План-конспект урока в 3 классе на тему: «Дательный падеж имен существительных»
план-конспект урока

Абдулаева Замина Арсеновна

Тема: «Дательный падеж имен существительных."

Цель: познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Познакомиться с особенностями имен существительных в дательном падеже.

Развивать умение употреблять в речи существительные в разных падежах, определять падеж имени существительного в предложение.

Воспитывать аккуратность, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; развивать умение слушать и понимать других; проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Оборудование: презентация.

 

                                         Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

У- здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

У- давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.

-здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, березка и дубок!

Мы живем в краю родном-

Мы вас всех приветствуем!

  1. Актуализация знаний.

У- скажите дети, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Д- о родительном падеже имени существительном.

У- на какие вопросы отвечает родительный падеж имени существительном?

Д- на вопросы кого? Чего?

У- А с какими предлогами они употребляются?

Д – с предлогами для от, без, до.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж выделенных имен существительных.

                                                      Тр..пинка

Через всю полянку вьётся л..сная тр..пинка. Мы любим гулять по этой тр..пинке. Ранней в..сной мы здесь наблюдаем за п..лётом птиц.

Тропинка- и. п

Полётом- р. п.

  1. Минутка чистописания.

Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания вы узнаете, отгадав следующие загадки.

  1. Груз пассажиров. (багаж)
  2. Страна пирамид и фараонов.  (Египет)
  3. В воде она живет, нет клюва, но клюет. (рыба)
  4. Маленький колючий зверек.  (ёж)
  5. Африканская Коняшка, полосатая тельняшка. (зебра)
  6. Приходит во время еды. (аппетит)

У- сложите первые буквы этих слов.

У- какое слово у нас получилось?

Д- береза.

У-правильно. С какой буквы начинается слово береза?

Д- с буквы б.

У- правильно. Открываем тетради. Пишем число. Классная работа.

У- начинаем прописывать букву б. пишем красиво, чередуя заглавный б со строчной.

У- давайте дадим характеристику нашему звуку.

Д- б- согл., парн., парн. зв.

У- а в слове береза б мягкий ил твердый?

Д- мягкий, потому что после него идет гласная е.

У- давайте с вами запишем это слово. Подберем к нему родственные слова.

 

(учитель пишет на доске, а дети в тетрадях.)

 

Береза, березонька, березовый.

У- назовите корень в этих словах.

Д- берез.

У- правильно.

  1. Самоопределение к деятельности.

У- прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.

Плыл по реке, пришел к сестре, обрадовался солнцу.

У- сравните имена существительные. Чем они похожи?

Д- стоят в дательном падеже.

У- сформулируйте тему урока?

Д- дательный падеж имен существительных.

У- а какую цель мы поставим перед собой на уроке? Чему будем учиться?

Д- будем учиться распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.

А какие задачи мы будем решать на уроке, чтобы достичь нашей цели?

Д- будем внимательными, буем отвечать на вопросы, будем писать упражнения итд.

  1. Решение проблемы

- прочитайте словосочетания.

- определите падеж имен существительных в словосочетаниях.

Д- дательный падеж.

Какие вопросы вы поставили?

Д- кому? Чему?

У- почему к одним существительным поставили опрос кому? , а к другим чему?

Д- к одуш. именам сущ. поставили вопрос кому? и к неодуш. чему?

У- назовите предлоги, с которым употреблены имена сущ.?

Д- по, к

А какой мы вывод можем отсюда сделать? Что можем сказать о дательном падеже? Или что мы узнали о дательном падеже?

Вывод: дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему? и имеет предлоги- по к.

  1.  
  1. Развитие умений

упр 83 стр 46

У- из каких басен эти строки

Д- «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей».

- Найдите имена существительные в д.п. поставьте к ним вопрос от выделенных слов.

Д -вороне (кому?), к дереву (к чему?), по улицам (по чему?), к муравью (к кому?).

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Над именем существительным в д.п укажите падеж.

А теперь мы с вами просклоняем слова: семья, море.

Помогайте мне. Пишу на доске.

И. п кто? семья, что? море.

Р. п. кого? семьи, чего? моря.

Д. п. кому? семье, чему? морю

В. п. кого? семью, что? море.

Т. П. кем? семьей, чем? морем.

П. п. о ком? о семье, о чем? о море.

У- а теперь посмотрите все на упражнение 82 на стр. 46.

 

У- Каким суш. поставили вопрос кому?, а к каким- чему?

- Назовите предлоги, с которым употреблены имена существительные.

Выполните письменно задание к упражнению.

  1. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре.

Буду всех сильнее в мире.

Буду в цирке выступать

Бегемота поднимать.

  1. Закрепление изученного материала.

У- прочитайте стихотворение.

- Вставьте пропущенные слова. Прочитайте.

Определите падеж этих имен суш.

Объясните написание слов с орфограммами.

Выполните задание.

 

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин- к дырочке в полу.

Один ученик читает, другие проверяют.

  1. Рефлексия.

Составьте и запишите пять словосочетаний, употребив в них имена существительные в дательном падеже.

Идти по тропинке, подошли к дому, гулять по планете и тд.

У- Так, а теперь проверим, что вы написали. Прочитайте ваши словосочетания. Докажите, что это д. п.

Дети читают, обсуждают.

У- оцените свою работу на уроке.

  1. Итог урока.

У- о чем мы говорили сегодня на уроке?

С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?

Назовите мне наизусть все падежи с их вопросами.

Д. з.

Упражнение 84. Стр.47.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл datelnyy_padezh_sushch._3_klass.docx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

План - конспект нетрадиционного урока по Экономике на тему: "Взаимодействие спроса и предложения".

спрос и предложение,равновесная цена,условие равновесия,дефицит и избыток товара,неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.Анализ графиковЗадача-образецРешение задачВыводы...

План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"

Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...

Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».

Выборочный конспект русского языка по теме  «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс....