Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе
рабочая программа

Груздева Анна Анатольевна

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./ - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000) и учебником для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./под ред. Малышевой З.Ф./ 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Спасская средняя школа Даниловского района Ярославской области

Утверждена

Приказ по школе № ____

от «____»_____________ 2018 г.

Директор школы: _____________В.Н.Галецкая

Рабочая программа

по чтению и развитию речи

в 8 специальном коррекционном классе

VIII вида

ФИО учителя: Груздева Анна Анатольевна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2018 г.

Рабочая программа учебного курса чтение и развития речи в 8 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./ - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000) и учебником для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./под ред. Малышевой З.Ф./ 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2009.

Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа - в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать про себя;
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их
    поступки, обосновывая

свое отношение к ним;

-        пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения,
взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

-        наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе (102 ч)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

1.

Устное народное творчество

1.1.

Сказки

1.2

Пословицы и поговорки.

1.3

Баллады.

1.4.

Былины.

1.5.

Внеклассное чтение А.Р.Беляев «Золотая гора».

II.

Произведения  русской литературы XIX века.

44ч

2.1

А.С.Пушкин. Биография: М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин «Записки о Пушкине». Стихотворения: «Памятник», «Во глубине сибирских руд, «Зимнее утро», «Признание», «Сожженное письмо», «Няне», «На холмах Грузии». «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Заучивание наизусть на выбор (2 стихотворения)

2.2.

А.П.Гайдар «Школа».

2.3.

М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворения: «Смерть поэта», «Родина», «Парус»,

 Заучивание  наизусть: «Родина», «Парус».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

«Сосна». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

2.4.

И.А.Крылов. Биография. Басни: «Волк на псарне», «Осел и соловей», «Муха и пчела».

Заучивание наизусть басни «Осел и соловей».

2.5.

В.Астафьев «Конь с

Розовой гривой»

«Бабушка с малиной».

2.6.

Н.В.Гоголь. Биография. Главы из повести «Заколдованное место».

2.7.

Н.А.Некрасов. Биография. Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз красный нос». Отрывок из поэмы «Русские женщины».

2.8.

А.В.Кольцов. Биография. Песни: «Первая песня Лихача Кудрявича», «Вторая песня Лихача Кудрявича».

2.9.

Чтение статьи из периодической печати для обсуждения.

2.10

И. С. Никитин. Биография поэта, его творчество. Стихотворения: «Русь», «Утро на берегу реки».

2.11.

Л.Н.Толстой. Биография. Рассказ «После бала».

2.12.

А.Н.Майков. Стихотворения: «Рассвет», «Пейзаж», «Осень».

Заучивание                  2-х стихотворений            (по выбору).

2.13.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Еще земли печален вид», «Неохотно и несмело», «Чародейкою зимою», Я помню время золотое...», «К.Б».

Заучивание 2-х стихотворений (по выбору).

3.

Произведения  русских писателей 1- ой половины 20 века.

16ч

3.1

А.П.Чехов. Биография. Рассказ «Лошадиная фамилия».

4 ч

Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

3.2.

А.М.Горький. Биография. Рассказ «Макар Чудра».

3.3.

А.Н.Толстой. Биография. Рассказ «Русский характер».

3.12

С.А.Есенин. Биография. Стихотворения: «Спит ковыль», «Пороша». «Отговорила роща золотая»

Стихи Есенина, ставшие песнями

Заучивание наизусть: «Спит ковыль», «Поооша».

4.

Произведения русских писателей 2-ой половины 20 века.

34ч

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

4.1

В.В.Маяковский. Биография. Стихотворения: «Товарищу Нетте,

пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте».

4.2.

А.А.Фадеев «Сашко» (Главы из романа «Молодая гвардия»

 4ч

Прозаический отрывок наизусть.

4.3.

М.А.Шолохов «Алешкино сердце».

4.4.

Ф.И.  Искандер  «Пиры Валтасара», «Молильное дерево».

4.5.

В.П.Катаев «Сын полка» (отрывки из повести).

4.6.

Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

4.7.

А.А.Сурков «Родина»

А.А.Сурков «Стихи о войне».

4.8.

Ю.М.Нагибин. Биография. Главы из повести «Мой первый друг, мой друг бесценный».

4.9.

А.Г.Алексин «Самый счастливый день», «Как ваше здоровье?»

4.10.

Л.И.Ошанин «Волжская баллада».

4.11.

С.Михалков «Как медведь трубу нашел».

4.12.

О.Уайльд  «Мальчик - звезда»

4.13

Обобщающий урок — викторина по пройденным произведениям.

4.14.

Обзор литературы на летний период.

Всего за год –

внеклассное чтение -

102ч

стихотворений наизусть - 10, прозаический отрывок - 1.


Поурочное планирование по чтению и развитию речи в 8 I шассе (102 ч)

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

I.

Устное народное творчество

1.1.

Устное             народное творчество. Сказки.

Доля, лесть, мораль.

Полные ответы на вопросы, характеристика видов сказок.

Сборник русских сказок.

Фронтальный опрос. Контроль за формированием понятий.

1.2.

Комментированное чтение сказки «Волшебное кольцо».

Тума, закрома, батрак, амбар, сваха.

Как в сказке отразились особенности жанра (построение слова и выражений).

Д/фильм «Волшебное кольцо».

Контроль за соблюдением при чтении норм русской орфоэпии.

1.3.

Сказка «Волшебное кольцо». Герои сказки.

Умаслила, чудодейное.

Ответы на вопросы по содержанию, составление плана, подбор эпитетов к словам: молодец, девица, лес,

земля.

Д/ф сказка «Волшебное кольцо».

Контроль за формированием умений делить текст на части (коллективная работа), озаглавливать части, пересказывать содержание.

1.4.

Пословицы и поговорки.

Тунеядец

Выбирать пословицы по темам «Труд», «Родина», «Учение» и т.д., объяснять смысл пословиц.

Книга «Русские

Пословицы»

Контроль за формированием умений объяснять скрытый смысл пословиц.

1.5.

Комментированное чтение баллады «Перчатка».

Лицемерие Дерзость Рукоплескание

Баллада

Отвечать на вопросы. Оценивать поступок дамы. Работать по иллюстрации. Оценить поведение главного героя.

Индивидуальный опрос.

Цель: определить сформированность умений давать связные ответы по вопросам.

1.6.

Комментированное чтение баллады «Нашла коса на камень».

«Нашла коса на камень». Кузнец

Работать по иллюстрации. Объяснить смысл пословицы. Соотнести пословицы к героям баллады.

Индивидуальный опрос.

Цель: определить сформированность умений давать связные ответы по вопросам, читать   по ролям.

1.7.

Былины. Комментированное чтение былины «Добрыня и Змей»

Пучай - река Полоны русские Колпак да земли греческой Былина

Ответы на вопросы. Дать характеристику змею. Работать по иллюстрации.

.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Контроль за умением различать оттенки значений слов в тексте.

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

1.8.

«Добрыня и Змей»

Питье медвяное Пшена белояровая.

Перечислить слова, которыми называют Змея. Найти в тексте старинные слова и выражения.

Умение   характеризовать главных действующих лиц, давать оценку ситуаций.

1.9.

Внеклассное чтение А.Р.Беляев «Золотая гора».

Ответить на вопросы. Пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Книга А.Р.Беляева «Золотая гора».

Контроль техники чтения, умений составлять отзыв о книге.

II.

44ч

Произведения русской литературы XIX века

2.1.

А.С.Пушкин. Биография.

Лицей, чиновник, слежка, ссылка, эпиграммы.

Составление плана. Краткий пересказ биографии поэта.

Портрет поэта. Произведения Пушкина (выставка книг). Д/ф о жизни Пушкина.

Отслеживание уровня сформированное практических навыков при составлении плана.

2.2.

М.Я. Васина «Публичное испытание».

конторки почили сень вотще

Отвечать на вопросы. Краткий пересказ рассказа по плану.

Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы на вопросы. Выделение главной мысли произведения.

2.3.

И.И. Пущин «Записки о Пушкине».

Муравьева А.Г. «заживо погребенные»

Отвечать на вопросы по содержанию. Составить рассказ о встрече и прощании друзей. Словесное рисование комнаты Пушкина.

Портреты А.Г.Муравьевой, М.Н.Волконской.

Определение уровня сформированное оценочных суждений.

2.4.

А.С.Пушкин. Комментированное чтение стихотворений «Памятник», «Во глубине сибирских руд».

декабристы лира каторга царское самодержавие

Отвечать на вопросы по содержанию стихов. Определить главную мысль стихов. Выучить одно по выбору.

Сборник стихов А.С.Пушкина.

Заучивание наизусть, сформированность навыков запоминания.

2.5.

А.С.Пушкин. Анализ стихотворения «Зимнее утро».

негой Аврора вечор.

Высказывание учащихся о пейзажной лирике Пушкина по ранее изученным стихам..

Издание стихов Пушкина, рисунки учащихся о зиме по

Умение соблюдать интонацию, передавать   настроение при чтении стихотворения.

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические зстические

п/п

материалы

Словесное рисование картин

содержанию

Умение описать солнечное

природы.

произведения.

зимнее утро.

2.6.

А.С.Пушкин.

Комментированное

чтение стихотворений

«Признание»,

«Сожженное письмо»,

«Няне», «На холмах

Грузии».

Угасла, безнадежно,

К какой лирике относятся

стихи Пушкина?

Перечислить чувства, сопутствующие любви.

Издание стихов

Пушкина. Портреты

няни, жены

Гончаровой Н.Н.

Заучивание одного стихотворения

наизусть (по выбору).

сформированность навыков

запоминания.

томим.

2.7.

А.С.Пушкин «Сказка о

попе и о работнике его

Балде». Знакомство с

содержанием сказки.

вареная полба

Выбор словаря, взятого

Пушкиным из народного

словаря.

Сказки Пушкина.

Рисунки детей по

сказкам Пушкина.

Д/ф «Сказка о попе

и работнике его

Балде».

Индивидуальный опрос.

Цель: определить

сформированность умений давать связные ответы на вопросы.

2.8.

А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике». Герои сказки. Идейный смысл сказки

Оброк, мета, враженок.

Составить рассказ по иллюстрациям. Доказать, что сказка Пушкина вышла из народной сказки.

Иллюстрации учебника.

Контроль за сформированностью навыков чтения   по ролям.

2.9.

Внеклассное чтение А.П.Гайдар «Школа».

Контроль техники чтения, умения составления отзыва о книге.

2.10.

М.Ю. Лермонтов.

Дуэль, корнет.

Составить план биографии

Портрет поэта,

Отслеживание уровня

Биографический очерк.

Лермонтова.

сборник стихов

сформированности практических

Пересказать по плану.

Лермонтова.

навыков при составлении плана.

Д/фильм

«Биография

Лермонтова».


дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно – диагностические материалы

2.11.

М.Ю. Лермонтов.

Оклеветанный, молва,

Прокомментировать эпизоды,

связанные с биографией Пушкина.

Портрет Пушкина и

Лермонтова, Иллюстрация дуэли

поэта с Дантесом.

Умение передавать Чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя.

Комментированное чтение стихотворения

свет, гений, чин1, рок, язвили.

«Смерть поэта».

2.12.

М.Ю. Лермонтов «Родина».

Колыханье, обоз, отрада, жнива, гумно.

Что вызывает у поэта отраду и любовь? Словесное рисование картин по содержанию стихотворения.

Сборник произведений Лермонтова.

Умен 1е читать осознанно, выразительно, передавая чувства и переживания автора.

2.13.

М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения «Парус».

Лазурь, безмятежный.

Словесное рисование картин стихотворения.

Рисунок парусника, выставка работ учащихся.

Сформированность навыков запоминания при заучивании наизусть стихотворения.

2.14.

М.Ю.Лермонтов «Сосна».

Риза, утес.

Описать сосну по картине Шишкина «На севере». Какие строчки переносят нас в мир человеческих отношений?

Картина Шишкина «На севере».

Умение описать сосну, передать чувства поэта.

2.15.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Знакомство с содержанием.

Опричник, стольник, нечестивый, отороченный, фата, гуслярный звон.

Словесное рисование картин пира царя Ивана Грозного. Отвечать на вопросы. Найти сравнения.

Портрет Ивана Грозного, иллюстрации в учебнике.

Уметь осознанно, выразительно, правильно читать. Фронтальный письменный опрос по карточкам.

