Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".
учебно-методический материал

Смирновой Галины Валентиновны

Урок проведен с учащейся 3  класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rabota_nad_kantilenoy_k_klasse_skripki.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

МАОДО «Новоаганская  детская школа искусств»

Открытый урок на тему:

«Работа над кантиленой в классе скрипки»

     преподаватель:

Смирнова Галина Валентиновна

гп. Новоаганск

декабрь 2021г.

План – конспект открытого урока на тему

 «Работа над кантиленой в классе скрипки».

преподавателя Смирновой Г.В. с учащейся 3 класса Поломошновой Софией.

Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»

Цель урока: Развитие навыков кантиленой игры.

Вид урока: традиционный.

Методы:

– словесные (беседа, анализ музыкального произведения);

– наглядные (показ на инструменте);

– практические (детальная работа над произведением).

Технологии: информационно-коммуникационные: (прослушивание произведения в записи).

Ход урока:

- вступление (теоретическая часть) - 5 мин.

- ход урока:

1) Беседа о композиторе, форме и образном содержании пьесы - 5 мин.

2) Звукоизвлечение. Разыгрывание на гамме и упражнениях - 5 мин.

3) Детальная работа над пьесой Ю. Должиков «Колыбельная» (фразировка, распределение смычка, переходы, динамика) - 15 мин.

4) Цельное исполнение пьесы с концертмейстером - 5 мин.

- домашнее задание и заключение   - 5 мин.

Вступление

«Мы никогда не должны забывать, что вся музыка возникла из пения. Выразительные    возможности, красивая одухотворенность

 голоса всегда должны служить образцом и для инструментов»

Э.Фишер

Слово «кантилена» в переводе с итальянского языка означает распевное пение или певучая, напевная мелодия. Кантиленные произведения имеют большое значение в воспитании музыкальной культуры обучающегося. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшей в инструментальную музыку из вокального искусства. Важнейшим выразительным средством в кантиленных произведениях является мелодия. Работе над ней обычно приходится уделять большое внимание. Важно понять логику мелодического развития, интонационные тяготения, кульминации, динамический план. Также работа над кантиленными произведениями включает в себя такие важные задачи как: красивое и качественное звукоизвлечение, точная фразировка, динамика звучания, плавные переходы, правильное распределение смычка, вибрация. В формировании навыка правильной фразировки помогает пропевание мелодии. При пении мелодии, через голосовой аппарат активно задействуются не только слуховая, но и эмоциональная сторона мелодического слуха. Пение вслух на начальных этапах обучения является обязательным, важным элементом в работе с учениками. В то же время даже на самых высоких уровнях развития профессионального мастерства обращение к реальному пению помогает лучше почувствовать эмоциональный смысл мелодии, естественность фразировки, объемность музыкального дыхания и на этой основе искать и находить новые, точные и тонкие нюансы исполнения. В работе над кантиленой одной из важных задач является звукоизвлечение. Ведь красота звука зависит от богатства тембровой окраски, ровности течения, плавности и отсутствии призвуков. Поэтому в работе над звукоизвлечением важна роль слухового контроля, без которого не добиться хорошей атаки звука, его равномерного продолжения, незаметной смены струн и смычка. Ценнейшим качеством музыканта в работе над кантиленой является внутренний слух. Внутреннее слышание музыки, представление об определенном характере звучания должно предшествовать воспроизведению его на инструменте. А красивое вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыкальный критик Углов писал: «Только в вибрации смычковый инструмент имеет свое цветение; в ней заключена главная сила воздействия на слушателя».

Ход урока:

I. Беседа о композиторе, форме и содержание пьесы

Юрий Должиков – российский и советский флейтист, педагог, профессор Московской консерватории, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Пьеса «Колыбельная» написана для флейты, но для скрипачей это очень удобный, доступный для понимания, с красивой мелодикой  материал для изучения. Учащиеся моего класса очень часто играют произведения Ю. Должикова.

