Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.
методическая разработка

Курочкина Светлана Юрьевна

 

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. 

Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 класс (предпрофессиональная программа) будет посвящен работе над полифоническим произведением И.С.Баха.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по теме:

«Работа над полифонией с обучающимися ДШИ  в процессе изучения

произведений И.С.Баха»

Выполнила:

Преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано, заведующая отдела фортепиано

С.Ю. Курочкина

Пояснительная записка

Цель урока: Развитие полифонического мышления – одного из основных показателей мастерства музыканта.

Технические способы изучения полифонических произведений на примере методико-исполнительского анализа  прелюдии И.С. Баха До мажор (Маленькие прелюдии и фуги ) и Двухголосной инвенции  До мажор.

Задачи урока:

- обучить основным  навыкам поэтапного разбора произведения;

- показать  способы  работы  над  полифонией;

- развить полифоническое мышление учащихся (умение слышать одновременное звучание двух самостоятельных голосов, передать содержание музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации);

- уметь выстроить  целостный образ полифонического произведения в единстве с темпо-ритмом.

- воспитать исполнительскую  культуру детей посредством исполнения ими полифонических произведений.

Предполагаемый  результат:

- овладение  навыками в самостоятельной работе над полифонией;

- развитие познавательного интереса учащихся и творческих способностей;

- повышение качества знаний.


Введение

Начальные годы обучения в детской школе искусств, как известно, оказывают глубокое воздействие на обучающегося и считаются самым решающим и ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической.

Развитие полифонического слуха и полифонического мышления является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры обучающихся. Воспитание полифонического мышления, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - одно из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Осмысленность и певучесть являются ключом к артистическому исполнению музыки Баха. И вырабатывается это умение с первых уроков: максимальное внимание ученика к качеству фортепианного звука, даже если ему задано упражнение, гамма или этюд.          

Любое изменение силы звука ученик должен ощущать, как естественную необходимость, вытекающую из развития муз. фразы: усиление динамики к кульминационному звуку фразы, ослабление звучности к ее концу, как в разговорной речи. С первых шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он сначала выразительно поет, а затем учится также выразительно «петь» на фортепиано.

На начальном этапе обучения обучающиеся проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навыки, то и полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и содержательно.

В результате работы над такими произведениями у обучающихся накапливаются нужные навыки, позволяющие перейти, в средних и старших классах, к изучению более сложной имитационной полифонии, в частности, к полифонии И.С.Баха.

Трудно переоценить роль и значение Баховских сборников: «Нотная тетрадь А.М.Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», а в дальнейшем «Пятнадцать двухголосных и Пятнадцать трехголосных инвенций» в становлении обучающихся, как будущих музыкантов.

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики.

К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что ученики относятся к полифоническим произведениям И. С. Баха как к музыке сухой и скучной. Научить ребенка любить музыку И. С. Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний мир Баховских мыслей и их эмоциональное содержание – одна из важнейших задач педагога. Педагог последовательно ведет юного пианиста по ступеням мастерства, как когда-то вел своих учеников сам Бах от «Нотной тетради А.М. Бах» и «Маленьких прелюдий» к «Инвенциям и симфониям» и, наконец, к «Хорошо темперированному клавиру».

Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 класс (предпрофессиональная программа) будет посвящен работе над полифоническим произведением И.С.Баха.

Начнем урок с работы над Прелюдией №2 До мажор из «Маленьких прелюдий и фуг» И.С.Баха. В этом мне поможет Дорофеева Кристина, обучающаяся 2 класса (предпрофессиональная программа).

Работу над прелюдией  целесообразно разделить  на несколько этапов.

Первый этап (ознакомительный).

Наш урок посвящен полифонии и  мы поговорим о ней.

Вопрос к Кристине :

- Что такое полифония? (многоголосие).

От слияния двух греческих слов poly-много , phone – звук, голос  произошло слово полифония.

