План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".
план-конспект урока по теме

Давыдова Елена Петровна

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особенностями музыкального языка.

Тема урока:  «Музыка Италии.»

Давыдова Елена Петровна, учитель музыки

Цели:

  • Познакомить с особенностями итальянской музыки, культурными традициями и обычаяими итальянского народа;
  • развитие интереса в познании музыки разных народов;
  • привитие певческих и слушательских навыков;
  • воспитывать уважение к музыке других народов.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, баян

Ход урока:

              I.            Организационный момент: (3 мин.)

Дети входят под  произведение «Ямайка»

Опрос о прозвучавшем произведении.

Примерные вопросы:

дать характеристику музыкальному образу? ( яркий, живой, радостный, задорный,).

Сообщение темы и цели урока.

Чтобы изучить разговорный язык другого народа, нам необходимы книги, словари, общение. Чтобы познать музыку другого народа, необходимо проникнуть в особенности, колорит его музыкальной культуры.

Тема сегодняшнего урока связана Музыкой Италии и с творчеством русских композиторов, которые смогли воплотить в свой музыке образы иной музыкальной культуры (Итальянской).

Итак маршрут нашего путешествия – Италия. (карта)

 

           II.            Изучение нового материала. «Путешествие продолжается».

1. Истоки  итальянской музыки.(5 мин.)

Истоки итальянской музыки восходят к музыкальной культуре Древнего Рима.Музыка сыграла существенную роль в общественной   и государственной жизни

Римской империи, в быту различных слоев населения. Образцы древне - римской музыки до нас не дошли, но отдельные её элементы сохранились в средневековых христианских гимнах и народных музыкальных традициях. В IV веке, когда христианство было объявлено государственной религией, Рим становится одним из центров церковного песнопения, мелодика которого приближалась к народным истокам, создавались первые певческие школы, именно итальянский монах, музыкальный теоретик Гвидо де Ареццо создает нотную запись, которой мы пользуемся до сих пор. В эпоху Возрождения - XIII - XIV вв. в Италии собирается талантливейшие композиторы и музыканты -исполнители, возникают новые жанры музыки, предназначенные для домашнего исполнения: мадригал, качча, баллата. Это были песни, которые отличались ритмической подвижностью, обилием пассажей.

Широкое развитие в Италии получила инструментальная музыка. Основными инструментами были лютня, арфа, фидель, флейта, гобой, труба,' органы различного типа. Они применялись для аккомпанемента пению и для сольной или ансамблевой игры.

Итальянские песни звучат во всём мире, их исполняют и ведущие певцы оперной сцены, и музыканты - любители. Послушайте некоторые из них

 

2. Слушание музыки:«Солнышко моё»(народная песня) сл. Капуро, муз. Э. Капуа(6 мин) и «Санта Лючия», неаполитанская народная песня(5 мин);

 

Присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Но кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются.

Прежде чем послушать музыкальное произведение«Солнышко моё» давайте создадим пейзаж Италии, что мы знаем о природе страны.

Ученики называют

Море, солнце, горы ,снежные вершины, цветы

Учитель предлагает преобразовать черты природы в музыкальные и установить соответствие между ними:

 

МОРЕ – ласковое, спокойное, тёплое -   ПЕСЕННОСТЬ

СОЛНЦЕ – яркое, жгучее, бодрящее  -  ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ

ГОРЫ      -острые, резкие, контрастные  РИТМИЧНОСТЬ, КОНТРАСТ,  

АКЦЕНТЫ

ЦВЕТЫ    яркие, буйные, сочные          -  КРАСОЧНОСТЬ

Таким образом, у нас появились  особенности музыкального языка Италии.

Прослушайте и постарайтесь услышать особенности итальянской музыки.

 

Слушание «Солнышко моё» сл. Капуро, муз. Э. Капуа;

-Какой характер у этой песни (спокойная, мелодичная, плавная музыка)

В этой песне поётся . как ярко светит солнце после бури, и лучи освещают всё вокруг, каждый листик, каждый цветочек, травку, но для автора нет ничеко милее и прекраснее любимой девушки.