2.16.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,   молодого опричника    и    удалого купца      Калашникова». Образы людей.

Браное, яхонтовый, сваха, приходская церковь, лютыя.

Объясните роль каждого «заглавного» героя, кого бы из них ты назвал бы личностью. За что борется Калашников? Можно ли его характер назвать героическим?

Виды оружия. Иллюстрации с Грановитой палатой, Успенским собором.

Определение сформированности умений давать связные ответы на вопросы.

2.17.

М.Ю.Лермонтов «Песня царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Панихида, охотницкий, отпущу с Миром, мощи, бесталанный, тороватый.

Отвечать на вопросы. Нарисовать словесный портрет Кирибеевича.

Иллюстрации в учебнике, собор Василия' Блаженного.

Определение умений давать оценку ситуаций, выделять главную мысль прочитанного произведения.

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

Главная мысль произведения.

Сопоставьте внешний вид могил героев, отношение людей к ним.

2.18.

И.А.Крылов. Биография баснописца.

Басня, мораль, сатира, современник

Викторина «Из какой басни?» Объяснять, что такое басня, мораль. Инсценировать ранее изученные басни Крылова.

Выставка книг И. А. Крылова. Портрет Крылова И.А.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

2.19.

И.А.Крылов Комментир ованн ое чтение басни «Волк на псарне».

Овчарня, псарня, мировая

Рассказать, в связи с какими событиями написана басня. Работать по иллюстрации. Разделить басню на логические части.

Контроль за формированием умений делить  басню на логические части, осознанно читать по ролям, выделяя голосом, интонацией слова зверей.

2.20.

И.А.Крылов. Комментированное чтение басни «Осел и соловей».

Искусство, внимало, изрядно.

Отвечать на вопросы по содержанию. Объяснять слова и выражения. Выучить отрывок наизусть.

Картинки Осла и Соловья.

Контроль запоминания стихотворного текста. Определение   морали, объяснение смысла слов и выражений.

2.21.

И.А.Крылов «Муха и пчела».

Вельможа, спесиво, захирела

Отвечать на вопросы. Дать характеристику пчеле, мухе. Замените слова и выражения другими, близкими по смыслу.

Картинки мухи и пчелы.

Чтение наизусть. Уметь выражать главную мысль прочитанного, характеризовать поступки героев.

2.22.

Внеклассное чтение. В.Астафьев «Конь с розовой гривой», «Бабушка с малиной».

Туесок, мошенничество, единолично, «на бадоги»

Составить план рассказа. Кратко пересказать. Читать по ролям. Словесное рисование. Подбор пословиц к произведению.

Книга В. Астафьева «Конь с золотой гривой». Рисунки учащихся - коня с розовой гривой.

Контроль техники чтения, умения составления отзыва о книге.

2.23.

Н. В. Гоголь. Биография.

Составить план. Пересказать биографию писателя. Перечислять произведения, созданные Гоголем.

Портрет Н. В. Гоголя. Выставка литературных произведений Гоголя.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

2.24.

Н.В.Гоголь. Комментированное чтение повести «Заколдованное место».

Дьяк, быль

Отвечать на вопросы по содержанию.

Сборник рассказов Гоголя.

Уметь читать осознанно. Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы на вопросы.

2.25.

Н.В.Гоголь «Заколдованное место».

Нечистый дух, курень, люлька, сатана, баштан.

Составить рассказ по иллюстрациям. Чтение по ролям. Объяснить непонятные слова.

Сборник рассказов Н.В.Гоголя. Иллюстрации к произведению.

Умение составлять описание иллюстраций, читать по ролям.

2.26.

Н.А.Некрасов. Биография.

Крепостные, бечева, невежество.

Составить план биографии поэта.

Портрет Некрасова. Книга «Некрасов в Карабихе».

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

2.27.

Н.А.Некрасов. Комментированное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Армяк, прожектеры, пилигрим, лепта, идиллия, обитель.

Как выражено отношение поэта к крестьянам-ходокам? Почему цензура не пропускала стихотворение в печать?

Карточки с заданиями.

Уметь читать осознанно. Находить ответы на вопросы в тексте.

2.28.

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская».

Страда, косуля.

