Формирование духовности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал
статья по теме

Савельева Елена Эдуардовна

Формирование мотивации к обучению является одним из приоритетных задач образования.. На своем опыте я убедилась , что изучение краеведческого материала и является таким мотивом.

Одним  из ключевых направлений исследований и учебных занятий стало изучение конкретных человеческих судеб через призму исторических событий. Описан опыт работы взаимодействия студентов с городским советом ветераноав.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых»

Формирование патриотизма и      духовности      на уроках и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал

Составитель: Савельева Е.Э, преподаватель высшей квалификационной категории,

ГАПОУ СО «НТГМК»

           Быстрые технологические изменения, развитие информационных технологий, меняющая организация труда требует от работников более широких умений и компетенций, чем раньше. В настоящее время растет востребованность умений, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Повышается роль коммуникативных и социальных умений, работать в команде, принимать решения.  Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально-ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным, заключалась бы в умении постоянного самообучения на протяжении всей своей жизни.

В современном российском образовательном сообществе система начального и среднего профессионального образования является наиболее подготовленной для решения задачи по обеспечению возможностей постоянного развития профессиональных знаний современного человека. Эта система наиболее гибкая, близкая к производству, способная при незначительных преобразованиях обеспечить решение новых задач.

Профессиональное образование становится важнейшей сферой социальной политики. Сегодня на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль НПО и СПО в подготовке кадров. Работодатель требует сегодня не просто

подготовленного специалиста, а выпускника, который готов качественно выполнять производственные задания. Но ведь каждый человек представлен в обществе не только как профессиональный работник и специалист в своем деле, но и как гражданин, патриот, носитель ценностей общенациональной культуры в каком бы обществе он не жил, то есть как индивид со своим общественным и культурным лицом.

Наше учебное заведение Нижнетагильский горно- металлургический колледж одно из старейших заведений города . Дата его основания 1703 год .На сегодняшний день  в его стенах получают « огненные специальности» более 1140 человек. В системе НПО и СПО я работаю 30 лет. Студенты у нас интересные, нестандартно мыслят, любознательные, но первокурсники,

студенты, с которыми я начинаю работать, приходят к нам без особого интереса к общественным дисциплинам. По понятным причинам, их больше интересует профессиональная направленность. Уровень подготовки значительно отличается. Большое количество информации, разрозненность фактов, бессистемность в получении исторических знаний все это приводит к  отсутствию глубины  знаний прошлых и современных событий. Как надо смотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему а и обществу? 

   Формирование мотивации к обучению является одной из приоритетных задач современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков, формирования у них профессиональных компетенций, активной жизненной позиции.

Что необходимо предпринять для повышения мотивации студентов к обучению?

 На своем опыте я убедилась что занятие краеведением как раз и становится таким мотивом.

Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье. Наш край имеет глубокие боевые, трудовые, культурные традиции, а наше учебное заведение старейшее в городе.

У нашего учебного заведения есть своя интересная история. Но бывает нередко так, что  богатство родного края не описано в литературе, имена многих замечательных людей ещё не стали достоянием. Вот здесь и появляется прекрасная возможность для нас учителей творчески использовать желание детей всё это узнать, сохранить , донести для будущих потомков.

      Часто при изучении истории нам буквально не хватает воздуха эпохи, мы не видим самого главного – человека, не ощущаем его дух.

      Современных студентов трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации, применяя в том числе и информационно – коммуникационные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче студентам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину.  Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение. Что такое краеведение? Это, по большому счёту, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины.

Поэтому одним из направлений своей работы  выбрала тему           Формирование патриотизма и      духовности      на уроках истории и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал

 Цель. Воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край родной и родной город, и желающего принять активное участие в его развитии. 
   На своем опыте я убедилась, учащимся трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким .Использование краеведческого материала позволяет разнообразить методику уроков, вносит конкретность и убедительность

При отборе материала я выделяю несколько моментов.

1) Содержание патриотического воспитания строится на основе единства изучения прошлого и настоящего.

2) Комплексный подход к отбору материала. Прошлое нашего края, ЖЗЛ, история нашего уч. заведения.