Перед началом работы над пьесой преподавателю необходимо проиграть ее целиком, либо дать прослушать обучающемуся запись в исполнении хороших музыкантов и дать ему возможность определить форму и художественный образ  данного произведения (исполняет преподаватель).

Преподаватель: София, в какой форме написана «Колыбельная» Ю. Должикова?

Обучающаяся: В простой  3х-частной форме.

Преподаватель: А что представляет собой 3х-частная форма?

Обучающаяся:  В 3 х-частной форме 1 и 3 части похожи по мелодии и настроению. Музыка нежная и светлая. В этих частях чувствуется доброта и нежность маминых рук. А в средней части проявляются тревога и переживание.

II. Предварительные упражнения

Прежде чем приступить к работе над произведением, мы разыграемся на 1х-октавной гамме ля-минор. Необходимо ее играть ровным, красивым звуком и добиваться чистой интонации, незаметной смены смычка и струн.

Полезно учить гамму следующими способами:

  1. Делать от 1-й ноты до следующей  диминуэндо от «f» до «p». А затем – наоборот.
  2. Делать внутри одной ноты крещендо до середины смычка и диминуэндо к концу смычка.  Затем - наоборот.
  3. Играть одну ноту на «f», другую на «p».

Эти упражнения помогают в работе над незаметной сменой смычков и выработке навыка филирования звука, достижения звуковой гибкости и «вокальности».

Для  хорошего певучего звукооизвлечения Ю. Янкелевич рекомендовал играть следующее упражнение, позволяющее выработать «длинный смычок», в нюансе «p» вести смычок 8 четвертей на один смычок, постепенно прибавляя и доходя до 20 четвертей на одно движения смычка.

Детальная работа над произведением:

Фразировка.

Мы начнем с работы над фразировкой. Как говорил великий скрипач и педагог Л.Ауэр: «правильная фразировка - один из признаков подлинной артистичности и лишь тот скрипач, который имеет тонкое и верное представление о фразировке, займет место среди настоящих артистов». Фраза является частицей единой мелодической линии, которую следует играть на «одном дыхании» и приближать к человеческому голосу; слитному, непрерывному и выразительному. Работа над фразировкой требует постоянного слухового контроля. Каждую фразу нужно прорабатывать детально.

Преподаватель:  Давай вместе определим границы фраз. I часть состоит из 2 похожих предложений, но с разными концами. В каждом из них по 4 такта, объединенных одной мелодической линией. К 3 фразе происходит динамическое развитие.

Обучающаяся:  София,  сыграй пожалуйста 1 предложение, правильно выполняя фразировку и соблюдая необходимую  динамику.(София играет)

Преподаватель:  Молодец, ты постаралась сыграть мелодию очень певуче. Но тебе не хватило движения и «жизни» внутри каждого смычка. Смычок нужно вести не просто ровно, а как бы с тяготением в следующий. Тогда твоя мелодия оживет и станет более выразительной. София, а что происходит дальше в  мелодии?

Обучающаяся:  средний раздел, белее контрастный.

Преподаватель: Правильно, повтори еще раз, и сделай красиво филировку. (София играет)

Преподаватель:  А ты знаешь, что в фразировке важную роль имеет «дыхание»? Один музыкант сказал: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием».  А дыхание в музыке выражается с помощью пауз, цезур, длинных нот. Поэтому перед началом следующей фразы всегда следует брать новое дыхание.

Преподаватель: Сыграй теперь всю 1 часть очень красивым звуком, нежно, а пальцы левой руки активны и делают переход из III позиции в I точно.

Преподаватель: Теперь перейдем ко II части «Колыбельной». Разбери ее на фразы самостоятельно. И скажи, чем отличается II часть от I? Где находится кульминационная вершина?

Обучающаяся:  II часть состоит из 2 фраз, кульминаций на 2 фразе.

