Конспекты уроков по биологии
план-конспект урока по теме

Мордясова Анна Владимировна

Планы конспекты по биологиии по учебнику автор Сонин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Науки о природе

Цели урока: Образовательные: дать представления о естественных науках, объектах их изучения, значении в познании природы; пропедевтика понятий тело, вещество, явления природы (физические и химические); Развивающие: развитие мышления, зрительной и смысловой памяти, внимания, воображения, наблюдательности; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать у учащихся интерес к предмету и к процессу обучения  в целом. Воспитательные: воспитывать познавательную активность, любознательность, способствовать расширению кругозора; формировать умение учащихся применять знания, полученные на уроке в жизни.

Оборудование: глобус, карта полушарий, камертон, метроном, набор химических реактивов для опытов (едкий натр (р-р), соляная кислота (р-р), растворы солей хлорида меди (2), карбоната натрия, пробирки, стеклянная трубочка, резиновая трубка, железный гвоздь, таблички с терминами и названиями тел.

Тип урока: изучение нового.

Методы: частично-поисковый метод, словесный, наглядный, лабораторно-практический, систематизирующий.

План урока:  

I. Организационный момент. (Приветствие, подготовка класса к работе, наличие учащихся).

II. Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы, цели занятия, Использование в дальнейшей деятельности)

III. Изложение нового материала.  

Актуализация знаний.  Давайте вспомним термины, которые помогут нам в изучении нового материала. Что такое тело? Вещество? Явление природы? Приведите примеры. А сейчас следующее задание. Внесите в таблицу (таблички на магнитах)

Неживые тела (на обратной стороне таблички «Тела природы») Живые тела (На обратной стороне таблички «Тела, сделанные человеком») Таблички с ответами на загадки Таблички с ответами на загадки

Названия тел, которые будут ответами на мои загадки:

Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (белка)

Кто такая: каши зачерпнет и отправит в рот? (ложка)

Весь я сделан из железа. У меня ни рук, ни ног. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все тук да тук? (гвоздь)

Он и желтый и сыпучий Во дворе насыпан кучей. Если хочешь – можешь брать и играть. (песок)

Клейкие почки, зеленые листочки, С белой корой стоит под горой. (береза)

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка. (лягушка)

По небу ходит маляр без кистей. Краской коричневой красит людей. (солнце)

Модница крылатая, платье полосатое. Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо. (оса)

Таблица должна выглядеть так:

Неживые тела Живые тела Ложка Солнце гвоздь Белка Береза Лягушка оса

А теперь перераспределите эти тела так, чтобы правильно была заполнена другая таблица. (учитель переворачивает надписи в шапке таблицы и она выглядит так:

Тела природы Тела, сделанные человеком

Дети заполняют ее, передвигая по графам таблички на магнитах. Молодцы, все сделали правильно! Посмотрите, ребята, как много мы уже знаем об окружающем нас мире. А ведь еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружало. Трудно было человеку миллионы лет назад! Он совсем не знал природы, слепо верил в чудеса. Он всего-всего боялся и не знал, как объяснить Бурю, гром, землетрясенье. Трудно было ему жить! Но по мере развития человечества знаний о природе становилось все больше и больше. Постепенно возникли и стали развиваться науки. А что же такое «наука»? В нашем учебнике нет определения науки, воспользуемся энциклопедией (зачитывается определение термина)

IV. Познание человеком окружающего мира. Основные науки о природе

Наук много. Одни изучают историю, другие – культуру, а есть науки, изучающие природу. Тема сегодняшнего нашего урока так и звучит: «Науки о природе». Сегодня мы познакомимся только с четырьмя из них, которые вы в скором времени будете изучать в школе:

химией,

физикой,

биологией,

географией,

астрономия,

экология.

Дается определение каждой из наук и подкрепляется демонстрацией.

V. Закрепление изученного материала. 

1.Ответы на вопросы для самоконтроля используя материал учебника

2. Задания в рабочих тетрадях

VI. Рефлексия.  Подведение итогов.

  1. Выводы. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.
  2. Оценивание учащимися хода и результатов урока:
  3. Мне понравилось…, Мне не понравилось…,
  4. Я не понял(а)…, Я узнал(а)… Мне было трудно…
  5. Оценивание учителем  работы класса и учащихся на уроке

VII. Сообщение домашнего задания.

 Текст  с.7, вопросы с.14 задания в р/т по теме.



Предварительный просмотр:

Тема: Методы изучения природы.

Цель: Расширить знания учащихся о естественных науках.

Задачи урока: Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о естественных науках, объектах и методах их изучения. Развивающие: подвести учащихся к пониманию значения наук в познании природы, развивать учебные навыки сравнения, анализа, обобщения; формирование  практических навыков работы с микроскопом. Воспитывающие: воспитывать научное мировоззрение, осуществлять патриотическое воспитание.  

