Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по химии на тему: «Синтетические волокна. Лавсан»
    методическая разработка

    цамалаидзе ирина викторовна

    Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподавания курса химии, а также межпредметную связь с предметами профессионально-технического цикла. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sinteticheskie_volokna.docx72.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБПОУ Профессиональный лицей № 4

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    открытого урока по химии

    на тему: «Синтетические волокна. Лавсан»

                                              Автор:

                                                                                            Цамалаидзе   Ирина Викторовна

                                                                               преподаватель химии ГБПОУ ПЛ № 4

            

    Владикавказ

    2019г.

    Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподавания курса химии, а также межпредметную связь с предметами профессионально-технического цикла. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.  

    Технологическая карта урока

    Тема урока

    Синтетические волокна. Лавсан.

    Цели

    Познакомить обучающихся с понятием синтетические волокна, их классификацией, рассмотреть свойства на примере волокна лавсан.

    Задачи

    Образовательные: обобщить и систематизировать знания о волокнах, опираясь на внутрипредметные и межпредметные связи и связи с профессией.

    Развивающие: развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

    Воспитывающие: воспитывать у учащихся интерес к химии, опираясь на связи с профессией.

    Тип урока

    Урок усвоения новых знаний с элементами исследовательской деятельности, комбинированный.

    Форма организации работы

    Фронтальная. индивидуальная

    Методы и приёмы проведения урока

    Метод проблемного изложения материала, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабороторного эксперимента.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать классификацию волокон, строение, получение и свойства волокна лавсан

    Личностные:

    - развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    -формировать уважительное отношение к чужому мнению;

    - осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке.

    Метапредметные:

    - уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения;

    - использовать различные способы поиска в соответствии с задачами урока;

    - уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

    Межпредметные связи

    История, материаловедение

    Образовательные ресурсы

    Источники информации:

    -учебник О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, «Химия» 11класс. Издательство «Дрофа», 2018г.

    - интернет- ресурсы

    Оборудование и реактивы:

    - компьютер, проектор, экран, презентация;

    - коллекция волокон, предметные стекла, пробирки

    -реактивы: Н2S04(конц.), НNО3, NaOН(10%), ацетон

    Этап урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    1.

    Организационный момент

    (1 мин)

    -приветствует обучающихся;

    -проверяет отсутствующих;

    -проверяет готовность к уроку

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2.

    Определение темы и цели урока.

    Мотивация учебной деятельности

    (2 мин)

    Включение в деловой ритм. Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме

    Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме.

    Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.

    Познавательные:

    Анализ объектов с целью выяснения их признаков и свойств.

    Коммуникативные:

    построение речевого высказывания

    3.

    Актуализация знаний

    (10 мин)

    Индивидуальный опрос по предшествующей теме: «Пластмассы»

    (слайд 3)

    -Выполняют задания по карточкам;

    - обосновывают выбор правильного ответа;

    - производят самоконтроль.

    Личностные: смыслообразование

    Познавательные:

    Построение логической цепи рассуждений.

    Регулятивные: оценивание результатов деятельности.

    Коммуникативные:

    построение речевого высказывания

    4.

    Проектирование и фиксация новых знаний

    (20 мин)

    Предлагает обсудить следующие понятия:

     классификация волокон, получение, свойства и применение волокна лавсан, (слайд 4,5,6,7)

    Предлагает провести исследовательскую работу по определению свойств волокна лавсан.

    -отвечают на вопросы учителя;

    -обосновывают выбор правильного ответа;

     -знакомятся с классификацией волокон, получением, свойствами и применением лавсана,

    -приводят исследовательскую работу;

    -записывают уравнения химических реакций;

    Познавательные:

    Установление причинно-следственных связей, структурирование знаний.

    Регулятивные:

    Составление плана и последовательности деятельности.

    Коммуникативные:

    Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме,

    построение речевого высказывания

    5.

    Первичная проверка понимания нового материала

    (3мин)

    Задаёт вопросы на усвоение нового материала

    Отвечают на вопросы учителя

    Регулятивные:

    Контроль, коррекция

    Познавательные:

    Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза

    6.

    Первичное закрепление нового материала

    (5мин)

    Предлагает сыграть в игру «Кто быстрей и больше…»

    Играют в игру

    Познавательные:

    Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Осознанное и произвольное построение высказывания

    7.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке

    (3 мин)

    Задаёт вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились.

    Предлагает оценить свою работу на уроке.

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка.

    Личностные:

    Самооценка своей учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

    Регулятивные:

    Соотношение цели и результата.

    8.

    Домашнее задание

    (1 мин)

    Глава ХП, § 3, с. 34 - 36, табл. 7 (с. 42 - 43).

    Записывают задание на дом

    Личностные:

    Формирование положительной мотивации к изучению нового.

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    Опрос по теме «Пластмассы».

