конспект урока по биологии 8 класс
план-конспект урока

Конспект урока биологии по теме "Внешнее строение и приспособления к полету" 7 класс 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bodaybinskiy_r-on_konspekt_uroka_shilovoy_z.i.docx129.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Балахнинская средняя общеобразовательная школа»

Бодайбинского  района

Конспект урока

 «СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ»

                                                                                                                                 Разработала:

                                                                                                                                                                     учитель биологии

                                                                                                                                                                Шилова Зинфира  Ишбулатовна

                                                                                                      п. Балахнинский

                                                                                                              2022 год

Урок  биологии в 7 классе

Тема: «Среда обитания и внешнее строение птиц»  

Учитель

Шилова  Зинфира   Ишбулатовна

Цель

Цель урока: ознакомить учащихся с характеристикой птиц; происхождением и внешним строением птиц, отметив особенности связанные с полетом.

Задачи

Задачи:

Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, провести лабораторную работу по рассматриванию пера птицы.

Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Планируемый результат

Предметные:

Знать особенности внешнего строения птиц в связи со способностью к полету.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение   (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе (на уроке) и следовать им     (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;  с помощью информационно-коммуникативных средств добывать новые знания; находить ответы на вопросы       (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

экология, физика

Технология

Технология,  используемая на уроке:           личностно-ориентированное обучение

Ресурсы:

Мультимедийная установка, учебная презентация, раздаточный материал для выполнения практической работы  (перья разных типов, лупы, стакан с водой), опорные карточки.

Организация пространства

(формы работы)

Фронтальная работа,  индивидуальная работа,     групповая работа

Тип урока:  

урок изучения нового материала

 Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты и

УУД

Технология личностно-ориентированного обучения

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности 

(5 мин)

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- наметить шаги учебной деятельности.

На прошлом  уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся?  

Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили?

Что общего у  всех представителей типа Хордовые?  

А что    общего у представителей изученных нами классов? Они хладнокровные (вспомните лягушку на солнце и после захода солнца)

Сегодня мы продолжаем изучать следующий класс. Какой?

Чтобы сформулировать тему урока, давайте вспомним, в какой последовательности мы изучаем признаки каждого класса

Тема: «Среда обитания и внешнее строение птиц»

Какова Цель нашего урока учащиеся сами называют «познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету»  СЛАЙД 3

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд действий, каких?

(Хордовые)

СЛАЙД 1

(ланцетник, рыбы, амфибии)

Внутренний осевой скелет хорда, н.с. представлена нервной трубкой)СЛАЙД 2

(Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)

Ответы учащихся: сначала рассматриваем место обитания, внешнее строение и т.д.

Формулируют тему урока

«Внешнее строение птиц»

Озвучивают цель урока:

познакомиться с особенностями внешнего строения птиц

Заполним карточки, рассмотрим презентацию, выполним практическую (лабораторную работу) работу и др.

Уметь формулировать гипотезы, высказывать предположения, излагать уже известные факты

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; Регулятивные УУД

Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятияиспользуемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств;

Актуализация и изучение нового материала 

(25 мин)

Цели:

- организуется выполнение учащимися учебного действия;

- работа по инструкции;

- работа с опорными карточками;





У каждого из вас на столе есть раздаточный материал «Внешнее строение птиц», давайте подпишем части внешнего строения птицы  используя собственные знания о строении тела животных, используя информацию текста  учебника (стр. 206-207), использовать рисунок на слайде.

Взаимопроверка по слайду (СЛАЙД 4)

О чем говорит весь внешний облик птицы? К чему они почти все приспособлены?

Зачем птице оперение, такая форма тела (обтекаемая)?

Как оперение помогает птице при полете мы рассмотрим при выполнении лабораторной работы

Рассмотрите это животное  - археоптерикс. Встречали ли вы его когда-нибудь? Почему? СЛАЙД 5   (стр 241)  

Это так называемое «древнепёрое»

Рассмотрим отпечаток на скальных породах СЛАЙД 6 (стр 241)

Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения Какие?СЛАЙД 7

 Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет общие черты с пресмыкающимися, но с другой стороны отличается от них.

