Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.
учебно-методический материал

Куржунова Ольга Владимировна

Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polifoniya.odt19.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация Тамбовской области

Управление культуры и архивного дела Тамбовской области

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тамбовский колледж искусств»

Открытый урок на тему:

«Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ»

Провел преподаватель

ПЦК «Фортепиано»

Куржунова О.В.

Утверждено заседанием ПЦК

Протокол: №3 от 20.12.17г.

Тамбов 2017

Цель урока: научить учащегося  понимать и грамотно исполнять произведения полифонического склада

Задачи:

  • обучить основным навыкам поэтапного разбора произведения.
  • показать способы работы над полифонией.
  • раскрыть содержание полифонической музыки
  • развить полифоническое мышление и слух

Тип урока: комбинированный


Введение

Одним из важнейших аспектов полноценного развития ученика является изучение полифонических произведений. Начиная уже с первого года обучения, преподаватель начинает знакомить учащегося с произведениями полифонического склада. Получая нужные навыки в изучении полифонии, ученик не только развивает свое мышление, но и проявляет больший интерес к музыке данного типа.

Поначалу это простейшие обработки народных песен, затем старинные танцы (менуэты, арии, контрдансы и т.п.). Затем уровень сложности полифонических произведений растет. В программе учащихся появляются произведения И.С. Баха — это произведения из «Нотной тетради А.М.Бах», Маленькие прелюдии и фуги», потом двух-трехголосные инвенции, отдельный номера из Партит, Английских и Французских сюит, и конечно же циклы из Хорошо Темперированного Клавира.

Термин полифония — в переводе с др.гр. буквально обозначает «многозвучие», в теории — это склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры.        Под полифонией в музыкальной теории понимается один из видов многоголосия, заключающийся в одновременном звучании двух или нескольких самостоятельных, но, в то же время, определённым образом взаимосвязанных голосов.

Как же влияет изучение полифонии на развитие учащегося?

- в первую очередь развивается полифоническое мышление — это вид мышления необходимый для освоения особого раздела музыки – полифонии.

- развивается полифонический слух. Это один из сложнейших видов музыкального слуха. Обозначает он способность слышать и представлять в уме движение двух и более мелодий-голосов внутри общей звуковой ткани музыкального произведения.

        Основной сложностью при изучении полифонических произведений является слышание и осмысление развития самостоятельно развивающихся голосов, которые гармонично одновременно взаимодействуют друг с другом.

        Виды полифонии:

  • подголосочного типа, в основе которого лежит развитие одного главного голоса, где остальные голоса возникают как его ответвления, или повторяют его с небольшими изменениями, сильно отличаются от главного голоса, сближаются с ним только в кульминационных звуках или кадансах. В любом случае подголоски способствуют увеличению общей распевности мелодического развития;
  • контрастного типа, основанная на развитии самостоятельных линий, не обязательно имеющих происхождения от одного мелодического источника, ей свойственна переменная концентрация мелодического начала в различных голосах, где то один то другой из них выступает на первый план;
  • имитационного типа, основана на проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка — темы (фугетта, инвенция, фуга).

Ход урока:

Данный урок с ученицей 3 класса Степановой Верой будет посвящен работе над полифоническим произведением.

И.С.Бах Менуэт из Французской сюиты E-dur

Первый этап.

Для начала работы над данным Менуэтом, необходимо обратиться к исторической справке, и пояснить ученику основные художественные особенности данного произведения.

        Менуэт – умеренный, трехдольный, французского происхождения придворный танец. Носит характер элегантно-важный, официально-этикетный, пышно-размеренный, основанный на противопоставлении одной пары окружающей массе придворных; собственно танцевальная этикетная сцена, движение которой идет вдоль залы между расположенными шпалерами зрителями; он состоял из продвижения вперед (promenade), поворотов с аттитюдами, поклонами, приветствиями и реверансами как между танцующей парой, так и по отношению к окружающим зрителям. По окончании танца одной парой ее сменяла следующая. Выражал галантность, грацию и изящество (menus mouvements — мелкие изящные пластические движения). Менуэт писался без мелизматических украшений, и излагался трех- или двухголосно» - Б. ЯВОРСКИЙ Сюиты Баха для клавира.

