Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.
методическая разработка на тему

Лободина Елена Ивановна

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 

2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.

3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении кантиленного характера.

4. Основные принципы работы над полифонией в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_pervye_shagi.doc198 КБ
Microsoft Office document icon 2_klass.doc77 КБ
Microsoft Office document icon andantino.doc228.5 КБ
Microsoft Office document icon raboty_za_noyabr.doc155 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДОД ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Э.А.Янковский

                                                                                                «___»______________________  2012 г.

Методическая разработка открытого урока

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны

Тема урока:  Первые шаги юного музыканта в    
                       классе специального фортепиано.
     

                                                         Дата проведения урока: 25.09.2012 г.
                                                        Время проведения урока: 18.00
                                                         
                                                       
Место проведения урока: ДШИ «Гармония»


ЦЕЛЬ:

Формирование и развитие пианистических навыков на  начальном этапе обучения в классе фортепиано.


ЗАДАЧИ:

 1) Обучить начинающих исполнителей приёмам игры на фортепиано.
2) Показать этапы формирования пианистических навыков у
 обучающихся. Развивать взаимосвязь музыкально-слуховых  представлений        
 с приёмами звукоизвлечения.  
3)Воспитать у юных музыкантов интерес к музыкальным занятиям.


Возраст детей: 7 лет.


                                       
План урока:

1. Организационный момент:  мобилизация внимания и организация движений ученика с помощью упражнений на освобождение рук – 5 минут.


2. Подготовка к исполнению первых пьес:
   -
посадка учащегося;
    - постановка руки;
   -
 упражнения и приёмы игры на овладение различными  

      штрихами исполнения 15 минут;

3.  Применение полученных навыков в пьесах образного          
    характера – 25 минут.











                 
                                                   
Введение.


       Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей игре на фортепиано, педагог должен  обогатить запас их музыкальных впечатлений, научить слушать музыку и переживать её, привить детям элементарные  навыки восприятия музыки.  Учитывая специфику музыкального языка, отражающего богатство образов окружающей нас действительности,  педагог развивает первые музыкальные впечатления ребёнка  на основе  песенного материала.   Связанная со  словом, с определённым текстом, музыка детских песен передаёт конкретный образ, вызывает определённое, эмоциональное отношение к нему и становится основой приобретения первых музыкально-слуховых представлений и  пианистических навыков.


       Принципы естественного усвоения двигательных навыков,  на базе изучения  музыкальных произведений, лишь в небольшой мере на специальном инструктивном материале,  используют авторы «Школы игры  на фортепиано: 110 новых пьес»:  Борис Андреевич  Поливода,  Валентина Ефимовна Сластенко. Репертуар «Школы игры  на фортепиано: 110 новых пьес»  составлен из произведений и обработок авторской и народной музыки западноевропейских и североамериканских стран.   В фактуре  произведений  преобладают: позиционность, длительное применение одного двигательного  приёма, равномерное  чередование  подвижной, спокойной игры, артикуляционная ясность исполнения.

                                                       Ход урока:


      
1.  В начале урока,  для того, чтобы привлечь внимание учеников, организовать их движения,  полезно проделать  упражнения, задача которых - освободить учащихся  от встречающейся скованности, найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата:
 - Встать рядом с пианино, выпрямиться,  расслабить мышцы плеч, рук, пальцев, - свободно вращать  корпусом и расслабленными руками, то в одну сторону,  то в другую.   При вращении руки закручиваются  вокруг тела.
- Встряхнуть несколько раз кистями,  как  стряхиваешь с них воду после мытья.
   Естественные движения «целых пальцев»,  работающих «из ладони» - таким же образом, как мы берём предметы  -  помогает почувствовать ученику  упражнение со стеклянными шариками.
 - Взять закругленными пальцами обеих рук стеклянные шарики и «укладывать» их на крышку пианино.   Шарики  нужно обхватить пальцами и удерживать, но сильно давить  на шарики и напрягать пальцы нельзя – хрупкие игрушки могут расколоться. 

 2. Следующий этап – занятия на инструменте. Организацию движений ученика строим таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение  к фортепиано, как к «поющему инструменту».  Готовые звуки инструмента не требуют слуховых усилий, звук фортепиано быстро угасает, преодоление природы ударности фортепианного звука требует слухового внимания. Приступая к этому этапу, следует позаботиться о правильной посадке ученика.  Корпус должен иметь две точки  опоры.  Высота сиденья  определяется положением локтя – вровень с кистью.  Сутулая, сгорбленная осанка, затрудняет работу мышц спины, груди,  плечевого пояса.  Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку  на нужном уровне, направляют её.  Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги.   Следить за тем,  чтобы  сиденье  стула находилось от края клавиатуры  на расстоянии вытянутой руки.  Целесообразные  движения рук  связаны с разумным разделением труда между различными группами мышц:  пальцев, кисти, предплечья, плеча и их взаимопомощью.  
          Постановка руки. Первые упражнения, пьесы выполняются  в виде отдельных звуков non legato - извлекаемых при помощи плавного движения  руки.
       Сразу же вводится в действие вся рука,  устанавливается координация между работой рукой  и пальцами.   Устраняется на первых  порах забота о взаимной  координации работы пальцев (наиболее выгодный порядок освоения пальцев следующий: 3,2,4,5,1).


      Делая первые шаги, в области игры по нотам, ученик не может уделять достаточного внимания контролю движений. При переносе руки на другую клавишу, например, через октаву,  ученик должен переносить не только руку, но и  «нести звук».  В результате, складывается непрерывный процесс, состоящий из взятия и переноса «звука». Это ощущение будет способствовать  формированию более  естественной формы руки  и поможет в работе  над постановкой рук:  звук возникает и «перемещается» в подмышечную  часть руки  ученика. В игре не должно быть  ненужных скольжений по клавише, лишнего давления и стука по дну клавиши.  Не следует слишком высоко поднимать над клавишами пальцы.  Однако,  все движения руки вверх-вниз, вправо-влево обязательно делаются от плеча, а в кончике  пальца  ученик ощущает вес всей руки.  Следует также наблюдать за состоянием запястья, оно должно быть эластичным.


                                            
Приемы  игры:


- ученик поддерживает свободной рукой кисть играющей руки, затем поддержка снимается;
- при игре рука покоится на воображаемой подставке, идущей от ладони к корпусу.
- переносить руку широким дуговым движением, опорой всей руки служит играющий палец.
           В тесной связи с большими движениями формируются начальные навыки пальцевой игры: игра «non legato»,  с опорой руки на отдельных  пальцах,   вырабатывается: свободное погружение «веса руки» в клавишу с опорой на третий палец:  ощущение контакта с клавиатурой.


3.  Приложение 1.


      Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент начального обучения.  Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие  музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной  выразительности.  При исполнении,  ученик  привыкает к гармонической поддержке  в партии, которую исполняет  учитель.

  Б. Поливода «Кот».  Исполняет ученик 1 класса Дубовик Ваня.

