Открытый урок 6 класс "Вулканы"
проект на тему

Рязанова Лариса Евгеньевна

Тема урока: "Вулканы - горячие источники, гейзеры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vulkany.ppt2.86 МБ
Файл samoanaliz_uroka_vulkany_6_klass.docx16.56 КБ
Файл urok_6_klass_vulkany.docx102.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. В 2. В 3. В 4. В 5. Б Взаимопроверка теста по теме «Литосфера»

Слайд 3

Носит бабка Снежную шапку Каменные бока Закутанные в облака. В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал. Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. 1 ряд 2 ряд 3 ряд

Слайд 4

вулканы

Слайд 5

Вулканы

Слайд 6

Бог огня - Вулкан

Слайд 7

На уроке узнаем: Что такое вулкан? Какое строение имеют вулканы? Какие бывают вулканы? Как, где, почему образуется вулкан? Что такое гейзеры?

Слайд 8

Горы тектонического происхождения Горы вулканического происхождения

Слайд 9

Лава - магма, излившаяся на поверхность Земли, потерявшая газы, температура лавы до 1000* С, скорость течения 50 км/час

Слайд 10

Вулканические бомбы и глыбы – обломки горных пород угловатой формы, разной величины, до размеров дачного домика Вулканический пепел -это частицы горных пород менее 2 мм

Слайд 11

Вулканические газы – горячие газы до температуры 800-1000* С, несущиеся вниз по склону со скоростью 300 км/час

Слайд 12

Виды вулканов Вулканы Действующие Потухшие Уснувшие

Слайд 13

Карл Павлович Брюллов

Слайд 14

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя широко разверзлось, как боевое знамя. Земля волнуется с шатнувшихся колонн Кумиры подают! Народ гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон. А.С.Пушкин

Слайд 15

«Последний день Помпеи» К.Брюллов Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя – Широко разверзлось, как боевое знамя. Земля волнуется с шатнувшихся колонн Кумиры подают! Народ гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон. А.С.Пушкин Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя – Широко разверзлось, как боевое знамя. Земля волнуется с шатнувшихся колонн Кумиры подают! Народ гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон. А.С.Пушкин



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Урок проходил в 6 классе, предмет–география, в классе __ человек, на уроке присутствовало– __.

Тема урока: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».

Место урока в изучении темы:

Урок в теме «Литосфера». На изучение темы отводится 9 часов. Это дополнительный  урок.

 Тип урока: урок изучения нового материала. Используются как репродуктивный объяснительно-иллюстративные, так и эвристический,  частично поисковые  методы обучения: применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, карты атласа, видео, мультимедийные средства ).

Цель урока: Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами, рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения по земле; продолжить формировать умение работы с картой: прием определения ГП вулканов; рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках и гейзерах.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая бе6седа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, проблемное изложение вопросов, связанных с образованием и размещением и вулканов, индивидуальная работа, работа в парах, работа с текстом, эвристическая беседа.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

     Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения литосферы с использованием различных источников географических знаний. Элемент новизны в использовании информационных технологий на данном уроке (компьютера, просмотра видеосюжета). Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационного.
  2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором учащиеся участвовали  в формулировании темы  и целей  урока, эмоциональное вступление учителя.
  3. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, работа с текстом учебника, анализ, сравнение, обобщение, межпредметные связи, просмотр видеоролика о вулканах.
  4. На этапе проверки понимания учащимися нового материала  использовались географические задачи.
  5. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивирование домашнего задания, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. 6.  6. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися.

Структурно урок выдержан.  

       Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

      При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

       Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий  способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

      Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

      Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока.

      Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

      Активность класса можно оценить как высокую.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу  на уроке. Считаю, что урок цели достиг.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе.

Тема урока: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».

Тип урока –урок изучения нового материала.

Образовательные цели и задачи урока.

Создать условия для:

  • понимания  учащимися  новых  понятий  и терминов: вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, гейзер, потухший, действующий вулкан;
  • рассмотрения  причин образования вулканов и гейзеров.
  • выяснения  географии их размещения по Земле.
  • рассмотрения практического значение знаний о вулканах, горячих источниках, гейзерах.
  • формирования умений  определять географические координаты, работать с картой.

