Конспект урока литературного чтения на тему "Г.Х. Андерсен", 4 класс
план-конспект урока

Г.Х. Андерсен "Чайник". Урок построен с помощью технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс по теме: Г.Х. Андерсен «Чайник».

Ход урока.

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я бы хотела начать со слов французского писателя Анатолия Франца «Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом».

- Я желаю, чтобы наш сегодняшний урок был вкусным, аппетитным, полезным для вас и для меня.

2. Актуализация знаний.

- Кстати, об уроках, можете ли вы составить рейтинг трёх самых любимых уроков. (Ответы учащихся) 

- Рейтинги, ребята, бывают разными. Вот перед вами один из них. Попробуйте дать ему название. (Рейтинг величайших сказочников) 

- И вот, что интересно, если 2-10 позиции этого рейтинга могут меняться, то на первом месте неизменно находится Ганс Христиан Андерсен.

- Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся) 

- Мы уже знакомы с Г.Х. Андерсеном. Что вы о нём знаете? (Ответы учащихся)

- С какими его произведениями мы уже познакомились? (сказки «Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка»)

- Давайте вспомним, в чём особенность такого литературного жанра, как сказка?

- Откройте свои рабочие листы и выполните задание №1.

3. Постановка задач урока.

- Сегодня мы, ребята, откроем ещё одну сказку этого замечательного писателя. Я подготовила для вас вопрос: «Когда разбитое может быть лучше целого?».  (Печеньку разделили, киндер сюрприз, копилку разбил и т.д.)

- Давайте мы вернёмся к этому вопросу в конце урока.

- А определить название сказки нам поможет часть предмета, которые у меня лежат в коробке. (В коробке части чайника)

- Можно ли ребята, по черепкам догадаться, какой это предмет?

- Сказка Г.Х. Андерсена так и называется «Чайник».

- Давайте поставим цель нашего урока. Что самое главное мы должны сделать сегодня на уроке? (Познакомиться с произведением «Чайник»). 

- Какие задачи нам нужно будет выполнить для достижения данной цели? (Прочитать произведение, проанализировать его, составить характеристику героев и т.д.)

- Мы прочитаем сказку, проведём диалог с автором и ответим, конечно, на ваши вопросы.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Но прежде, чем мы начнём читать произведение, давайте поработаем с таблицей предположений. Откройте рабочие листы №3.

Утверждение

До чтения

После чтения

Главный герой – чайник

Главный герой – отрицательный персонаж

Друг главного героя – цветок

- Работаем с колонкой «до чтения». Если вы согласны с утверждением, то поставьте плюс. Если нет – минус.

- А теперь к словарной работе. Работаем в парах. Напомните правила работы в парах. Соотнесите слово с его значением.

- Для этого с помощью своих учебных планшетов отсканируйте QR-код на своих рабочих листах. Как только вы выполните задание программа вам покажет результат, укажет на ваши ошибки.

Сливочник

кувшин для сливок

Смирение

качество, которое отличает данный предмет от других

Преимущества

отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле

Добротный

то, что доставляет наслаждение

Услада

доброкачественный, прочный

- У кого есть ошибки? Кто сделал верно?

- Вита, прочитай, пожалуйста, определения к каждому слову.

- Перед тем, как приступить к чтению, предлагаю вам выполнить речевую разминку.

- Первый ряд прочитайте это стихотворение, выделяя интонацией выделенные слова.

- Второй ряд прочитайте это стихотворение грустно.

- А третий ряд прочитайте это стихотворение весело.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела

- Отлично. Теперь может приступать к самому интересному – чтению сказки.

- Отложите, пожалуйста, рабочие листы. Страница в учебнике 47.

Продуктивное чтение.

Первый абзац читает учитель. Учитель до слов «А вот что крышка у него разбита и склеена – об этом он не говорил...», останавливается и задаёт вопрос: ребята, а почему он об этом не говорил? (Он был гордый и не хотел всем рассказывать про то, что у него что-то не так)

Второй абзац читает ученик. Вопрос учителя после прочитанного абзаца: ребята, какие у вас предчувствия по поводу того, как сложится дальнейшая судьба героя? (Ответы учащихся)

Третий абзац читает ученик. Ребята, а почему смеялись над ним, а не над неловкою рукой? (Ответы учащихся) 

Учитель читает 4 абзац до слов «...подарили женщине, просившей немного сала». Ребята, а какой вопрос вам хочется задать автору прямо сейчас? Учитель продолжает читать до слов «для меня началась новая, лучшая жизнь...». Предположите, какое событие приведет к этой новой, лучшей жизни? (Ответы учащихся) 

Дальше продолжает читать ученик. Учитель: ребята, а что чувствовал чайник?

Последний абзац читает актер.

5. Первичная проверка понимания.

- Выразите своё отношение к прочитанному одним словом. (Грустно, интересно, печально, сожаление)

- Ребята, что сказочного вы заметили в этой сказке? (Зачин, развитие событий, предметы разговаривают, думают, переживают)

- Как называется приём в литературе, когда неживые предметы оживают? (Олицетворение)

- Кто является главным героем сказки? (Чайник)

6. Первичное закрепление.

- Правильно ли мы предположили содержание сказки? Давайте вернёмся к таблице предположений. Работаем с колонкой «после чтения».

- Мне очень интересно послушать ваше мнение по второму вопросу: Главный герой – отрицательный персонаж. Как вы ответили до чтения и после чтения?

- А давайте для того, чтобы разобраться в характере героя ещё раз сейчас будем перечитывать текст. Но для начала давайте разберемся, на какие отрезки жизни можно разделить жизнь главного героя.

- Сначала как его называет автор? Найдите в тексте. (Чайник)

- Потом, что с ним происходит? Как его называет автор? (Калека)

- Потом? (Горшок) 

- И последний этап. Кем он стал? (Черепки)

- Сейчас я предлагаю вам объединиться в 4 группы. Вам необходимо подчеркнуть только те качества, которые соответствуют чайнику в этот период жизни. (1 группа – чайник, 2 группа – калека, 3 – горшок и 4 – черепки). 5-7 минут на выполнение данного задания.

(живущий добрыми воспоминаниями, ненужный, внутренне красивый, заносчивый, счастливый, обиженный, любящий другого, гордый, добрый, себялюбивый, хвастливый, живущий для другого, красивый внешне).

После выполнения задания – фронтально обсуждаем результаты. Каждая группа зачитывает то, что они выбрали. Остальные – слушают. Если не согласны – доказывают свою точку зрения.

- Ребята, посмотрите на получившийся результат, и скажите, что по этой таблице можно проследить? (Как меняется характер чайника) 

- Вот почему у нас возникло затруднение: отр он или положительный.

- Как можно сейчас ответить: положительный героя чайник или отрицательный?

- Как вы считаете, ребята, чайник счастливый или несчастливый? А каким он себя считает?

- Как вы все-таки поняли, ребята, что он счастливый?

- Как вы думаете, случайно ли Андерсен выбрал такую судьбу для чайника? (Чайник был горд, писатель провел его через испытания, благодаря которым чайник стал терпимее, научился радоваться за других).

- Найдите и прочитайте мысль в сказке, которая является самой главной. Что хотел Андерсен сказать вам?

 - Да, ребята, важно помнить не только о себе, но и о других.

- Предлагаю вам сейчас выполнить небольшой тест по произведению «Чайник». Отсканируйте QR-код с помощью планшетов.

- Вернёмся к нашему вопросу: когда же разбитое лучше целого?

- Давайте вернёмся к вопросам, которые вы писали в начале урока. Получили ли вы на них ответ? Кто хочет поделиться своими вопросами с нами?

- -Давайте, ребята поблагодарим Г.Х Андерсена. Используйте в своей речи высказывания:

«Уважаемый Г.Х Андерсен, мне понравилось в вашем произведении…»

«Я думаю, что Ваше произведение полезно, потому что …»

« Дорогой сказочник, Ваша сказка заставила меня задуматься…»

Закончить наш урок я бы хотела словами самого Г.Х. Андерсена: Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым.

7. Домашнее задание на выбор.

- Дома выберете то задание, которое будет для вас интересно и посильно.

Домашнее задание на выбор

Уровень сложности

Подберите пословицы к данному произведению.

*

Подготовьте подробный пересказ (с.47-48)

**

Придумайте свою историю о каком-нибудь предмете. Расскажите её в форме сказки. (№1 с. 48)

***

8. Итог урока.

- С каким произведением мы работали сегодня?

- Вернемся к задачам урока, которые мы ставили в начале. Выполнили мы их? Достигли ли мы цели урока?

9. Рефлексия.

«3+3+1».

 

Г.Х. Андерсен «Чайник»

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою — веем-веем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена — об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз — чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

«Знаю я их! — рассуждал он про себя. — Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом — мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы — крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему я — король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток».

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал — и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

«Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь… Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, — им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: «Такой цветок достоин лучшего горшка!» Меня разбили, было ужасно больно… Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!».

ЧАЙНИК

ЖИВУЩИЙ ДОБРЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ

НЕНУЖНЫЙ

ВНУТРЕННЕ КРАСИВЫЙ

ЗАНОСЧИВЫЙ

СЧАСТЛИВЫЙ

ОБИЖЕННЫЙ

ЛЮБЯЩИЙ ДРУГОГО

ГОРДЫЙ

ДОБРЫЙ

СЕБЯЛЮБИВЫЙ

ХВАСТЛИВЫЙ

ЖИВУЩИЙ ДЛЯ ДРУГОГО

КРАСИВЫЙ ВНЕШНЕ

КАЛЕКА

ЖИВУЩИЙ ДОБРЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ

НЕНУЖНЫЙ

ВНУТРЕННЕ КРАСИВЫЙ

ЗАНОСЧИВЫЙ

СЧАСТЛИВЫЙ

ОБИЖЕННЫЙ

ЛЮБЯЩИЙ ДРУГОГО

ГОРДЫЙ

ДОБРЫЙ

СЕБЯЛЮБИВЫЙ

ХВАСТЛИВЫЙ

ЖИВУЩИЙ ДЛЯ ДРУГОГО

КРАСИВЫЙ ВНЕШНЕ

ЧЕРЕПКИ

ЖИВУЩИЙ ДОБРЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ

НЕНУЖНЫЙ

ВНУТРЕННЕ КРАСИВЫЙ

ЗАНОСЧИВЫЙ

СЧАСТЛИВЫЙ

ОБИЖЕННЫЙ

ЛЮБЯЩИЙ ДРУГОГО

ГОРДЫЙ

ДОБРЫЙ

СЕБЯЛЮБИВЫЙ

ХВАСТЛИВЫЙ

ЖИВУЩИЙ ДЛЯ ДРУГОГО

КРАСИВЫЙ ВНЕШНЕ

ГОРШОК

ЖИВУЩИЙ ДОБРЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ

НЕНУЖНЫЙ

ВНУТРЕННЕ КРАСИВЫЙ

ЗАНОСЧИВЫЙ

СЧАСТЛИВЫЙ

ОБИЖЕННЫЙ

ЛЮБЯЩИЙ ДРУГОГО

ГОРДЫЙ

ДОБРЫЙ

СЕБЯЛЮБИВЫЙ

ХВАСТЛИВЫЙ

ЖИВУЩИЙ ДЛЯ ДРУГОГО

КРАСИВЫЙ ВНЕШНЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать навы...

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС

Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного  чтения сказки, активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа  художественного произвед...

Конспект урока литературного чтения "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс

Конспект урока литературного чтения  "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс, приложения...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...