Оборудование: компьютер, учебник, микроскоп, микропрепараты, лотки с оборудованием, словарик «Науки»

Тип урока: комбинированный. Методы: частично-поисковый метод, словесный, наглядный, лабораторно-практический, систематизирующий.

План урока:  I. Организационный момент. (Приветствие, подготовка класса к работе, наличие учащихся).

II. Проверка знаний учащихся

Фронтальный опрос по вопросам учебника

Дополнительные вопросы для индивидуальных ответов.

Какие науки помогают изучать природу?

Как?

Словарно – понятийный диктант:

Наука о различных явлениях в природе: электричестве, движении, излучении

Наука о живых организмах, их строении и жизнедеятельности

Наука о рельефе Земли, расположении материков и океанов, хозяйственной деятельности людей

Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и условиями среды обитания

Наука о небесных телах

Наука о строении земной коры, нахождении в ней полезных ископаемых

Проверка д\з в рабочих тетрадях

III. Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы, цели занятия, Использование в дальнейшей деятельности)

Постановка проблемы: Зачем необходимо изучать природу? (решение проблемы методом «мозгового штурма») Вывод: обобщить то, что скажут дети, и добавить:

 «Изучать природу необходимо для того, чтобы ее знать. А знать нужно для того, чтобы научиться правильно использовать и охранять (обратить внимание на цитату на доске об охране природы. Как дети понимают ее?)

IV. Изложение нового материала.      

  Проблемные вопросы:

Почему так много наук занимаются изучением природы?

Какая из этих наук самая главная? (дети должны предположить, что главной науки быть не может и доказать это)

Что называется методом изучения природы?

Какой из методов, по – вашему, мог быть самым первым в исследовании природы? Почему?

Какие еще методы вам знакомы?

Какие современные методы изучения  природы вы знаете?

Практическое задание: на столе учителя находятся лотки с оборудованием. Отвечающему необходимо назвать его и  определить, для какого метода оно используется. Вызывается по желанию 3 человека.

Лоток №1 – будильник, песочные часы, линейка, сантиметр, тонометр, термометр

Лоток №2 – карандаш, блокнот, бинокль, лупа, микроскоп

Лоток №3 – пробирки в штативе, ступка с пестиком, ложечка для сжигания веществ, химический стаканчик, спиртовка

V. Закрепление изученного материала. 

Практические работы «Знакомство с оборудованием для научных исследований», «Проведение  опыта и наблюдения за домашними питомцами,  измерения размеров учебника».

Физкультминутка с совмещенным заданием. Вспоминаем, как правильно измерить пульс, измеряем и записываем каждый свои данные.

 Затем выполняем шуточную разминку по команде учителя. Снова измеряем пульс и записываем. Теперь посмотрим, у кого что получилось. Подумайте, какие методы мы сейчас использовали?

Практическая работа с микроскопом.

2.Ответы на вопросы для самоконтроля используя материал учебника

3. Задания в рабочих тетрадях

VI. Рефлексия.  Подведение итогов.

  1. Выводы. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.
  2. Оценивание учащимися хода и результатов урока:
  3. Мне понравилось…, Мне не понравилось…,
  4. Я не понял(а)…, Я узнал(а)… Мне было трудно…
  5. Оценивание учителем  работы класса и учащихся на уроке

VII. Сообщение домашнего задания.

1.. «Проведение  опыта и наблюдения за домашними питомцами,  измерения размеров учебника».

2. Текст с.15

3. в-сы с.20,

4. зад. в р/т закончить



Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по теме «Изучение природы». Великие естествоиспытатели.  Естествоиспытатели.– наши соотечественники.

Цели: расширение блока информации о методах изучения природы.

Задачи: Обучающие:  способствовать расширению основного фактического материала, развитию навыков использования разнообразных методов изучения природы; Развивающие: создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобре-тенных знаний и умений в практической деятельности; учить работать с оборудованием для научных исследований; Воспитательные: воспитывать доброжелательные межличностные отношения, патриотическое воспитание.

Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; коллекции, гербарии или живые объекты; по два химических стакана и две стеклянные палочки на каждый стол; на учительском столе оборудование биологического, физического и химического кабинетов; КП.

V. Задание на дом.

Текст с.21, зад. в р/т закончить



Предварительный просмотр:

Тема урока: Как древние люди изучали Вселенную. Модели Вселенной по Аристотелю

Цели урока: Образовательные: Сформировать у учащихся представление о Вселенной: её строении, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности; Развивающие: развитие мышления, зрительной и смысловой памяти, внимания, воображения, наблюдательности; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать у учащихся интерес к предмету и к процессу обучения  в целом. Воспитательные: воспитывать познавательную активность, любознательность, способствовать расширению кругозора; формировать умение учащихся применять знания, полученные на уроке в жизни.

Оборудование: КП, иллюстрации, Глобус Земли, иллюстрации представления о Вселенной. Атлас «Мир и человек», фотографии планет и т.д.

Тип урока: изучение нового.

Методы: частично-поисковый метод, словесный, наглядный, лабораторно-практический, систематизирующий.

План урока:  

I. Организационный момент. (Приветствие, подготовка класса к работе, наличие учащихся).

II. Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы, цели занятия, Использование в дальнейшей деятельности)

III. Изложение нового материала.  

1. Рассказ о представлениях древних людей о вселенной.

2. Постановка проблемы Как?

3. Чтение и обсуждение в парах некоторых представлений

4. Работа с иллюстрациями по проблеме  

5. Модели Вселенной по Аристотелю

Характеристика основных моментов данной теории

V. Закрепление изученного материала. 

1.Ответы на вопросы для самоконтроля используя материал учебника

2. Задания в рабочих тетрадях

VI. Рефлексия.  Подведение итогов.

  1. Выводы. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.
  2. Оценивание учащимися хода и результатов урока:
  3. Мне понравилось…, Мне не понравилось…,
  4. Я не понял(а)…, Я узнал(а)… Мне было трудно…
  5. Оценивание учителем  работы класса и учащихся на уроке

VII. Сообщение домашнего задания.

 Текст с.24,воп. с.28, зад. в р/т зак-ть



Предварительный просмотр:

Тема: Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон.        

Цель: Продолжить формировать у школьников представлений о планетах Солнечной системы.        

Задачи: Образовательные: Продолжить формировать у школьников представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках и других особенностях; Развивающие: развивать умения делать выводы, работать с текстами и иллюстрациями; Воспитывающие: Воспитывать интерес к предмету, ответственное отношение к обучению.

Оборудование: Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы, ; рисунки в учебнике на с. 22-25, фотографии луны, спутников планет.

Тип урока: комбинированный. Методы: частично-поисковый метод, словесный, наглядный, лабораторно-практический, систематизирующий.

План урока:  I. Организационный момент. (Приветствие, подготовка класса к работе, наличие учащихся).

II. Проверка знаний учащихся

1. Что такое Солнечная система? Когда и как она образовалась?

2. На какие группы делят планеты?

3. Какие планеты относят к планетам земной группы?

4. Какая планета расположена ближе всех к Солнцу, а какая дальше всех?

5. Какая планета земной группы самая маленькая, а какая самая большая?

6. Назовите главное отличие Земли от других планет?

7. Какие планеты земной группы имеют спутники?

III. Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы, цели занятия, Использование в дальнейшей деятельности)

IV. Изложение нового материала.      

6. Юпитер, тысячи лет назад названный в честь царя римских богов, господствует и среди девяти планет нашей Солнечной системы, соперничая с Солнцем в своем великолепии. Самая большая планета находится далеко за основным поясом астероидов. Атмосфера Юпитера состоит на 89 % из водорода и на 11 % гелия и напоминает по химическому составу Солнце. Ее протяженность 6 тысяч километров. Оранжевый цвет атмосфере придают соединения фосфора или серы. Для людей она губительна, так как содержит ядовитый аммиак и ацетилен.

7. Уже в простейший телескоп или бинокль видны четыре гигантских спутника Юпитера, открытых еще в 1610 Галилеем.

8. Сатурн, наверное, наиболее красивая планета, если смотреть на нее в телескоп или изучать снимки «Вояджеров». Сказочные кольца Сатурна нельзя спутать ни с какими другими объектами Солнечной системы.Планета известна с самых древних времен. Эта планета – один из самых ярких объектов на нашем звездном небе. Ее тусклый белый свет создал планете недобрую славу: рождение под знаком Сатурна издревле считалось плохим предзнаменованием. Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп. Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.

Атмосфера Сатурна состоит почти полностью из водорода, гелия и азота Поскольку предполагается, что условия формирования обеих планет одинаковы, то количество гелия на Сатурне должно быть примерно таким же, как и на Юпитере и Солнце.

Система спутников Сатурна довольно сложна. (слайд № 37).  Известен 31 спутник, тринадцать из них открыты за последние несколько лет. Большинство спутников состоит из льда: их плотность не превышает 1400 кг/м3.

Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп.(слайд №38). Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых частиц из камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.

