План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".
план-конспект урока по теме

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok.odt22.6 КБ

Предварительный просмотр:


                 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                           дополнительного      образования детей

                             «Даниловская  детская  школа  искусств»

План-конспект открытого урока по теме:

«Интонация - главное в исполнительстве»

Преподаватель :   Запольских Ирина Валентиновна

Предмет: Специальность в классе фортепиано      

Дата проведения: 2012-2013 уч. г.  

Учащаяся: Жалнина Полина, возраст  11 лет, класс 6

                                                               -2-

Тема урока: « Интонация - главное в исполнительстве ».

Цель урока: Вдохновить ребёнка на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения.

Вид урока: традиционный.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Развивающая:

  1. развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства;
  2. освоение образной структуры музыкального произведения.

Обучающая:

  1. изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.

Воспитательная:

  1. воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.
  2. развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;

План урока:

  1. 1. Организационный момент.

2. Теоретические сведения.

          3. Подготовительные упражнения.

          4. Работа над произведением.

          5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.

          6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока.

              Домашнее задание.

                                                             -3-

Ход урока       

1.Организационный момент

Учитель:  Сегодня мы проводим  открытый урок по специальности  

 " фортепиано" в Даниловской детской школе искусств  с учащейся 6 класса Жалниной Полиной. Тема нашего урока: «Интонация - главное в исполнительстве». Работать над интонацией мы будем в пьесе А. Гречанинова "Жалоба".

2. Теоретические сведения.

Учитель:

 -  Полина, текст "Жалобы" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что же нам  не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хорошо знать текст музыкального произведения и играть без ошибок?.............. Конечно, нет! Мы, как художники, должны раскрасить чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли?................... Наша пьеса называется "Жалоба". Как ты думаешь, что означает слово "жалоба"?................Мне , например, кажется, это - через какие-то слова выраженное чувство обиды. Ты согласна?...............А ты кому- нибудь когда-нибудь жаловалась?...................Маме? А я в детстве жаловалась маленькому игрушечному любимому мишке. Как ты думаешь, жалуются все одинаково?............Конечно, нет! Одни могут всхлипывать тихонечко, а другие - рыдать, или даже кричать и негодовать на своего обидчика. Вполне возможно, композитор в пьесе вспоминает о том, как он в детстве жаловался маме на своего обидчика. Какие эмоции  мы можем почувствовать на протяжении всей пьесы?......... (анализируем эмоциональное развитие пьесы).

                                                               -4-

Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно. Если сначала композитор хотел показать тихие всхлипывания и вздохи, рассказал о каком-то происшествии, то затем , возможно,   хотел, чтобы услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и негодование.  В конце произведения наступает  успокоение, смирение, а может даже, и прощение обиды.

Если мы очень постараемся, то можем передать интонацию всех этих разнообразных чувств и эмоций, правда?............А что же такое ИНТОНАЦИЯ?............Это - звук с каким-то своим настроением. Бывает интонация радости, грусти, скорби, жалобы.......Можно сыграть звук, но ничем его не наполнить, а можно через звук выразить своё душевное состояние. Как ты думаешь, какую музыку будет интереснее слушать - просто набор звуков или передающую чувства и эмоции?...........

3. Подготовительные упражнения.

Чтобы передать какое-нибудь настроение в музыке, очень важна посадка. Интонация и посадка связаны между собой, как единая система. Давай проверим с какой посадкой звук станет более выразительным. ( пробуем играть с прямой спиной, затем - с наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию, правда?.....

Второе упражнение - сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз. Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук. ............

                                                                -5-

Третье упражнение - пробуем играть два звука, передавая различные эмоции - жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в музыке. Попробуй сыграть фразу зажатыми руками. Что получается? ...........Музыка - пустая, невыразительная, без чувств! Нам нужно ощутить в кистях одновременно и вес и свободу. Благодаря игре с правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы переливается в инструмент.

4. Работа над произведением.

  Интонация - это главное в музыкальном исполнительстве. Это - музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой, даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при выдохе. (начинаем играть пьесу)

рр - означает ,как будто  где-то далеко или очень давно ..... пальцами чувствуем тишину....Палец, предчувствуя звук - напрягается и медленно погружается. Ещё при переходе на легато в другой звук должно быть ощущение, что звук, как у скрипки тянется к другому звуку , или   почувствовать звук как  натянутую пружину......... Мелодия начинается с секунды. Секунда - это почти всегда  ощущение напряжения, ожидания. Ритмичные мягкие терции в левой - как тихий стук сердца....

                                                 -6-

 И далее до конца произведения:

-  работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, правильным погружением пальцев ( как будто поём пальчиками);

-      проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы;

-   работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, придумываем подтекстовку мелодической фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте;

-   затем , поработав отдельно над каждой фразой , объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие;

-    параллельно происходит работа над ошибками ,если они имеются в тексте,  (штрихами, аппликатурой, педализацией, артикуляцией).

  1. 5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.

( Педагог исполняет пьесу и затем просит оценить свою игру - что понравилось учащемуся, а что не понравилось. Затем сам даёт оценку своему исполнению.)

6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

( Ученик играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке, затем с помощью педагога делает самоанализ проигранного произведения, определяя , что ещё не получается и над чем нужно поработать дома.)

                                                                                     -7-

Самоанализ урока : Мы считаем, что урок  удался , а цель урока - настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера произведения и эмоциональной игре, была достигнута. В конце урока на контрольном проигрывании ученица попыталась максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции. Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но обычно на обыкновенных рабочих уроках преподаватель ставит сразу несколько задач ( текстовых , технических, интонационных и др.), поэтому учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере , например, на задаче правильного интонирования.) Данный тематический урок ценен именно тем, что перед ребёнком ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно на ней. Это помогает ребёнку эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в исполнении. Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для педагога и для обучающегося, поэтому , анализируя видео, можно сказать о некоторой зажатости , скованности у ребёнка и напряжённости, несвободы в речи педагога. Хотя педагог старается объяснять ярко и образно, чувствуется некоторое волнение и сбивчивость. Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Предложенные педагогом методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной  цели урока. Чувствуется волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика. Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышания зависимости звукового результата от технического приёма. Контакт ( " обратная связь") с ребёнком у педагога есть. Учащаяся показала умение работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением дефектов игрового аппарата. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Активность ученицы средняя, ввиду её флегматичного характера,но благодаря усилиям  педагога ,  неэмоциональный в обычной жизни ребёнок, на уроке показал своё умение через звук высказать свои внутренние ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. 5 класс.

Тема: «Действия с натуральными числами. Степень числа.»...

Открытый урок 5 класс

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме « Now I know The ABC!» («Теперь я  знаю алфавит!»)...

План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»

·                         План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...

Открытый урок 6 класс "Вулканы"

Тема урока: "Вулканы - горячие источники, гейзеры"...

открытый урок 5 класс по теме "My favourite holidays"

открытый урок“ My favourite holidays ” УМК «Английский язык» (5–9 классы) автор В. П. Кузовлев....

План - конспект внеклассного мероприятия (урок мужества) Тема: «Урок Победы»

         Пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фр...

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...