Словесное иллюстрирование и работа над языком.

Сборник произведений Некрасова.

Умение пересказывать стихотворение прозой, выделять главную мысль.

2.29.

Н.А.Некрасов «Мороз Красный нос».

Убогий, трудовая печать, утеха, воздаянье

Выучить наизусть. Составить характеристику русской женщины по плану. Доказать, что поэт сочувствует тяжелой доле русского народа.

Сформированность навыков запоминания при заучивании наизусть.

2.30.

Н.А.Некрасов «Русские женщины».

Декабристы, узники, ссылка, возвышенье.

Отвечать на вопросы. Рассказать о декабристах, их женах.

Сборник стихов Некрасова Н.А.

Определение умений давать оценку ситуации.

2.31.

А.В.Кольцов. Биография.

По плану рассказать о писателе.

Портрет писателя А.В.Кольцова

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

2.32.

А.В.Кольцов «Первая песня Лихача Кудрявича».

Отвечать на вопросы по содержанию. Выделять главную мысль произведения.

Книга А.В.Кольцова

Умение выделить главную мысль прочитанного отрывы.

2.33.

А.В.Кольцов «Вторая песня Лихача Кудрявича».

Составлять характеристику главным лицам.

Книга Кольцова А.В.

Умение характеризовать главных действующих лиц,

давать оценку ситуаций.

2.34.

Внеклассное чтение. Чтение статьи из периодической печати для обсуждения.

Контроль техники чтения, умение передать своими словами содержание прочитан ной статьи.

2.35.

И.С.Никитин. Биография поэта, его творчество. Стихотворение «Русь».

Деспот, семинария.

Выбрать жанр стихотворения. Какие уровни патриотизма проявил народ? Найти сравнения в стихотворении.

Сборник произведений Никитина.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

2.36.

И.С.Никитин «Утро на берегу реки».

Зарево, жемчуг.

Слова и обороты, взятые из народной жизни.

Рисунки учащихся по содержанию стихотворения.

Умение описать картину «Утро на берегу реки» по плану, опорным словам.

2.37.

Л.Н.Толстой. Биография.

Губерния.

Рассказать биографию писателя по плану. Подумайте над вопросом: легко ли жить по совести?

Портрет Л.Н. Толстого.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

2.38.

Л.Н.Толстой Комментированное чтение рассказа «После бала». 1 часть.

Масленица, кадриль, грациозная, иноходец, камергер, эполеты.

Найти слова, раскрывающие настроение героя. Какими эпитетами рисует автор залу, предводителя, его жену, Вареньку, солдат, татарина.

Сборник рассказов Толстого, иллюстрации учебника.

Уметь осознанно читать, определять положительных и отрицательных героев.

2.39.

Л.Н.Толстой «После бала». 2 часть.

Ломовые, портупея, штрипка, шпицрутены.

Проследить смену цветовой гаммы, настроение героя. Сравнительная характеристика полковника до бала, после бала.

Иллюстрации в учебнике.

Определение уровня сформированности  оценочных суждений.

2.40.

А.Н.Майков «Осень».

Выучить наизусть.

Сборник стихов А.Н.Майкова.

Умение заучивать наизусть стихотворение.

п /п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

2.41.

А.Ф.Майков. Комментированное чтение стихотворений «Рассвет». «Пейзаж».

Выучить наизусть.

Сборник стихов А.Н.Майкова

Чтение наизусть. Умение запоминать стихотворение на слух.

2.42.

Ф.И.Тютчев «Я помню время золотое», «К.Б»

Определите главную тему стихотворения, ответ подтвердите строками стихотворений.

Сборник стихов Ф.И.Тютчева.

Чтение наизусть Умение заучивать стихотворение по опорным словам.

2.43.

Ф.И.Тютчев. Стихи о природе.

Изнеможенье Редеющий сон

Анализ стихов по вопросам. Выучить наизусть.

Сборник стихов Ф.И.Тютчева

Отслеживание уровня сформированное практических навыков при составлении плана.

2.44.

Ф.И Тютчев «Еще земли печален вид».

Сборник стихов Ф.И.Тютчева.

Чтение наизусть Умение заучивать стихотворение по иллюстрациям.

III.

16ч

Произведения русских писателей 1-й половины XX века.

