Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»
методическая разработка

цамалаидзе ирина викторовна

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподавания курса химии, а также межпредметную связь с предметами профессионально-технического цикла. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_i_svoistva_aminov.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Профессиональный лицей № 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по химии

на тему: «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»

                                          Автор:

                                                                                        Цамалаидзе   Ирина Викторовна

                                                                           преподаватель химии ГБПОУ ПЛ № 4

        

Владикавказ

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподавания курса химии, а также межпредметную связь с предметами профессионально-технического цикла. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.  

Технологическая карта урока

Тема урока

Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов.

Цели урока

Познакомить обучающихся с строением и свойствами аминов. Рассмотреть свойства анилина как представителя ароматических аминов.

Задачи

Образовательные: обобщить и систематизировать знания о нитросоединениях, опираясь на внутрипредметные и межпредметные связи и связи с профессией. На примере анилина показать характерные свойства ароматических аминов.

Развивающие: развивать у обучащихся умения анализировать, сравнивать и делать выводы. Развивать у обучающихся умения выделять главное, способствовать формированию познавательной активности на уроке через применение исследовательских заданий, медиапрезентаций.

Воспитывающие: воспитывать у обучащихся интерес к химии, опираясь на связи с профессией. Воспитывать аккуратность работы с анилином.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний с элементами исследовательской деятельности, комбинированный.

Форма организации работы

Фронтальная. индивидуальная

Методы и приёмы проведения урока

Метод проблемного изложения материала, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабороторного эксперимента.

Планируемые результаты

Предметные: знать классификацию аминов, строение, получение и свойства аминов

Личностные:

- развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формировать уважительное отношение к чужому мнению;

- осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные:

- уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения;

- использовать различные способы поиска в соответствии с задачами урока;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Межпредметные связи

Материаловедение

Образовательные ресурсы

Источники информации:

-учебник О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, «Химия» 10 класс, Москва 2015, Дрофа

- интернет- ресурсы

Оборудование и реактивы:

- компьютер, проектор, экран, презентация;

- коллекция волокон, предметные стекла, пробирки

-реактивы: С6Н5N02, НCl, NH3

-набор шаростержневых моделей

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент

(1 мин)

-приветствует обучающихся;

-проверяет отсутствующих;

-проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Определение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

(2 мин)

Включение в деловой ритм. Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме

Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме. Формулируют тему и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выяснения их признаков и свойств.

Коммуникативные:

построение речевого высказывания

3.

Актуализация знаний

(10 мин)

Фронтальный опрос по предшествующей теме: «Углеводы»

(слайд 2)

-Отвечают на вопросы;

- обосновывают выбор правильного ответа;

- производят самоконтроль.

Личностные: смыслообразование

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: оценивание результатов деятельности.

Коммуникативные:

построение речевого высказывания

4.

Проектирование и фиксация новых знаний

(20 мин)

Предлагает обсудить следующие понятия:

 амины, их классификация получение, свойства и применение анилина, (слайд 3,4,5)

Предлагает провести исследовательскую работу по определению свойств аминов

-отвечают на вопросы учителя;

-обосновывают выбор правильного ответа;

 -знакомятся с классификацией аминов, получением, свойствами и применением анилина,

-приводят исследовательскую работу;

-записывают уравнения химических реакций;

Познавательные:

Установление причинно-следственных связей, структурирование знаний.

Регулятивные:

Составление плана и последовательности деятельности.

Коммуникативные:

Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме,

построение речевого высказывания

5.

Первичная проверка понимания нового материала

(3мин)

Задаёт вопросы на усвоение нового материала

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные:

Контроль, коррекция

Познавательные:

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза

6.

Первичное закрепление нового материала

(5мин)

Предлагает выполнить упражнение 1,5 на стр.220

Решают упражнение

Познавательные:

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Осознанное и произвольное построение высказывания

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Задаёт вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

/слайд7/

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка.

Личностные:

Самооценка своей учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Регулятивные:

Соотношение цели и результата.

8.

Домашнее задание

(1 мин)

Глава 6, § 25, с. 212-220, упр.6

Записывают задание на дом

Личностные:

Формирование положительной мотивации к изучению нового.