3) Системы. Урок - внеклассная работа.

    Пути и методы изучения родного края разнообразны. Это  может быть лекция, семинар, практикум, групповое исследование с привлечением местного материала, добытого учащимися. Поисково-исследовательская работа, позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересном, личными ценностям

    Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб,

    Одна из важных форм краеведческой работы – научно-исследовательская работа учащихся.

Результатами научно-исследовательских работ являются доклады на районных, окружных, областных, всероссийских конференциях.

     В процессе работы у детей  развиваются различные универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

      Отдельно хочу рассказать о работе с краеведческим материалом   посвящённого Великой Отечественной войны

 В нашем колледже сформирована молодежная студенческая группа, которая вот уже 10 лет  сотрудничает с  Городским советом ветеранов войны и труда, особенно тесный контакт установился с комиссией « Дети войны».

Задачи которые стоят перед нашей группой:

  1.Показать войну глазами детей

  2.Получить навыки самостоятельного исторического исследования  

  3.Оказание реальной помощи нуждающимся ветеранам

         Результатом нашего сотрудничества стали два сборника воспоминаний         « Детей войны», сборники составлены из небольших очерков - воспоминаний. В своей работе мы хотели ухватить незначительные детали, подробности детства, сохранить речь собеседника. потенциал         Накоплен бесценный  материал ,  созданы  презентации  с  фотографиями  и  записью  воспоминаний  ветеранов.  

 Первыми своими изысканиями мы поделились на Областной научно-практической конференции «Демидовские чтения», а затем подготовили публикацию, которую опубликовали на сайте Живая история УрГПУ рф, там же мы опубликовали видео ролик  

Актуальность нашей работы состоит в том , что  главным героем становится сама история, 70 лет –это большой срок, нет в живых ветеранов, но живут среди нас те , кто во время войны были детьми , Дети войны – это особое поколение. Они для нас сейчас являются живыми свидетелями истории, их воспоминания о прошлом  не сухие строчки из учебника, бесхитростные , но такие пронзительно – щемящие рассказы о днях, которые навсегда оставили зарубку в сердце        «Мы родом из войны»,- говорят те, чьё детство пришлось на тяжелы  Мы новое поколение, не знающие войны, собираем по крупицам информацию о поколении наших предков, о поколении « детей во Война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны. Когда при встрече мы просили что-нибудь рассказать о войне, все наши собеседники отвечали одинаково: «Да что там рассказывать. Жили мы плохо, голодно. Да ждали, когда наступит победа.»

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях..

Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание- эти люди причастны к историческим событиям, описанным в учебнике.. Особенно поразили студентов воспоминания Зориной Валентины Александровны:

«Мне на всю жизнь запечатлелась такая картина: после очень короткого выходного дня, мама закутывает меня шалью так, что дышать трудно, усаживает на санки  Она ведёт меня в «круглосуточный» садик, там будут окружать меня худенькие, бритоголовые ребятишки с грустными глазами. У многих уже нет папы, дедушки, братьев. Они умерли, их съело это ужасное слово «война». Мы боялись этого слова . Я помню, что ребят в группе становилось всё меньше и меньше. На мой вопрос: «Мама, а где Витя?», «Почему не пришёл Стасик?» Я слышала ответ: «Он умер  Теперь только я поняла, что дети умирали не от болезни. Они умирали от голода. У нас в садике был праздник, если на обед давали суп из крапивы. На прогулках мы часто играли в «столовую», готовили игрушечный суп или кашу из лебеды, «кудряшек», из другой травы и угощали друг друга.  