Преподаватель: середина (2 часть) становится более яркой по динамике, уже не легато штрих, а деташе, более энергичный и широкий и субито пиано во второй фразе, когда надо очень облегченным и маленьким кусочком смычка играть. А еще изменяется тембр звучания. Значит нам нужно передать другой художественный образ.  И если добавить  артикуляции  пальцам  левой руки и начать играть более глубоким звуком, то мелодия будет звучать  более выразительно и эмоционально. Сыграй  пожалуйста 2 часть, при этом старайся выполнять все то, над чем мы уже работали ранее.  Не забывай брать дыхание. (София играет).

Преподаватель: 3 часть похожа на 1 часть, но 2 предложение играется очень тихо и делается филировка звука (затихает на rit.)

Распределение смычка

В работе над кантиленой важную роль играет правильное, осмысленное распределение смычка. Нужно обдумать наиболее верное распределение и скорость смычка в связи с динамическим развитием и фразировкой. Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности звучания.

Преподаватель: На последней ноте в конце 1 части надо правильно распределить смычок; притормозить его, не доводя до колодки и аккуратно перенести на другую струну (Показ преподавателя, София играет).

Преподаватель:  начало 2 части лучше  играть не от колодки. Затем постепенно расширяй смычок, доводя до колодки, а на последней ноте притормози его.2 фразу в середине смычка на пиано, (Показ преподавателя. София повторяет).

Переходы

«Каждая действительно прекрасная фраза зависит от технического совершенства исполнителя. И несмотря на музыкальную интуицию учащегося и его чувство пропорций, один неверный штрих, плохой переход или неправильная аппликатура могут нарушить непрерывность фразировки и привести к искажению замысла композитора». Поэтому в работе над  этой пьесой следует уделить особое внимание плавному и певучему исполнению переходов. Каждый переход должен быть тщательно проработан отдельно.  При работе над переходами следует обратить внимание на чистоту интонации, ровность и непрерывность звучания мелодии. Важно дослушивать ноты перед переходами, следить за мягкой сменой смычка и правильно распределять смычок.

Преподаватель: Сейчас мы рассмотрим несколько переходов, представляющих определенную трудность у учащихся. София, давай рассмотрим переход  из III позиции в I ю.    (Преподаватель просит повторить несколько раз).

Динамика

При изучении кантилены стоит очень внимательно относиться к динамическим  и темповым обозначениям,  и точно их выполнять.   Ученик должен понимать разницу между «pp» и «p», «р» и «mр», «pp», «f» и «mf» и т.д  и верно толковать cresc. и  dim., как постепенное изменение громкости звука. Так как, неточное их исполнение, приведет к невыразительной и скучной игре.  А после accell. или  rit. ученик должен  научиться умело возвращаться в первоначальный темп.

III. Цельное исполнение пьесы с концертмейстером

Домашнее задание и  заключение

Дома: Поработать над 2 частью, выполняя те задачи, которые ставили в классе. И закрепить работу в классе. Добиваться выразительного исполнения.

Для успешной работы над кантиленным произведением необходимо:  осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей, осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль за качеством звучания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

Открытый урок по теме "Работа в Великобритании и России"

Видео-урок для проведения занятия со студентами 1 курса при изучении темы "Профессии" Содержит сведения о популярных в настоящее время профессиях, разнообразную лексику по теме и набор упражнений на о...

Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.

Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....

Открытый урок на тему: «Работа над классическим сонатным Allegro со студентами СПО, на примере Сонаты D-dur В.А. Моцарта К311»

В матереале данного открытого урока содержится методический разбор Сонаты В.А. Моцарта D-dur K311 Iч. Освещены вопросы сонатной формы как таковой, стилистические особенности музыки эпохи классицизма....

Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над инструктивным материалом в классе тромбона»

Методическая разработка занятия по дисциплине «Работа над техникой» междисциплинарного курса «Специальный инструмент» на тему «Работа над инструктивным материалом в ...

Методический доклад на тему :"Работа над интонацией в классе скрипки"

quot;Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая выразительной". О способах наботы над чистой интонацией в классе скрипки....