9. Голубой шар (слайд №39)

Когда о Земле говорят, что она голубая, это ласковое преувеличение. По-настоящему голубой планетой оказался далекий Уран! Уран – старинное греческое божество Неба, самый ранний высший бог, который был отцом Крона (Сатурна), циклопов и титанов (предшественников Олимпийских богов).Уран, первая планета, обнаруженная в новой истории, была открыта случайно Вильямом Гершелем, когда он рассматривал небо в свой телескоп 13 марта 1781 года

10. На кончике пера

 В римской мифологии Нептун (греч. Посейдон) – бог моря (слайд №41)

Нептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет. После открытия Урана астрономы обратили внимание на то, что его орбита не соответствовала закону всемирного тяготения Ньютона, претерпевая постоянные отклонения. Это и навело на мысль о существовании еще одной планеты за Ураном, которая могла бы своим гравитационным притяжением искажать траекторию движения седьмой планеты

Последняя планета Солнечной системы – Плутон – крошечная холодная планета, расположенная в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, долгое время оставалась совершенно неизученной. Ее существование теоретически предсказал американский астроном Персиваль Ловелл в 1915 году. Через 15 лет после этого планету открыл сотрудник обсерватории Ловэлла Клайд Томбо.

VI. Рефлексия.  Подведение итогов.

  1. Выводы. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.
  2. Оценивание учащимися хода и результатов урока:
  3. понравилось…, Не понравилось…,  Было трудно…, Осталось непонятым

4. Оценивание учителем  работы класса и учащихся на уроке

VII. Сообщение домашнего задания. 

Текст с.39,в-сы с.42, зад. в р/т закончить

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 Юпитер, тысячи лет назад названный в честь царя римских богов, господствует и среди девяти планет нашей Солнечной системы, соперничая с Солнцем в своем великолепии. Самая большая планета находится далеко за основным поясом астероидов. Масса Юпитера намного превышает массу всех других планет, вместе взятых.Большая полуось орбиты Юпитера равна 5,2 а. е., эксцентриситет орбиты e = 0,0489, период обращения по орбите – 11,867 лет. Наклон плоскости орбиты к плоскости эклиптики – 1°18´17". Средняя скорость движения по орбите – 13,1 км/с.Период вращения вокруг оси – 9 часов 55 минут. Так как Юпитер – не твердый шар, а состоит из газа и жидкости, то экваториальные его части вращаются быстрее, чем приполярные области. Ось вращения Юпитера почти перпендикулярна его орбите, следовательно, на планете нет смен времен года.Масса планеты равна M = 318 M = 1,9∙1027 кг, радиус R = 11,2 R = 71 492 км. Вместе с тем, Юпитер весьма разрежен: его плотность равна 1,33 г/см3, что в четыре раза меньше плотности Земли. Ускорение свободного падения на уровне облачной поверхности Юпитера составляет g = 2,53 g.(слайд № 19).

Юпитер – прекрасный объект для наблюдений. Он сияет ровным белым светом. По современным представлениям, планеты и Солнце образовались из общего газопылевого облака. На долю Юпитера пришлось 2/3 массы от всей массы планет Солнечной системы, но этого не хватило для того, чтобы в центре Юпитера начались термоядерные реакции: планета в 80 раз легче самой маленькой звезды главной последовательности. Однако Юпитер обладает собственным источником тепла, связанным с радиоактивным распадом вещества и энергией, высвобождающейся в результате сжатия. Если бы он нагревался только Солнцем, температура верхних слоев была бы равной 100 К, измерения же дают 140 К. В тепловом режиме Юпитера большую роль играют потоки внутренней энергии из центра планеты. Планета излучает больше энергии, чем получает от Солнца.

Атмосфера Юпитера состоит на 89 % из водорода и на 11 % гелия и напоминает по химическому составу Солнце. Ее протяженность 6 тысяч километров. Оранжевый цвет атмосфере придают соединения фосфора или серы. Для людей она губительна, так как содержит ядовитый аммиак и ацетилен.

Атмосферы Юпитера и других газовых планет характерны ветрами больших скоростей, дующих в пределах широких полос, параллельных экватору планеты, причем в смежных полосах на Юпитере ветра направлены в противоположные стороны. Эти полосы различимы даже в небольшой телескоп и находятся в постоянном движении. Ветры на Юпитере достигают скорости 500 км/ч. Изучение атмосферы позволило сказать, что ветры эти также существуют в более низких ее слоях, вплоть до тысячи километров от внешних облаков. Отсюда сделан вывод, что они управляются не энергией излучения Солнца, а внутренним теплом планеты, в то время как на Земле все происходит наоборот.

Магнитное поле Юпитера огромно, даже в пропорции с величиной самой планеты – оно простирается на 650 миллионов километров (за орбиту Сатурна!). Если магнитосфера его была бы видима, она бы с Земли имела угловой размер, равный размеру Луны. Тройное кольцо Юпитера открыто в 1979 году, когда мимо Юпитера пролетал «Вояджер». Оно имеет радиус 129 тыс. км и толщину 30 км. Кольцо очень разрежено и состоит из пыли и мелких каменных частиц.