КОНСПЕКТ УРОКА

   Фронтальный опрос по теме «Углеводы».

  1. Классификация углеводов.
  2. Строение и свойства крахмала.
  3. Строение и свойства целлюлозы.
  4. Ацетатное волокно. (слайд 2)
  5. Двое обучающихся работают по карточкам

Первичное усвоение новых знаний.

 Изложение нового материала.

Обсудим следующие понятия:

  1. Определение аминов
  2. Строение аминов
  3.  Классификацию аминов.

Амины - органические производные аммиака, в молекуле которого один, два или все три атома водорода замещены углеводородным остатком.

В зависимости от числа радикалов различают три типа аминов: первичные, вторичные и третичные.

/ В ходе проведения урока используются слайды презентации. /

Общие формулы аминов

R-N-H                                  R-N-H                             R-N-R

    │                                       │                                   │

    H                                        R                                  R

Первичный                  вторичный            третичный

  амин                                 амин                      амин

Группа атом NH2 называется аминогруппой. Названия аминов обычно производят от названия радикалов, входящих в их молекулу с добовлением окончания –амин.

Например:

                               

СН3- NH2     метиламин

(СН3)2- NH   диметиламин  

        Строение молекул аминов аналогично строению молекулы аммиака, поэтому свойства этих веществ сходны. В их молекулах атом азота имеет одну не поделённую пару электронов, что объясняет сходность их свойств.

  1. NH3 + НОН  (NH4)+ + ОН-

 

СН3- NH2    + НОН   (СН3- NH3)+ +   ОН-  

Так объясняется образование оснований и солей аминов.

Амины называют органическими основаниями.

  1. Будучи основаниями амины взаимодействуют с кислотами, образуя соли.

Эта реакция заключается в присоединении протона водорода.        

NH3 + HCl → (NH4)+ Cl-

СН3- NH2 + HCl → (СН3- NH4) + Cl-

Амины более сильные основания, чем аммиак. В аминах под влиянием радикала - СН3 электронное облако связи С – N смещается к азоту, вследствие чего электронная плотность на азоте возрастает, и он прочнее удерживает присоединённый ион водорода. Гидроксильные группы воды от этого становятся более свободными и щелочные свойства раствора усиливаются.

По силе основности метиламины и аммиак располагаются в ряд:

(СН3)2- NH   > СН3- NH2  >  NH3

Анилин- ароматический амин

Амины, в которых аминогруппа связана непосредственно с ароматическим кольцом, называются ароматическими аминами. Строение молекулы анилина можно изобразить несколькими способами. /слайд 4/

Молекулярная формула анилина: С 6Н5 N Н2

Структурная формула анилина:

hello_html_670a5652.png

Физические свойства: анилин – бесцветная маслянистая жидкость, малорастворимая в воде, обычно светло- коричневого цвета вследствие частичного окисления на воздухе, сильно ядовит.

Изучение среды раствора анилина (видиофрагмент)

раствор анилина не изменяет окраски индикатора, следовательно, имеет нейтральную среду.

Получение: анилин получают реакцией восстановления нитробензола, которую в 1842г. открыл русский учёный Н.Н. Зинин.

С 6Н5 2 +3 Н2 → С 6Н5 N Н2 +2 Н2О

Химические свойства

  1. Анилин реагирует с кислотами с образованием солей

С 6Н5 N Н2 + НCl → С 6Н5 N Н3Cl

  1. Энергично участвует в реакциях замещения, например, реагирует с бромной водой. (видеофрагмент «бромирование анилина»)

hello_html_67ec77d7.png

Применение анилина:в России анилин в основном применяется в качестве полупродукта в производстве красителей (черноанилиновое крашение хлопчато-бумажных тканей), взрывчатых веществ и лекарственных средств.

Первичное закрепление нового материала: обучающимся предлагается выполнить упражнение 1,5 на стр. 220

           Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обучающимся предлагается ответить на вопросы /слайд7/; оценить работу на уроке.

Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: Глава 6, § 25, с. 212-220, упр.6