Существует 3 вида полифонии: подголосочная, контрастная, имитационная. Каждый голос в полифонии мелодически самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны.

- Сколько голосов может быть в полифонии?  (два и более)

Первый вид полифонии - подголосочная полифония. Для нее характерно: главный голос в правой руке поет основной мотив, в левой руке- голос поддерживает и дополняет. Этот вид полифонии встречается в народных песнях и детских мелодиях. Пример: (Во поле береза стояла, правая рука  исполняет главный голос, левая подголоски).

Второй вид полифонии - имитационная полифония.

Что такое имитация? (подражание, повторение темы  в другом голосе).

В основе имитационной полифонии лежит мелодия, которая проходит поочередно во всех голосах. Пример: «Щебетала пташечка» (тема проходит 4 раза в разных регистрах).

Как исполнять имитацию, подчеркивать ее или нет?

В двухголосных полифонических пьесах И.С. Баха имитацию чаще всего следует подчеркивать не громкостью, а своим, отличительным от другого голоса – тембром или фразировкой или артикуляцией.  Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний – легко и тихо, имитация будет слышна яснее.

Третий вид полифонии – контрастная полифония. Контрастная полифония имеет два голоса, каждый из которых ведет свою самостоятельную мелодию, и, при этом, эти голоса контрастны между собой. К контрастной полифонии относят старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, куранта, жига и т.д.

Приступая к работе над Прелюдией №2 До мажор, будет интересно узнать, что сборник, написанный с целью - быть упражнениями для учеников - «Маленькие прелюдии и фуги» тем не менее в полной мере отразил всю мощь баховского гения. Этот цикл чудеснейших миниатюр, органически воплощающий мир типичных образов композитора, далеко не так легок для исполнения, как обычно кажется на поверхностный взгляд.  

Кроме того, «Маленькие прелюдии и фуги» содержат в сравнении с «Нотной тетрадью» материал, который дает педагогу возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения, объяснить ему такие важнейшие понятия теории полифонии, как тема, противосложение, имитация, скрытое многоголосие и т.д.

Что представлял собой жанр прелюдии в эпоху Баха и в предшествующее время? Как известно, прелюдии в XVII-XVIII веках по существу являлись вольными импровизациями органиста, который играл их в качестве вступления к хоралу, фуге или сюите. У Баха прелюдия становится самостоятельным жанром. Так возникли обе части рассматриваемых «Маленьких прелюдий». Каждая из этих прелюдий резко отличается по настроению, складу, фактурному изложению и развивает только один образ. Поэтому любой из них свойственно лишь однотипное мелодическое движение.

Второй этап (анализ произведения и методы работы).

В Маленькой прелюдии №2 До мажор (ч.I) ученик встречается с имитацией, с которой он познакомился в первом классе. Теперь же его представление об имитации расширяется. Он должен понять ее как повторение одной и той же темы - главной музыкальной мысли произведения - в другом голосе. Имитация - основной полифонический способ развития темы, поэтому тщательное и всестороннее изучение темы является первоочередной задачей в работе над любым полифоническим произведением И.С. Баха..

Вопрос: «Какой характер этой музыки?

Ответ обучающегося: «Торжественный, праздничный».

Определим «инструментовку» голосов. Представим, что в верхнем голосе торжественно поет труба, в нижнем – виолончель. Или можно представить, что Прелюдию исполняет хор. Нижний голос в прелюдии напоминает пение мужского  голоса, а верхний -  женского.

Тема состоит из 3-х восходящих мотивов.

Методы работы:

Полезно поучить мотивы отдельно, находя выразительные вершины. Затем учить с цезурами, тщательно интонируя и делая tenuto, в конце каждого мотива, при этом более значительно интонируя его окончания. В артикуляции применяется прием «восьмушки»: восьмые - legato, четверти - поп legato .