3.1.

А.П. Чехов. Биография.

«В детстве у меня не было детства».

Ответы на вопросы. Какие рассказы знаете? По плану рассказать биографию писателя.

Выставка книг с произведениями Чехова. Портрет А.П.Чехова.

Чтение наизусть. Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

3.2.

АП.Чехов. Комментированное чтение рассказа «Лошадиная фамилия».

Лошадиная фамилия

Ответы на вопросы. Перечислить фамилии, упомянутые в рассказе. Работать с иллюстрацией.

Умение читать осознанно, отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию.

3.3.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

Заговор, пользует

Определение характера действующих лиц. Распределить роли.

Умение инсценировать рассказ, передавая характер действующих лиц.

3.4.

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

Выделить главную мысль произведения. Пересказать по плану.

Сборник рассказов А.П.Чехова.

Контроль за техникой чтения, составление отзыва о произведениях.

3.5.

А.М.Горький. Биография.

Скупой. «В людях», «Мои университеты».

Отвечать на вопросы по содержанию.

Портрет Горького.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

3.6.

А.М.Горький. Комментированное чтение рассказа «Макар Чудра».

Гарцевать, кочевал, сатана, девка, табор.

Отвечать на вопросы. Характеристика Лойко, Радды. Словесный портрет Радды.

Умение осознанно, правильно читать, давать характеристику главных героев.

3.7.

А.М.Горький «Макар Чудра». Главные герои рассказа.

Кратко пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Умение пересказывать содержание с использованием слов и выражений, взятых из текста.

п .0.

^)

А.Н.Толстой. Биография.

Рассказывать о писателе.

Портрет писателя.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

3.9.

А.Н.Толстой. Комментированное чтение рассказа «Русский характер». Егор Дрёмов на войне.

Госпиталь, пластические операции, нестроевая служба, боеспособность

Найти описание внешности героя до его ранения. Ответы на вопросы. Озаглавить часть. Пересказать содержание части.

Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы на вопросы. Озаглавить 1 часть.

3.10.

А.Н.Толстой. «Русский характер». Егор Дрёмов в родительском доме.

Наискосок, чувства

Ответить на вопросы. Составить план 2 части и озаглавить ее. Передать содержание этой части по плану.

Умение озаглавить 2 часть.

3.11.

А.Н.Толстой. История главного героя.

Ненаглядный, несчастье, «русский характер».

Работать по иллюстрации. Отвечать на вопросы. Озаглавить часть. Рассказать историю Егора Дремова.

Умение характеризовать главных лиц, оценить их поступки, обосновать   свое отношения к ним.

3.12.

С.А.Есенин. Биография.

Жанр, губерния.

Что воспитало Есенина как поэта? Каковы главные мотивы в его творчестве? Чем привлекают его стихи?

Портрет С. Есенина.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

3.13.

С.А.Есенин. Комментированное чтение стихотворения «Спит ковыль».

Спит ковыль, плачут вербы, шепчут тополя, окрик журавлиный.

Выяснить какие чувства вызывают у поэта картины природы. Найти строки, в которых выражена любовь к природе.

Картинки о природе.

Умение передать чувства поэта, рисовать позднюю осень -основные приметы.

п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

3.14.

С.А.Есенин «Пороша».

Клюка.

Словесное рисование. Сравнить образные слова выражения.

Картины с зимним пейзажем.

Уметь описать картины зимы, сравнивать образные слова и выражения.

3.15.

С.А.Есенин. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая».

Юность

Как определить тему стихотворения? Какую роль играет пейзаж? Словесное рисование. Найти сравнение, слова, образы.

Иллюстрации о природе.

Умение читать стихотворение спокойно, внятно, соблюдая знаки препинания: Находить сравнения, слова, образы.

3.16.

Внеклассное чтение. Стихи - песни Есенина.

Контроль техники чтения, умение составлять отзыв о произведениях.

IV.

   34 ч

Произведения русских пистелей 2-й половины XX века.

4.1.

В.В.Маяковский. Биография.

Неповторимый талант, беззаветная верность

План биографии Маяковского. Рассказ о поэте.

Выставка книг с произведениями Маяковского.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

4.2.