 Важным условием правильности первого игрового движения «non legato» является точность опускания кончиков пальцев, их  устойчивость и слуховое внимание к ясности звучания.


Приложение 2.
   

 Обработка  Б.Поливоды «После дождика».  Детская песенка.

 От первых движений одним третьим пальцем ученик переходит к движениям двумя, а потом тремя пальцами; усваивает при этом основной порядок аппликатуры.

Приложение 3. 

Обработка и слова Б. Поливоды «Ёлка». Немецкая детская песенка.

Формируются:
- навыки свободных движений каждой руки  в своей партии;
- пластичные, ритмичные движения рук при передаче мелодии другой руке.


Приложение 4.

       В упражнениях, пьесах,  предназначенных для начального периода обучения,  пять пальцев  размещаются по ступеням в пределах квинтовой позиции.  В этом наиболее удобном для детской руки позиционном расположении пальцы находятся в естественном, непринуждённом состоянии.  Задача педагога помочь наладить игровые движения, связанные с приёмами позиционной игры. Ученики выполняют правила:
 - При игре в близкой позиции,  все пальцы  находятся на белых клавишах.  Первый палец ставится на край клавиши, третий – близко к средней линии,  к той линии, где начинаются черные клавиши.   Пятый,  приблизительно,  на полпути от края до средней линии,  второй и четвёртый берут свои клавиши чуть-чуть дальше от средней линии, чем третий палец.
 - Второй,  третий, четвертый,  пятый пальцы никак не должны сползать на край клавиатуры.  Сползание  указывает на то,  что плечо пассивно висит и не принимает участие в игре.  Ученик непроизвольно стремится взять клавишу, где она оказывает наименьшее сопротивление.  Кисти рук надо держать свободно, без напряжения, и тогда они сами выберут для  себя удобное,  естественное  положение с небольшим наклоном в сторону  пятого пальца.  Первые пальцы должны быть слегка согнуты, чтобы находились в одном направлении с пятыми пальцами.  

Упражнения: «Играю от пальца к пальцу»,   « Играю через палец».      
                       Исполняет ученик.
       

     
        Признаком позиции является «несменяемое» положение первого  пальца, а позиционная игра  основана на мышлении по позициям, группы нот  исполняются на одном движении рук. Во время игры с клавишами соприкасаются кончики, «мягкие подушечки», закруглённых пальцев:                                                    
Б. Поливода «Слепой дождь».  На тему немецкой народной песни.          Во время исполнения следить за широким положением ладони – это условие независимости пальцев.


Приложение 5.     

 Б. Поливода «Будильник».  На тему канадской детской песенки.                           Развивается навык самостоятельных, свободных движений каждой рукой.  Игровые движения связаны с приёмами позиционной игры: ноту «До»  первой октавы играют первые пальцы двух рук, а пятые  пальцы:  левой рукой – ноту «Фа» малой октавы, а правой  рукой - ноту «Соль» первой октавы.  Ученик находит позицию  рук на клавиатуре, при исполнении пьесы слушает, «ведёт» мелодическую линию. 

  
Приложение 6.


      Формирование навыка координации движений двух рук, происходит при помощи пьес, в фактуре которых применяется приём согласованных  движений рук в одном направлении: унисонное звучание. Ясность,  точность звучания каждой ноты внутри позиции достигается путём нахождения интонационных центров, соответствующих им  центров тяжести руки.  
Обработка Б.Шумана, слова Б. Поливоды  «Пчелка». Немецкая народная песня.                    
      Ученик  на клавиатуре  «распределяет»  все десять пальцев над десятью белыми клавишами: пятый палец левой руки находится над клавишей «До»  первой октавы, а первый палец правой руки над клавишей «До» второй октавы.  Данная пьеса помогает ученику  организовать и наладить игровые движения, связанные с приёмами позиционной игры.


Приложение 7.


      Особенность движения руки и мышечное ощущение при  игре -Staccato – заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Дети легко воспринимают, если привести сравнение со знакомым всем  движением руки при игре в мяч.  Предложим  ученику  непрерывно ударять об пол мяч, соприкасаясь к нему  не ладонью, а одним пальцем, и он повторит как раз то движение, которое ему нужно для  игры  Staccato. Отрывистый звук  при игре на фортепиано получится не оттого, что ученик  будет отдергивать палец и руку от клавиши,  а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от неё, чтобы «взять»   следующую. При игре: кисть и предплечье составляют единое целое, извлекают «звук»  активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый,  упругий отскок пальца вместе с рукой,  как мячик,  до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука.  В верхней точке, без остановки, рука закругляется, делает  петлю, и начинает опускаться.  Опускание – это не свободное падение, а управляемое движение,  в нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс.                                    
     
Д. Дэрвин.  Обработка Б. Поливоды.  «Прыгающий мячик».               Во время исполнения,   ученик  следит за движениями рук:  взмах кисти минимальный,  удар пальца по клавише точный,  определенный.                                                         
    Легкая, отрывистая   игра  быстро усваивается учащимися,  благодаря слиянию однотипного,  ритмического рисунка с однотипным пианистическим движением.


Приложение 8.


         Сущность  приёма,  звукоизвлечения  - legato-  заключается  в связном,  плавном переходе одного звука в другой, причём такая плавность возможна при внимательном вслушивании. Найти нужное игровое ощущение автор пособия Б. Поливода  советует на крышке инструмента. Способ выполнения упражнения:
- Закругли пальцы сначала правой, потом левой руки и держи их над закрытой крышкой  пианино.  Нажимай кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступай» с  одного пальца на другой: со  второго  на третий, с третьего на  четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывай от крышки  только тогда, когда  очередной палец уже начал «наступать»  на поверхность крышки.   Следить, чтобы эти два момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку.  Внимание учащихся направляется на выработку навыка  связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем,   кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой.
         При исполнении пьес, ансамблей,  упражнений  в фактуре которых,  встречаются две  ноты под одной лигой,   организация игровых движений происходит  следующим способом:  первый  звук  извлекается при плавном опускании руки и погружении пальца в клавишу,  запястье немного опускается;  второй звук извлекается при небольшом подъёме кисти,  уменьшающем вес руки.                                                                                                   
Обработка и слова   Б. Поливоды «Сон». Американская детская песенка.      
    Пьесы Б. Поливода «Слон»,  внимание ученика   направлено  то, что последняя нота  под лигой  играется тише  -  микродинамика,  на снятии (на высоком запястье),  на том же движении.  
     Для фактуры пьесы:
Дж. Шаум. Обработка и слова Б. Поливоды  «Закат солнца»  характерно плавное интонирование мелодии штрихом legato.
    Мелодия пьесы написана в пределах одной позиции.  Объединяющее движение рук совпадает с фразировкой,   с движением к «опорным точкам»  мелодии. Ученик играет и слушает: как один звук сменяется другим, мысленно представляет, как будет звучать каждая следующая нота. В основе умения «фразировать» лежат интонации разговорной речи. Ученик  определяет фразы данной пьесы (4 фразы), её настроение,  характер, нужные приёмы звукоизвлечения на основе музыкально-слуховых представлений.    

 
Приложение 9.

Упражнения:  «Шесть маленьких упражнений для правой руки».     
                        «Шесть маленьких упражнений для левой руки».

Способствуют формированию пианистических навыков: игры - legato..  При игре   первым,   вторым  пальцами запястье находится

в более низком положении,  при игре  третьим,  четвертым  пальцами  поднимается вместе с рукой наклонно от «себя».  При  игре пятым пальцем  и в обратном движении – четвертым,  запястье вращательным движением достигает самой высокой точки, при игре  третьим,  вторым пальцами  оно опускается, при игре   первым  пальцем   возвращается в исходное положение.   Рука с запястьем – описывают  непрерывный круг.                                                             

 Приложение 10.    

                                  
      Задача упражнений: «Три маленьких  упражнения  для правой руки». «Три маленьких упражнения  для левой руки» - помочь организовать  движения, связанные с приёмами позиционной игры.  Плавное интонирование мелодий  – Legato – должно осуществляться  при помощи обобщающего движения руки,  направляющего группы самостоятельно переступающих с клавиши на клавишу пальцев.  При игре  позиционных последовательностей необходимо естественно использовать гибкие,  боковые движения кисти и её рессорные, пружинящие «приседания» и подъёмы.


   Приложение 11.


    Упражнения на подкладывание первого пальца.  По физиологическим свойствам первый палец  тяжеловесен,  его действие подменяется вращательным движением предплечья, важно чтобы «играл» именно палец. Первый палец является осью вращения, следует делать точные,  свободные повороты кисти вокруг него. Пальчики опускаются целенаправленно одновременно с движением кисти: при поворотах кисти первый и пятый пальцы удобно держать почти параллельно, а первый – третий; первый – четвертый пальцы  соединить в колечко. При переносе пальцев кисть не должна вращаться из стороны в сторону вслед за пальцами: она делает только очень легкое, плавное,  боковое движение в сторону  того пальца, который переносится.  Ученик  обращает внимание на то, что в одну и в другую сторону пальцы двигаются по-разному: в одну сторону первый палец  «подкладывается» под второй, третий, четвертый, а в другую второй, третий, четвертый пальцы перекрещивают  первый палец.
       Развитие навыка свободных движений рук при помощи  игры интервалов.  Исполнение терций всегда помогает найти собранную позицию кисти.  Ученик играет упражнение в разных  октавах.  Простое, удобное, ощущение,  спокойно опущенной,  руки возникает при исполнении интервала – квинта.   Приёмы  игры: кисть естественно принимает форму свода, опираясь на поддерживающие  её первый,  пятый пальцы; рука развернута в сторону пятого пальца, общая опора  между первым и пятым пальцем; первый палец находится на краю клавиши,  а пятый ближе к чёрным клавишам; - интервал – кварта - аппликатура: первый, четвертый пальцы исполняется тем же способом.


Приложение 12.  


     Когда одновременно звучит больше чем два звука, музыканты говорят, что «звучит аккорд». Итальянское слово «Accordo» означает – «согласие», поэтому звуки в аккорде должны звучать,  слитно, созвучно друг с другом.  Чаще всего  встречаются аккорды из трёх звуков, которые называются трезвучиями.  Нужно добиваться взятия аккорда пальцами,  как всё что мы берём в руку, без предварительного ощупывания клавиш, без лишних движений руки в воздухе.

Упражнения Д. Шаум «В правой руке восемь аккордов».  

 Д. Шаум «В левой руке восемь аккордов».  
      При исполнении формируются следующие пианистические навыки:  «естественное»  взятие аккорда, не напрягая тыльной стороны кисти:  действия пальцев - последние фаланги к себе,  являются рессорой, смягчающей удар руки.

Приложение 13.  

 Л. Стреаббог  «Домой во Флориду». 

  Поставлены следующие задачи: ровное, плавное исполнение мелодии, которое возможно,   при спокойном подкладывании первого пальца при смене  позиций,  кисть переносится через первый палец и располагается на клавишах следующей позиции,  и ровного, плавного  - Legato -  внутри позиции.


Приложение 14.


    Пианистические навыки игры на фортепиано,   «свободные  движения рук,   организованные при помощи игры интервалов »,   применяются  учеником  во время исполнения пьесы композитора 
    Джона Томпсона  «Играет орган». 

 
Приложение 15.


     Пианистические навыки игры на фортепиано,  «подкладывания первого пальца»    ученик применяет   при исполнении  пьесы композитора  
Джона Томпсона. «Случайная  встреча». 

        Итак, с поставленной задачей на открытом уроке мы справились. Самая главная задача – усвоение двигательных навыков на базе специального инструктивного материала и применение их в изучении музыкальных произведений.
                                            Заключение.
«Школа игры на фортепиано: 110 новых пьес», авторы – составители Борис Андреевич  Поливода, Валентина Ефимовна  Сластененко,   рассчитана на  последовательное  использование  в период  начального  этапа обучения игре на фортепиано. Пьесы,  упражнения даны в определённой последовательности,  с учетом развития музыкального мышления, основных слуховых и двигательных навыков. Навыки - это сформированные, автоматически осуществляемые движения, не требующие, сознательного контроля и специальных,  волевых усилий для его выполнения. Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения.   Без постоянных, систематических упражнений, умения и навыки обычно

 утрачиваются, теряют свои качества.


                                      Список литературы:


1. Артоболевская А.Д.  Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.- М.: Советский композитор , 1987г.- 101с.
2. Либерман Е.Я. Работа  над фортепианной техникой.- М.: Икар - МП, 1990г.-133с.
3. Милич Б.Е. Маленькому пианисту. Фортепиано. – М.:  Кифара, 1997г.- 125 с.    
4. Михелес В.Л. Первые уроки юного пианиста / Очерк методики обучения и воспитания.- Л.: Музыкальное издательство, 1962г.-63с.
5. Поливода Б.А., Сластененко В.Е. Школа игры на фортепиано: Учебно-методическое пособие.-  Ростов н/Д.: Феникс, 2009г.-136 с.
6. Соколов М.Г. Маленький пианист: учебное пособие  для начинающих.– М.: Музыка, 1991г. – 144с.   
7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.- М.: Советский композитор, 1984г.- 126с.
8. Шмитд-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.- Л.: Музыка, 1985г.- 69с.
9. Штепанова–Курцова И. Фортепианная техника. Методика и практика.- К.:  Музична Украина, 1982г.- 159с.


На открытом уроке  присутствовали:

Заместитель директора по УВР                                  Пашнина М.Н.

Заместитель директора по ВР                                     Григорян Н.К.  

Преподаватели:                                                            Шевчук Н.И.                              

                                                                                        Галкина В.О.

                                                                                        Молочко Н.В.

                                                                                        Смирнова Л.Д.

                                                                                        Черкашина О.П.

                                                                                        Королева Т.В.

                                                                                        Рыбкин В.А.

                                                   





                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДОД ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Э.А.Янковский

                                                                                                «___»______________________  2012 г.

