Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).
план-конспект урока на тему

Маликова Ирина Ивановна

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена, что данный материал будет востребован преподавателями хоровых дисциплин детских школ искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого урока.21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

детской школы искусств

ст-цы Крыловской

Конспект открытого урока

преподавателя Маликовой И.И.

по теме:

 «Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла»

(на материале русских народных песен).

Ст-ца Крыловская

2013 год.

План

1.Организационный момент.

2.Разогрев голосового аппарата по системе В.В.Емельянова.

3.Распевание.

4.Р.н.п. «Во поле береза стояла» - работа над унисоном.

5.Отработка округлого звука.

6.Пение каноном на два голоса, затем на три.

7.Р.н.п. «Не летай соловей» - исполнение фраз на одном дыхании.

8.Пение на хорошей опоре, не крикливо.

9.Верхний голос поет учитель, нижний – дети. Смена партий.

10.Р.н.п. «Как у наших у ворот» - мягкая атака, унисон.

11.Главная партия в нижнем голосе; нота с точкой.

12.Пение по нотам (сольфеджио) меняется на слог «ку», затем на текст.

13.Выстраивание интервалов в верхнем голосе; легкость и полетность звуков.

14.Закрепление каждой партии, соединение голосов.

15.Исполнение всего произведения осмысленно, как на концерте.

16.Р.н.п. «Как пошли наши подружки» - знакомство с текстом, мелодией.

17.Подведение итогов, формирование выводов.

18.Задание на дом.

Дата проведения: 20.11.2013 года.

Открытый урок по хору.

Преподаватель: Маликова Ирина Ивановна.

Концертмейстер: Сопко Людмила Васильевна.

Дата проведения: 20.11.2013года.

Класс: 1 – 4.

Предмет: хоровой класс.

Тема урока: Работа над двухголосием в младшем хоре. А капелла.

                  (на материале русских народных песен).

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

 - формировать навыки пения а капелла;

 - добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического   слуха;

 - выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой;

 - продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие:

 - продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

 - продолжение развития гармонического слуха;

 - развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

 - расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (русские народные песни).

Воспитательные:

 - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

 - воспитывать интерес к народной музыке;

 - воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

 - воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

 - наглядный (слуховой и зрительный);

 - словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

 - индуктивный;

 - дедуктивный;

 - проблемно – поисковой;

 - объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приемы:

 - творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

 - применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

 - побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

 - сопоставление песен, различных по характеру;

 - вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

 - представление в «уме» первого звука уже на дыхании;

 - вокализация песен на слог и сольфеджио;

 - задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона ( «Во поле береза стояла»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Не летай соловей»);

 - образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;

 - юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

 - психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

 - личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

 - учет индивидуальных особенностей;

 - дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, стулья, банкетки,  ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Разогрев голосового аппарата:

 -« греем ладошки»  (дышим, как бы выпуская пар);

 - «греем» и поем звук «а»;

 - штро-бас;

 - штро-бас – вой;

 - штро-бас – крик чайки;

 - «бронтозаврик»;

 - счет на крещендо от 1 до 10;

 - счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

 - «страшная сказка»;

 - «бррр» (имитация езды на авто).

3.Распевание:

 - на двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом);

Цель: выравнивание тембра.

 - на трех звуках по полутонам вверх;

Цель: развитие одинакового звукообразования.

 - пение арпеджио трезвучия по полутонам вверх;

Цель: поднять нёбо.

 - «козочка, съела трёх волков» - по полутонам вверх,

  «ро-о-за, розочка моя» - по полутонам вниз;

Цель: развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого начинается попевка, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».

 - «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»;

Цель: контраст нюансов (форте и пиано).

 - «ёли, или, ели» - пять звуков поступенно вверх и вниз;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка»,  развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).

Спросить у детей какие три вида звукоизвлечения они знают.

Ответ: закрытый, перекрытый, открытый.

 - пение одной ноты на цепном дыхании, включая по одному ученику в работу;

Цель: умение экономить и распределять дыхание.

 - пение гаммы до-мажор каноном;

Цель: развитие длины дыхания, чёткой дикции.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое  упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

4.Р.н.п. «Во поле береза стояла»:

 - беседа о характере, настроении песни;

 - работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

 - отработка округлого звука;

 - пение каноном на два голоса, затем на три.

5.Р.н.п. «Не летай соловей»:

 - определение лада, тональности, размера;

 - исполнение фраз на одном дыхании;

 - пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

 - соединение фраз в предложения;

 - брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;

 - верхний голос держать на «педали», подчинять свой голос общей звучности, не выделяться.

6.Р.н.п. «Как у наших у ворот»:

 - начинать мелодию «из ничего», мягкая атака;

 - две фразы в унисон, затем идет двухголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию;

 - дослушать ноту с точкой, простучать ладошкой ритм по коленке;

 - ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;

 - петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;

 - характер легкий, шутливый (а значит коротко, легко и четко делать вдох);

 - пение на слоги «лё» и «ку» (как будто забыли слова);

 - окончания фраз короткие («выталкивать»);

 - в третьем куплете «прокатиться» по букве «р»;

 - дыхание активное, петь на опоре, как на батуте;

 - предложить детям свой вариант нюансировки, обосновать и убедить в правильности;

 - исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

7.Р.н.п. «Как пошли наши подружки»:

 - знакомство с текстом и музыкальным текстом;

 - исполнение первого куплета скороговоркой;

 - затакт, тональность, знаки при ключе, размер, продирижировать несколько тактов;

 - петь по нотам каждый голос отдельно;

 - нижнюю мелодию петь, верхнюю играть на инструменте;

 - слушаем и поем терцовое двухголосие: один голос звучит ярко, другой  - тише.

8.Анализ урока, подведение итогов:

Сегодня нами было исполнено несколько видов двухголосия:

 - это канон;

 - один голос пели, другой держали на «педали»;

 - исполняли песню, где каждый голос имел самостоятельную партию;

 - познакомились с терцовым двухголосием.

9.Задание на дом:

 - подобрать и играть на фортепиано р.н.п. «Не летай соловей».

Преподаватель по классу фортепиано

и общий хор МБОУ ДОД

ДШИ ст-цы Крыловской                                                И.И.Маликова

II  квалификационная категория

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа в Великобритании и России"

Видео-урок для проведения занятия со студентами 1 курса при изучении темы "Профессии" Содержит сведения о популярных в настоящее время профессиях, разнообразную лексику по теме и набор упражнений на о...

Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.

Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....

Открытый урок на тему: «Работа над классическим сонатным Allegro со студентами СПО, на примере Сонаты D-dur В.А. Моцарта К311»

В матереале данного открытого урока содержится методический разбор Сонаты В.А. Моцарта D-dur K311 Iч. Освещены вопросы сонатной формы как таковой, стилистические особенности музыки эпохи классицизма....

Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над инструктивным материалом в классе тромбона»

Методическая разработка занятия по дисциплине «Работа над техникой» междисциплинарного курса «Специальный инструмент» на тему «Работа над инструктивным материалом в ...

Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".

Урок проведен с учащейся 3  класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....

Как подготовить открытый урок по теме "Работа и мощность тока"

В данной методической разработке дан подробный план-конспект урока: "Работа и мощность тока". Разработка является методической помощью для преподавателей физики....

Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 кл...