7. Уже в простейший телескоп или бинокль видны четыре гигантских спутника Юпитера, открытых еще в 1610 Галилеем. К началу третьего тысячелетия у Юпитера известно 28 спутников. В 2004 году астрономы знали уже о 61 спутнике Юпитера. Четыре из них отличаются большими размерами и массой. Они движутся почти по круговым орбитам в плоскости экватора планеты. Внешние спутники настолько далеки от планеты, что невидимы с ее поверхности невооруженным глазом, а Юпитер в небе самого дальнего из них выглядит меньше Луны. Граница орбит спутников определяется областью гравитационного притяжения планеты; для Юпитера это 0,35 а. е. (52 млн.км).(слайд №20). 7 декабря 1995 года космическая станция «Галилео» вышла на орбиту Юпитера, что позволило начать уникальные исследования его четырех спутников: Ио, Ганимеда, Европы и Каллисто.

Вулканы Ио .

Ио – «небесная яичница» – один из первых спутников Юпитера, открытых в 1610 Галилеем. (слайд №21).  По массе и радиусу спутник похож на Луну и виден в небе Юпитера как яркий красноватый диск или полумесяц. Диаметр Ио равен 3630 км На Ио обнаружено 20 действующих вулканов, извергающих султаны высотой до 300 км. Основной выбрасываемый ими газ – диоксид серы, замерзающий потом на поверхности Ио в виде белого твердого вещества. Некоторое его количество улетает космос и образует кольцо, опоясывающее Юпитер. Оранжевый цвет поверхности Ио объясняется отложениями серы и сконденсировавшегося сернистого газа. На Ио зарегистрирована атмосфера в 10 миллионов раз разреженнее, чем на Земле. Но эта атмосфера плотнее, чем на Меркурии.  Поверхность Ио молода (ей около миллиона лет) за счет постоянной сейсмической активности: на ней почти нет метеоритных кратеров; зато обнаружены лавовые потоки и озера черной серыПлотность Ио – 3,55 г/см3. Под расплавленной силикатной оболочкой находится железистое ядро. . Назван спутник в честь возлюбленной Зевса из древнегреческого мифа, которую ревнивая Гера превратила в корову.( слайд №22).

Океан на Европе

Радиус Европы 1569 км. Она покрыта водяным льдом. По-видимому, под ледяной коркой толщиной в 100 километров существует водный океан, который покрывает силикатное ядро. Плотность спутника достаточно высокая – 3,04 г/см3. (слайд № 23). Те линии, которые видны на фотографиях, – это трещины в толстой водяной коре. Их толщина иногда превосходит сотню километров, а длина достигает нескольких тысяч километров. На поверхности Европы практически отсутствуют кратеры, что говорит о молодости поверхности спутника – сотни тысяч или миллионы лет. На ней нет возвышенностей более 100 м высотой. Возможное существование подземного водного океана на Европе дискутируется уже более двух десятилетий. Аккреционные, радиогенные и приливные источники тепла на спутнике достаточно мощны, чтобы стать причиной обезвоживания глубинных слоев и формирования приповерхностного слоя воды толщиной более 100 км. Гравитационные измерения, проведенные аппаратурой станции «Галилео», подтвердили дифференциацию тела Европы: твердое ядро и водно-ледяной покров толщиной около 100 км, хорошо отражающий солнечные лучи. Возможно, этот океан даже теплый: существуют предположения о существовании в нем примитивных форм жизни. Планируются международные экспедиции для исследования предполагаемых океанов Европы.

У царя олимпийцев было много женщин. Очередная из них – царевна Европа, сцену похищения которой Зевсом-быком вы не раз могли видеть в музеях. В честь нее Галилей и назвал очередной открытый им спутник.( демонстрация слайда № 24 и рассказ о В.Серове), ( демонстрация слайда 25-29 и рассказ о картинах ).

Любимец Юпитера (слайд №30)

Радиус спутника 2631 км. По своему диаметру он превосходит Меркурий. Однако, средняя плотность Ганимеда всего лишь ρ = 1,93 г/см3: на спутнике очень много льда.

Внешне по фотографиям Ганимед напоминает Луну, но он значительно крупнее ее. 40 % поверхности Ганимеда представляют собой древнюю мощную ледяную кору, покрытую кратерами. 3,5 миллиарда лет назад на ней появились странные области, покрытые бороздами. Огромные ударные кратеры на поверхности Ганимеда образовались в эпоху образования спутников и планет. Молодые кратеры имеют светлое дно и обнажают ледяную поверхность. Кора Ганимеда состоит из смеси льда и темных горных пород.

Самый большой спутник в системе Юпитера и вообще в Солнечной системе назвали в честь Ганимеда – сына троянского царя, похищенного Зевсом на Олимп, где он стал разносить богам нектар.(слайд №31-32)

Каллисто - спутник размером примерно с Меркурий – третий по величине после Ганимеда и Титана, его диаметр 4800 км, а средняя плотность ρ = 1,83 г/см3. (слайд № 33). Водяной лед Каллисто составляет до 60 % массы спутника. У Каллисто найдено собственное магнитное поле напряженностью 750 мТл на поверхности. Поэтому предполагается наличие металлического ядра .  Назван спутник  в честь превращенной в медведицу нимфы Каллисто . (слайд № 34).  Демонстрация слайда  №35- рассказ о Ф.Буше.

8. Планета бурь  (Сатурн) (слайд №36)

Сатурн, наверное, наиболее красивая планета, если смотреть на нее в телескоп или изучать снимки «Вояджеров». Сказочные кольца Сатурна нельзя спутать ни с какими другими объектами Солнечной системы.Планета известна с самых древних времен. Максимальная видимая звездная величина Сатурна +0,7m. Эта планета – один из самых ярких объектов на нашем звездном небе. Ее тусклый белый свет создал планете недобрую славу: рождение под знаком Сатурна издревле считалось плохим предзнаменованием. Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп. Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.

Большая полуось орбиты планеты составляет 9,584 а. е., а период обращения равен 29,666 лет. Эксцентриситет орбиты составляет e = 0,057, наклон к плоскости эклиптики 2°29´.Период вращения вокруг оси – звездные сутки – составляет 10 часов 14 минут (на широтах до 30°). Так как Сатурн – не твердый шар, а состоит из газа и жидкости, то экваториальные его части быстрее вращаются, чем приполярные области: на полюсах один оборот совершается примерно на 26 минут медленнее. Средний период обращения вокруг оси – 10 часов 40 минут.Под действием центробежных сил Сатурн заметно сплющен. Его сжатие составляет порядка 10 %.Масса Сатурна равна M = 95,159 M = 5,6850∙1026 кг, радиус намного больше радиуса Земли: R = 9,45 R = 60 268 км.  Плотность ρ = 0,70 г/см3. Сатурн имеет одну интересную особенность: он – единственная планета в Солнечной системе, чья плотность меньше плотности воды (700 кг на кубический метр). Если бы было возможно создать огромный океан, Сатурн смог бы в нем плавать! Ускорение свободного падения на уровне облачной поверхности составляет g = 9,44 м/с2.

Атмосфера Сатурна состоит почти полностью из водорода, гелия и азота Поскольку предполагается, что условия формирования обеих планет одинаковы, то количество гелия на Сатурне должно быть примерно таким же, как и на Юпитере и Солнце. Недостаток этого элемента в верхней атмосфере может означать, что более тяжелый гелий, возможно, медленно опускается к ядру Сатурна. При этом выделяется тепловая энергия, которая излучается в космос.Аммиачные облака в верхней части атмосферы мощнее юпитерианских, поэтому Сатурн не настолько «полосатый».Минимальная температура на Сатурне – 82 К – измерена радиолучом «Вояджера-2». Температура возрастает при погружении в атмосферу.Ниже атмосферы простирается океан жидкого молекулярного водорода. На глубине около 30 000 км водород становится металлическим (давление достигает около 3 миллионов атмосфер). Движение металла создает мощное магнитное поле. В центре планеты находится массивное железо-каменное ядро.

Магнитное поле Сатурна более слабое по сравнению с Юпитером. Напряженность магнитного поля на уровне видимых облаков на экваторе 0,2 Гс (на поверхности Земли магнитное поле равно 0,35 Гс). Магнитосфера Сатурна отличается от юпитерианской. У Сатурна ось вращения совпадает с осью диполя. Некоторые заряженные частицы, двигаясь от полюса к полюсу, проходят через систему колец и поглощаются там льдом и пылью. Поэтому в области колец магнитосфера Сатурна очень пуста – в ней очень мало заряженных частиц.

Система спутников Сатурна довольно сложна. (слайд № 37).  Известен 31 спутник, тринадцать из них открыты за последние несколько лет. Большинство спутников состоит из льда: их плотность не превышает 1400 кг/м3. У наиболее крупных спутников формируется каменистое ядро. Почти все спутники всегда повернуты к планете одной стороной. Тефия, открытая в 1684 Джованни Кассини, как бы «пасет» два других спутника – Телесто и Калипсо, расположенных на 60° впереди и позади Тефии. Подобным образом двигаются Троянцы вместе с Юпитером. Спутник перед собой имеет и другая крупная луна – Диона. Темный Гиперион не имеет постоянной скорости вращения вокруг своей оси: она меняется в течение месяца на десятки процентов. Спутник Сатурна Феба обращается вокруг планеты в обратную сторону. Мелкая пыль от него попадает на «переднюю» (по ходу движения) поверхность Япета, вызывая сильное ее почернение. Самый крупный спутник Сатурна, Титан, по своей величине превосходит планету Меркурий. Его диаметр 5150 км. Плотность Титана ρ = 1888 кг/м3.

Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп.(слайд №38). Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых частиц из камней и льда, которые вращаются вокруг планеты. Существует 3 основных кольца, названных A, B и C. Они различимы без особых проблем с Земли. Есть и более слабые кольца – D, E, F. При ближайшем рассмотрении колец оказывается великое множество. Между кольцами существуют щели, где нет частиц. Та из щелей, которую можно увидеть в средний телескоп с Земли (между кольцами А и В), названа щелью Кассини. В ясные ночи можно даже увидеть менее заметные щели. Внутренние части колец вращаются быстрее внешних.Ширина колец равна 400 тыс. км, однако в толщину они составляют всего несколько десятков метров. Сквозь кольца можно увидеть звезды, хотя свет их при этом заметно ослабевает. Все кольца состоят из отдельных кусков льда разных размеров: от пылинок до нескольких метров в поперечнике. Эти частицы двигаются с практических одинаковыми скоростями (около 10 км/с), иногда сталкиваясь друг с другом. Под действием спутников кольцо немного выгибается, переставая быть плоским: видны тени от Солнца.

9. Голубой шар (слайд №39)

Когда о Земле говорят, что она голубая, это ласковое преувеличение. По-настоящему голубой планетой оказался далекий Уран! Уран – старинное греческое божество Неба, самый ранний высший бог, который был отцом Крона (Сатурна), циклопов и титанов (предшественников Олимпийских богов).Уран, первая планета, обнаруженная в новой истории, была открыта случайно Вильямом Гершелем, когда он рассматривал небо в свой телескоп 13 марта 1781 года. Гершель назвал планету «Georgium Sidus» (Планета Георга) в честь своего покровителя, короля Англии Георга III, за что получил от монарха королевскую пенсию. Другие астрономы называли ее планетой Гершеля. Имя же «Уран» было дано временно Боде, взявшем его по традиции из античной мифологии, а утвердилось лишь в 1850 году.Среднее расстояние планеты от Солнца равно 19,187 а.е., период обращения по орбите – 84,048 лет. Эксцентриситет орбиты составляет 0,0463, наклон плоскости орбиты к плоскости эклиптики 0°46´23", средняя скорость движения по орбите 6,8 км/с.Звездные сутки на Уране длятся 17 часов 14 минут. Уран вращается, как говорят, «лежа на боку». Наклон экватора к плоскости орбиты (97°55´) приходится считать большим 90°, чтобы направление оси вращения, как и у других планет, подчинялось правилу буравчика.Масса Урана в 14,5 раз больше массы Земли. Его радиус огромен: более 25 тыс. км, в 4 раза больше радиуса Земли. Плотность Урана ρ = 1,30 г/см3. Планета сильно сжата. Экваториальный радиус 25 559 км, полярный радиус 25 270 км.Ускорение свободного падения на уровне облачной поверхности планеты g = 9,67 м/с2.Эффективная температура Урана 59 К, что лишь чуть-чуть превышает ту температуру, которую он имел бы только под влиянием солнечного тепла. Следовательно, Уран почти не имеет внутренних источников энергии.Атмосфера на Уране мощная, толщиной не менее 8000 км. Атмосфера Урана (но не Уран в целом!) состоит примерно из 83 % водорода, 15 % гелия и 2 % метана. Метан, ацетилен и другие углеводороды в атмосфере планеты встречаются в значительно больших количествах, чем на Юпитере и Сатурне. Именно метановая дымка хорошо поглощает красные лучи, поэтому Уран кажется голубым.

Шекспировская свита ( слайд №40)

Несмотря на сложность наблюдений, астрономы прошлых веков открыли почти все крупные спутники Урана. Спутниковая система лежит в экваториальной плоскости планеты, то есть почти перпендикулярно к плоскости ее орбиты. Внутренние десять лун – маленькие по размерам. Спутник 1986U10, найденный по старым фотографиям, переданным с АМС «Вояджер-2» в 1986 году, пока не имеет собственного имени. Его, как и другие спутники Урана, назовут в честь героя какой-нибудь пьесы Шекспира.Спутники Урана Оберон и Титания очень похожи друг на друга. Их радиусы приблизительно вдвое меньше радиуса Луны. Поверхности обеих лун покрыты старыми метеоритными кратерами и сеткой тектонических разломов с признаками древнего вулканизма. Через все южное полушарие Оберона проходит широкая тектоническая долина, также доказывающая вулканическую деятельность в прошлом. Температура на поверхности спутников очень низкая, около 60 К.

10. На кончике пера

 В римской мифологии Нептун (греч. Посейдон) – бог моря (слайд №41)

Нептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет. После открытия Урана астрономы обратили внимание на то, что его орбита не соответствовала закону всемирного тяготения Ньютона, претерпевая постоянные отклонения. Это и навело на мысль о существовании еще одной планеты за Ураном, которая могла бы своим гравитационным притяжением искажать траекторию движения седьмой планеты..Большая полуось планеты равна 30,02 а.е. Нептун очень удален от Солнца. Период обращения по орбите 164,491 лет. Со времени открытия в 1846 году он не закончил еще и одного полного оборота. Орбита практически круговая: эксцентриситет составляет e = 0,011. Наклон плоскости орбиты к плоскости эклиптики 1°46´22", средняя скорость движения по орбите 5,4 км/с,

Период вращения вокруг оси 15,8 часов. Наклонение экватора к плоскости орбиты 29,6°.

Масса планеты равна 1,03∙1026 кг, т.е. в 17 раз больше массы Земли. Радиус планеты составляет 24 764 км – около четырех земных радиусов. Плотность ρ = 1,76 г/см3, т.е. 1/3 плотности Земли. Ускорение свободного падения на уровне верхнего облачного слоя планеты: 11,2 м/с2.

Температура атмосферы Нептуна выше, чем у Урана, и составляет около 60 К. Следовательно, Нептун имеет собственный внутренний источник тепла – он излучает в 2,7 раза больше энергии, нежели получает от Солнца. (слайд №42)

Атмосфера Нептуна – это, по большей части, водород и гелий с небольшой примесью метана (1 %). Синий цвет Нептуна является результатом поглощения красного света в атмосфере этим газом – как и на Уране.

Спутники Нептуна (слайд № 43)Спутник Тритон, открытый в 1846 году Уильямом Ласселлом, по размерам превосходит Луну. Обращение вокруг Нептуна обратное, поэтому ученые считают, что Тритон был захвачен Нептуном из пояса Койпера. В Тритоне сосредоточена почти вся масса спутниковой системы Нептуна. Отличается большой плотностью: 2 г/см3.

На Тритоне обнаружены скалы, кратеры, темные полосы вулканического происхождения. «Вояджер-2» сделал снимки красного льда на Тритоне, на экваторе сфотографировал голубой лед из замерзшего метана. Южная полярная шапка состоит из азотного льда, из нее на высоту в несколько километров бьют гейзеры. Поверхность спутника светлая и отражает около 80 % падающих солнечных лучей. Тритон имеет разреженную азотную атмосферу (давление на поверхности около 10 мм рт. ст.). Температура на Тритоне –235 °C.Спутник Нептуна Нереида, открытый в 1949 Джерардом Койпером, движется по орбите с наибольшим среди спутников эксцентриситетом – 0,75.

Вокруг Нептуна обнаружены кольца в виде арок, которые сфотографировал «Вояджер-2». Интересно, что первоначально информацию о возможных кольцах Нептуна получили в 1995 году при наблюдении покрытия звезд планетой. Расчеты показали, что арки представляют собой сложные вихри, которые назвали эпитонами.

11. В царстве Аида

Последняя планета Солнечной системы – Плутон – крошечная холодная планета, расположенная в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, долгое время оставалась совершенно неизученной. Ее существование теоретически предсказал американский астроном Персиваль Ловелл в 1915 году. Через 15 лет после этого планету открыл сотрудник обсерватории Ловэлла Клайд Томбо. Он обнаружил новую планету на фотографиях как звездочку 15-й звездной величины, перемещавшуюся среди остальных звезд. Томбо понял, что это и есть девятая большая планета Солнечной системы. Плутон – бог подземного царства в античной мифологии.(слайд №44). Период обращения по орбите: T = 245,73 лет. Со времени открытия в 1930 году он не закончил еще и половины полного оборота. Период вращения вокруг оси равен 6,39 суток (153,29 часов). Наклон экватора к плоскости орбиты 122,5°. Плутон в 6 раз легче Луны: его масса равна 1,5∙1022 кг (т.е. 1/500 массы Земли). Масса планеты была определена совсем недавно, после открытия в 1978 году спутника планеты – Харона. (Он был назван в честь легендарного перевозчика душ умерших в подземное царство Аида).Радиус Плутона составляет 1195 км, что в 5,3 раза меньше радиуса Земли и в 1,45 раза – Луны. Таким образом, по величине Плутон уступает семи спутникам больших планет – Луне, Европе, Ганимеду, Каллисто, Титану и Тритону. Плотность ρ = 1,7 г/см3. Ускорение свободного падения g = 0,07g =  0,78 м/с2.

Планета, по-видимому, состоит из льда, перемешанного со скалистыми породами. Отсюда и его высокая отражательная способность, альбедо Плутона 0,3.

Температура на планете в среднем –223°С. Зимой она падает до 32–50 К. Мир Плутона – холодный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»

Тема : «Основные этапы происхождения человека»План1. Доказательства происхождения человека от животных2. Эволюция человека3. Предшественники человека4. Первые люди5.Современные люди6 .Чело...

Конспект урока по биологии на тему _Деление клетки. Митоз_ (10 класс)

Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клет...

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение....

конспект урока по биологии 8 класс

Конспект урока биологии по теме "Внешнее строение и приспособления к полету" 7 класс...

Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».

Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для  формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...

Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"

Урок- исследование по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...