После смены девушки ходили в госпиталь, помогать раненым. Однажды она взяла меня с собой. Госпиталь располагался в здании, где теперь находится школа №18. Я была потрясена увиденным. Во всех комнатах, в коридорах, всюду были кровати и носилки с ранеными, изувеченными, окровавленными, забинтованными людьми. В ужасе я кинулась бежать по лестнице вниз и там наткнулась на людей в белых халатах. Они склонились над безруким и безногим молодым парнем. Он метался, кричал, а сестра уговаривала его:                                                                                                                                                       -Сынок потерпи! Сейчас будет легче  Я остолбенела, я не знала, как мне быть. Потом крик прекратился:   «Всё, милок». – Услыхала я.                                                                                                                                                                                                                                     Позже, когда я училась в этой школе, то каждый день, все годы я тихо – тихо проходила это место под лестницей, слева от главного входа и вспоминала увиденное, как – будто он ещё там, а я боюсь его потревожить.»                                                                                                                                                                                            

  Самостоятельная работа учащихся- одна из основных форм краеведческой работы.  Краеведческие материалы можно обнаружить как в письменных источниках  так и в общении с очевидцами,  наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование.

 Метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки т.к. интервьюеру приходится менять вопросы с учётом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого.  Пожилым людям  нелегко вспоминать пережитое.  Первые же контакты с опрашиваемыми вызвали у студентов вопрос: «А почему так неохотно с нами беседуют?» Поэтому методической подготовке студентов приходится уделять много времени. Но это  оправданно. Ведь непродуманный до конца вопрос, неудачное слово, взгляд могли причинить боль опрашиваемых, вызвать у них отрицательные эмоции. Работа по формированию архивов устной истории начата сравнительно недавно, но уже сегодня видны результаты поисково-исследовательской деятельности ребят. Студенты увидели фотографии  детей войны. Услышали о тяжелых испытаниях, которые выпали на плечи маленьких детей  о том, как без выходных и отпусков работали их ровесники у станков и в полях.  Под какими лозунгами они жили, учились, работали и выживали в голодные военные годы. Как сильно они верили в победу советской армии..
    Но пожалуй самым главным в нашей работе является то,
формирование у обучающегося чувства патриотизма и ярко выраженной  гражданской позиции происходит не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы.

          Студенты  обеспечивает моральную  и психологическую  помощь ветеранам.   В ходе работы объединяется деятельность детей и взрослых, а значит, сохраняется связь поколений  . Они собирают информацию о детях войны, о, их воспоминаниях; Стараются оказать конкретную помощь - разности подарки, получить лекарства, сопровождают  в поликлинику, помогают на бытовом уровне нуждающимся   Совместно с Активистами-ветеранами студенты участвуют в  городских субботниках, украшают цветами парки, скверы.    Участвовали в субботнике на кладбище «Мемориал». Вместе с ветеранами бок о бок трудились и молодые люди 15-17 лет. Работали на совесть, чувствовалось, что подросткам, , дорога память о ветеранах войны, что в их сердцах есть уважение к старшему поколению.

  В 2011 году был проведен городской конкурс «Дети войны - они тоже её ветераны», разработать который и провести помогали наши студенты. Участники соревновались в трёх номинациях «Война глазами детей», «Судьба Родины – моя судьба», «Нести людям радость». На суд жюри были представлены  детские воспоминания о той страшной трагедии нашего народа. Ценность этих материалов – в том, что авторы черпали их из кладовой своей памяти, сопровождали свои рассказы  архивными фотоснимками военных и послевоенных лет.  Авторы конкурсных работ своими пронзительно правдивыми и горькими воспоминаниями о войне не оставили равнодушными никого .Это направление воспитательной работы является для студентов уроками нравственности и милосердия.

Заключение

И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно  быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Познавая свой край, дети учатся любить и ценить малую родину, обогащают себя уникальными знаниями, постигают жизненный опыт старших поколений.


Библиография

1.Государственная программа

«Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2016-2020 годы»

2.Вернадский В.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., Неродное образование. 2001.

3.Дереклёва Н. И. Научно – исследовательская работа в школе. М., 2001.

5.Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

6. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2007.

7. Дадыкина И. В. Краеведение – путь к успеху. “История” - приложение к “1 сентября”. № 6, 2013.

8.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М., 2012.

9.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческой работы на уроках истории и во внеурочное время.

ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»Преподаватель Михайлова Т.И. Историческое краеведение - один из элементов исторического образования. Оно же является важным средством связи студ...

Современные образовательные технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности

Преподователь делится опытом модернизации традиционного обучения и использования современных образовательных приемов и технологий....

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...