Обратим внимание Кристины на то, что мелодия в данной теме основывается на движении по звукам аккордов. Это обогащает одноголосие, «усиливая блеск и пышность линий». Попросим Кристину назвать в начальном мотиве темы наиболее интонационно яркий звук – си b- и подскажем, что этот решительный скачок мелодии на септиму, образующий скрытый голос заключает в себе ту энергию, которая, определяет все последующее развитие прелюдии.

Пройдя 3 ступени, тема приходит к своей кульминации. В такой же динамике нуждается 2-е проведение темы. (8-11 т., но перед этим нужно сделать пиано (7 т.), чтобы начать новый подьем.

Кульминация всего произведения завершается радостно- ликующей каденцией, которую следует отделить цезурами от окружающих построений.

Придерживаясь определенной последовательности в освоении клавирного наследия Баха (менуэт, прелюдии), следующей ступенькой в овладении полифонии являются инвенции.


Продолжим урок работой над полифонией на примере ««Двухголосной инвенцией C dur» при участии Шароновой Василисы, 3 класс(п/п)

В переводе с латинского языка слово «инвенция» означает «выдумка», «изобретение»

Ход урока

I. Определение художественной формы произведения.

- проигрывание текста инвенции.

- определение темпа, характера, динамики, звука.

II. Работа по голосам:

- проигрывание темы инвенции;

- определение интонационной структуры темы инвенции (мотивы двух видов);

- выявление ритмического рисунка темы (распределение ударных и безударных слогов);

- выбор штрихов (различным мотивам выбираются разные штрихи – метод контрастной полифонии);

- артикуляционные приемы исполнения темы (шестнадцатые – исполняются активными пальцами при спокойной руке, восьмые- движением руки на каждый звук);

- .исполнение тематического плана инвенции.

III. Соединение двух голосов:

- определение формы инвенции, тональный план;

- работа над соединением двух голосов по разделам;

-определение опорной руки, работа над координацией;

- работа над украшениями.

IV. Соединение целостной музыкальной формы:

- определение динамического плана, как формообразующего средства.

- уточнение темпа, характера и артикуляции.

Послушаем Инвенцию  в исполнении Шароновой Василисы ( 3 класс п/п).

Постепенно обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как: имитация, противосложение, интермедия, каденция, артикуляция.

Полифония в Инвенции имитационного склада.

В чем особенность имитации:

Первая особенность.  Тема повторяется в другом голосе в определенный интервал,  при этом  оба голоса равноправны по своей роли.

Вторая особенность.  Несовпадение  начала  и окончания  тем.

Большое внимание надо уделить анализу формы. Напомню, что и сам Бах в преподавании стремился к тому, чтобы все элементы произведения  были осознаны учащимися. Форма  инвенции  - трехчастная (6+8+9 тактов).


Подробный анализ каждой части Инвенции.

Первая часть.

Короткая тема до-ре-ми-фа-ре-ми-до-соль, плавная и неторопливая по характеру, лежит в основе всей инвенции.

Она начинается на второй шестнадцатой и заканчивается на сильной доли.(Ямб) Тему запевает верхний голос и тотчас повторяет в другой октаве -нижний голос. Во время повтора (имитации) верхний, голос продолжает мелодическое движение. Так образуется противосложение к теме, звучащей в басу. Когда звучит противосложение с тем же мелодическим рисунком (такты 1-2, 7-8, 9-10), оно называется удержанным, (в отличие от неудержанных, которые каждый раз при проведении темы сочиняются заново).

Как и в других полифонических произведениях, в этой Инвенции встречаются разделы, где тема в своем полном виде не звучит, а используются  лишь ее обороты.  Такие разделы называются интермедиями.  

В нижнем голосе проходит  тема в ритмическом увеличении – (си-до-ре-ми, соль-ля-си-до,  ми-фа#-соль-ля). Первая  часть заканчивается в Соль мажоре.

Вторая часть.

Проведение темы начинается в нижнем голосе в Соль мажоре. Тема проходит поочередно то в нижнем, то в верхнем голосах.