В.В.Маяковский. Комментированное чтение стихотворения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

Ретируюсь, степенность

Словесное рисование картин из стихотворения.

Сборник стихов Маяковского.

Умение определять главную мысль стихотворения.

4.3.

В.В.Маяковский «Стихи о советском паспорте».

Паспорт

Дать характеристику паспорту.

Сборник стихов Маяковского.

Умение давать характеристику документу, пересказывать стихотворение прозой.

4.4.

А.А.Фадеев «Сашко» (главы из романа «Молодая гвардия»). Самопожертвование людей в тылу врага.

Хата, средний калибр

1. Ответы на вопросы по содержанию. 2. Словарная работа: объяснение непонятных слов.

Книга А.Фадеева «Сашко». Издательство «Детская литература».

Умение осознанно правильно читать, отвечать на вопросы по содержанию

4.5

А.А.Фадеев. Маленький проводник.

Подпольщики

Дать характеристику Сашко. Соотнести иллюстрации в книге с текстом.

Книга А.Фадеева «Сашко».

Умение составлять характеристику главного героя.

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы

4.6.

А.А.Фадеев. Встреча с танковым отрядом.

Тыл, радировать, артиллерийская стрельба.

Составить план, краткий пересказ по плану.

Книга Фадеева «Сашко».

Контроль за фор жированием умений делить текст на части, озаглавить их.

4.7.

А.А.Фадеев. В штабе гвардейского танкового корпуса.

Папиросная бумага, ирония

Рассказать о событиях в Донбассе, о помощи Сашко подпольщикам.

Книга «Сашко».

Умение оценивать поступки.

4.8.

М.А.Шолохов «Алешкино сердце». История Алешки.

Судьба

Анализ 1 части по вопросам.

Книга М.А.Шолохова.

Умение анализировать по опоре.

4.9.

М.А.Шолохов. Дружба Алешки с политкомом Синицыным.

Политком

Ответы на вопросы. Определить главную мысль произведения.

Книга Шолохова.

Умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы.

4.10.

М.А.Шолохов. Жизнь у богатея Алексеева.

Дать характеристику Алешки, богатеям.

Книга М.А.Шолохова.

Умение характеризовать главных героев, оценивать их действия, обосновывать свое отношения к ним.

4.11.

М.А.Шолохов. Жизненный выбор Алешки.

Пересказ части.

Книга М.А.Шолохова.

Умение пересказывать содержание прочитанного, используя слова л выражения, взятые из текста

4.12.

Внеклассное чтение Ф.И.Искандер «Пиры Валтасара», «Молильное дерево».

Контроль за техникой чтения, умение составлять отзыв о прочитанных произведениях.

4.13.

В.П.Катаев. «Комментированное чтение повести «Сын полка». В разведке.

Вброд, старый омет, ярость

1. Ответы на вопросы по содержанию. 2. Рассказать о поведении мальчика в разведке, о его хитростях.

Книга       В.Катаева «Сын полка». Издательство «Детская литература».

Умение отвечать на вопросы, иллюстрировать черты характера героя примерами из текста.

4.14.

В.П.Катаев «Сын полка». Ваня попадает в плен.

Компас, брод

Выразительно читать. Составить план части. Пересказ по плану.

Книга В.Катаева

Контроль за формированием умений составлять план части.

4.15.

В.П.Катаев «Сын полка». Спасение.

Блиндаж, батарея, плащ-палатка.

Дать характеристику Ване, сержанту Егорову, капитану Енакиеву и др.

Книга В.Катаева

Контроль за умением соотносить иллюстрации с текстом, давать характеристику I лавному герою.

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

4.16.

Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке». В двойных клещах.

Гашетка,         плюсна, волоковое оконце, оккупация

Отвечать на вопросы по содержанию. Пересказывать 1 часть по плану. Объяснять непонятные слова.

Портрет Б.Н.Полевого.

Уметь пересказывать с опорой на план.

4.17.

Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Долгий путь к спасению.

Монограмма, эксперимент, морфий, ординатор, Фанатический.

Отвечать на вопросы по содержанию 2 части. Охарактеризовать душевные качества комиссара. Определить черты характера Мересьева.

Иллюстрации в книге Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Уметь объяснять сложные слова с помощью учителя, характеризовать героев повести.

