КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС
учебно-методический материал на тему

Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного  чтения сказки, активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа  художественного произведения.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с мансийской сказкой «Отчего у зайца длинные уши», закрепляя навыки осознанного чтения, формировать умение давать нравственно-этическую оценку поступку героев.

2.Работать над развитием навыков выразительного чтения, корригировать внимание на основе зрительного и слухового восприятия, повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений.

3.Воспитывать  интерес к предмету,  умение работать в группе, нравственные качества: справедливость, уважение друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Осень»

Цели: совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы, способствовать развитию у школьников памяти, внимания, связной речи, мышления.

Оборудование: цветные полоски, учебники, артикуляционная гимнастика, портрет К.Д. Бальмонта, картины осенней природы, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь», напечатанные тексты стихотворения Бальмонт К. Избранное, зеркала, слово «метафора» В. Даль Толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой

Прозвенел уже звонок

Значит, начался урок

Сели все за парты дружно

Нам теперь работать нужно.

  1. Речевая разминка.

1)Артикуляционная гимнастика

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут, кто же там?

Он глядит по сторонам.

Смотрит, как расческа-зубы

Нам причесывает губы.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом.

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

Догадался кто бы мог.

Язычок наш как грибок.

Язычок гармошкой стал.

Поиграл и не устал.

То иголка, то лопата.

Язычки у вас, ребята.

Надоели превращенья

Лижет язычком варенье.

Любит он покушать сладко

После скачет, как лошадка.

2) На доске.

Речевая разминка.

Под ногами в листопад

Листья желтые шуршат.

Учитель: Что написано на доске?

Дети: скороговорка.

Учитель: прочитайте ее выразительно.

Дети читают.

- О чем эта скороговорка?

Дети: О листопаде, об осени.

Учитель: Какие слова главные?

Дети: листья, листопад.

Учитель подчеркивает на доске опорные слова.

Учитель: произнесем скороговорку с радостной интонацией… а теперь с грустной.

Дети выполняют задание.

  1. Проверка домашнего задания

Чтение по цветным полоскам. «Золотая осень» по И. Соколову-Микитову.

- Почему осень  золотой?

4. Постановка темы урока

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень».

На доске:

К.Д. Бальмонт (1867-1942)

«Поэт с утренней душой»

(А. Блок)

Учитель читает эпиграф к уроку.

- Ребята. Сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте.

5. Рассказ учителя о поэте

Учитель: Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской области. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился самостоятельно читать, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.

Александр Блок навал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.

6. Знакомство со стихотворением

6. Знакомство со стихотворением

Учитель: А сейчас я вам прочитаю стихотворение К. Бальмонта «Осень»

Стихотворение Бальмонта «Осень» учитель читает под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя пора».

- Понравилось ли вам стихотворение? Что особенно понравилось?

Выслушиваются советы детей.

- Какие картины осени рисует нам автор?

Дети находят нужные строки в тексте.

- Какой литературный прием он использует?

Дети: метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».

Учитель: найдите в словаре Даля объяснение слова «благовонье».

Дети – благовонье – приятный запах.

Учитель: – это слово старое и сейчас уже не употребляется.

7. Работа над выразительным чтением стихотворения

Учитель: возьмите в руки карандаш, составим «партитуру» стихотворения.

Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы, выберите темп чтения.

Дети выполняют задание на листках.

- А теперь прочитаем стихотворение.

Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети – другую с учетом пауз и интонаций.

- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень.

Выслушиваются предложения детей.

- Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.

Прослушивается выразительное чтение стихотворения тремя-четырьмя учениками, анализируется их выразительное чтение.

8. Коллективное чтение стихотворения об осени (проба пера)

Учитель: Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

«Рождается одна строка, за ней встает другая…»

Сейчас мы попробуем тоже сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: « Листья падают в лесу….»

Учитель пишет строчку на доске.

Давайте подберем рифмы к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису принесу, красу.

Учитель: Появляется строчка: «Я домой их несу».

Продолжаем придумывать другие строчки.

Дети: «Прячут рыжую лису», «Вижу рыжую лису».

Учитель помогает дальше.

Учитель: «А когда зима завьюжит…»

Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Образец стихотворения, составленного детьми.

Листья падают в лесу,

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу –

Листья мне согреют душу.

9. подведение итогов урока

Учитель: С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

10. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать рисунок.

Осень. Константин Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.



Предварительный просмотр:

Тема. К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Осень»

Цели: совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы, способствовать развитию у школьников памяти, внимания, связной речи, мышления.

Оборудование: цветные полоски, учебники, артикуляционная гимнастика, портрет К.Д. Бальмонта, картины осенней природы, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь», напечатанные тексты стихотворения Бальмонт К. Избранное, зеркала, слово «метафора» В. Даль Толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой

Прозвенел уже звонок

Значит, начался урок

Сели все за парты дружно

Нам теперь работать нужно.

  1. Речевая разминка.

1)Артикуляционная гимнастика

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут, кто же там?

Он глядит по сторонам.

Смотрит, как расческа-зубы

Нам причесывает губы.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом.

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

Догадался кто бы мог.

Язычок наш как грибок.

Язычок гармошкой стал.

Поиграл и не устал.

То иголка, то лопата.

Язычки у вас, ребята.

Надоели превращенья

Лижет язычком варенье.

Любит он покушать сладко

После скачет, как лошадка.

2) На доске.

Речевая разминка.

Под ногами в листопад

Листья желтые шуршат.

Учитель: Что написано на доске?

Дети: скороговорка.

Учитель: прочитайте ее выразительно.

Дети читают.

- О чем эта скороговорка?

Дети: О листопаде, об осени.

Учитель: Какие слова главные?

Дети: листья, листопад.

Учитель подчеркивает на доске опорные слова.

Учитель: произнесем скороговорку с радостной интонацией… а теперь с грустной.

Дети выполняют задание.

  1. Проверка домашнего задания

Чтение по цветным полоскам. «Золотая осень» по И. Соколову-Микитову.

- Почему осень  золотой?

4. Постановка темы урока

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень».

На доске:

К.Д. Бальмонт (1867-1942)

«Поэт с утренней душой»

(А. Блок)

Учитель читает эпиграф к уроку.

- Ребята. Сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте.

5. Рассказ учителя о поэте

Учитель: Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской области. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился самостоятельно читать, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.

Александр Блок навал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.

6. Знакомство со стихотворением

6. Знакомство со стихотворением

Учитель: А сейчас я вам прочитаю стихотворение К. Бальмонта «Осень»

Стихотворение Бальмонта «Осень» учитель читает под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя пора».

- Понравилось ли вам стихотворение? Что особенно понравилось?

Выслушиваются советы детей.

- Какие картины осени рисует нам автор?

Дети находят нужные строки в тексте.

- Какой литературный прием он использует?

Дети: метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».

Учитель: найдите в словаре Даля объяснение слова «благовонье».

Дети – благовонье – приятный запах.

Учитель: – это слово старое и сейчас уже не употребляется.

7. Работа над выразительным чтением стихотворения

Учитель: возьмите в руки карандаш, составим «партитуру» стихотворения.

Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы, выберите темп чтения.

Дети выполняют задание на листках.

- А теперь прочитаем стихотворение.

Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети – другую с учетом пауз и интонаций.

- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень.

Выслушиваются предложения детей.

- Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.

Прослушивается выразительное чтение стихотворения тремя-четырьмя учениками, анализируется их выразительное чтение.

8. Коллективное чтение стихотворения об осени (проба пера)

Учитель: Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

«Рождается одна строка, за ней встает другая…»

Сейчас мы попробуем тоже сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: « Листья падают в лесу….»

Учитель пишет строчку на доске.

Давайте подберем рифмы к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису принесу, красу.

Учитель: Появляется строчка: «Я домой их несу».

Продолжаем придумывать другие строчки.

Дети: «Прячут рыжую лису», «Вижу рыжую лису».

Учитель помогает дальше.

Учитель: «А когда зима завьюжит…»

Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Образец стихотворения, составленного детьми.

Листья падают в лесу,

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу –

Листья мне согреют душу.

9. подведение итогов урока

Учитель: С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

10. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать рисунок.

Осень. Константин Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению для коррекционной школы VIII вида ( 2 класс) В. Сухомлинский "Вьюга"

Конспект урока будет интересен учителям, работающим в коррекционных школах VIII вида с детьми с особенностями  развития. Урок разработан для детей, которые обучаются в 6 классе. Особое внима...

Урок чтения и развития речи в 6 классе ( по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Предлагаю конспект урока по чтению и развитию речи в 6 классе  по теме "Былина "Илья Муромец и соловей-разбойник". Надеюсь, он  будет полезным для педагогов, работающих с деть...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. ...

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Прог...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...