ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
план-конспект урока
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиано). Тема: "Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И. Чайковского "Ночи безумные" на этапе работы с солистом" предназначен для преподавтелей и студентов III -IV курсов по специальности "Фортепиано" музыкальных колледжей. К плану-конспекту прилагается мультимедийная презентация по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 136.46 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.docx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Тольяттинский музыкальный колледж имени Р. К. Щедрина»
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
(индивидуального занятия)
по междисциплинарному курсу «Концертмейстерский класс»
ПМ.01. Исполнительская деятельность
по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство
(«Фортепиано»)
Тема: «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные»
на этапе работы с солистом»».
Разработчик: Мамонтова Наталья Евгеньевна
преподаватель ПЦК «Фортепиано» ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный
колледж имени Р. К. Щедрина»
Тольятти
2019
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом.
Креативные педагогические цели урока:
Познавательные (содержательно-информационные):
- приобретение комплекса необходимых знаний по теме с использованием СОТ (мультимедийных презентаций и др.);
- более глубокое изучение материала по теме и практическое закрепление теоретических знаний;
- обобщение и систематизация материала - как системы знаний;
- приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства, в рамках обозначенных ФГОС СПО профессиональных компетенций, в процессе работы над камерно-вокальным произведением:
ПК 1. Целостное и грамотное восприятие и исполнение музыкального произведения, самостоятельное освоение ансамблевого репертуара.
ПК 2. Осуществление исполнительской деятельности и репетиционная работа в условиях ансамбля.
ПК 3.Освоение ансамблевого репертуара в соответствии с программными требованиями.
ПК 4. Выполнение теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, применение базовых теоретических знаний в процессе поиска интерпретаторских решений.
Развивающие (информационно - деятельностные):
- развитие самостоятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, аналитического мышления, умения объяснять, сопоставлять, сравнивать различные элементы, выявлять связи, формулировать выводы;
- развитие музыкально-слуховых данных, музыкально-творческих способностей, ассоциативного мышления, восприятия и воображения обучающегося в результате постижения образной сферы камерно-вокальных сочинений П. Чайковского;
- формирование и дальнейшее развитие концертмейстерских навыков в процессе работы над камерно – вокальным сочинением П.И.Чайковского «Ночи безумные», последовательное и целенаправленное расширение музыкально-исполнительского опыта обучающегося.
Воспитательные:
- формирование и воспитание познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности.
Задачи урока:
- с помощью мультимедийной презентации обрисовать круг проблем, связанных с интерпретацией камерно-вокальных сочинений П.И.Чайковского;
- на этапе работы с солистом, используя знания и вокальный опыт педагога-иллюстратора, определить ряд исполнительских задач, связанных с раскрытием музыкально-художественного замысла и создания целостной картины исполняемого произведения;
- в процессе сотворческой деятельности (преподаватель концертмейстерского класса (пианист) + преподаватель-иллюстратор + студент), на основе анализа исполнения - методически обоснованно выстроить процесс дальнейшей работы над партией аккомпанемента (корректировка исполнительского плана на этапе работы с солистом);
- на основе приобретенного слухового и эмоционального опыта восприятия романса на уроке, систематизировать исполнительские задачи в контексте обозначенных определенных профессиональных компетенций, для самостоятельной работы в этом направлении.
Тип урока:
- урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.
Форма урока:
- комбинированный урок.
Структура урока:
1 этап: Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний.
2 этап: Формирование новых понятий и способов их воплощения.
3 этап: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
4 этап: Определение заданий для самостоятельного выполнения (домашнее задание).
Оборудование и музыкальный материал:
Компьютор или ноутбук, мультимидийная презентация «Камерно-вокальные сочинения П.И.Чайковского. Проблемы исполнительства» Слайды: №№ 7,8,9,11, аудио записи исполнения романса П.И.Чайковского «Ночи безумные» в исполнении А.Нетребко, П.Лисициана, Л. Максаковой
Д. Хворостовского.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этап 1.
Цель этапа: Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний.
1.1. Презентация по теме «Камерно-вокальные сочинения П.И.Чайковского. Проблемы исполнительства»
Cпецифика вокальной выразительности в романсах П.И.Чайковского
Специфика исполнения партии аккомпанемента.
Материал, представленный на слайдах, дает основную информацию о камерно-вокальном творчестве П.И.Чайковского и о проблемах интерпретации вокальных сочинений П.И.Чайковского разными исполнителями.
1.2. Специфика вокальной выразительности в романсе П.И.Чайковского раскрывается на примере исполнения романса «Ночи безумные».
Совместный процесс исполнения романса П.И.Чайковского «Ночи безумные» (преподаватель-вокалист и преподаватель курса, выступающий в роли концертмейстера). Преподаватель-вокалист делится тонкостями вокальной интерпретации, особенностями собственного воплощения художественного образа романса, (детально останавливаясь на сложных эпизодах и демонстрируя собственную трактовку произведения).
1.3. Специфика исполнения партии аккомпанемента.
Преподаватель концертмейстерского класса, демонстрируя профессиональные качества исполнения аккомпанемента, фиксирует внимание на проблемах исполнительского плана, которые могут возникнуть в процессе совместного исполнения, тем самым обозначая круг задач, подлежащих анализу и обсуждению.
Это:
- выразительность мелодических интонаций при многократном их повторе в фортепианном вступлении;
- достижение звукового мастерства в передаче ритмических и полифонических деталей музыкальной ткани, тончайших динамических красок крайних разделов (фортепианного вступления и заключения) романса;
- использование широкого арсенала динамических и агогических средств - для выявления драматической остроты кульминаций, напряженной выразительности высказывания героя;
- сочетание экспрессивного, возбужденного характера вокальных интонаций кульминационных разделов романса и напряженных гармоний фортепианного сопровождения для создания драматического высказывания.
Этап 2.
Цель этапа: Формирование новых понятий и способов их воплощения. Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями. Развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностного отношения к изучаемому произведению.
2.1. Из представленных аудиооматериалов различных вариантов исполнения (см. слайды № 7,8,9,11презентации), студенту предлагается прослушать романс П.И.Чайковского «Ночи безумные» в исполнении Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского, проанализировать и обсудить различия в их исполнительских интерпретациях, выявить, по-возможности, ряд исполнительских проблем-задач и наметить (совместно с педагогом) пути их разрешения.
2.2. Педагогом и студентом проводится корректировка исполнительского плана интерпретации романса предыдущего этапа работы (этап работы над партией сопровождения) в сторону задач совместного исполнительства:
- достижение верного распределения звучности и соотношения голосов – выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса, дифференцированное звучание второстепенных линий сопровождения во вступлении и заключении романса;
- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;
- достижение правильного соотношение динамики, темпа, агогических указаний исполнения партии аккомпанемента - с характером звучания вокальной партии солиста.
2.3. Практика работы с солистом (репетиционный период), действия в нестандартной ситуации.
Формирование умений и навыков концертмейстерского мастерства, обозначенных в целевых установках урока, связанных с интерпретацией разучиваемого и исполняемого произведения.
Взаимопроникновение исполнительских намерений солиста и концертмейстера-обучающегося.
Активизация слуховых данных, слуховой контроль за качеством исполнения партии сопровождения.
Творческий процесс создания исполнительского замысла и его воплощение.
Этап 3.
Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
3.1. Систематизация новой информации по теме, необходимой для продолжения работы над романсом.
3.2. Осуществление рефлексии собственной практической исполнительской деятельности, на этапе работы с солистом-вокалистом:
- анализ выявленных недостатков, связанных с недостаточным слуховым контролем в процессе совместного исполнения, а также качеством звучания аккомпанемента (динамика, цезуры, вокальное дыхание, дирижерский пульс и др.);
- мониторинг приобретаемых умений и навыков концертмейстера (в рамках обозначенных профессиональных компетенций);
- определение стратегии и тактики для дальнейшей работы над партией сопровождения.
Стратегическая задача: Овладение спецификой исполнения партии сопровождения в романсе, необходимой для дальнейшей работы в ансамбле с солистом (продолжение репетиционного этапа работы).
Исполнительские задачи: Выявление эпизодов, требующих дополнительной работы (большие динамические градации в кульминационных разделах произведения, бережное отношение в воспроизведении авторских указаний динамических нюансов, фразировки, выразительное значение цезур и т.д.). Интонационная выразительность (мелодия во вступлении и заключении). Агогика. Правильно выбранный темп.
Этап 4. Определение заданий для самостоятельного выполнения (домашнее задание).
4.1. Продолжить работу по пути раскрытия авторского замысла и создания индивидуальной исполнительской концепции романса.
4.2. Продолжить формирование профессиональных исполнительских умений (профессиональных компетенций) концертмейстера в самостоятельной работе над романсо.
4.3. Систематизировать информацию, полученную на уроке и продолжить работу над конкретными исполнительскими задачами аккомпанемента.
4.4. Закрепить в процессе самостоятельной домашней работы, приобретенные на уроке, приемы и способы исполнения фактуры сопровождения романса.
Методы обучения.
- Объяснительно-иллюстративные.
- Аналитические методы исследования (анализ, обобщения).
- Проблемно-поисковые (стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемных ситуаций (креативный аспект)).
Список литературы:
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть2: Научно-практич. пособие для учителей и руководителей образоват. учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Стрелкова И.Л. Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Интегративное образование – Часть 3, Ярославль 2005.
Интернет ресурсы:
Belcanto.ru., muzofon. сom.
Nsportal..ru.
classic-music. ru
youtube.com. мyzuka.ru.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"
Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
План-конспект открытого урока "Работа над I частью концерта Й.Гайдна D-dur"
План-конспект открытого урока со студенткой 3 курса специализации "Хоровое дирижирование" Ивановой Надеждой....
План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»
Тема программы: «Создание гипертекстовых документов». Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...