    1. Состав и свойства пластмасс.
    2. Термопластичные и термореактивные пластмассы.
    3. Двое учащихся работают у доски по карточкам

    Первичное усвоение новых знаний.

     Изложение нового материала.

    1) Из истории осетинского народа мы знаем, что из домашних промыслов наиболее важное место в быту осетин занимала обработка продуктов животноводства. Здесь особо следует остановиться на обработке шерсти. Например, прядение и ткачество, знакомы с самых отдаленных времен, о чем свидетельствуют многочисленные пряслицы, найденные в сарматских и аланских могильниках. Так, например, в «городе мертвых» в одном из склепов были обнаружены останки женщины в возрасте 23-25 лет, на которой сохранился весь свадебный костюм, который был сшит из шелка вручную, на ногах были одеты шерстяные носки.

     Из шерсти осетины изготовляли сукно, шедшее на верхнюю и нижнюю одежду.

    1. Почти до начала XX века для изготовления волокон и тканей использовалось ограниченное количество природных материалов, (шерсть, шелк, лен, хлопок). Производство волокон из такого сырья требует большого количества труда. Так, чтобы получить 160-170 кг волокна, нужно снять урожай

    хлопка - с 0,5 га

    льна - с 1 га

    шерсти - с 35 - 38 овец

    шелка - с 900 - 920 коконов

    1. По        мере увеличения потребностей населения в тканях, стал ощущаться недостаток волокнистых материалов. Возникла необходимость получения волокон химическим путем.

    Впервые в России производство вискозного волокна было организовано в 1905 году на небольшой фабрике в Мытищах, выпускавшей 700 кг волокна в сутки        

    Бурное развитие промышленность химического волокна в нашей стране получила после Великой Отечественной войны. В Мытищах в настоящее время действует мощное научно-производственное предприятие «Химволокно».

    Обсудим следующие понятия:

    1. Классификация волокон.
    2. Волокно лавсан - полиэфирное волокно

    а) получение лавсана,

    б)        свойства лавсана,

    в)        применение лавсана.

    Изготовление волокон и тканей - вторая обширная область
    народнохозяйственного применения синтетических высокомолекулярных
    веществ. Мы знаем, что кроме волокон, выпрядаемых непосредственно из
    природных материалов (назовите эти материалы (лен, хлопок, шерсть)), получают искусственные волокна. Примером их является
     ацетатное волокно.

    Из какого природного полимера получают ацетатное волокно? (Целлюлоза).
    Дать краткую характеристику ацетатному волокну.

    Производство искусственных волокон, основывающееся на переработке
    природных полимеров, не может покрыть все возрастающую потребность в
    волокнистых материалах. Возникла необходимость получать волокна из
    синтетических ВМС.
    Какой вывод можно здесь сделать?

    Чем искусственные волокна отличаются от синтетических?

    Вывод: искусственные волокна получают из природных материалов, а синтетические волокна из синтетических полимеров.

    Искусственные и синтетические волокна составляют одну группу химических волокон, так как при их производстве используются химические методы. / В ходе проведения урока используются слайды презентации./

    Давайте ещё раз повторим классификацию волокон.

                                                                Волокна

                     Природные                                                    Химические

    растительного         животного                            искусственные                    синтетические

    происхождения       происхождения                 (ацетатное,                             (капрон, лавсан,

    (лен, хлопок)            (шерсть,шёлк)                   вискозное волокно)                   хлорин)

    Объектом нашего урока сегодня непосредственно будет синтетическое
    волокно - лавсан.

    Волокно лавсан - это полиэфирное волокно.

    Свое название волокно получило от названия лаборатории, где оно было
    получено - лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.

    Сырьем для получения этого волокна является ароматическая
    двухосновная кислота - терефталевая и двухатомный спирт - этиленгликоль
    .
    При их поликонденсации получается полимер и выделяется вода.

    Что такое реакция поликонденсации?

    (Это процесс образования высокомолекулярных веществ из низкомолекулярных, идущей с отщеплением побочного низкомолекулярного продукта, чаще всего воды).

    На доске записаны три уравнения реакции:

    1) пСН2 = СН2   t,k,p        (-СН2 - СН2-)n

    2) HOOC-C6H4-COOH + HO-CH2CH2-OH + HOOC-C6H4-COOH + … →

     

    → HOOC-C6H4-CO – O-CH2CH2-O – OC-C6H4-CO – … + nH2O

                                 полимер-смола

                                         

    3) пСН2 = СН             (-СН2 - СН-)n

                        CH3                                     CH3

             Выбрать реакцию поликонденсации.

    Образующийся полимер можно назвать полиэфиром, элементарное звено
    которого включает остатки кислоты и спирта.

    Следовательно, данную реакцию можно отнести и к реакции
    этерификации.

    Что такое реакция этерификации?

    (Это реакция образования сложных эфиров).