Интермедия – секвенция, содержит в нижнем голосе зеркальные проведения темы, в верхнем голосе - тема в ритмическом увеличении – (до#-ре-ми-фа, ля-си-до# -ре, фа#-соль#-ля-си).

Каденция

 

Вторая часть Инвенции заканчивается в Ля миноре.

Третья часть.

Проведение зеркальной темы ля-соль-фа-ми, начинается в верхнем голосе в Ля миноре.

Далее проходит чередование тем в основном виде и зеркальном. Интермедия  - секвенция, где в верхнем голосе проходит основная тема,  в нижнем голосе зеркальная тема в ритмическом увеличении - сиb-ля-соль-фа, ре-до-сиb-ля, фа-ми-ре-ми).

Каденция - вторая половина 20 такта, 21 и 22 такты.

До мажорный аккорд заканчивает всю Инвенцию.

Сделав анализ всей Инвенции, мы видим, что в конце каждой части есть октавные ходы  вниз –  ре-ре; ми-ми, ля-ля; соль-соль. Они характерны для композиторов эпохи Баха и часто использовались в полифонических произведениях той  эпохи.  

В каждой части Инвенции есть тема, имитация, противосложение, интермедия, каденция.

Динамика.

Обдумывая динамический план, следует помнить, что стилю музыке эпохи  Баха свойственны  длинные мелодические линии. Короткие крещендо и диминуэндо использовать не следует. В каждой из трех частей происходит  нарастание звука к двум модуляционным кадансам и к заключительному, который, как и в большинстве  произведениях  Баха  исполняется достаточно полным звуком. Умение мыслить крупными построениями, охватить всю  форму в целом, при ясном понимании всех ее мельчайших компонентов, такова стилистическая особенность полифонии  Баха.   Новая часть начинается более сдержанным звуком.

Методы работы

Работа над темой и противосложением.

Прежде чем приступить к изучению Инвенции, ученик должен понять характер темы и ее границы. Тема - это ядро, в котором заложена вся форма пьесы. От проведения темы будет зависеть очень многое.

Тема начинается с паузы. Поэтому ни в коем случае нельзя толкать первый звук. Плавная и неторопливая тема спокойного и рассудительного характера, в прямом или обращенном движении  присутствует всюду, за исключением кадансовых тактов, носящих модуляционный характер и заключительного каданса.

Первый способ: Василиса  детально прорабатывает тему и имитацию каждой рукой отдельно, сохраняя интонационную выразительность во  всей  Инвенцией. Можно представить себе, будто два ученика прилежно повторяют урок, стараясь друг перед другом рассказать с большим выражением. И.А Браудо - органист, пианист, педагог и музыковед, советует одну из тем сыграть а другую спеть. Такая работа очень стимулирует слух и полифоническое мышление.

Второй способ: Василиса работает над темой и противосложением, применяя артикуляционный прием «восьмушки»: шестнадцатые – legato, восьмые – поп legato. Это отличительная особенность Баховского стиля - контраст в артикуляции соседних длительностей.

Несколько слов об артикуляции.

Артикуля́ция - это способ исполнения последовательного ряда звуков. Артикуляция – одно из важнейших условий выразительного исполнения старинной музыки.  Артикуляция темы, противосложения  и других мелодических элементов в Инвенции, должна быть сохранена во всех проведениях от начала и до конца пьесы, тем самым мы формируем умение играть два голоса  различной артикуляцией.

Третий способ: Василиса работает над противосложением и темой. Если противосложение близко по характеру к теме и развивает ее, то для сохранения единства темы и противосложения имитацию подчеркивать не следует.

 Интермедии.

Определим границы мотивов темы  в каждом голосе  интермедии и  поучим с Василисой следующим образом:

Останавливаемся на последнем звуке мотива делая tenuto, а затем спокойно переносить руку на следующий мотив.

Не забываем об активном стремлении мелодии к заключительному звуку.

Добиваемся интонационной выразительности.

Постепенно, слуховое восприятие каждого мотива, должно быть прочно закреплено и  снятие руки уже не понадобиться, т.к. правильно услышанный мотив будет правильно исполнен. Этот совет относится к любой мелодической линии в любом произведении Баха.

Правильному разделению мелодии на мотивы и их верному интонационному произношению во времена Баха придавалось большое значение. Короткие лиги проставленные редактором, указывают границы мотивов, но далеко не всегда означают снятие руки.

Работа над мелодической линией каждого голоса.

После длительной работы над темой, имитацией и противосложением каждой рукой отдельно, можно перейти к работе над мелодической линией каждого голоса. Двухголосно  Инвенция  исполняется в ансамбле с педагогом – сначала по частям, затем целиком и, наконец, полностью передается в руки ученика. И тут выясняется, что ученик совсем не слышит нижний голос, как мелодическую линию.

Для того, чтобы слышать оба голоса, следует работать следующим методом, который  Г. Нейгауз назвал методом преувеличения,   концентрируя   внимание  и слух на одном из голосов.  Это один из способов развития полифонического мышления.

Играются оба голоса, но по-разному: верхний, на который направлено внимание, - f, espressivo, нижний – pp.  Эта работа требует именно такого большого различия в силе звука и выразительности. Тогда ясно слышен не только верхний, главный в данный момент голос, но и нижний. Голоса как бы играются разными исполнителями на разных инструментах. Но активное внимание без особого усилия направляется на тот голос, который исполняется более выпукло.

Переносим  внимание на нижний голос. Играем его f, espressivo, а верхний – pp. Теперь оба голоса слышны и  воспринимаются  учеником еще более отчетливо: нижний – потому, что он чрезвычайно приближен, а верхний – потому, что он уже хорошо знаком.

Используя такой метод, Василиса  работает над мелодической линией  каждого голоса.

Для обучающегося проясняется звуковая картина. Играя потом оба голоса как равноправные, он слышит выразительное течение каждого голоса.  Точное и ясное слышание каждой мелодической линии – непременное условие в исполнении полифонии. Лишь достигнув его, можно плодотворно работать затем над произведением в целом.

Различные способы  развития полифонического мышления:

Первый способ: Нижний голос обычно воспринимается хуже, чем верхний. Ученик играет нижний голос в октавном удвоении, а педагог – верхний голос.

Второй способ:  Играть оба голоса и в то же время один из них - петь.

Третий способ: Играть один из голосов, другой из них – петь.

При работе над Инвенцией ученикам очень пригодился бы совет И.С. Баха: смотреть на голоса как на людей, а на многоголосие как на беседу между этими людьми. Главной задачей заключительного этапа работы над Инвенцией становится передача содержания музыки и ее основного характера.

Заключение

Природа клавирных сочинений И. С. Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Здесь хочется напомнить слова Альфреда Корто: «Для пробуждения к жизни застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».

Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания. Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного  и непрерывного наращивания знаний и полифонических навыков. 

Перед педагогом школы искусств, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стильному исполнению музыки И.С. Баха являются осмысленность и певучесть. То и другое должно вырабатываться не как-то «потом», а как можно раньше, то есть с самых первых уроков.

Изучение полифонической музыки И.С. Баха в Детских школах искусств, необходимо учащимся для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, для развития личности ученика, его мышления и для музыкально-пианистической подготовки в целом.

Список  литературы

1.Нейгауз Г.Г.  Об искусстве  фортепианной игры.  М.: Музыка,1967. 309с.

2.Корто А.Д. О фортепианном искусстве. М.: Издательский  дом  «Классика-XXIв», 2005. 252с.

3.Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе. М.: Классика, 2001. 205с.

4.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано А.Д.Алексеев.- 3-е издание. М.: Музыка, 1978. 288с.

5.Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе Н.П.Калинина. М.: Издательский  дом  «Классика-XXIв» ,2006. 144с.

6.Любомудрова, Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982. 143с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"

-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...