Методическая разработка открытого урока

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны

Тема урока:   Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.

                                                         Дата проведения урока: 18.12.2012 г.

                                                         Время проведения урока: 18.00

                                                         Место проведения урока: ДШИ «Гармония»



ЦЕЛЬ: Овладение разными видами фортепианной техники в      
               пределах изучаемых на данном этапе произведений.


ЗАДАЧИ
:  1) Привить ребёнку культуру исполнения изучаемых                  

                         произведений.                    

                         2) Познакомить обучающегося с некоторыми фактами    

                         биографии композиторов исполняемых произведений.
                        3)
Воспитывать терпение и настойчивость для преодоления  
                        технических трудностей.

Возраст детей: 8 лет.


                                         
План урока:

  1. Овладение техническими навыками с помощью изучения гамм и этюдов.
  2. Работа над качеством звучания на базе полифонического            

материала, произведения крупной и малой формы.





















                                                           
Введение.

        Вопросы овладения техникой обучающимися начальных классов специального фортепиано должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учётом    
возрастной специфики.

        Техника – это сумма навыков и умений. Одного понимания и одного умения мало. Необходимы навыки, когда руки привычно исполняют свои движения. Мы должны выполнять многие движения не задумываясь, автоматически, на  подсознательном уровне.

        Техника приобретается путём систематически правильной работы. Технику необходимо развивать на специальном материале этюдов и пьес, по специальной программе, без скачков.

        Существует множество сторон требований к технике:

  1. пространственная точность – попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;                                              
  2. красочная техника – умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;
  3. ритмическая точность умение извлечь звук в нужное время;
  4. аппликатурная точность  удачная, правильная аппликатура;
  5. штриховая точность – чередование legato, staccato;
  6. быстрота мышления, беглость – полезно учить звеньями.

                                           
    Ход урока:

Гамма Соль мажор. Ученик играет гамму в две октавы. Присутствуют  неточности в аппликатуре. Выясняем, что связаны они с несоблюдением аппликатурных закономерностей: позиционностью по три и пять пальцев, а также синхронностью     3-го пальца.
        Максим играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу проследить за активизацией пальцев, после чего звук существенно улучшается. Для выработки беглости пальцев ученик играет гамму приёмом
«стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает независимость работы пальцев. Направляю слух ученика на ровность звучания, легатное звучание. Обращаю внимание на подкладывание 1 –го пальца, постепенное движение руки.

Аккорды. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после взятия каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.

Арпеджио короткие. У Максима недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го пальца к 5-му и  опора на начало звена. Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда акцент прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Арпеджио длинные. Их Максим играет по позициям. Это ему удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато.

Хроматическую гамму играем с группировкой по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки.

А. Лемуан. Этюд Ре мажор.

Анри Лемуан (1786-1854) — французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Славился как педагог. Известностью пользовались его фортепианные произведения педагогического репертуара — сонаты, этюды и др. Он составил школу игры на фортепиано. С 1817 года возглавлял нотоиздательскую фирму, основанную в 1772 году в Париже его отцом Антуаном Марселем Лемуаном (1753-1817)— гитаристом, альтистом, дирижером, автором музыки к водевилям.

Форма этюда двухчастная, репризного строения, с da саро. Размер 2/4.

Мелодия затактового строения с акцентом на пятый палец, что развивает его активность. Во второй части в правой руке появляется двухголосие. Акцент на первый палец надо делать осторожно, чтобы не «нагрубить». Акцент на пятый палец, наоборот, нужно сыграть как можно ярче и почувствовать при этом острый кончик пальца. Двухголосие в левой руке присутствует  практически во всём этюде, поэтому партию левой руки нужно отрабатывать отдельно, вслушиваясь в звучании голосов, опираясь в созвучиях на пятый палец.

Техническая трудность заключается в исполнении этюда целиком, т. к. он «вырастает» вдвое за счет реприз. Не пропускать повторов. Этюд на внимание и выносливость.

И. С. Бах. Менуэт ре минор.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — великий немецкий композитор, органист. Детские годы провел в Эйзенахе. В 1695-1702 годах учился в Ордруфе и Люнебурге. В семнадцатилетнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-1707 годах работал органистом в Арнштадте, в 1707-1708 годах — в Мюльхаузене. В 1708-1717 годах — придворный органист, камер-музыкант. С 1714 года — придворный концертмейстер в Веймаре. В 1717-1723 годах — придворный капельмейстер в Кётене. В 1723-1750 годах — кантор и городской музик-директор в Лейпциге. Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Центральное место в инструментальном творчестве композитора занимает органная музыка. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в свое время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира.

Менуэт ре минор. Размер 3/4, форма двухчастная репризная.

Менуэт — старинный французский народный танец. При Людовике XIV стал придворным танцем. В России появился в начале XVIII века. Как самостоятельная музыкальная форма менуэт первоначально складывался из двух частей по 8 тактов с повторением каждой части (в произведениях Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена).                                                                                                  
       Менует ре минор - это одно из красивейших произведений полифонического склада для второго класса. Оно развивает музыкальность, учит играть напевным звуком. Характер певучий, мягкий, плавный, ровное движение.                                                                    
       Предлагаю темброво окрасить, инструментовать голоса: верхний голос – согретое тёплым лиризмом пение скрипки, басовый голос – виолончель.  1 – 2 такт сыграть ярче (вопрос), 3 – 4 такты мягче (ответ). Второе предложение провести активно, подготовив кульминацию. Каданс гибкий, мягкий, пластичный.          
        II – ой части характерна динамическая напряжённость: мажор, минор. Волевой размах, скачки, энергичный подъём к «си-бемоль».    
       Кульминации в конце частей. Выразительность штрихов: 2 такт  - поклон глубокий, в 5-ом более лёгкие и грациозные.
       Представляет собой сложность самостоятельность голосов:
- различный характер звучания голосов;  
- разная фразировка;    
- несовпадение штрихов;    
- несовпадение кульминаций;
- разная ритмическая характеристика;
- несовпадение динамического развития.                                                    

Л. ван Бетховен. Сонатина Соль мажор, 1-я часть.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) — великий немецкий композитор, пианист и дирижер. Первоначальное музыкальное образование получил у отца — певчего Боннской придворной капеллы. С тринадцатилетнего возраста — органист этой капеллы. В 1778 году посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации. Бетховен как композитор совершенствовался у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера. Пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х годов Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797 году, заставила композитора впоследствии сократить концертную деятельность, а с 1815 года отказаться от нее. В последний период творчества появились его величайшие создания — 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — Сонаты для фортепиано №28-32 и Квартеты №12–16.

Сонатина Соль мажор, 1-я часть.

Сонатина имеет простую трехчастную форму с репризой во второй части. При кажущейся простоте имеет определенные технические трудности.

Первая часть состоит из восьми тактов. Прежде чем играть двумя руками, необходимо отработать отдельно партию каждой руки, соблюдая точно ритм, аппликатуру, штрихи. Отрабатываем эпизоды с форшлагами, для этого играем мелодические секвенции от разных нот.