Сравнение: Какие части тела отличают птицу от пресмыкающихся? 

– Ребята, в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды. И поэтому они относятся к высшим позвоночным животным.

– А какое же отличие  внешнего строения является все же главным? 

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?  

.Лабораторная работа "Строение перьев"

Найдите карточки с незаполненной схемой и инструкцией лабораторной работы

  Выполняем  лабораторную работу: раздаточный материал (перья), стакан воды, ножницы.

Заполнение схемы:

Инструкция: Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.
Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка (СЛАЙД 9) , порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Подпишите название основных частей (стр 207 рис 156)

2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

Вывод:……

3. Опустите    перо в стакан с водой   (перо не намокло.)

 Вывод: ………  

4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри  (Внутри перо пустое:

Вывод : …..

  На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

Выберите оратора, который выступит с выводами.

Сейчас мы с вами перечислили только часть признаков, характеризующих класс птицы, как способных к полету, но есть и еще признаки, позволяющие птицам летать (предположите, в каких системах органов мы сможем это рассмотреть?)

Заполнение карточек

Для полёта

Нет, это древнее животное

роговой покров, когти

Рассмотрим сравнительный СЛАЙД 7(крылья, перья).

СЛАЙД 7(Крылья, перьевой покров)

(Нет, каждое выполняет свою функцию)

Составить схему классификации перьев  на доске и в карточке.

СЛАЙД 8

Содержание информационной карточки:

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. 
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.

 Первостепенные- прикрепляются к кисти

Второстепенные- прикрепляются к предплечью

Третьестепенные- прикрепляются к плечу.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

Уметь составлять рассказ по схеме к рисунку,

выделять главное из иллюстрации в презентации или в учебнике как при работе в парах, так при индивидуальной работе.

Уметь сравнивать объекты на основании внешних признаков.

.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий при лабораторной работе (Регулятивные УУД).

Принцип выбора:

Способ восприятия:

Учащиеся выбирают самостоятельно способ заполнения карточку в зависимости от психологической особенности восприятия материала (аудиалы, визуалы)

Принцип выбора при составлении схемы «Виды перьев»:

1.Восприятие и понимание информации с «Информационной карточки»

2.Карточка с рисунками

2.Слайд презентации с иллюстрацией перьев и их краткой характеристикой.

Работа в группах:

Принципы личностно-ориентированного обучения ориентированы на сформированность или несформированность учащихся коммуникативной компетенции при работе в группах: у одного обучающегося данная компетенции сформирована не полностью, не работает в группе со всеми, ему предлагается отдельный комплект для выполнения лабораторной работы.

Работа с карточками:

Инструктивная карточка разработана с учетом:

1.темпа работы учащихся на уроке. Двое учащихся имеют медленный темп восприятия материала (особенности темперамента), при работе с инструктивной карточкой задания объединяются, формулируются кратко, без рассуждений.

2.уровня обученности учащихся. Для «слабых» учеников инструктивная карточка не требует конкретных выводов, только описательный характер.

3. уровня мотивации учащихся. Учащимся с низким уровнем мотивации предлагается выполнять основные действия лабораторной работы (работа с лупой, распределение перьев, смачивание пера водой и др.)

Учащиеся с высокой мотивацией становятся лидерами группы, консультируют остальных членов группы, выступают в качестве консультантов и ораторов.

Физкультминутка

(1 мин)

Упражнение на расслабление мышц глаз (профилактика нарушения зрения)

Упражнение «Дружеские объятия» (обними соседа)

Закрепление

(5 мин)

Цели:

- составление списка приспособлений к полету, исходя из внешних признаков строения;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету СЛАЙД 10

1.  Обтекаемая форма тела (уменьшение трения);

2.  Наличие перьевого покрова (летательная поверхность);

3.  Наличие хвоста, служащего птице рулем;

В народе говорят: "Птицу узнают по перьям". Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью собственных знаний (Познавательные УУД).

Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств;.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

-организовать оценку учебной деятельности на уроке

Заполните карточку оценивания:

Список группы

Оценка каждого члена группы

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я сравнивал…

Я научился…

Места затруднений на уроке

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Принцип доверия и поддержки:

Оценивание происходит индивидуально каждый членом группы, но при активном обсуждении. Каждый может предложить свою точку зрения, оценка происходит в доверительны и спокойных тонах.

Домашнее задание.

(2 мин)

СЛАЙД 11

  1. Параграф 44, читать
  2. Творческое задание: «Оперение нелетающих птиц» (сообщение в тетради); «Птица нашего города» (рисунок в тетради)

Принцип вариативности домашнего задания:

Учащиеся выбирают домашнее задание, которое наиболее их заинтересовало.

Принцип творчества и успеха:

Домашнее задание«Птица нашего города» (рисунок в тетради) направлено на развитие индивидуальных творческих способностей ученика. Выполнение данного домашнего задания требует предварительной творческой подготовки (поиск материала о птице города, ее картинка, изображение).

               

Заместитель  директора по УВР                                                                                                                                        Литвякова О.В.

Достоверность информации подтверждаю.          

Директор  МКОУ «Балахнинская СОШ»                                                                                                                                       Княжецкая С.В.

мп

15.02.2022 г.

 E:\Учитель_я\Разработки уроков\Конспект урока ПТИЦЫ\Материал для презентации\Внешнее строение голубя.jpegE:\Учитель_я\Разработки уроков\Конспект урока ПТИЦЫ\Материал для презентации\Внешнее строение голубя.jpeg

Содержание информационной карточки:

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. 
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.

 Первостепенные- прикрепляются к кисти

Второстепенные- прикрепляются к предплечью

Третьестепенные- прикрепляются к плечу.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

Содержание информационной карточки:

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. 
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.

 Первостепенные- прикрепляются к кисти

Второстепенные- прикрепляются к предплечью

Третьестепенные- прикрепляются к плечу.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

Заполните карточку оценивания:

Список группы

Оценка каждого члена группы

Сегодня на уроке:

Я узнал(а)….

Я сравнивал(а)…

Я научился(лась)…

Места затруднений на уроке

Заполните карточку оценивания:

Список группы

Оценка каждого члена группы

Сегодня на уроке:

Я узнал(а)….

Я сравнивал(а)…

Я научился(лась)…

Места затруднений на уроке

          

http://jul-germanova.narod.ru/peria.jpghttp://jul-germanova.narod.ru/peria.jpg

Виды перьев

Лабораторная работа "Строение перьев"

Инструкция:

1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол-стержень, его основание – очин,  опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Подпишите название основных частей пера (используйте учебник на стр 207 рис. 156)

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок1.jpg

2.Дуньте на перо – что вы наблюдаете?

Вывод:……

3. Опустите    перо в стакан с водой   - что вы наблюдаете?

 Вывод: ………  

4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри. Какое оно внутри?

Вывод : …..

На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

Выберите оратора, который выступит с выводами.

(Медленный темп восприятия материала)

Лабораторная работа "Строение перьев"

Инструкция:

1.Подпишите основные части пера – стержень, очин, опахала.(используйте учебник на стр 207 рис. 156)

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок1.jpg

2.Дуньте на перо – что вы наблюдаете?

Вывод:……

3. Опустите    перо в стакан с водой   - что с ним произошло?

 Вывод: ………  

4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри. Какое оно внутри – полое или плотное?

Вывод : …..

На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

Выберите оратора, который выступит с выводами.

(Низкий уровень обученности)

Лабораторная работа "Строение перьев"

Инструкция:

1.Подпишите основные часи пера – стержень, очин, опахала. (используйте учебник на стр 207 рис. 156)

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок1.jpg

2.Дуньте на перо – что вы наблюдаете?

Опиши:

3. Опустите    перо в стакан с водой   - что с ним произошло?

Опиши:

4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри. Какое оно внутри?

Опиши: