Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).
план-конспект урока на тему
Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена, что данный материал будет востребован преподавателями хоровых дисциплин детских школ искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока. | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
детской школы искусств
ст-цы Крыловской
Конспект открытого урока
преподавателя Маликовой И.И.
по теме:
«Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла»
(на материале русских народных песен).
Ст-ца Крыловская
2013 год.
План
1.Организационный момент.
2.Разогрев голосового аппарата по системе В.В.Емельянова.
3.Распевание.
4.Р.н.п. «Во поле береза стояла» - работа над унисоном.
5.Отработка округлого звука.
6.Пение каноном на два голоса, затем на три.
7.Р.н.п. «Не летай соловей» - исполнение фраз на одном дыхании.
8.Пение на хорошей опоре, не крикливо.
9.Верхний голос поет учитель, нижний – дети. Смена партий.
10.Р.н.п. «Как у наших у ворот» - мягкая атака, унисон.
11.Главная партия в нижнем голосе; нота с точкой.
12.Пение по нотам (сольфеджио) меняется на слог «ку», затем на текст.
13.Выстраивание интервалов в верхнем голосе; легкость и полетность звуков.
14.Закрепление каждой партии, соединение голосов.
15.Исполнение всего произведения осмысленно, как на концерте.
16.Р.н.п. «Как пошли наши подружки» - знакомство с текстом, мелодией.
17.Подведение итогов, формирование выводов.
18.Задание на дом.
Дата проведения: 20.11.2013 года.
Открытый урок по хору.
Преподаватель: Маликова Ирина Ивановна.
Концертмейстер: Сопко Людмила Васильевна.
Дата проведения: 20.11.2013года.
Класс: 1 – 4.
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: Работа над двухголосием в младшем хоре. А капелла.
(на материале русских народных песен).
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки пения а капелла;
- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
- выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой;
- продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
- продолжение развития гармонического слуха;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
- расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (русские народные песни).
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
- воспитывать интерес к народной музыке;
- воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- индуктивный;
- дедуктивный;
- проблемно – поисковой;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приемы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- сопоставление песен, различных по характеру;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление в «уме» первого звука уже на дыхании;
- вокализация песен на слог и сольфеджио;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона ( «Во поле береза стояла»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Не летай соловей»);
- образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
- личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
- учет индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, банкетки, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Разогрев голосового аппарата:
-« греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);
- «греем» и поем звук «а»;
- штро-бас;
- штро-бас – вой;
- штро-бас – крик чайки;
- «бронтозаврик»;
- счет на крещендо от 1 до 10;
- счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;
- «страшная сказка»;
- «бррр» (имитация езды на авто).
3.Распевание:
- на двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом);
Цель: выравнивание тембра.
- на трех звуках по полутонам вверх;
Цель: развитие одинакового звукообразования.
- пение арпеджио трезвучия по полутонам вверх;
Цель: поднять нёбо.
- «козочка, съела трёх волков» - по полутонам вверх,
«ро-о-за, розочка моя» - по полутонам вниз;
Цель: развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого начинается попевка, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».
- «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»;
Цель: контраст нюансов (форте и пиано).
- «ёли, или, ели» - пять звуков поступенно вверх и вниз;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).
Спросить у детей какие три вида звукоизвлечения они знают.
Ответ: закрытый, перекрытый, открытый.
- пение одной ноты на цепном дыхании, включая по одному ученику в работу;
Цель: умение экономить и распределять дыхание.
- пение гаммы до-мажор каноном;
Цель: развитие длины дыхания, чёткой дикции.
Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.
4.Р.н.п. «Во поле береза стояла»:
- беседа о характере, настроении песни;
- работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;
- отработка округлого звука;
- пение каноном на два голоса, затем на три.
5.Р.н.п. «Не летай соловей»:
- определение лада, тональности, размера;
- исполнение фраз на одном дыхании;
- пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;
- соединение фраз в предложения;
- брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;
- верхний голос держать на «педали», подчинять свой голос общей звучности, не выделяться.
6.Р.н.п. «Как у наших у ворот»:
- начинать мелодию «из ничего», мягкая атака;
- две фразы в унисон, затем идет двухголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию;
- дослушать ноту с точкой, простучать ладошкой ритм по коленке;
- ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;
- петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
- характер легкий, шутливый (а значит коротко, легко и четко делать вдох);
- пение на слоги «лё» и «ку» (как будто забыли слова);
- окончания фраз короткие («выталкивать»);
- в третьем куплете «прокатиться» по букве «р»;
- дыхание активное, петь на опоре, как на батуте;
- предложить детям свой вариант нюансировки, обосновать и убедить в правильности;
- исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).
7.Р.н.п. «Как пошли наши подружки»:
- знакомство с текстом и музыкальным текстом;
- исполнение первого куплета скороговоркой;
- затакт, тональность, знаки при ключе, размер, продирижировать несколько тактов;
- петь по нотам каждый голос отдельно;
- нижнюю мелодию петь, верхнюю играть на инструменте;
- слушаем и поем терцовое двухголосие: один голос звучит ярко, другой - тише.
8.Анализ урока, подведение итогов:
Сегодня нами было исполнено несколько видов двухголосия:
- это канон;
- один голос пели, другой держали на «педали»;
- исполняли песню, где каждый голос имел самостоятельную партию;
- познакомились с терцовым двухголосием.
9.Задание на дом:
- подобрать и играть на фортепиано р.н.п. «Не летай соловей».
Преподаватель по классу фортепиано
и общий хор МБОУ ДОД
ДШИ ст-цы Крыловской И.И.Маликова
II квалификационная категория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Работа в Великобритании и России"
Видео-урок для проведения занятия со студентами 1 курса при изучении темы "Профессии" Содержит сведения о популярных в настоящее время профессиях, разнообразную лексику по теме и набор упражнений на о...
Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.
Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....
Открытый урок на тему: «Работа над классическим сонатным Allegro со студентами СПО, на примере Сонаты D-dur В.А. Моцарта К311»
В матереале данного открытого урока содержится методический разбор Сонаты В.А. Моцарта D-dur K311 Iч. Освещены вопросы сонатной формы как таковой, стилистические особенности музыки эпохи классицизма....
Методическая разработка открытого урока на тему «Работа над инструктивным материалом в классе тромбона»
Методическая разработка занятия по дисциплине «Работа над техникой» междисциплинарного курса «Специальный инструмент» на тему «Работа над инструктивным материалом в ...
Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".
Урок проведен с учащейся 3 класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....
Как подготовить открытый урок по теме "Работа и мощность тока"
В данной методической разработке дан подробный план-конспект урока: "Работа и мощность тока". Разработка является методической помощью для преподавателей физики....
Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.
Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Данный урок с обучающимися Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 кл...