Развивающие.

Создать условия для:

  • развития умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные.

Создать условия для:

Планируемые достижения учащихся на уроке:

иметь представление о географии размещения районов вулканизма на карте мира;

научиться отыскивать на карте определенные объекты;

развивать умения работать с учебными текстами;

Средства обучения:

карта полушарий, карта строения земной коры;

компьютер, мультимедийный проектор;

презентация.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Этапы урока.

Организационный момент

Проверка знаний (тестирование)

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Закрепление знаний

Итог урока

Ход урока

Учитель:Проверьте, чтобы все необходимое для урока у вас было на парте.

Ребята, кто из вас хорошо будет работать, внимательно слушать, давать полные ответы за работу на уроке получат хорошие оценки

Разгадать ребус ( глобус)географический ребус

        

Авт(гл)обус.

2.Проверка домашнего задания.

проверка готовности класса: тест «Литосфера».

Ученики работу выполняют на листочках, затем делают самопроверку – ключ на экране Тест «Литосфера»

1. Каменной оболочкой Земли является:

А) атмосфера;
Б) гидросфера;

В) литосфера;
Г) биосфера.

2. Литосфера состоит из:

А) верхнего слоя мантии;  
Б) земной коры;
В)  верхнего слоя мантии и земной коры

3. Найди лишнюю горную породу. К осадочным горным породам относятся:

А) песок;       
Б) известняк;
В) мрамор;
Г) глина;
Д) мел.

4. Земной коре свойственны движения:

А) вертикальные;
Б) горизонтальные;
В) медленные вертикальные и горизонтальные.

5. Землетрясения – это

А) вертикальные колебания суши, в результате которых одни участки суши опускаются, другие – медленно поднимаются;
Б) быстрые колебания участков земной коры как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях;
В) медленные горизонтальные движения земной коры, в результате чего образуются складки, горсти, грабены

3. Формулирование темы урока.

Носит бабка
Снежную шапку
Каменные бока
Закутанные в облака.
(гора)

В огне горы родился –
От огня убежал
С огнем разлучился
И в небе пропал.
(дым)

Жевать – не жую
А все поедаю, сжигаю.
(огонь)

Учитель: - Каким географическим объектом можно объединить все эти три слова: гора, дым, огонь. (ВУЛКАН) Тема урока: «Вулканы»

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

-огнедышащая гора

Вот как описывал вулкан в своем романе «Путешествие к центру Земли» Жюль Верн.

«Огнедышащая гора извергала фонтаном камни и раскаленные добела обломки скал; казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта... Огненные змеи извивались среди дымящихся скал... Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину...» (ВИДЕО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА)

Учитель: Кто из вас знает, откуда произошло название «вулкан»?

Даваите послушаем сообщение  и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

4. Выявление целей урока.

Учитель: А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Учащиеся:

Что такое вулкан?

Какое строение имеют вулканы?

Какие бывают вулканы?

Как, где, почему образуется вулкан?

Что такое геизеры?

5.Объяснение нового материала.

Вулкан - (от лат. vulcanus – огонь, пламя), гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли.

Строение вулкана: работа с доп. источниками.

- схема на доске.                                                    

- рисунок   (беседа: чем форма вулкана отличается от формы обычной горы?, (гора имеет вершину, склон, подножие)

? Кто сможет выйти к доске  и рассказать о строении вулкана?

Физ. Пауза Внимание, случилась несчастье, исчезли составные части вулкана, помогите мне их найти (кто нашел, тот и рассказывает).Работа с учебником.

Очаг магмы – это место под земной корой, где собирается магма.

Жерло – это горловина (канал), по которой поднимается магма.

Лава – это излившаяся магма на поверхность земли.

Кратер – это жерло на вершине горы заканчивающееся чашеобразным углублением.

Конус вулкана образован излившейся на поверхность магмы и другими продуктами извершения.

  Вулканические извержения.

Мы знаем, что из вулкана  изливается магма, но как правильнее её назвать?

- Во время извержений, кроме лавы - выбрасывается вулканический пепел. Это частицы горных пород менее 2 мм. Он осыпает склоны вулкана и окружающую местность. При сильных извержениях слой выпавшего пепла может достигать несколько метров.

- Вулканические бомбы - разные по форме обломки размером более 7 см. Они вылетают из жерла в расплавленном состоянии и , пролетев сотни метров, остывают и падают уже достаточно твердыми.

- Вулканические газы – горячие газы, температура которых достигает 800-1000 градусов. Раскаленные газы движутся вниз по склону вулкана со скоростью 300 км/ч, уничтожая все на своем пути: деревья, дома, людей

Схема на доске.

  Продукты извержения вулканов

               лава                                 пепел                          бомбы                     газы                                                

          (менее 2 мм)  (более 7 см)                                        

Как же образуются вулканы, какая сила заставляет их пробуждать?

Причины образования вулканов: -учебник  (учащиеся отвечают)

Вспомните! Какие бывают вулканы?

Действующие и потухшие вулканы.

- действующие - вулканы, которые извергались на памяти человечества (Везувий, Ключевская сопка).

- Потухшие - не извергались на памяти человечества, но имеют признаки вулкана: конусообразную форму и кратер (Килиманджаро, высочайшая гора Кавказских гор Эльбрус).

Вопрос классу: Как называется самый высокий вулкан? (работая с картой атласа ученики устанавливают название – Ключевская Сопка)

 Мы с вами живем на территории Ростовской области, через которую проходит граница между величайшей равниной мира – Восточно- Европейской и Предкавказьем. В Предкавказье встречаются

Кругом налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

      Подъемлясь к небу величаво,

                                                             Гора из - за горы глядит;

                                                          М.Ю.Лермонтов.

Предкавказские вулканы расположились к северу от Эльбруса, образовав целый вулканический район, называемый обычно Пятигорьем, хотя здесь 17 вулканических гор. Пятигорские вулканы особенные. Их можно назвать «неудавшимися вулканами», так как раскаленная магма у многих из этих гор, поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи вышележащих горных пород  и  лишь приподняла их над окружающей местностью в виде высоких куполов.

Одна из этих гор – Машук. С ней связано трагическое событие в жизни М. Ю. Лермонтова. 15 июля 1841г. здесь был убит великий русский поэт.  На Кавказе есть  и другие вулканы с иной судьбой.

                                                И вдалеке перед тобой,

                                                Одеты голубым туманом,

                                                Гора вздымалась над горой,

                                                И в сонме их гигант седой.

                                                Как туча. Эльбрус двуглавый

                                                Ужасною и величавой

                                                Там все блистает красотой

Эльбрус – высшая точка России, крупнейший в Европе, геологически молодой потухший вулкан. Потухший, потому что последние извержения происходили несколько тысяч лет назад и в памяти людей о них не осталось воспоминаний.

- Некоторые вулканы, считавшиеся потухшими, начинают действовать. Примером такого вулкана служит «Везувий», который «спал» сотни лет и неожиданно начал извергаться в 79 г. н. э., погубив расположенные рядом города Помпеи, Геркуланум и Стабию.

- Прошли века. Многие забыли о случившемся. Но вот в середине XVIII в. археологи наткнулись на останки Помпеи, после чего начались систематические раскопки. Все найденное передано в музей. Да и сам откопанный город представляет собой уникальный музей под открытым небом.

- В одном из залов Русского музея в Санкт-Петербурге находится картина русского художника К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Учитель:Сейчас вы прочитаете стихотворение А.С. Пушкина.  Вам необходимо назвать продукты извержения вулкана, которые упоминаются в стихотворении.

Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад,
Бежит от града вон.

Ответ учащихся:   Дым – вулканический газ, каменный дождь – вулканические бомбы,

воспаленный прах – пепел.

Это стихотворение А.С. Пушкин написал после того, как увидел картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Давайте мы тоже на неё посмотрим.

Учитель:Ребята, как вы думаете,  почему картина так называется? Что хотел  показать художник? Ведь самого вулкана на картине нет, только на дальнем плане огонь и пламя.

 На ней запечатлен момент великой человеческой трагедии: на фоне зловещего мрака, разрываемого зигзагами молний и вспышками вулкана, рушатся здания, падают памятники и статуи, мечутся полуобезумевшие, полуотравленные, задыхающиеся люди, ищущие спасение, но нигде не находящие его...

Распространение вулканов:

Учитель: В настоящее время на Земле насчитывается около 600 действующих вулканов.

- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?

Вулканов больше на дне океанов т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зонах расхождения литосферных плит, т.е. в зонах разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Большинство вулканов расположено на побережье Тихого океана. Это место называют Тихоокеанским вулканическим поясом или Тихоокеанским «огненным кольцом». В нем сосредоточенно более 80% всех действующих вулканов (Камчатка).

 Другой вулканический пояс тянется вдоль берегов Средиземного моря, через Евразию до Больших Зондских островов называется Средиземноморско-Зондский  вулканический пояс.

Просмотр диска

Вокруг многих вулканов происходят явления, которые свидетельствуют об их жизнедеятельности. Так вокруг Эльбруса до сих пор бьют горячие источники, и есть выходы горячих газов.

 Такие фонтанирующие источники называются гейзеры. У нас в России на Камчатке есть Долина Гейзеров, где есть гейзеры высотой 20-30 см, а есть и настоящие великаны- 100м.

Почему гейзеры встречаются там,где есть вулканы? (магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать)

Географические задачи по физической карте мира

1. Приведите примеры вулканов, расположенных в приделах: 1) Тихоокеанского вулканического кольца; 2) Средиземноморского - Зондского вулканического пояса.

2. Приведите примеры стран, территории или части территорий которых расположены в пределах:

    1) Тихоокеанского вулканического кольца (Россия,  Япония, Индонезия, Чили ); 2)  Средиземноморского - Зондского вулканического пояса( Италия, …)

3. Определите географические координаты вулканов: 1) Везувий (Евразия);

2) Килиманджаро (Африка); 3) Орисаба (Северная Америка); 4) Котопахи (Южная Америка); Ключевская Сопка(Евразия)

- Ключевская Сопка 55° с.ш, 160° в.д.

- Килиманджаро 4° ю.ш., 37° в.д.  

-Орисаба190с.ш.,970з.д.

- Везувий 41° с.ш., 16° в.д.

- Котопахи 2° ю.ш., 78° з.д.

Значение вулканов.

Вулканы одно из самых грозных явлений природы, которое несет с собой разрушение, страх, смерть. Почему на индонезийском острове Ява, где находятся 35 действующих вулканов, причем 20 из них активны; плотность же населения на этом острове достигает 600 чел/км2.

- Вулканический пепел делают почву очень плодородной.

- Вулканические горные породы прекрасные строительные материалы.

 Игра «белая ворона».

1. Магма, кратер, море, вулканич. туф, жерло.

2. Везувий, Этна, Орисаба, Москва, Ключевская Сопка.

3. Котопахи, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзняма, Орисаба.

Для нас с вами равнинных жителей Ростовской области вулканы не представляют непосредственной угрозы, но они пусть и уснувшие, пусть и потухшие, пусть и не состоявшиеся  могут служить прекрасными объектами познавательного туризма, а живописные склоны, заснеженная вершина Эльбруса - источником вдохновения , таким же , каким был Кавказ для Лермонтова:

                  Хотя я судьбой на заре моих дней,

                 О южные горы, отторгнут от вас,

                 Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз

                 Как сладкую песню отчизны моей,

                     ЛЮБЛЮ Я КАВКАЗ.

 Спасибо всем за работу. Благодарю за внимание.

 Домашнее задание:


6. Д/з параграф 19, вопр. со стр. 52,4 на к/к.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

3.1 - 3.4. .Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на ...