Испорлнил эту песню Робертино Лоретти (робился 22.10.1948) - певец

Родился в Риме в большой семье. Его мама - сеньора Чесира вспоминала, что он с трехлетнего возраста начал напевать различные песенки. Стоило только ему услышать мелодию, как он сразу её повторял. В музыкальной школе Робертино заниматься не довелось. В шесть лет он был солистом в церковном хоре и именно там получил первые уроки музыки и вокала. Его голос был таким редким, что уже в восемь лет его стали привлекать в хор Римского оперного театра. Дело в том, что в некоторых итальянских хоровых произведениях есть соло для так называемого "белого детского голоса". Вот Робертино и был этим самым "белым голосом". Робертино Лоретти  объехал с гастролями весь мир. В 1962 году он приезжал и в СССР и выступал в Москве. В СССР он имел невероятную популярность

.

Таким образом, у нас появились  особенности музыкального языка Италии.

4. Слушание музыки: М. Глинка Веницианская ночь(6 мин.)

Творчество М. Глинки

Музыка Италии интересовала композиторов всех стран. Русские композиторы использовали для сочинения своих произведений мелодии итальянских песен, ритмы, особенности музыкального языка. Так например М. И. Глинка побывав в итальянском городе Венеции был просто очарован им.

М.И.Глинка известный русский композитор. Историческую роль Глинки в музыке можно сравнить с ролью Пушкина в русской литературе. В самом характере дарования двух современников много родственного. Подобно Пушкину Глинка универсален. В своём творчестве он показал многообразные стороны русской жизни и русского характера. Он создатель русской классической оперы и русского классического романса. Он заложил основы классического русского симфонизма. Великое историческое значение Глинки определило и другое качество - художник глубоко национальный, он обладал Даром постижения психологии и образа мысли других национальностей. Его Восток, Италия, Испания - пример творческого воссоздания подлинных живых образов.

 

Венеция - город в Италии, порт на Адриатическом море, центр города расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделён 150 каналами и протоками, через которые переброшены около 400 мостов, передвигаются по каналам и протокам на барках, гондолах - одновёсельных плоскодонных лодках с приподнятыми фигурными оконечностями.

М. И. Глинка, очарованный красотой Венеции, написал романс Веницианская ночь послушайте

 

Слушание романса  М. Глинка Веницианская ночь

После прослушивания беседа о содержании произведения, впечатлениях от прослушанной музыки, напеть несколько фраз.


Веницианская ночь.

 

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

 

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав -

 

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.


 

Песни венецианских гондольеров называют баркаролами (от слова «барка» - лодка). В фортепианном цикле «Времена года» П. И. Чайковский, характеризуя июль, даёт пьесу под названием «Баркарола». Вслушайтесь в это произведение.

 

5. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Баркарола». (5 мин.)

Подумайте, что общего в произведениях Глинки и Чайковского? (Ответы на вопрос: мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия - общие черты этих произведений.) П. И. Чайковский пишет не только «Баркаролу», но' и включает в сборник для детей «Детский альбом» неаполитанскую песенку, в которой передаёт свои впечатления от итальянского города Неаполя, расположенного у подножия вулкана Везувий, где находятся руины древнего города Помпеи, засыпанного пеплом в результате извержения вулкана. Неаполь расположен амфитеатром на прибрежных холмах, в городе раннехристианские катакомбы, замки XII - XV веков, многочисленные церкви и дворцы.

 

6. Слушание «Неаполитанская песенка»  П. И. Чайковского. (5 мин.)

Эта музыка так привлекала П. И. Чайковского, что он вводит эту мелодию в балет «Лебединое озеро». Мы  смогли почувствовать и передать особенности музыки другого народа. Проследим, как это сделал П.И. Чайковский, в балете «Лебединое озеро»

Послушайте «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». Чем отличается звучание «Неаполитанской песенки» от «Неаполитанского танца»?

 

7.Слушание «Неаполитанский танец» П. И. Чайковского(5 мин.)

Беседа о впечатлениях от прослушивания этого произведения.

Назовите, какими музыкальными чертами, средствами выразительности воспользовался П.И. Чайковский. ( ответы детей).

-Ученики дают характеристику зерну- интонации (лёгкий, игривый, танцевальный) (Ученикам предлагается определить инструменты симфонического оркестра.)

 

8. Разучивание «Песни итальянских пионеров»     (Разучивание 1 куплета, работа над передачей музыкального языка) (8 мин.)

 

     III.        Итог урока.(2 мин)

- Что, по-вашему, привлекало русских композиторов в итальянской музыке?

Почему?

-Какие музыкальные инструменты запомнили?

-Какой город в Италии знаменит “водными” улицами? (Венеция).

-Назовите имя известного итальянского певца исполнителя песни “Санта Лючия” (Робертино Лоретти).

Дети выходят из класса под музыку.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"

Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...