План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
план-конспект урока на тему

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

     

    МБОУ ДОД «ДШИ г.Нарьян-Мара» 

                                                                           План – конспект открытого урока на  тему                                                     «Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой  в классе скрипки»                                                                                                                                    преп. по классу скрипки Юрова Л.А.

Урок № 20

Обучающаяся: Неустроева Софья 3 класс, класс скрипки.

Дата урока: 19 ноября 2014 год.

Тип урока : комбинированный ( повторение пройденного материала и изучение нового).

Вид урока: традиционный.

Цели урока:

-  формирование у ребенка эстетического вкуса в пьесах кантиленного характера;

-  выразительное исполнение пьесы.

Задачи урока:                              образовательные                                                                                                            -   заострить внимание ученика на работу левого локтя для более плавного и незаметного перехода со струны на струну;                                                                                                                                            - незаметная смена смычка за счет амортизации большого пальца правой руки;                                                                                                                                         - учить делать плавные переходы  в позиции путем различных положений пальцев (вышележащий, нижележащий);                                                                                                                                          

- учить применять  прием- вибрация  для более красивого и выразительного исполнения кантилены ;                                                                                                                                                                        

- уметь исполнять пьесу кантиленного характера предложениями;

развивающие

- развивать прием-вибрация расслабляющими и подготовительными упражнениями;

- развивать умение контролировать свою игру путем слухового контроля;

- развивать чувство фразы;

воспитательные

- воспитывать музыкальный вкус при исполнении пьесы кантиленного характера;

- воспитывать любовь к классической музыке и своему инструменту.

Основные этапы урока:

№п/п

Этап урока    

Приемы и методы

Время, мин.

1

Организационный этап

Представление ученика, подготовка рабочего места, настройка инструмента.

3 мин.

2

Этап проверки домашнего задания

Ведение смычка по пустым струнам, исполнение упражнения Шрадика, К.Караев «Задумчивость».

3 мин.

3

Этап контроля и всесторонней проверки знаний.

Анализ исполнения.                                  Словесный метод.

5 мин.

4

Этап подготовки к усвоению нового материала.

Теоретические сведения, показ.

5 мин.

5

Этап усвоения новых знаний.

Наглядный , словесный , практический методы.

10 мин.

6

Этап закрепления новых знаний.

Проигрывание произведения и анализ его исполнения.

4 мин.

7

Этап первичной проверки понимания нового материала и повторение пройденного материала.

Проигрывание музыкальных произведений, разученных ранее, и их анализ с учетом с полученных обучающимся  новых знаний.

5 мин.

8

Этап обобщения и систематизации новых знаний.

Анализ проведенного урока.

3 мин.

9

Этап информации о домашнем задании.

Разъяснение домашнего задания.

2 мин.

Средства обучения: скрипка, смычок, канифоль, пульт, ноты, стол, стул, фортепиано.

Ход урока:

№ этапа

Работа преподавателя, ссылки.

Работа обучающагося, ссылки.

1

Сегодня мы проводим урок с ученицей 3 класса скрипки Неустроевой Софьей. Сейчас будем настраивать скрипку. По каким интервалам мы настраиваем наш инструмент?

Ребенок пробует самостоятельно настраивать инструмент. Ответы ученика.

2

Сейчас, Софья, встань удобно, правильно поставь ноги,  возьми скрипку, подставь левую руку. Мы начнем с пустых струн. Повесь правую руку на смычок, смычок ложится на правый бочок, кисть свободная, мизинчик поставь на трость. Будем играть по пустым струнам, обращая внимание на большой пальчик левой руки. Он выполняет функцию амортизатора,  для более плавной смены смычка у колодки.  Какое упражнение выполняет правый локоть при движении смычка от  струны соль  до струны ми? Конечно, упражнение «Качелька» -  рулевые движения правого локтя. Но и левый локоть у нас в это время работает, выполняя рулевое движение. Он помогает пальчикам левой руки добраться до более нижних струн. Используем целый смычок.                                                                                               В упражнении Шрадика ты постараешься, чтобы каждый пальчик попал в свой «домик» (упр. 1).             А теперь сыграй пьесу, которую ты учила дома.

                                                                          Ответ ребенка.

3

Софа, сейчас ты сыграла пьесу «Задумчивость». Молодец. Пьеса прозвучала так, как ты хотела? Что тебя не устроило? Переходы, звук, вибрация. Сначала поговорим о переходах. Первый переход с 1 пальца 3 позиции на 2 палец 1 позиции. Это переход с нижележащего пальца на вышележащий, поэтому двигаемся из 3 позиции на 1 пальчике до 1 позиции и подставляем 2 палец. Левая рука свободная, без хватательного движения. А следующий переход какой? С вышележащего на нижележащий. Проанализируй все переходы в пьесе. Хорошо. Теперь о звуке. Что не хватило в твоем исполнении? Я думаю, динамики, выразительности. Отметь карандашом  динамические оттенки в тексте. Что мы скажем о вибрации? Кисть слегка зажата.  

Ответы ребенка.

Работа с текстом.

4

Начнем с того, что эта пьеса кантиленного характера, об этом мы с тобой говорили ранее. Давай вспомним, что такое кантилена. Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра.

Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом «второго сорта».                                                   Что обозначает название твоего произведения «Задумчивость»? Задумчивость – это  состояние размышления. Где – то более спокойные  мысли, где – то более сумбурные. Передать эти образы надо очень выразительно.                                                     Выразительное исполнение кантилены на нашем инструменте включает в себя много элементов: это и точные плавные переходы, это и рулевые движения правого и левого локтей, это работа указательного пальца и мизинца, это и красивая свободная вибрация.  В работе над динамикой мы обращаем внимание на правильное распределение смычка. Сейчас я исполню это произведение. В моем исполнении оно звучит по другому. А сейчас мы приступим к решению твоих задач.

5

Покажи, как ты будешь учить дома переходы с нижележащего пальца на вышележащий и наоборот. А теперь упражнения на вибрацию.                          Расслабляющие упражнения. Расслабь кисть, 1 палец поставь на гриф и делай круговые движения вправо, а затем влево. Затем ставим 1пальчик в 3 позиции и начинаем двигать фалангой вперед – назад параллельно грифу половинными, четвертями, триолями, восьмыми. Тогда вибрация приобретет нужную частоту движения. Сейчас сделай это упражнение на половинные. Конечно, делать это надо не все в куче. Сначала разучивается упражнение половинными, затем четвертями и т.д.                   Дошла очередь и до динамики исполнения, до правильного распределения смычка. Так как в начале пьесы  стоит  mp – это начало фразы, то вести смычок мы будем не от колодки, а от середины смычка; затем целым смычком, чтобы получить развитие, и окончание фразы сфилируем. . Филировка – это уменьшение звучания и затихание. А теперь к проделанной работе добавим вибрацию на половинные ноты. Попробуй сыграть одну фразочку.

Показ ребенком упражнений.

6

Теперь, Софа, ты снова сыграешь эту пьесу, но добавишь в нее все, над чем мы сейчас работали. Постарайся. Не торопись. Если что-то сразу не получится, не переживай, добивайся результата, даже если придется повторить несколько раз.

Ребенок исполняет произведение.

7

Молодец! Ты очень старалась и все попыталась сделать. А теперь вспомним «Концерт» Ридинга . Что из полученных знаний ты можешь применить в «Концерте»? Вибрация, динамика, работа по распределению смычка, переходы со струны на струну ( рулевые движения локтя), грамотная фразировка. Хотелось бы услышать это произведение с учетом полученных знаний.

Ребенок исполняет произведение.

8

В конце нашего урока, Софа, подведем итог и обобщим знания: для выразительного исполнения кантилены на скрипке мы используем вибрацию,  распределение смычка в зависимости от динамики, фразировку (начало фразы и филировка в конце); незаметная смена смычка, за счет амортизации большого пальца правой руки.

Ответы ребенка.

9

Чем будешь заниматься дома? В пьесе «Задумчивость» добавить вибрацию не только на половинные ноты, но и на четверти; обратить внимание на интенсивность вибрации; проработать  переходы (на каком пальчике будешь двигаться по грифу); чаще обращать внимание на большой палец правой руки у колодки.

                 

Методы: словесный , наглядный, практический.

Приемы: игровые и практические.

Список используемой литературы:

1 Хрестоматия педагогического репертуара, 1-2 кл. вып.1 (сост.М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фотунатов), 1988.

2 Хрестоматия педагогического репертуара 3-4 кл.(сост.М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю Уткин, К.Фортунатов),1972.

3 Агарков О. Вибрато, как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке: Исследовательско-методический очерк.М, Музгиз,1956.

4 Алексеев А. Работа над музыкальным произведением.М. Музгиз, 1957.

5 Баринская А. Начальное обучение скрипача.М. 2007.

6 Берлянчик М. Воспитание основ культуры звука и техники смычка.// Вопросы совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах.

7 Берлянчик Н. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб., 2000.

8 Выготский Л. Вопросы детской психологии. СПб.,1999.

9 Гарлицкий М. Шаг за шагом.// Методическое пособие для юных скрипачей. М.,1978.

10 Мазель В. Музыкант и его руки. СПб.,2004.

11 Янкелевич Ю. Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке. // Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие.М., Музыка.,1983.

12 Янкелевич Ю. О первоначальной постановке скрипача.// Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие.М., Музыка.,1983.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к открытому уроку по теме "Особенности немецкой кухни"

Цель открытого урока "Особенности немецкой кухни" -  показать всевозможные средства обучения при изучении темы "Кухни народов мира". Цель изучения иностранного языка в техникуме - уметь применять...

"Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ"

Данная проблема чрезвычайно важна для воспитания пианиста, так как среди разнообразных задач владение искусством исполнения кантилены является основополагающим.. Цель этой методической работы – ...

Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".

Урок проведен с учащейся 3  класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....

Методический доклад на тему :"Работа над интонацией в классе скрипки"

quot;Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая выразительной". О способах наботы над чистой интонацией в классе скрипки....

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособие

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособиеПри подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисци...

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Особенности исследования фонтанных скважин и установление технологического режима работы скважин"

Актуальность: Тема повышения эффективности и качества образования и как следствие педагогического процесса, предоставляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого...