Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Материаловедение" на тему "Свойства переплетного клея"
методическая разработка

Методическая разработка вкючает в себя план урока (цели урока, тип урока, методы, материально-технческое оснащение и дидактический материал, форма организации учебного процесса на уроке), ход урока (организационная часть, вводный этап, повторение, изучение нового материала, закрепление, итоги (оценки), рефлексия, домашнее задание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_perepletnogo_kleya.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ  Уфимский профессиональный колледж

Имени Героя Советского Союза Султана Бикеева

Согласовано

Методист

______Э.М.Прохорова

«    » ___________2018г.

Утверждено

Зам. директора по УПР

_____М.П.Захарова

«    » ___________2018г.

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине «Материаловедение»

не тему: «Свойства переплетного клея»

                                                                               Разработала:  преподаватель

 Хисматуллина Анна Сергеевна

Уфа – 2018

План урока

      Тема урока:  Свойства переплетного клея

Тип урока: Изучение нового материала

Цель:

Методы: объяснительно–иллюстративный, демонстрационный, метод контрольных вопросов.

Цели:

образовательные: освоение учащимися понятий о переплетных клеях.

развивающие: развивать познавательный интерес и способности к изучаемым клеям; развивать умение логически рассуждать, четко излагать свои мысли.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу, ответственность за результаты учебного труда.

Материально – техническое оснащение и дидактический материал урока:

Дидактическое: раздаточный материал, образцы клея.

Материально – техническое: компьютер, проектор, экран.

Форма организации учебного процесса на уроке: групповая.

Ход урока

  1. Организационная часть – 1 мин.

(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест).

  1. Вводный этап. – 2 мин.

Вступительное слово преподавателя: 

Здравствуйте! Староста группы, назовите отсутствующих.

Уважаемые обучающиеся, я прошу вас быть активными и внимательными.

Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Молодцы! Готов весь класс,

Начинаем мы сейчас…

Перед изучением новой темы мы повторим пройденный материал прошлого урока. 

  1. Повторение  – 5 мин.

Преподаватель: Скажите, какие материалы применяются для изготовления переплетных крышек?

Обучающийся:  Для изготовления переплетных крышек применяются переплетные ткани, заменители, картон.

Преподаватель: Скажите, какие материалы применяются при изготовлении книжного блока?

Обучающийся: При изготовлении книжного блока применяются следующие материалы – это каптал, ленточка–закладка, нитки, марля.

Преподаватель:  Для чего предназначен каптал?

Обучающийся: Каптал предназначен  для укрепления верхних и нижних частей корешка. А также является элементом оформления.

Преподаватель: Для чего предназначена ленточка–закладка?        

Обучающийся: Ленточка–закладка предназначена  для удобства пользования книгой. Применяется в подарочных и детских изданиях.

Преподаватель: Для чего предназначены нитки?

Обучающийся: Нитки предназначены  для скрепления тетрадей в книжный блок.

Преподаватель: Для чего предназначена марля?

Обучающийся: Марля предназначена  для качественного скрепления блока с переплетной крышкой.

Преподаватель: Правильно, молодцы.

Перед вами на доске изображено зашифрованное предложение в виде чисел, которые соответствуют порядку букв русского алфавита. Наша задача расшифровать  и озвучить тему нашего с вами урока.

И так перед вами на партах лежат листы с алфавитом, пожалуйста посмотрите, подумайте и если вы готовы поднимайте руку и называйте букву которая соответствует цифре, числу. Задание всем понятно?

17

6

18

6

17

13

7

20

15

29

6

п

е

р

е

п

л

ё

т

н

ы

е

12

13

6

33

к

л

е

я

Вы молодцы, справились с заданием и правильно назвали тему нашего урока: «Переплетные клея». 

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Свойства переплетных клеев».

Цель нашего урока познакомиться и изучить переплетные клея.

  1. Изучение нового материала – 23 мин.

Клей – вещество или смесь на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы: картон, кожу, бумагу, ткани и т.д.

Склеивание — метод создания неразъемного соединения элементов конструкции при помощи клея. 

Склеивание обусловлено образованием прочной адгезионной связи между прослойкой клея и материалами соединяемых поверхностей.

Адге́зия (от лат. adhaesio — прилипание)— сцепление поверхностей разнородных твёрдых тел.

Свойства клеев определяют области их применения. В переплетных работах используют три основных типа клея:

Ребята может кто–нибудь может назвать эти типы?

  1. Растительного происхождения;
  2. Животного происхождения;
  3. Синтетические клея.

Клеи растительного происхождения


К клеям, полученным из растительных продуктов, относятся крахмальный, декстрин.

Крахмальный клей получают из крахмала — картофеля. Приготавливают его так, на 1 л воды берут 50 г крахмала. Насыпают крахмал в 200-граммовый стакан и доливают его доверху холодной водой. Тщательно размешивают, чтобы не было комочков, и выливают в кипящую воду. Продолжая помешивать, длительное время до полного приготовления. Такой разновидностью клея можно склеивать только бумагу и картон, почему, как вы думаете? т.к. приготовление этого клея состоит из 80% воды. Посмотрите у вас на партах лежат образцы, кто по описанию может сказать, как выгл

Декстриновый клей получают из крахмала под нагреванием от 180–200◦С. При этом он из белого порошка превращается в желтый. Для приготовления клея декстрин растворяют в холодной воде в пропорции 1:1.
Декстриновый клей используют только для склеивания бумаги. Клей хрупок и очень быстро стареет (через 1-2 суток).

Клеи, приготовленные на основе растительных продуктов, быстро загнивают.

Клеи животного происхождения

К клеям животного происхождения относятся костный, мездровый, казеиновый. Животный клей, получающийся вываркою костей, кож, сухожилий и других органов, состоит из двух близких по составу соединений: «глютина» и «ходрина. Клей с большим содержанием глютина обладает наибольшей склеивающей способностью.

Костный клей изготовляют из костей животных. Их очищают, дробят, обезжиривают, обрабатывают слабым раствором сернистой кислоты и затем варят в специальных аппаратах, в которых кости подвергаются многократному воздействию пара и воды. В результате такой обработки, имеющийся в костях коллаген переходит в глютин, который является клеящим веществом.

Костный клей выпускают в виде сухих плиток от темно-желтого и до темно-коричневого цвета. Также выпускается твердый дробленый клей.

Чтобы из сухого клея приготовить жидкий, плитки разбивают на куски, дробят и замачивают на 24 часа в холодной воде, затем варят на водяной бане в течение 40-50 минут, последние 10 минут поддерживают температуру 60°. В процессе варки клей непрерывно перемешивают. В сваренный клей вводят антисептик. Клей хранят при температуре +5-6° не более 7 дней.

Мездровый клей вырабатывается из мездры (изнанки невыделанной кожи), а также обрезков кожи. Сырье обрабатывается в известковом молоке, а затем раствором соляной или серной кислоты. Для получения высококачественного клея ее варят при температуре 80-90°.

Сухой мездровый клей вырабатывается в виде плиток и в чешуйках. Цвет клея от светло-желтого до темно-коричневого. Клей приготавливается так же, как и костный. Раствор горячего клея не должен иметь гнилостного, запаха.

Казеиновый клей изготовляют из сухого обезжиренного творога, содержащего до 80–90% белка получаемого из молока животных. Сухой казеин бывает в виде твердых зерен размером от 5–10 мм или порошка. Он нерастворим в воде, сильно гигроскопичен.

Казеин – главный составной элемент молока. Свернувшееся при скисании молоко, творог – есть казеин, но не чистый. Казеин не растворяется ни в холодной, ни в горячей воде (только набухает), а лишь в воде содержащей щелочи.

Синтетические клея

В полиграфической промышленности для брошюровочно–переплетных работ наибольшее применение получила поливинилацетатная дисперсия (ПВАД), которая получается при полимеризации винилацетата в водной среде в присутствии поверхностно активного вещества (мыло, поливиниловый спирт и др. составляющие). ПВАД выпускают высоковязким, которые затем разбавляют до требуемой вязкости водой. Разбавлять водой допускается только в том случае, если нужно получить клей с очень низкой технологической вязкостью. Воду необходимо вводить небольшими порциями при тщательном перемешивании. Дисперсия обладает высокой адгезией, имеет достаточную липкость для большинства технологических операций, сравнительно быстро формирует бесцветную и эластичную клеевую пленку. ПВАД имеет достоинства: формирует пленку, которая обусловливает хорошую раскрываемость книги, применение на операции вставки блока в переплетную крышку, клеевая пленка практически не подвержена старению, в настоящее время используется для заклейки корешка книжных блоков, сшитых потетрадно нитками. Эти свойства ПВАД обусловливают удобочитаемость и долговечность книги в процессе эксплуатации. Вместе с этими достоинствами ПВАД требует сушки, что является причиной затрат электроэнергии, дополнительных производственных площадей, кроме того, удлиняется технологический процесс изготовления изданий. Поэтому для изданий в обложке, не рассчитанных на длительный срок службы, наибольшее применение получили термоклеи, которые не требуют сушки.

Термоклеи (термопластические клеящие вещества) Термоклей при комнатной температуре — твердоэластичный материал. При нагревании 150–170°С он постепенно размягчается и переходит в вязкотекучее состояние. При охлаждении до комнатной температуры быстро затвердевает и образует пленку. Основой термоклеев является термопластичный аморфный стеклообразный полимер. Термоклеи нашли применение для скрепления изданий в обложке. Существенным достоинством термоклеев по сравнению с ПВАД является отсутствие в их составе воды и других растворителей, что обеспечивает работу оборудования на высоких скоростях за счет быстрого формирования клеевой пленки при охлаждении термоклея. Поэтому для изданий в обложке термоклеи явились не только конкурентами ПВАД, но и практически вытеснили. В результате книги скрепленные с использованием термоклеев, показывает, что скрепление блоков таким клеем обусловливают худшие потребительские свойства, т.е. прочность скрепления минимальная; плохая раскрываемость; многие термоклеи формируют мало эластичные пленки, которая является необратимой, т. е. трескается в условиях эксплуатации книги. Эти обстоятельства ограничивают применение термоклеев для скрепления изданий, рассчитанных на длительное и интенсивное пользование, в том числе для книг в переплетной крышке.

  1. Закрепление – 10 мин.

Мы с вами изучили тему «Свойства переплетного клея», теперь давайте мы с вами ее закрепим.

Сколько типов клеев существует?

Существует три типа клеев.

Назовите эти типы.

Растительного происхождения;

Животного происхождения;

Синтетические клея

Скажите,что такое адгезия?

Адге́зия — сцепление, прилипание поверхностей разнородных твёрдых тел.

Назовите клея растительного происхождения.

Клея растительного происхождения это – крахмальный клей, декстрин.

Назовите клея животного происхождения.

Клея животного происхождения это– костный, мездровый, казеиновый.

Назовите клея синтетического происхождения.

Клея синтетического происхождения это– ПВАД и термоклей.

Как приготовить крахмальный клей.

На 1 л воды берут 50 г крахмала. Насыпают крахмал в 200-граммовый стакан и доливают его доверху холодной водой. Тщательно размешивают, чтобы не было комочков, и выливают в кипящую воду. Продолжая помешивать, длительное время до полного приготовления.

Какие материалы мы можем склеивать крахмальным клеем?

Крахмальным клеем можно склеивать только бумагу и картон, т.к. приготовление этого клея состоит из 80% воды.

Как приготовить декстриновый клей?

Для приготовления клея декстрин растворяют в холодной воде в пропорции 1:1.

Давайте ребята сейчас мы с вами приготовим декстриновый клей.

Для приготовления клея декстрин нам понадобится: холодная вода, сухой порошок клея.

Засыпаем порошок в емкость, медленно вливает воду в емкость.  

Перемешиваем содержимое до полного растворения комочков, до превращения однородной массы.

Какие материалы мы можем склеивать декстриновым клеем?

Декстриновый клей используют только для склеивания бумаги и картона.

Какие клея применяют для заклейки корешка книжного блока, для вставки блока в переплетную крышку?

Для заклейки корешка книжного блока, для вставки блока в переплетную крышку применяют клея синтетического происхождения.

Назовите эти разновидности клея.

ПВАД.

6. Итоги, оценки за урок.– 2 мин.

7. Рефлексия – 1 мин.

8. Домашнее задание:– 1 мин.

Открываем тетради, записываем домашнее задание:

Учебник Полиграфическое материаловедение, Б. И.Березин, стр. 276, прочитать и  повторить.

Используемая литература

1. .Березин, Б. И. Полиграфическое материаловедение: учеб /Б.И.Березин. – 2-е изд. перераб.- М. :  Книга, 1984. –275–287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению на тему "Изготовление переплетной крышки тип №7"

Методическая разработка содержит цели и материально-техническое обеспечение урока, ход урока, конспект урока, текущий и заключительный инструктаж, домашние задание, экран освоения трудовых приемов и н...