При игре коротких лиг следим за тем, чтобы вторая нота звучала легче и короче.

В левой руке в 5-6 тактах ломаные арпеджио исполняем с акцентом на опорные точки и облегчением остальных звуков.

Вторая часть — 16 тактов. 8 из них — развитие первоначальной темы, и 8 — дословное повторение второй части.

Технической трудностью является деликатное исполнение партии левой руки во время звучания длинных нот в правой руке. Для облегчения задачи прошу Максима сыграть верхнюю ноту приготовленным пятым пальцем ярким звуком, который постепенно нужно ослабить.

Третья, заключительная часть, очень красива по мелодике. Сложным является исполнение повторяющейся мелодии на mf и затем на р. Максим слушает себя, с динамической задачей успешно справляется.

С. Майкапар. Маленький командир.

Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) — советский пианист, композитор, педагог. Ученик Т. Лешетицкого. В 1910-1930 годах преподавал в Петроградской (Ленинградской) консерватории. Автор, главным образом, инструктивных фортепианных пьес ( в том числе циклов «Бирюльки» и «Маленькие новеллы»), внесших значительный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образования. Майкапару принадлежат учебно-методические работы. Написал воспоминания «Годы учения» (М.— Л. 1938 г.)

Пьеса «Маленький командир» имеет размер 3/4 . Тональность До мажор.  Максим работает над пьесой с особым удовольствием, т. к. ему близок характер пьесы. Первоначальной задачей является точный чеканный ритм, передающий характер «маленького командира».  
       Необходима ритмическая внимательность при исполнении затактовой ноты, т.к. при неизменности мелодической интонации длительности разнятся. Иногда Максим допускает неточности.                                                                                                            
       В техническом отношении представляет трудность работа над маркатированным стаккато. Штрих должен прозвучать отрывисто, остро и коротко максимально цепкими пальцами. Работаем над восьмыми в 5 и 13 тактах, они должны прозвучать чётко активными ровными пальцами. Учим различными способами.                                
      С 17 по 24 такт Максим, при игре терций на легато, не снимает первый палец. Обращаем на  это внимание, проучивая интонацию отдельно. В 27 такте, в среднем голосе, уточняем снятие – дыхание на четвертной паузе.
       В 28-29 тактах скачок в правой руке представляет для Максима  определённую трудность, он не попадает на нужный аккорд. Кроме того, вместо forte звучит piano.  Добиваемся нужного звучания игрой одним пятым пальцем верхнего звука аккорда, готовим аккорд заранее, играем упражнения на скачки.
       Такты 33-36 — длинный пассаж, который следует особенно тщательно проучивать сначала каждой рукой отдельно, затем вместе, постепенно прибавляя темп.
       В последних четырех тактах очень важно сыграть ff, активизируя работу пальцев, без чрезмерного давления на клавиши, т. к. это может вызвать перенапряжение мышц всей руки.    
      В конце урока благодарю ученика за работу, ставлю оценку «отлично» и прощаюсь с ним до следующего урока.    

        С поставленной задачей на открытом уроке мы справились.    
Главная задача – помочь обучающемуся на базе изучаемых произведений овладеть различными видами техники фортепианной игры и применять их в дальнейшем.    

                                          Заключение.
       
       
В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.
       Развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия.  При отсутствии ещё у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и последующая стадия – закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков.
       Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста.















                                      Список литературы.

  1. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Изд. «Музыка», Москва, 1972.
  2. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор – Г. В. Келдыш. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1991.
  3. Фортепианная игра, учебник для 1-2-х классов ДМШ под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1983.
  4. Фортепианная игра, учебник для 1-2-х классов ДМШ под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1986.
  5. Хрестоматия для фортепиано, 2-ой класс ДМШ. Изд. «Музыка», Москва, 1986.
  6. Школа игры на фортепиано под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1998.
  7. Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы-составители Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1966.  
  8. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста. Изд.: Музична Украина, 1977.




На открытом уроке  присутствовали:

Заместитель директора по УВР                                  Пашнина М.Н.

Заместитель директора по ВР                                     Григорян Н.К.  

Преподаватели:                                                            Шевчук Н.И.                              

                                                                                        Галкина В.О.

                                                                                        Молочко Н.В.

                                                                                        Смирнова Л.Д.

                                                                                        Черкашина О.П.

                                                                                        Королева Т.В.

                                                                                        Рыбкин В.А.






Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДОД ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Э.А.Янковский

                                                                                                «___»______________________  2012 г.

Методическая разработка открытого урока

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны.

Тема урока:   Работа над художественным образом в музыкальном произведении кантиленного характера.

                                                             Дата проведения урока: 11.12.2012 г.        
                                                  Время проведения урока: 18.00                                                                                                                                                                        

                                                                  Место проведения: ДШИ «Гармония»

ЦЕЛЬ: совершенствование фортепианных навыков  и исполнительских приёмов для передачи образного содержания в пьесе «Андантино» А.И. Хачатуряна.

                               
ЗАДАЧИ:  1) Работать над исполнением мелодии, артикуляцией.
                   
2) Уточнить голосоведение, звуковой баланс между                              
                      мелодией и аккомпанементом.
                      3) Выяснить динамический план.
                      4) Работать над передачей формы пьесы.  
                      5) Закрепить навык грамотной педализации.                                                                    

                           
                     

Возраст детей: 13 лет.


                                   
План урока:

1) Характеристика творчества композитора.

2) Поэтапная работа над художественным образом произведения:

     - прослушивание пьесы, определение характера и формы;
    - приёмы звукоизвлечения;
     - фразировка, динамика;
     - педализация.




                                       






                                      Введение.
        Произведения кантиленного характера имеют свою специфику творческо-слухового восприятия и усвоения. Если в пьесах подвижного характера основным носителем образного содержания является ясно выраженное в метро-ритмической сфере моторное начало с его чёткой двуплановой фактурой (мелодия и сопровождение), то в кантиленных – музыкальные средства значительно объёмнее в мелодико-интонационном, гармоническом и полифоническом отношениях.
       В мелодике этих произведений обнаруживается большее многообразие жанровых оттенков, богаче интонационно-образная сфера, ярче выразительность кульминационных «узлов», объёмнее линия мелодического развития. При исполнении мелодий следует полнее выявлять их ритмическую гибкость, мягкость, лиричность. Их интерпретация требует ощущение широкого дыхания, вбирающего в себя линии небольших построений.
       Многообразные жанровые оттенки кантиленной ткани раскрываются при исполнении средствами динамической, агогической нюансировки в их единстве с различными приёмами педализации.

                                                        Ход урока:
       
                                     
А.И. Хачатурян «Андантино».
                  Исполняет учащаяся 3 класса Стыдель Наталья.
        Прежде, чем приступить к изучению данного произведения, кратко характеризую творчество великого армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это художник яркой, своеобразной индивидуальности. Его музыка, темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок, пронизана интонациями и ритмами народных армянских песен и танцев. В своих произведениях композитор также опирается на традиции мировой, и в первую очередь, русской музыки. Музыка Хачатуряна разнообразна по содержанию и по жанрам. Автором написаны балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыка для театра и кино. Сочинял Арам Ильич и детскую музыку.      