    Полимер получают в виде смолы. Макромолекулы в нем расположены беспорядочно, в волокне же они должны быть ориентированы вдоль его оси, чтобы волокно приобрело необходимую прочность.

     С этой целью синтезированную смолу плавят и пропускают через фильеры. Что такое фильеры?

    https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516606/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no63-sinteticeskie-volokna-kapron-lavsan/3Polymery132.jpg

    Тонкие струи полимера опускаются в шахту, куда поступает холодный воздух. При охлаждении струи превращаются в. тонкие волоконца. Ориентация макромолекул усиливается при последующем вытягивании волокон на вращающихся с разной, скоростью барабанах. Макромолекулы, как бы сморщенные при этом, выпрямляются: степень кристалличности полимера и прочность возрастают.

     Свойства лавсана

    Проведите опыты

    Опыт № 1. Действие кислот и щелочей

    пробирка № 1 с Н2S04(конц.) + лавсан          растворяется пробирка № 2 с НNО3 + лавсан          не растворяется пробирка № 3 с NаОН(1О%) + лавсан          не растворяется пробирка № 4 с ацетоном + лавсан             не растворяется

    Какой вывод мы можем сделать из проделанных опытов?

    Вывод: Лавсан устойчив к действию кислот и щелочей средней концентрации. Концентрированные кислоты действуют на него разрушающе.

    Можно выводить пятна на изделии из лавсана ацетоном? (Можно).

    Опыт № 2. Горение лавсана.

    (учащиеся проводят самостоятельно).

    Наблюдения:

    воспламеняется с трудом, плавится, а затем горит медленно коптящем пламенем, образуя коричневые пары. Характер остатка: твердый темный блестящий шарик. Этот опыт служит для распознавания лавсана.

    Лавсан обладает большой прочностью, износостойкостью, свето- и термостойкостью, хороший диэлектрик, устойчив к действию кислот и щелочей средней концентрации.

    Применяется лавсан в производстве:

    1.  волокон и нитей для изготовления трикотажа, и тканей различных типов (тафта, жоржет, креп, пике, твид, атлас, кружево, тюль, плащевые и зонтичные полотна и т.п.);
    2. пленок, бутылей, упаковочного материала, контейнеров и др.;
    3. транспортёрных лент, приводных ремней, канатов, парусов, рыболовных сетей и тралов, бензо- и нефтестойких шлангов, электроизоляционных и фильтровальных материалов, щёток, застёжек "молния", струн ракеток и т.п.;
    4. хирургических нитей и материалов для имплантации в сердечно-сосудистой системе (эндопротезы клапанов сердца и кровеносных сосудов), эндопротезирования связок и сухожилий.

    Первичная проверка понимания и выводы

    1. Какие волокна называются искусственными?
    2. Какие волокна называются синтетическими?
    3. Чем искусственные волокна отличаются от синтетических?
    4. Что такое реакция поликонденсации?
    5. Что такое реакция этерификации?
    6. Какими свойствами обладает волокно лавсан?

    Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели на примере волокна лавсан синтетические волокна, их строение, свойства, получение и применение.

    Первичное закрепление нового материала

    А сейчас мы проведем закрепление материала в виде игры.

    «Кто быстрей и больше...»

    Вопросы для команды № 1

    1. Как        называются волокна, получаемые из синтетических полимеров? (Синтетические).
    2. Полиэфирное волокно, обладающее большой прочностью? (Лавсан).
    3. Самое теплое синтетическое волокно? (Нитрон).
    4. Какое волокно при горении издает запах мышиного помета? (Капрон).
    5. Какое волокно готовят из природного полимера - целлюлозы? (Ацетатное).
    6. Способны ли синтетические волокна поглощать влагу? (Нет).

    7. Какое полиамидное волокно в Германии называется дедерон или перион, в США - нейлон-6, Италии - лилион? (Капрон).

    Вопросы для команды № 2.

    1. Как        называются волокна, получаемые из природных материалов? (Искусственные).
    2. Полиамидное волокно, не впитывающее влагу. (Капрон).
    3. Самое прочное природное волокно. (Лен).
    4. Какое волокно горит медленно, коптящим пламенем, образуя коричневые пары? (Лавсан).
    5. Какой длины бывают синтетические волокна? (Произвольной, заданной).
    6. Какие волокна устойчивы к окислителям? (Лавсан, нитрон, хлорин).
    7. В Германии это полиэфирное волокно носит название ланон, в США - дакрон, в Канаде - терилен, а в России? (Лавсан).

    Рефлексия учебной деятельности

    Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

    Домашнее задание. Глава ХП, § 3, с. 34 - 36, табл. 7 (с. 42 - 43).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

    В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

    Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».

    Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина»....

    Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Оштукатуривание оконных и дверных откосов".

    Основное направление инновационной работы мастера производственного обучения - разработка и апробация Федеральных государственных стандартов. Организация и проведение уроков с внедрением инновационных...

    Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"

    Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...

    Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»

    Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучен...

    Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»

    Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...