        Во времена И. С. Баха Менуэт танцевали во время дворцовых приемов и торжественных церемоний. Движения танцующих пар были плавными и грациозными. Основной чертой исполнения Менуэта являлась чрезвычайная важность и торжественность. Основными движениями танца являлись поклоны и реверансы.

Исполняет ученица 3 класса Степанова Вера.

Второй этап.

Вера определяет характер произведения:

- радостный

- танцевальный

- мелодичный

Далее попросим Веру определить форму произведения. Форма пьесы трехчастная, репризная, состоит из трех периодов по 8 тактов.

Совместно с Верой определим, сколько голосов в данном Менуэте. Верхний голос – женский (сопрано), нижний – мужской (бас). Представляем танцующую пару или диалог двух людей – это поможет Вере в развитии творческой фантазии и воссоздании художественного образа. Также поговорим об их сходстве и различии, какую функцию они выполняют.

В данной пьесе главную роль играет верхний голос. Он более выразителен, непрерывен, изобилует сменами движения, поворотами, опеваниями, мордентами, также насыщен в большей степени в штриховом отношении. Нижний голос сопровождает, как бы «соглашается» с верхним. Имеет короткие интонации утвердительного характера.

Проанализируем первый раздел (экспозиция). Он состоит из двух коротких фраз и предложения. Первая фраза имеет спокойный характер, в то время как вторая более целеустремленная. Второе предложение объединяет, как бы подводит итог предыдущих двух фраз. Начинается первая фраза с динамики p, далее следует crecshendo, в 6 такте f, и далее возвращение к динамике p.

Музыкальный показ педагога. Проучим это с Верой.Рассмотрим фразировку каждого голоса отдельно. Поработаем над интонацией первой фразы. Как и в любой другой музыке И.С.Баха внутритактовая фразировка направлена и тяготеет к первой (сильной) доле. В данном случае первая доля второго такта будет смысловой опорной точкой. Движение всей фразы направлено к ней и от нее. Так как верхний голос представлен чередованием непрерывных восьмых и четвертей, то восьмые будут направлены как бы на усиление динамики и движения, а четверти в свою очередь будут моментом кульминации и отступления от нее. Четверти изложены двойными терциями и различны в штриховом отношении. Первые две связаны лигой, а третья играется отдельно.

Музыкальный показ педагога. Проучим это с Верой.

Интонация второй фразы отличатся от первой. Она имеет восходящее движение, звучит более ярко и убедительно, динамика нарастает. Четверти имеют те же штрихи, что и в первой фразе, но изложены теперь секстами, что придает звучанию более бархатную окраску.

Музыкальный показ педагога. Проучим это с Верой.

Далее следует объединяющее предложение. Начинается оно в верхнем регистре, восьмые имеют нисходящее движение, четверти изложены секстами, в штриховом отношении изменений нет. Динамика направлена на затухание звучности.

Изменения происходят в нижнем голосе. Если до этого момента в басу звучали только лишь короткие интонации, то во втором предложении нижний голос проявляет инициативу и объединяет своим движением стык двух фраз, а затем опять возвращается к вторящим интонациям.

Музыкальный показ педагога. Проучим это с Верой.

В штриховом отношении сложность вызывает исполнение двойных нот. Как правило, во время их исполнения появляются такие проблемы, как не слышно верхний голос, или вторая четверть под лигой не озвучена, и играется не достаточно глубоко.

Поработаем с Верой над решением этих задач.

Переходим к разбору второго раздела (разработки). Начинается разработка с динамики mf, звучит более ярко и насыщенно. Первая фраза ничем не отличается от первых двух тактов экспозиции, только звучит в тональности доминанты H-dur. Далее в верхнем голосе происходит смена ритмического движения. Пропадают четверти и их место занимают непрерывные восьмые. Динамика forte. Музыка становится более напряженной. Разрешение наступает только в 8 такте. Представлено оно половинной нотой в виде задержания и разрешения в тонику через украшение – мордент.

Главной задачей в интонационном отношении является объединение всего раздела, умение не «порвать» мелодическую линию на фразы, сыграть их легато, единым движением. Техническую сложность представляет последний, 8 такт, в частности мордент. Нужно добиться хорошей опоры на половинную ноту и более легкого звука на украшение, сыграть его как бы на снятии.

Нижний голос в среднем разделе несет ту же смысловую нагрузку, что и в экспозиции.

Музыкальный показ педагога. Проучим это с Верой.

Реприза начинается точно так же как и экспозиция. Первая фраза звучит так же на p. Вторая же отличается характером звучания: звучит так же как и первая тихо, начинается ниже, приглушенно, затаенно. Сексты вовсе пропадают. Кульминационная точка отодвинута на 2 такт 2 предложения. Движение направлено к ней и от нее. Значение нижнего голоса не меняется.

Заканчивается Менуэт нисходящей линей через мордент и затихает на тоническом разложенном аккорде.

Главная трудность заключительного раздела в спуске с «вершины источника». Нужно уделить особое внимание этой кульминации, т.к. она является завершающей. Нужно рассчитать динамический спад и замедление. Так же важно услышать трехголосие в последнем аккорде. Сыграть верхний голос нужно светлым звуком, а остальные голоса выстроить в аккорд, причем бас сыграть глубоким насыщенным звуком.

Техническую сложность представляет мордент, приходящийся на вторую долю. Сыграть его нужно как бы проходящим движением, не делая на него акцент.

Музыкальный показ педагога. Проучим это с Верой.

Одним из наиболее результативных методов работы над полифоническими произведениями является исполнение каждого голоса отдельно каждой рукой. Это помогает ученику лучше услышать развитие мелодической линии и самостоятельность подголосков. Как метод работы на уроке – преподаватель играет один голос, учащийся другой, затем меняются. Для усложнения работы можно играть на разных инструментах. Так же необходимо ученику знать наизусть голоса отдельно друг от друга. Это придает им большую выразительность и самостоятельность.

Основной задачей при работе над Менуэтом продолжает быть извлечение певучего звука и работа над интонационной выразительностью.

Заключение

Природа полифонической музыки такова, что без активного участия интеллекта, выразительное ее исполнение не возможно. Изучение полифонии – это, прежде всего большая аналитическая работа. Для осмысления полифонических пьес нужны специальные знания. Достичь определенной зрелости в исполнении возможно лишь при условии постепенного и непрерывного наращивания знаний и полифонических навыков.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также видеть полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стилистически верному исполнению полифонической музыки являются осмысленность и певучесть. И то и другое должно вырабатываться с самых первых занятий музыкой.

Изучение полифонии в Детских музыкальных школах, необходимо учащимся для приобретения исполнительских навыков и развития музыкального мышления в целом.

Список литературы

1.Нейгауз Г.Г.  Об искусстве  фортепианной игры.  М.: Музыка,1967. 309с.

2.Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе. М.: Классика, 2001. 205с.

3.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано А.Д.Алексеев.- 3-е издание. М.: Музыка, 1978. 288с.

4.Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе Н.П.Калинина. М.: Издательский  дом  «Классика-XXIв» ,2006. 144с.

5.Любомудрова, Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982. 143с.

6.Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира. M-JI.; Музгиз, 1947 г.

7.Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

Открытый урок по теме "Работа в Великобритании и России"

Видео-урок для проведения занятия со студентами 1 курса при изучении темы "Профессии" Содержит сведения о популярных в настоящее время профессиях, разнообразную лексику по теме и набор упражнений на о...

Открытый урок на тему: «Работа над классическим сонатным Allegro со студентами СПО, на примере Сонаты D-dur В.А. Моцарта К311»

В матереале данного открытого урока содержится методический разбор Сонаты В.А. Моцарта D-dur K311 Iч. Освещены вопросы сонатной формы как таковой, стилистические особенности музыки эпохи классицизма....

Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над инструктивным материалом в классе тромбона»

Методическая разработка занятия по дисциплине «Работа над техникой» междисциплинарного курса «Специальный инструмент» на тему «Работа над инструктивным материалом в ...

Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".

Урок проведен с учащейся 3  класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....

Как подготовить открытый урок по теме "Работа и мощность тока"

В данной методической разработке дан подробный план-конспект урока: "Работа и мощность тока". Разработка является методической помощью для преподавателей физики....

Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 кл...