Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"
методическая разработка на тему

Иманова Гульсия Сахеевна

-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха

-Основные этапы работы над полифонической пьесой

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА МР КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН РБ

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                    

И.о.директора МАУ ДО  ДМШ

____________ Л.И.Белышева

                             «13 » апреля 2017 г.

        

Методическая разработка

открытого  урока

преподавателя  по классу фортепиано

Имановой Гульсии Сахеевны

«Работа над полифонией в

младших классах»

с.Караидель

2017г.

C:\Users\гульсия\Downloads\bach-rz.gif

        

      План урока:

1. Организационный момент (вступительное слово).

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности.

3.Основная часть.

5.Заключение.


Цель урока:

  • Развитие полифонических навыков.

Задачи урока

Образовательные:

  • Обучить основным  навыкам поэтапного разбора произведения.
  • Показать  способы  работы  над  полифонией.
  • Запоминание новых музыкальных терминов.

Развивающие:

  • Развивать  полифоническое  мышление  учащихся.
  • Развивать тембровый, гармонический, мелодический слух.

Воспитательные:

  • Воспитать  исполнительскую  культуру  в  произведениях полифонического склада.
  • Воспитать интерес к более сложным произведениям И.С.Баха.
  • Предполагаемый  результат: 
  • Овладение  навыками в самостоятельной работе над полифонией.
  • Развитие познавательного интереса учащихся и творческих способностей.
  • Повышение качества знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Приветствие, проверка готовности к уроку

-Небольшое вступительное слово.

«Маленькие прелюдии и фуги», написанные И.С.Бахом со скромной целью - быть упражнениями для учеников,  тем не менее, отразили всю мощь баховского гения. Этот цикл чудеснейших миниатюр соединяет в себе поразительное сочетание лаконизма с емкостью содержания.

Прелюдии в XVII-XVIII веках по существу являлись вольными импровизациями органиста в качестве вступления к хоралу. У Баха прелюдия становиться самостоятельным жанром. Так возникли знаменитые хоральные прелюдии, а также «Маленькие прелюдии». Все эти прелюдии различаются по характеру, складу, фактуре и каждая развивает один образ.

Сегодня мы будем разучивать «Маленькую прелюдию» C-dur

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности

-Прослушивание маленькой прелюдии в исполнении преподавателя или в записи.

3.Основная часть

 Определяем  характер прелюдии одновременно с инструментовкой голосов.

  • Торжественно-праздничный, яркий, воодушевленный
  • Верхний голос – торжественно и ярко поет труба, в нижнем – густой, темный, насыщенный тембр виолончели.

Под выражением «инструментовать на фортепиано» понимается умение извлекать на фортепиано не случайную, а определенную, необходимую в данном случае звучность.

Приступаем  к анализу темы:

  • Определяем границы темы.
  • Определяем мотивное строение.
  • Обратим внимание ученика на то, что мелодика Баха, как в данной теме, часто основывается на движении по тонам аккордов. Это обогащает одноголосие, «усиливая блеск и пышность линий».
  • Попросим ученика назвать в начальном мотиве темы наиболее интонационно яркий звук – си бемоль – и подскажем, что этот решительный скачок на септиму, образующий скрытый голос, заключает в себе ту энергию, которая определяет все последующее развитие прелюдии.
  • Проведение темы  начинается со слабой доли после паузы. Это  одно  из характерных свойств баховских мотивов. Такой мотив называется ямбом.  При работе над темой  обратим  внимание ученика  на паузу,  чтобы он ощутил в ней естественный вдох рукой и сразу включил свой слух  в  «пустую» паузу перед проведением темы.

Поэтапно проучим первое проведение темы (1-4 такты). 

  • Учим каждый мотив отдельно. Добиваемся выразительного и ровного «пения» и более  значительного интонирования его окончания. Полезно поиграть тему с цезурами между мотивами, делая на последнем звуке tenuto, а затем, переносить руку на начало следующего мотива.   После тщательной проработки мотивов играем  тему  целиком, интонируя каждый мотив.

Таким же образом  учим  второе проведение темы,  более расширенное (8-12 такты).

  • Определяет границы.
  • Определяем мотивное строение. Тема состоит из четырех восходящих мотивов.
  • Второе проведение темы также играем с цезурами.

Динамика.

Общее динамическое нарастание в первом и втором проведении темы происходит по мотивам. Звучность прибавляется с первого же звука мотива, но внутри его остается неизменной. Пройдя три динамических стадии развития, тема Прелюдии приходит к кульминации (ми ). Второе, более расширенное проведение темы, следует начать  с пиано, что позволит сделать более ярким подъем к кульминации. Последняя завершается легкой, подвижной и  радостно-ликующей по характеру каденцией, напоминающей о старинной традиции прелюдирования. Старинный исполнительский стиль требует отделения каденции цезурами от окружающих построений.

Проучим с учеником это место. Начинается каденция легко и тихо, стремительно взлетая к последнему кульминационному звуку (соль). После него необходимо сделать значительную цезуру. Следующий за нею энергичный, торжественный заключительный каданс исполняется мужественно, решительно и широко.

Работа над имитацией.

Что такое имитация? Это повторение темы  в другом голосе. Имитация – основной полифонический способ развития темы.

Как исполнять имитацию, подчеркивать ее или нет? В данном случае маркирование и без того ясной имитации нижнего голоса в 4- ом такте нарушило бы целостность рисунка верхнего голоса, который поднимается в течение трех тактов, достигает своей верхней точки e и затем спускается в ряде мужественных затактовых мотивов.

      Противосложение.

      Если ученик хорошо усвоил особенности развития тематического материала прелюдии, его внимание можно переключить на противосложение. В данном случае оно слагается из двух мотивов (т.4-8), каждый их которых представляет обычный затакт, то есть мотив из двух звуков, идущий со слабого времени на сильное. Такой вид мотива называется ямбом. Как правило, ямб в произведениях И.С.Баха исполняется  расчленено: затактовый звук играется non legato, а опорный исполняется tenuto, что придает ему решительность и четкость.

Если ученик будет различать основные типы мотивов, то впоследствии сам сможет артикуляционно отделять затакт – какой бы штрих там не стоял.

    Работа над мордентом.

Работа над мордентом ведется с первого занятия. Первый звук мордента играется несколько значительнее, а второй и третий – тише. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы у ученика выработалась привычка играть первый и последний звук мордента разными пальцами, чтобы избежать их «залипания» В данном случае это следующая аппликатура: 2, 3, 1. 

После того, как усвоен тематический материал и противосложение, переходим к исполнению прелюдии вместе с учеником по голосам. Необходимо предварительно выписать тонально-гармонический план пьесы.

  Анализируя с учеником  строение и характер темы, ее интонационные особенности, мы ведем с учеником аналитическую работу, что является одним из основных методов в изучении Баховской полифонии.

  Для понимания музыки важно, какой смысл, какой образ стоит за определенным сочетанием звуков в музыке композитора.

  В эпоху барокко утвердилась теория, согласно которой, музыка передает движение души, иначе аффекты, и одновременно возбуждает их в слушателях. Музыкальное произведение должно было раскрывать один аффект во всей полноте его оттенков.

Каждый преподаватель сам решит, какую информацию и в каком объеме давать своему ученику, но владеть знаниями он просто обязан.

 «Кто знаком с языком композитора и знает какие образы он выражает определенным сочетанием звуков, тот услышит в пьесе мысли, которые непосвященный не обнаружит, несмотря на то, что эти образы заключены в ней».(А.Швейцер)

Маленькая прелюдия №2C-dur

Аффект: величие, радость (по поводу Рождества или Пасхи)

Ассоциативный образ: Воскресение Христа.

Евангельский текст:

Матфей 28, 1-9

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть на гроб. И вот сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие, пришли в трепет и стали белы как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь; ибо знаю, что ищите вы Иисуса распятого. Его здесь нет; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее: там его увидите. Вот, я сказал вам. И, поспешно вышедши, женщины со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему».

  .

Анализ музыки

Настроение: торжество в честь воскресшего Спасителя. Идея прославления Господа и обретения незыблемой Веры.

Такт 1. Верхний голос – ломаное движение вверх – Восхождение, Вознесение, Движение к Богу.

Движение по звукам Т 5/3 – символ пребывания.

В нижнем голосе –  залигованная  октава, уверенность, вера.

Далее из верхнего голоса тема переходит в нижний (имитация) – радость с неба переноситься на землю.

Такты 1-4. Полный гармонический оборот (T-S-D-T) – движение с охватом всей вселенной.

Такты 1-8. Показ тональностей в порядке возрастания  знаков.

Такт 9. Повторяющийся скачок на октаву в басу – спокойствие, объятие сущего, шаг человека или шаг во времени.

Опять в верхнем голосе ломаное движение, но поднимается уже выше – к небу.

Такт 12. Остановка на половинной ноте G (форте) – еще большая радость, прославление Господа.

И, наконец, движение по звукам разложенного Т 5/3 (как разрешение D в Т) к ноте до третьей октавы, к вершине – стремление приблизиться к Божественной сути.

Такт 14. Гаммообразное движение шестнадцатыми сначала вниз, а потом вверх, как стрела – сошествие духа Святого на Землю и затем воспарение в небесную обитель. Восторженность чувств.

Каданс выражает твердость веры.

Такт 15. T-D-T на форте – неизбежная необходимость.

Вывод: Жизнь и деяние во Господе Иисусе Христе.

Заключение

Оценивание работы на уроке учащейся не производится, т.к. это самый первый урок из цикла. Говорить пока о каких-то реальных достижениях затруднительно. 

Природа клавирных сочинений И. С. Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение не возможно. Здесь хочется напомнить слова Альфреда Корто: «Для пробуждения к жизни застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».

Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа.  Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания. Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного  и непрерывного наращивания знаний и полифонических навыков. 

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стильному исполнению музыки И.С.Баха являются осмысленность и певучесть. То и другое должно вырабатываться не как-то «потом», а как можно раньше, то есть с самых первых уроков.

Список использованной литературы:

  • И.Браудо Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе
  • Н.Калинина Клавирная музыка Баха в музыкальной школе
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978
  • А.Швейцер И.С.Бах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Методическая разработка открытого практического занятия по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными на тему: "Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ - МАСТЕР - КЛАСС «ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОКТЕЙЛЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ -МАСТЕР - КЛАСС «ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОКТЕЙЛЕЙ»...

«Особенности построения тела вращения с применением метода визирования» Методическая разработка открытого урока по рисунку в 1 классе.

Методическая разработка сложной темы связанной с методом визирования (обучения детей измерять предмет на расстоянии используя карандаш) В методичке разработаны способы подачи материала для детей от 10...

Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 кл...