4.18.

Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Встреча с партизанами.

Крафт, аппарат, мистификация

Ответы на вопросы. Составить описание картин 3 части. Объяснить непонятные слова.

Иллюстрации в книге.

Умение описать иллюстрации к 3 части, находить в тексте ответы па вопросы.

4.19.

Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке». В землянке.

Волоковое оконце.

Выразить отношение людей к главному герою, свое отношение.

Книга Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Определение умений давать оценку ситуации.

4.20.

Б.Н.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Возвращение на родной аэродром.

Словесное рисование учебного полета Мересьева. Какие чувства испытал летчик во время полета? Подтвердите ответ словами текста.

Книга Б.Полевого.

Отслеживание умений передавать сюжет (краткий пересказ).

4.21.

А.А.Сурков «Родина».

Крутояры, шляхтич, нетленная, пепелище, Вселенная.

Словесное рисование картин стихотворения.

Сборник стихов Суркова.

Умение передать чувства поэта (любовь, восхищение).

4.22.

Внеклассное чтение А.А.Сурков «Стихи о войне».

Контроль за техникой чтения, умение составлять отзыв о прочитанных стихотворениях.

4.23.

Ю.М.Нагибин. Биография.

Составить план. Пересказ по плану.

Портрет писателя Ю.М.Нагибина.

Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана.

4.24.

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг,  бесценный».

Выделить главную мысль произведения.

Книга Ю. Нагибина

Отслеживание умения осознанно читать, выделять главную мысль произведения.

№ п/п

дата

Тема урока

Словарь

Развитие речи

Оборудование

Контрольно - диагностические материалы

4.25.

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный...» Дружба, настоящая и мнимая.

Дать характеристику главным действующим лицам.

Книга

Ю. Нагибина

4.26.

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный...» Дружба, пронесенная через годы.

Пересказать текст.

Книга

Ю. Нагибина.

Умение пересказывать содержание прочитанного.

4.27.

А.Г.Алексин «Самый счастливый день».

Анализировать рассказ по вопросам. Высказывать свое отношение к героям, их поступкам.

Книга А Алексина.

Умение осознанно читать, Анализировать рассказ по вопросам с помощью учителя.

4.28.

А.Г.Алексин «Как ваше здоровье?».

Отвечать на вопросы.

Книга А. Алексина.

Умение осознанно читать «про себя».

4.29.

Л.И.Ошанин «Волжская

баллада».

Уметь составлять отзыв о стихотворении.

4.30.

С. М. Михалков «Как медведь трубу нашел». Знакомство со сказкой.

Отвечать на вопросы.

Сборник стихов С.Михалкова.

Умение выразительно читать, выделять голосом, интонацией слова зверей.

4.31.

С.М.Михалков. Инсценировка сказки.

Инсценировка

Знать слова роли, передавать голосом характер героя.

Рисунки учащихся. Карточки со словами для учащихся.

Умение инсценировать сказку.

4.32.

Внеклассное чтение О.Уайльд «Мальчик - звезда».

Ответы на вопросы. Сравнительная характеристика мальчика до встречи с матерью и после. Что главное понял мальчик?

Книга О.Уайльда «Мальчик-звезда».

Контроль за техникой чтения, уметь составлять отзыв произведения.

4.33.

Обобщение пройденного     за год материала.

4.34.

Обзор литературы на летний период.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Чтение с листа" по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство,, специализация "Фортепиано"

Данный предмет предусматривает развитие навыка чтения нотного текста с листа в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС

Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного  чтения сказки, активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа  художественного произвед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЧТЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ 18874 «СТОЛЯР»

В результате изучения дисциплины у учащихся должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие проводить основные правила построения чертежей и эскизов, виды нормативно-технической документаци...

Рабочая программа по курсу "Твоя профессиональная карьера" 8-9 класс

Программа составлена на основе программы курса «Твоя профессиональная карьера» автора С.Н. Чистяковой, рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Росс...

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида»

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида» составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой  «Русский (родной) язык» (Программы спе...

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. ...

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы

Рабочая программа по ОБЖ для 5 - 9 классов cоставлена на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ, авторской программы А.Т. Смирнова в соответствии с требованиями...