ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
план-конспект урока

Мамонтова Наталья Евгеньевна

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиано). Тема: "Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И. Чайковского "Ночи безумные" на этапе работы с солистом" предназначен для преподавтелей и студентов III -IV курсов по специальности "Фортепиано"  музыкальных колледжей. К плану-конспекту прилагается мультимедийная презентация по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx136.46 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.docx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Тольяттинский музыкальный колледж имени Р. К. Щедрина»

C:\Users\Администратор\Desktop\ПАПКИ С РАБ СТОЛА (посл)\Карт. для КОНЦ КЛ\750x485.jpg           

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

(индивидуального занятия)

по междисциплинарному курсу «Концертмейстерский класс»

ПМ.01. Исполнительская деятельность

по специальности 53.02.03  Инструментальное исполнительство

 («Фортепиано»)

Тема:  «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского  «Ночи безумные»

 на этапе работы с солистом»».

Разработчик:              Мамонтова Наталья Евгеньевна    

                                              преподаватель ПЦК «Фортепиано»                                                                              ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный

 колледж   имени Р. К. Щедрина»

                                                                                                                                  

Тольятти

2019

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА

Тема урока:  Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского  «Ночи безумные» на этапе работы с солистом.

     Креативные педагогические  цели урока:

     Познавательные (содержательно-информационные):

  • приобретение комплекса необходимых знаний по теме с использованием СОТ (мультимедийных презентаций и др.);
  • более глубокое изучение материала по теме и практическое закрепление теоретических знаний;
  • обобщение и систематизация  материала  - как системы знаний;
  • приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства,  в рамках обозначенных ФГОС СПО профессиональных компетенций, в    процессе работы над камерно-вокальным произведением:

    ПК 1. Целостное и грамотное восприятие  и исполнение музыкального произведения, самостоятельное освоение ансамблевого репертуара.

     ПК 2. Осуществление исполнительской деятельности и репетиционная работа в условиях  ансамбля.

     ПК 3.Освоение ансамблевого репертуара в соответствии с программными требованиями.

     ПК 4. Выполнение теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, применение базовых теоретических знаний в процессе поиска интерпретаторских решений.

      Развивающие (информационно - деятельностные):

  • развитие самостоятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, аналитического мышления, умения объяснять, сопоставлять, сравнивать различные элементы, выявлять связи, формулировать выводы;
  • развитие музыкально-слуховых данных,  музыкально-творческих способностей, ассоциативного мышления, восприятия и  воображения обучающегося в результате постижения образной сферы камерно-вокальных сочинений П. Чайковского;
  • формирование и дальнейшее развитие концертмейстерских навыков в процессе работы над камерно – вокальным  сочинением  П.И.Чайковского «Ночи безумные», последовательное и целенаправленное расширение музыкально-исполнительского опыта обучающегося.

    Воспитательные:

  • формирование и воспитание познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности.

     Задачи урока:

  • с помощью мультимедийной презентации обрисовать круг проблем, связанных с интерпретацией камерно-вокальных сочинений П.И.Чайковского;
  • на этапе работы с солистом, используя  знания и вокальный  опыт педагога-иллюстратора,  определить ряд исполнительских задач, связанных с раскрытием музыкально-художественного замысла и создания целостной картины исполняемого произведения;
  • в процессе сотворческой деятельности (преподаватель концертмейстерского класса (пианист) + преподаватель-иллюстратор + студент), на основе анализа исполнения -   методически обоснованно выстроить процесс дальнейшей работы над партией аккомпанемента (корректировка исполнительского плана на этапе работы с солистом);
  • на основе приобретенного слухового и эмоционального  опыта восприятия романса на уроке,  систематизировать исполнительские задачи в контексте обозначенных определенных профессиональных компетенций, для самостоятельной работы в этом направлении.

     Тип урока:

  • урок  систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

     Форма урока:

  • комбинированный урок.

Структура урока:

1 этап:  Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся    знаний.

2 этап:  Формирование новых понятий и способов их воплощения.

3 этап:  Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.

4 этап:   Определение заданий для самостоятельного выполнения (домашнее задание).

     Оборудование и музыкальный материал:

     Компьютор или ноутбук, мультимидийная презентация «Камерно-вокальные сочинения П.И.Чайковского. Проблемы исполнительства» Слайды: №№ 7,8,9,11, аудио записи исполнения романса П.И.Чайковского «Ночи безумные» в исполнении А.Нетребко,  П.Лисициана, Л. Максаковой

Д. Хворостовского.

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА

     Этап 1.

     Цель этапа: Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний.

     1.1. Презентация по теме «Камерно-вокальные сочинения П.И.Чайковского.  Проблемы исполнительства»      

    Cпецифика вокальной выразительности в романсах П.И.Чайковского

    Специфика исполнения партии аккомпанемента.

     Материал, представленный на слайдах, дает основную информацию о камерно-вокальном творчестве П.И.Чайковского и о проблемах интерпретации вокальных сочинений П.И.Чайковского разными исполнителями.

    1.2.    Специфика вокальной выразительности в романсе  П.И.Чайковского  раскрывается  на примере исполнения романса  «Ночи безумные». 

         Совместный процесс исполнения романса П.И.Чайковского «Ночи безумные»  (преподаватель-вокалист  и преподаватель курса, выступающий в роли концертмейстера). Преподаватель-вокалист делится тонкостями вокальной интерпретации, особенностями собственного воплощения художественного образа романса, (детально останавливаясь на сложных эпизодах и демонстрируя собственную трактовку  произведения).

     1.3. Специфика исполнения партии аккомпанемента.

     Преподаватель концертмейстерского класса, демонстрируя профессиональные качества исполнения аккомпанемента,  фиксирует внимание на проблемах исполнительского плана, которые могут возникнуть  в процессе совместного исполнения, тем самым обозначая круг задач, подлежащих анализу и обсуждению.

 Это:

  • выразительность мелодических интонаций при многократном их повторе в фортепианном вступлении;
  • достижение звукового мастерства в передаче ритмических и полифонических деталей музыкальной ткани, тончайших динамических красок крайних разделов (фортепианного вступления и заключения) романса;
  • использование широкого арсенала динамических и агогических средств -   для выявления драматической остроты кульминаций, напряженной выразительности высказывания героя;
  • сочетание экспрессивного,  возбужденного характера  вокальных интонаций  кульминационных разделов романса   и напряженных гармоний фортепианного сопровождения  для создания драматического высказывания.

     Этап 2.

     Цель этапа:    Формирование новых понятий и способов их воплощения. Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями. Развитие познавательных умений, проживание  ситуации, формирование ценностного отношения к изучаемому произведению.

    2.1. Из представленных  аудиооматериалов  различных  вариантов исполнения (см. слайды № 7,8,9,11презентации), студенту предлагается прослушать романс П.И.Чайковского «Ночи безумные» в исполнении Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского, проанализировать  и обсудить различия  в их исполнительских  интерпретациях, выявить, по-возможности, ряд исполнительских проблем-задач и   наметить (совместно с педагогом) пути их разрешения.  

    2.2. Педагогом и студентом проводится корректировка исполнительского плана интерпретации романса предыдущего этапа работы (этап работы над партией сопровождения) в сторону задач совместного исполнительства:

  • достижение верного распределения звучности и соотношения голосов – выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса, дифференцированное звучание второстепенных линий сопровождения  во вступлении и заключении романса;
  • уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;
  • достижение правильного соотношение динамики, темпа, агогических указаний исполнения партии аккомпанемента  - с характером звучания вокальной партии солиста.

2.3. Практика работы с солистом (репетиционный период), действия в нестандартной ситуации.

     Формирование умений и навыков концертмейстерского мастерства, обозначенных в целевых установках урока, связанных с интерпретацией разучиваемого и исполняемого произведения.

     Взаимопроникновение исполнительских намерений солиста и концертмейстера-обучающегося.

     Активизация слуховых данных, слуховой контроль за качеством исполнения партии сопровождения.

     Творческий процесс создания исполнительского замысла и его воплощение.  

     Этап 3.

     Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.

   3.1. Систематизация новой информации по теме, необходимой  для продолжения работы над романсом.

   3.2. Осуществление рефлексии собственной практической исполнительской деятельности, на этапе работы с солистом-вокалистом:

  • анализ выявленных недостатков, связанных с недостаточным слуховым контролем в процессе совместного исполнения, а также  качеством звучания аккомпанемента (динамика, цезуры, вокальное дыхание, дирижерский пульс и др.);
  • мониторинг приобретаемых умений и навыков концертмейстера (в рамках обозначенных профессиональных компетенций);
  • определение стратегии и тактики для дальнейшей работы над партией сопровождения.

     Стратегическая задача: Овладение спецификой исполнения партии сопровождения в романсе, необходимой для дальнейшей работы в ансамбле с солистом (продолжение репетиционного этапа работы).

     Исполнительские задачи: Выявление эпизодов, требующих дополнительной работы (большие динамические градации в кульминационных разделах произведения, бережное отношение в воспроизведении авторских указаний динамических нюансов, фразировки, выразительное значение цезур и т.д.). Интонационная выразительность (мелодия во вступлении  и заключении). Агогика.  Правильно выбранный темп.

     Этап 4. Определение заданий для самостоятельного выполнения (домашнее задание).

4.1. Продолжить работу по пути раскрытия авторского замысла и создания индивидуальной исполнительской концепции романса.

4.2. Продолжить формирование профессиональных исполнительских умений (профессиональных компетенций) концертмейстера в самостоятельной работе над романсо.

4.3. Систематизировать информацию, полученную   на уроке и продолжить работу над конкретными исполнительскими задачами аккомпанемента.

4.4. Закрепить в процессе самостоятельной домашней  работы,  приобретенные на уроке,  приемы и способы исполнения фактуры сопровождения романса.

     Методы обучения.

  • Объяснительно-иллюстративные.
  • Аналитические методы исследования (анализ, обобщения).
  • Проблемно-поисковые (стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемных ситуаций (креативный аспект)).

     Список  литературы:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть2: Научно-практич. пособие  для учителей и руководителей образоват. учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.
  2.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. -  Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,  2001.
  3. Стрелкова И.Л. Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Интегративное образование – Часть  3, Ярославль 2005.

   Интернет ресурсы:

Belcanto.ru.,    muzofon. сom.

Nsportal..ru.

classic-music. ru    

youtube.com.   мyzuka.ru.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

План-конспект открытого урока "Работа над I частью концерта Й.Гайдна D-dur"

План-конспект открытого урока со студенткой 3 курса специализации "Хоровое дирижирование" Ивановой Надеждой....

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...