Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
план-конспект урока

Гусельникова  Валентина  Ильинична

Задачи:

- познакомить с понятиями «поэма»;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;

- формировать навык выразительного чтения стихов;

- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;

- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;

- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бушевецкая начальная общеобразовательная школа»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

 

        Подготовила:

   учитель 2 класса

Гусельникова Валентина Ильинична

Квалификационная категория-первая

                                                                           

  город  Бологое  

2019г.  

Вступление к поэме «Руслан и Людмила».Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Задачи:

- познакомить с понятиями «поэма»;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;

- формировать навык выразительного чтения стихов;

- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;

- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;

- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись «У лукоморья дуб зеленый…»( исп. А. Фрейндлих), аудиозапись «Шум моря», толковый словарь С. И. Ожегова, изображение дуба.


Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт. Л. Ф. Климанова) 2 класс, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах и группах.

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

- планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

- планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел для нас звонок, начинается урок.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на гостей, улыбнитесь им скорее.

-Улыбнитесь друг все другу. Улыбку другу.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

-Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких свечек.

2. Работа со скороговоркой. 

От топота копыт, пыль по полю летит.

- Прочитайте медленно выговаривая каждое слово чётко.

- Прочитайте целыми словами вслух.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте скороговоркой.

III. Проверка домашнего задания.

- Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

- О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

- « В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 раза).

-Представьте, что перед вами именинный торт.

На нём много маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких свечек.

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо не найдется.

- Прочитайте медленно выговаривая каждое слово чётко.

- Прочитайте целыми словами вслух.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте скороговоркой.

- А теперь устроим конкурс «Кто лучше прочитает скороговорку.

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские писатели)

- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)

- Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)

- А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 216 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

- Дома вы читали отрывки из сказок А. С. Пушкина, сейчас я проверю на сколько хорошо вы запомнили названия сказок.- Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 
- Кто его автор? Попробуем отгадать.

- Прочти имя, отчество, фамилию автора по согласным.

Лксндр

Сргвч

Пшкн

-Проверяем.

 По мере ответов на доске появляются нужные слова:

Александр Сергеевич Пушкин

. Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

-  А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот отрывок?

  «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

  « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.»

- Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль, рассказ, былины)

- Дома я попросила некоторых учеников узнать о творчестве А.С. Пушкина.

Работа с таблицей.

- Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

- Определи жанр (стихотворение)

- Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

hello_html_5051a6b8.gif

- Предположите, что за закрытым окошком?

(название жанра)

- А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

- Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос?

- Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

3. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте сформулируем цели нашего урока.

- Мы познакомимся…

- Мы узнаем .

- Мы будем учиться…

4. Реализация построенного проекта

- Что нам поможет узнать значение слова «поэма»?

- Правильно, я попросила ….(ученика)к сегодняшнему уроку поработать самостоятельно со словарем и найти значение слова поэма.

Читает ученик

-Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Физминутка- релакс

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

- Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

- Как вы думаете, где оказались?

- И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)

- Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

- Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

- Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

- С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

- Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

-Потренируемся в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.

- Перед вами карточка для индивидуального чтения.

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

- Оцените работу своего товарища.(светофор)

Физкультминутка

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

Самостоятельное чтение

Прочтите произведение про себя, подчеркните слова и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

- Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

- Посмотрите на наш дуб.

- Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых персонажей.)

- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

- Прочитайте описание этой картины.

- А что дальше, впереди? (Леший)

- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

- Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

- Как понимаете невиданные звери?

- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

- Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

- Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

- Найдите в строке родственные слова?

- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

- Будем учитьсявыразительно читать отрывок из поэмы.

- Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

- Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

- Упражнения в выразительном чтении отрывка(работа в группах)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

- Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

- Как называется это вступление?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы их?

Мы познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

- На партах у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный, коричневый).

-Возьмите листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

- Давайте прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего урока у нас складывается.

9. Домашнее задание.

Дифференцированные задания 1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо. 2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе

Тема раздела. «Сказочные богатыри».

Место урока. Данный урок является третьим в разделе. На первом уроке происходит знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», и понятием «былина», на втором уроке - первичное ознакомление со Сказкой об Илье Муромце. Третий и четвертый уроки посвящены созданию образов сказочного и былинного богатырей и их сравнению.

Тема урока.   А. С. Пушкин – великий русский писатель.

Тип урока. Урок развития умений и навыков.

Вид урока. Смешанный (беседа, коллективная работа, парная работа).

При планировании урока были учтены возрастные особенности обучающихся, программные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Исходя из этого, были поставлены цель и задачи урока.

Методическая цель урока:

- создать условия для формирования у обучающихся образа сказочного богатыря, для проявления познавательной активности обучающихся.

Задачи:

- развивать умение работать с текстом: отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и составлять план текста;

- способствовать формированию у обучающихся умения выражать своё отношение к героям;

- развивать умение оценивать составленный рассказ с критериями, выражать свои мысли, сравнивать, обобщать;

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

- умение выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки героев;

- умение понять причину успеха в учебной деятельности (план и рассказ по нему).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- умение ставить цель перед собой и работать по плану;

- умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать собственную деятельность (план, образ).

Познавательные УУД

- умение сравнивать и делать выводы;

- умение извлекать и преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД

- умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- умение договариваться и приходить к общему мнению в результате совместной деятельности.

Предметные результаты:

а) умение составлять план текста с помощью учителя (систематизация содержания текста);

б) создание целостного литературного образа сказочного богатыря.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием элементов информационно-коммуникативных технологий (проблемного обучения, здоровьесберегающей технологии, ИКТ,КМ). Урок имеет следующую структуру:

Ι. Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний.

1. Беседа

2. Постановка учебной проблемы.

ΙΙΙ. Работа с текстом.

1.Выборочное чтение.

2. Обучение составлению плана

3.Физминутка

4. Составление характеристики героя

ΙV. Итог.

V. Рефлексия

На каждом этапе урока формировались УУД.

На этапе мотивации к учебной деятельности использовался методический прием «Корзина понятий». Дети, опираясь на картину «Три богатыря», составляли ассоциативный ряд «богатырь-воин-защитник».

На этапе актуализации знаний применялся подводящий диалог, формировались регулятивные УУД: были определены задачи и план работы на уроке совместно с учителем.

На этапе работы с текстом формировались коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, познавательные УУД: умение сравнивать и делать выводы, личностные УУД. Проводилась работа по формированию навыков смыслового чтения: ориентирование в содержании текста, определение главной мысли, преобразование текста (составление плана), использование оценочных суждений и выражение своей точки зрения. Для составления образа сказочного богатыря использовался прием технологии «КМ»: «Кластер», который позволил систематизировать имеющиеся у детей знания по теме занятия, подвести итог занятия.

Рефлексия, проведенная в конце урока, показала, что учащимся урок понравился.Все этапы урока логически связаны между собой, четко выделены. Подведен итог каждого этапа. Рациональное распределение времени способствовало решению задач на уроке.

Характер деятельности обучающихся. В уроке использовались следующие виды работ: наблюдение, сравнение, группирование, обобщение, планирование, мыслительная деятельность (анализ текста), творческая работа.

Применялись проблемный, наглядный, словесный, частично-поисковый методы обучения, которые соответствовали комплексным целям урока и содержанию материала. Формы и методы обучения обеспечили взаимодействие учителя и учащихся в совместной деятельности в атмосфере сотрудничества, понимания, доброжелательности.

Применение элементов здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, двигательная физминутка, позволило поддерживать интерес учащихся в течение всего урока.

Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Считаю цели и задачи урока достигнутыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Портреты великих русских писателей".

Презентация может быть использована на уроках литературы для учащихся любого возраста....

Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать навы...

Урок литературного чтения в 4-м классе «Волшебник и великий музыкант»

Урок литературного чтения в 4-м классе «Волшебник и великий музыкант»(по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; ...

Конспект урока литературного чтения "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс

Конспект урока литературного чтения  "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс, приложения...

Урок по литературному чтению 2 класс, тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Обобщающий урок чтения. Тема: "«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С. Пушкина". 2-й классПодготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликов...