по биологии на тему Строение клетки

Тема урока: Строение клетки. Задачи урока:- продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследствен...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...