       С пьесой
«Андантино» из его «Детского альбома»  мы сегодня и  познакомимся. Работу над художественным образом начинаю с исполнения пьесы. Ученица слушает, её задача определить характер, художественное содержание, попытаться определить форму произведения (из скольких частей состоит).
       Педагогу необходимо с самого начала обучения и в дальнейшем развивать и совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом своих учеников. Важно интенсивно
«погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от учащегося, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера, т.е. грустную мелодию – грустно, весёлую – весело, торжественную – торжественно и т.д.    
       Рекомендуется выбирать произведения с
интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика, его эмоциональное состояние будет положительно влиять на его прилежание, способствовать более целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвучало ярко, осмысленно, выразительно.
        На этапе разбора текста необходимо подбирать наиболее подходящую для конкретного ученика аппликатуру. Рациональная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач, а её переучивание затягивает процесс изучения произведения.

        «Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Объясняю, что «андантино» - это один из самых распространённых в музыке темпов, наряду с «аллегретто». Он соответствует по скорости спокойному шагу. В этом темпе написано много лирических по характеру произведений.
       После прослушивания пьесы в исполнении преподавателя, ученица отвечает на поставленные задачи в определении характера и содержания произведения.
        Воображению учащегося предоставлен простор в определении
содержания пьесы. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка.   
        Ученица представила такую картину, придумала такой художественный образ: красивый горный пейзаж, осень, на берегу реки стоит молодая девушка. Звучит печальная песня, напоминающая интонации армянской музыки, как воспоминание о весне, о прошедшем счастье, об уехавшем друге.
       Мелодия грустная, неторопливая, в миноре. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Низкая вторая ступень, использование квинт придаёт музыке восточный колорит. Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.

        Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения.
       В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего
легато, выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. Пробуем играть мелодию. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом.
       Обращаем внимание на терции в аккомпанементе в 1 части. Работаем над ровностью и мягкостью звучания, причём рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит».
       Затем над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Её необходимо будет довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.

       Обсуждаем
форму пьесы, её строение, фразировку. Определяем мотивы, фразы, предложения. Характеризуем особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении).
       Составляем художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, стараемся проследить развитие мелодии, найти интонационные
вершины. 
       Говорим о том, что, исполняя пьесу, важно дослушивать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Для достижения большей яркости исполнения придумываем и используем
подтекстовку.                           
       Выявляем главную
кульминацию, которая в «Андантино» находится во 2 части пьесы, определяем единую линию развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Оговариваем, что в дальнейшем в исполнении необходимо нарастание эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приведёт к яркости и цельности звучания пьесы.                      

                                                   
       В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важна роль
педали как красочного средства, говорим о ней. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы.                                                                                
       Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Проводим детальную работу: находим такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, продумываем момент взятия и снятия, прослушиваем каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Проставляем её в нотах. Проводим специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала
мягким касанием. Пробуем сначала поучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе, обращая внимание на постоянный слуховой контроль за чистотой звучания.
        Учимся тому, что при каждом проигрывании пьесы, ученице необходимо заставлять
себя слушать, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить.
       Для занятий дома даю задание продолжить работу, начатую в классе. Ещё раз нарисовать художественный образ пьесы, поработать над исполнением мелодии и аккомпанемента, продумать динамическую картину, поучиться пользоваться педалью.

       Итак, с поставленной задачей на открытом уроке мы постарались справиться. Главная задача – приобретение фортепианных навыков и совершенствование исполнительских приёмов для передачи образного содержания в пьесе А.И. Хачатуряна «Андантино».


                                   
Заключение.                                                            

        Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа, можно лишь непрерывно развивая музыкальность юного исполнителя, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Изучение кантиленных произведений активно воздействует на развитие разных сторон музыкального мышления ребёнка, навыков выразительной певучей игры и педализации.
       Обчающемуся необходимо создать атмосферу увлечённости содержанием и образами пьесы, что будет способствовать его настойчивости в работе, совершенствованию пианистической техники в стремлении ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.
       







                            Список литературы.

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство "Дека-ВС", 2007
  2. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
  3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978
  4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011.


                           
На открытом уроке  присутствовали:

Заместитель директора по УВР                                  Пашнина М.Н.

Заместитель директора по ВР                                     Григорян Н.К.  

Преподаватели:                                                            Шевчук Н.И.                              

                                                                                        Галкина В.О.

                                                                                        Молочко Н.В.

                                                                                        Смирнова Л.Д.

                                                                                        Черкашина О.П.

                                                                                        Королева Т.В.

                                                                                        Рыбкин В.А.









































Цель урока:
 совершенствование приёмов передачи образного содержания в пьесе«Андантино» А. Хачатуряна

Задачи:

  • работать над исполнением мелодии, артикуляцией,
  • уточнить голосоведение, звуковой баланс между мелодией и аккомпанементом,
  • выяснить динамический план,
  • работать над передачей формы пьесы,
  • закрепить навык грамотной педализации.

Данный урок посвящён работе над художественным образом в произведении малой формы кантиленного характера – пьесе «Андантино» А. Хачатуряна.

Урок начинается с работы над гаммами и упражнениями. После проигрывания гаммы до минор(в этой тональности написана пьеса «Андантино») в прямом и противоположном движении надо обратить внимание ученика на точное выполнение аппликатуры. Для исправления ошибок полезно уточнить аппликатуру при игре каждой рукой в одну, затем в две октавы. Поиграть гамму разными ритмическими вариантами, с разной динамикой и штрихами. Эти же приёмы можно использовать для работы над хроматической гаммой, арпеджио,аккордами и т.д.

Гаммы, упражнения являются материалом для работы над техническим развитием ученика наряду с этюдами, пьесами виртуозного характера. На данном уроке ведётся работа над этюдом К. Черни(Избранные этюды под ред. Г.Гермера, ч. 1, Этюд № 23).Ученику предлагается чёткое проговаривание верхних звуков в мелодии, цепкие пальцы при игре стаккато. В работе над пассажами требуется точная аппликатура, умение подкладывать 1 палец.Необходимо контролировать свободу и пластичность руки, активную работу пальцев,точное выполнение штрихов, ритма, пауз.

Основное время урока посвящено работе над художественным образом в пьесе «Андантино»А.Хачатуряна.

С самого начала обучения и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом своих учеников.Важно интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение.Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера, т.е.грустную мелодию – грустно, весёлую – весело,торжественную – торжественно и т.д.

Работа над художественным образом начинается со знакомства с пьесой. Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием,в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика, его эмоциональное состояние будет положительно влиять на его прилежание,способствовать более целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами,игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвучало ярко, осмысленно, выразительно. Надо рассказать ученику об авторе пьесы, его творчестве. После прослушивания пьесы в исполнении педагога поговорить о её характере, художественном содержании.

На этапе разбора текста необходимо подобрать наиболее подходящую для конкретного ученика аппликатуру. Рациональная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач, а её переучивание затягивает процесс изучения произведения.

«Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Воображению учащегося предоставлен простор в определении содержания пьесы. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка. Например, ученик представил такую картину, придумал такой художественный образ:красивый горный пейзаж, осень, на берегу реки стоит молодая девушка. Звучит печальная песня,напоминающая интонации армянской музыки, как воспоминание о весне, о прошедшем счастье, об уехавшем друге. Мелодия грустная, неторопливая, в миноре. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Низкая вторая ступень, использование квинт придаёт музыке восточный колорит. Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный подголосок.Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение.Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом. Работать над ровностью и мягкостью терций в аккомпанементе в 1 части,причём рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит». Затем над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность.Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.

Надо определить форму пьесы, её строение,деление на мотивы, фразы, предложения, чтобы правильно фразировать; выяснить особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении). Составляется художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, надо проследить развитие мелодии,найти интонационные вершины. Исполняя пьесу,ученик должен дослушать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Для достижения большей яркости исполнения полезно придумать и использовать подтекстовку.Выявляется главная кульминация, которая в«Андантино» находится во 2 части пьесы,определяется единая линия развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Необходимо добиться в исполнении ученика нарастания эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приводит к яркости и цельности звучания пьесы.

В «Андантино», пьесе кантиленного характера,важна роль педали как красочного средства.Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота.Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию,помогает объединять различные элементы фактуры.Надо провести детальную работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, тщательно продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Рекомендуется проставить её в нотах. Надо провести специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. При работе над пьесой«Андантино» полезно сначала выучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе при постоянном слуховом контроле за чистотой звучания.

Перед каждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны,стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его интеллект,его эмоциональную отзывчивость на музыку,совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Он должен быть увлечён содержанием и образами пьесы, тогда он более настойчиво работает, совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.
Для работы дома надо дать задание продолжить работу, начатую в классе, над исполнением мелодии, аккомпанемента, динамическими оттенками, употреблением педали, работу над художественным образом пьесы.

Использованная литература:

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство "Дека-ВС", 2007
  2. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
  3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978
  4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011.



Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДОД ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Э.А.Янковский

                                                                                                «___»______________________  2012 г.

Методическая разработка открытого урока

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны.
                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                         

Тема урока:   Основные принципы работы над                      

                       полифонией в старших классах.  

                                                         Дата проведения урока: 27.11.2012 г.

                                                         Время проведения урока: 20.00

                                                         Место проведения урока: ДШИ «Гармония»



ЦЕЛЬ: Выявление специфики постепенного    
               овладения всё усложняющимися навыками
               полифонического мышления и исполнения.


ЗАДАЧИ: 1) Помочь уяснить обучающемуся форму
                     произведения и заключённый в ней мелодический

                      материал.
                 
2) Помочь исполнителю определить методические
                     линии голосов и значение каждого.
                     3)Научить слышать взаимосвязь голосов и находить      
                     средства исполнения, создающие дифференциацию и  
                      разноплановость их звучания.


Возраст детей: 12 – 13 лет.


                                   
План урока:

1. Дать понятие и определение вида полифонии.

2. Разбор, анализ и уяснение учащимся формы произведения.

3. Поэтапная работа над полифонией.















                                                 
Введение.

       
Полифония – одно из важнейших выразительных средств в музыке, основывающееся на одновременном звучании нескольких   голосов (по гречески poli – много, phone – звук, т.е. буквально многоголосие. Главная особенность полифонии – непрерывность музыкального изложения, текучесть.
        Широкое распространение полифонический стиль получил в средние века (особенно в хоровой музыке). В полифонии выделяется 2 этапа.                                                  
       
Строгий стиль эпохи Возрождения. Она отличалась суровым колоритом, неторопливостью, напевностью и благозвучием. Как у мастеров – полифонистов Лассо, Палестрины.
        Следующий этап – полифония свободного стиля (XVII – XX вв.), она обогатила гармонию и музыкальные жанры. Воплотилась в произведениях Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича).
       
В композиторском творчестве выделяется 2 основных       вида полифонии:
-
имитационная;
- неимитационная (
разнотемная, контрастная).
       
Имитация – от латинского «подражание» - проведение одной и той же темы поочерёдно в разных голосах, чаще на разной высоте. В неимитационной полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии, чаще всего соединяющиеся 2 разнохарактерные темы.
       В полифоническом искусстве возникли свои особые
жанры.
  Это полифонические вариации –
пассакалья и чакона, это инвенция, канон, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал, фугетта  и как вершина полифонического искусства – фуга, к конкретному анализу одной из них мы обратимся в начале урока.

                            Ход урока:

И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Фуга До мажор (№4).
           
Исполняет учащаяся 6 класса Шевченко Анастасия.
       
Прежде чем приступить к разбору данного произведения,  рассказываю ученице, что фуга относится к имитационной полифонии, что в таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», но также подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова “Я”, а есть слово “Мы”. Ведь часто ученики грешат тем, что добросовестно выделяют только все темы произведения, в результате чего теряется постоянство, беспрерывность движения, а ведь, именно это и создаёт единство настроения.
       Форма трёхголосной фуги До мажор близка к классической схеме – трёхчастному изложению (экспозиционная, средняя и репризная части).
       
Экспозиция открывается темой в основной тональности. Жизнерадостная бодрость её настроения определяет звучание фуги в целом. Вслед за первоначальным произведением темы средним голосом исполняется тема у сопрано в тональности доминанты. Далее в басу тема проходит опять в основной тональности.
       После показа темы во всех голосах следует первая
интермедия, которая использует мотивы темы и приводит в тональность доминанты (Соль мажор). Поясняю, что интермедия – это промежуточный эпизод, являющийся как бы психологической разрядкой после вслушивания в тему и противосложение. В тональности Соль мажор басовый голос начинает проведение темы, но не заканчивает его, а средний снова повторяет проведение в Соль мажоре, исполняя его уже полностью.  Следующая вторая интермедия более динамична и использует третий мотив темы. Развиваясь секвенционно, она приводит к проведению темы в верхнем голосе (в До мажоре) и определяет этим кульминацию экспозиции. Третья интермедия тонально устойчива, уходит в минорный лад и подготавливает разработку.  
       
Разработка (16 т.) начинается с проведения темы в нижнем голосе в тональности ля минор; четвёртая интермедия аналогична второй, но изложена несколько иначе и звучит напряжённее.
       Следующая тема проходит в ми миноре (20т.) у среднего голоса.
Пятая интермедия состоит из 2-х частей. Первая – завершает разработку, закрепляя тональность ми минор, а вторая – секвенционно подводит к репризе и возвращает музыке прежний жизнерадостный характер.
       
Реприза начинается с проведения темы в верхнем голосе в Фа мажоре (26 т.). Основная тональность закрепляется проведением темы средним, затем нижним голосами.

        Заключение (с 31 такта) аналогично по изложению первой интермедии, утверждает тональность До мажор и звучит как краткий итог пьесы.
       Изучение данной фуги условно разделяем на следующие этапы, в соответствии с которыми выстраиваем ход урока.  

  1. Ознакомление с пьесой по голосам.
  2. Отработка первого проведения темы: определение образно – интонационного характера, мотивного построения.
  3. Изучение таких моментов как переход среднего голоса из одной руки в другую (такты 4, 14, 20, 23, 28, 29).
  4. Соединение верхнего голоса со средним и нижнего со средним.
  5. Работа над двухголосием в партии одной руки.
  6. Для того чтобы ученица лучше услышала требуемое полифоническое сочетание, рекомендую поиграть эти построения двумя руками. Так будет легче добиться нужной звучности.
  7. Сочетание всех голосов; поиски динамических средств.

        Характеризуем тему. Она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое убеждение. Её не следует играть суетливо. Обязательно надо чувствовать единый стержень. Одинаковое время идёт на расшифровку каждой группы шестнадцатых. Пальцы очень активные, не должны вязнуть в клавишах. Вторую тему следует сыграть более просветлённо. Третья – самая убедительная, этому способствует и регистр, и динамика. При игре данной темы нельзя проходить мимо «диалога» между верхним и средним голосами.
       
Интермедия построена на интонациях вопроса – ответа. Здесь  следует отступить в звуке. Обязательно прослушать нисходящий ход в среднем голосе (т. 5, 6, 7). Обязательно дослушивать четверти в среднем голосе.
       
Линия баса должна прозвучать очень выразительно, глубоким звуком. Играть её следует весом руки. Это усилит контраст с певучестью верхнего и среднего голосов и подчеркнёт их самостоятельность.
       Далее звучит тема и её секвенционное развитие (cresc).    Обязательно услышать начало и конец звена секвенции. Здесь проявляется тенденция к ускорению. Чтобы этого не произошло, нужно хорошо прослушать линию баса.

        Следующая тема у сопрано звучит на f (форте). Нельзя не обратить внимание на то, что тема заканчивается не в До мажоре, а в ре миноре(11, 12 т.) и затем начинается блуждание по тональностям. Здесь уже не диалог, а спор 3-х голосов.
       С ре минора следует отступить в звуке, чтобы было легче, затем придти к форте (f).
       Особое внимание следует уделить второй шестнадцатой после залигованной первой. Чтобы её не толкнуть, следует спокойно опускать палец (“пропустить через ухо”).
       Нельзя оставлять без внимания разговор между нижним и средними голосами. Закончить интермедию спокойно и сразу же почувствовать новую окраску.
       
Впервые тема проходит в миноре и тем самым она теряет свой первоначальный характер (с16 т.). Дальнейшее секвенционное развитие звучит как вопрос: “Что же произошло?” С каждым разом звучание набирает силу. Чтобы не было ускорения, прослушать окончания мотивов и диалог между средним и верхним голосами.
       Затем следующая тема (20 т.). Трудность здесь будет заключаться в том, что тема переходит из правой руки в левую. Это следует хорошо прослушать. В верхнем голосе обратить внимание на скрытую полифонию: не «выкрикивать» повторяющий звук «ми», а прослушать мелодический ход: «до – си – ля, до, си ля соль, ре диез – ля соль – фа диез».
       Начало следующей интермедии играть спокойно, с оттенком грусти, а – вот 3 звено (26 т.) сыграть светлее, ярче, так как переходим в тональность Фа мажор.
       Над следующей темой (28 т.) работаем очень тщательно (переход из правой руки в левую). Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно вначале поучить только тему, а затем уже присоединять остальные голоса. Здесь ни в коем случае нельзя суетиться. Большое внимание следует уделить и правильности взятия аппликатуры.
       Следующую тему в басу и интермедию играть ярко, не уставая   внушать уверенность до конца.

       

        Итак, с поставленной задачей на открытом уроке мы постарались справиться. Главная задача – постижение обучающимся образно – интонационного строя полифонического произведения, овладение им усложняющимися навыками полифонического мышления и исполнения.

                                       Заключение.

       
Работа над полифонической литературой является одной из наиболее сложных областей воспитания и обучения учащегося уже с младших классов. Изучение полифонической музыки не только активизирует одну из важнейших сторон восприятия музыкальной ткани – его многоплановость, но и успешно влияет на общее музыкальное развитие учащегося. Ведь с элементами полифонии учащийся соприкасается и во многих произведениях гомофонно-гармонического склада.
       В условиях обучения в старших классах наступает своего рода переломный момент в полифоническом развитии ученика. Впервые, ученик вовлекается в новую для него сферу художественных и слуховых восприятий и пианистических действий, значительно отличающихся от привычных для него форм изучения двухголосной полифонии. Весь масштаб полифонического развития учащегося старших классов настолько объёмен, что вызывает необходимость выявления специфики постепенного овладения всё усложняющимися навыками полифонического мышления и исполнения. Ведь путь, который проходит учащийся, начинаясь с несложного двухголосия (маленькие прелюдии, фугетты, инвенции), завершается, особенно для исполнительски перспективных школьников, изучением трёх – и частично четырёхголосных фуг.





                                Список литературы.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е. – М.: Музыка, 1971.
  2. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений И.С. Баха в музыкальной школе. – М. – Л.: Музыка, 1965.
  3. Способин И. Музыкальная форма. – М.: Музгиз, 1947.
  4. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста в 5 – 7 классах ДМШ. Киев: Муз. Украина, 1982.

На открытом уроке  присутствовали:

Заместитель директора по УВР                                  Пашнина М.Н.

Заместитель директора по ВР                                     Григорян Н.К.  

Преподаватели:                                                            Шевчук Н.И.                              

                                                                                        Галкина В.О.

                                                                                        Молочко Н.В.

                                                                                        Смирнова Л.Д.

                                                                                        Черкашина О.П.

                                                                                        Королева Т.В.

                                                                                        Рыбкин В.А.














































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: "Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания"

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сг...

Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"

-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой...

Методическая разработка открытого урока по МДК 03.01 Системы менеджмента. МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель для специальностей: 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.

Методическая разработка урока по МДК.03.02 Системы менеджмента и МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальност...

«Я архитектор своего города» Методическая разработка открытого урока по графической композиции во 2-м классе

Методическая разработка урока по графичесой копозициинаправленная на формирование воображения обучающися, раскрытие их творческих возможностей. Анализ тврческого мышления обчающихся в сязи с их способ...

«Особенности стилизации в традиционном изображении лубочной картинки» Методическая разработка открытого урока по графической композиции в 4-м классе.

Методическая разработка к  уроку по графической композиции на тему связанной с двумя интересными направлениями в культуре русского народа. Устным народным творчеством - пословицами и изобразитель...

Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 кл...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Особенности исследования фонтанных скважин и установление технологического режима работы скважин"

Актуальность: Тема повышения эффективности и качества образования и как следствие педагогического процесса, предоставляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого...