Главные вкладки

    Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
    план-конспект урока на тему

    Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pismo_i_razvitie_rechi.docx23.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Письмо и развитие речи, 5а класс                    

    Тема: Склонение имен существительных. Обобщающий урок

    Цель: Обобщить знания о склонениях имён существительных;

    Совершенствование умений определять падежи имён существительных по вопросам;

    Развивать навыки грамотного письма;

    Корригировать мыслительные процессы посредством практических заданий;

    Воспитывать мотивацию к учению, самостоятельность.

    Оборудование: таблица «Склонение имен существительных», падежи  имен существительных, презентация.

                            

    Ход урока

    1. Организационный момент:

    Психологический настрой:

    Каждый день, всегда, везде

    На занятиях, в игре,

    Смело, чётко говорим,

    Мы тихонечко сидим.

    Рапорт дежурного

    2.Речевая  разминка:

    Собрала Маргарита

    Маргаритки на дворе.

    Потеряла Маргарита

    Маргаритки на дворе.

    3. Каллиграфическое письмо: мар, рал

    Письмо в тетради: дата, классная работа, тема урока(Слайд)

    4.Коррекционное задание: какие слова вы здесь видите?

    Лукольцоврагора(Слайд)

    (лук, укол, кол, кольцо, овраг, враг, гора)

    5.Повторение пройденного материала

    - На первом этапе урока повторим  теоретические знания. Ребята, обратите внимание на экран. Что вы можете сказать о словах, находящихся на слайде? (Слайд )

    Лиса, медведь, рысь, заяц, волк, белка, ель, осина, сирень.

    Это -  имена   существительные, т.к. отвечают на вопросы  кто? что?

    и обозначают предмет.

    - На какие группы можно разделить эти имена существительные?

    - как они называются?

    -  По каким грамматическим признакам  определяем склонения?

    - какие имена существительные относятся к 1 склонению? (Слайд)

    - какие имена существительные относятся к 2 склонению? (Слайд)

    - какие имена существительные относятся к 3 склонению? (Слайд)

    (вывешивается таблица)

    Сколько правил! Правил сколько! 
    С непривычки бросит в дрожь. 
    Будь внимателен – и только! 
    Всё запомнишь, всё поймёшь! 

    6.Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков. Запишите в тетради:

    1скл.                                     2скл.                                      3скл.

    Распределите правильно эти слова:

                                     

     Загадки

    1. Эта маленькая крошка

    Рада даже хлебной крошке,

    Потому что до темна

    В норке прячется она.(Мышь)

    2.  Заворчал живой замок,

         Лёг у двери поперёк,

         Две медали на груди.

        Лучше в дом не заходи. (Собака)

    3. Кто зимой холодной

        Ходит злой, голодный? (Волк)

      - проверка (Слайд)

    7. Закрепление материала

    Игра «Четвёртый лишний» Почему  оно лишнее?

    Упражнения на формирование операций обобщения.

    (Слайд)

    Задание на листочках

    Берёза        рысь        карандаш

    Осина        мышь        линейка

    Рябина        медведь        портфель

    Тополь         лошадь        пенал

    8. Физкультминутка

    Мы работали отлично,   (шагают на месте)                                                Отдохнуть пора сейчас.                                                                                           И зарядка к нам привычно (руки вперед, вверх, в стороны, вниз)                           На урок приходит в класс.                                                                                           Выше руки, выше пятки,(руки вверх, отрывая пятки от пола, тянутся вверх)                   Улыбнитесь веселей. (руки  на пояс)                                                                  Мы поскачем как зайчатки (прыжки на месте)                                                      Сразу станет всем бодрей! (руки в стороны, к  плечам)                             Потянулись и вздохнули! (руки тянут вверх – вдох, руки вниз – выдох)                 Отдохнули? Отдохнули!

    9. Повторение о падежах

    - Кроме склонений мы ещё,  какую тему проходили?

    На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

    - сколько всего падежей  в русском языке?

     – У слова есть шесть падежей,
    Шесть верных маленьких пажей,
    Они проходят чередой,
    За слово в бой готов любой!

    - Все падежи имеют свое название.

     Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)

     Именительный (есть) кто? что?
     Родительный (нет) кого? чего?
     Дательный (дам) кому? чему?
     Винительный (вижу) кого? что?
     Творительный (доволен) кем? чем?

     Предложный (думаю) о ком? о чём? (Слайд)

    10.   Закрепление пройденного материала

    На доске две группы слов:

    (необходимо записывать, определить падеж)

     

    ИЗ ЗЕМЛ__                ИЗ ИЗБУШК__

    ПО ВОД___                ПО КОМНАТ___

    НА СТЕН__               НА УЛИЦ___

     - проверка задания

    11. Работа с учебником, с. 180

    А) Словарная работа – РАКЕТА(Слайд)

    РА - КЕ́ - ТА

    Женский род

    1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полёте в воздухе.

    "Сигнальная ракета"

    2. Летательный аппарат (снаряд) с реактивным двигателем.

    "Космическая ракета"

    Ракеты существуют для того, чтобы что-то выводить в космос. В частности, космические корабли и космические аппараты. 12 апреля 1961 г. трехступенчатая ракета - носитель доставила на околоземную орбиту космический корабль «Восток», на борту которого находился гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. И, конечно же, сегодня на уроке мы не можем не вспомнить об этом историческом и памятном событии. 9 марта родился первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

    Подобрать  к слову ракета однокоренные слова, составить предложения.

    Б) Упражнение 289, с. 181.                                                                                          - Разбор упражнения

    12. Итог урока (Слайд )

    - Подведём итог урока.
    - В чём заключалась цель нашего урока?
    - Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
    - Чью работу на уроке хотите отметить?

    13. Выставление оценок

    14. Домашнее задание: упражнение 290,с.181 (Слайд)

    15. Рефлексия

    -Вспомним сегодняшний урок и проанализируем свою работу на уроке. (Слайд)

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме:"Слова,обозначающие предметы"

    Открытй урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме: "слова ,обозначающие предметы"...

    Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».

    Выборочный конспект русского языка по теме  «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс....

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема "Род имен существительных"

    Педагогические целиСпособствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения родаТип урокаУрок открытия...

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Множественное число имен существительных"

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Множественное число имен существительных"...

    Конспект урока по русскому языку на тему : "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

    Методическая разработка урока по русскому языку с мультимедийной поддержкой и использованием платформы "Яндекс.учебник" на тему: "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс...

    План-конспект урока в 3 классе на тему: «Дательный падеж имен существительных»

    Тема: «Дательный падеж имен существительных."Цель: познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.Задачи:Познакомиться с особенностям...